Журнал педсовет
Оценка 4.6

Журнал педсовет

Оценка 4.6
Культурные мероприятия +2
doc
классное руководство
Взрослым
13.09.2018
Журнал педсовет
Публикация является частью публикации:
ПС-04-96.doc
Из опыта работы по системе Л.В. Занкова. Методические материалы Учредитель: А. Мерзлов Газета зарегистрирована в Комитете РФ по печати 28.07.99 г.  Регистрационный номер  015092 Главный редактор А. Мерзлов Редакторы: И. Цапко Л. Блинова  Рисунки на 2 странице обложки: Х. Биструпа Составители номера: Н.В. Нечаева Е. П. Юдина Адрес редакции: 141016, Московская область г. Мытищи, ул. Зеленая, 7/14. Тел./факс: 588­64­49 e­mail: editor@ped­sovet.ru Подготовка электронной  версии В.А. Савин e­mail: wwweditor@ped­ sovet.ru Авторы   несут   ответственность   за   точность   приводимых   ими   фактов,   цитат,   собственных   имен   и   географических названий. При перепечатке ссылка на газету «ПедСовет» обязательна. © А. В. Мерзлов, 1996­2002 2 РАЗВИВАЮЩИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ Критерии оценки (самооценки): ­   дети   умеют   (приучены)   устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости; ­ дети умеют (приучены) принять противоречие и его разрешить; ­   дети   умеют   (приучены)   находить   несколько вариантов правильных решений. Некоторые «заповеди» урока развивающего обучения: 1. Ничего не сообщайте в готовом виде — новое знание   ученик   открывает   самостоятельно   в процессе выполнения системы упражнений. 2.   Начинайте   с   задания   (вопроса)   в   общей формулировке. Это поможет вам: а) выявить, на что способны хорошо успевающие ученики в этом виде деятельности; б) создать ситуацию помощи менее продвинутым ученикам через ответы хорошо успевающих. В ситуации затруднения сформулируйте задание более конкретно. 3. Держите паузу после постановки задачи — не мешайте   включению   (активизации)   мыслительных процессов   (анализ,   синтез,   абстрагирование, обобщение). 4. Не спешите с оценкой ответа (даже мимикой), чтобы не прервать мыслительный процесс ученика. 5.   Вместо   оценочных   суждений:   «молодец!», «правильно!»   и   других   такого   же   смысла,   лучше выбрать, например, такие: «интересная мысль ...», «интересное наблюдение» и др. 6.   Не   пропускайте   без   обсуждения   ни   одного ответа   (даже   ошибочного).   Создайте   ситуацию, когда допустивший ошибку сам ее найдет, укажет ее причину, назовет способы проверки. 7.   Приучайте   учеников   обосновывать   (без напоминаний) свои ответы: «Есть идея — должны быть   аргументы».   Это   поможет   вам   не   только избавиться от  множества поверхностных ответов, ответов   «невпопад»,   но   и   осуществлять непрерывное повторение ранее изученного, а так же приучить детей слушать ответы одноклассника.   Приучайте   учеников   самостоятельно воспринимать   учебное   задание   (на   слух,   из учебника   и   др.)   и   выполнять   его   без дополнительных разъяснений. 8. Можно   использовать   следующий   вид   работы   с текстом задания: Ученики   самостоятельно   (каждый)   вполголоса читают   задание;   учитель   прислушивается,   при необходимости   помогает   в   правильности   чтения. После этого учитель задает вопрос, например: «На какие   моменты   задания   мы   должны   обратить внимание,   чтобы   правильно   его   выполнить?» Ученики   отвечают,   выборочно   зачитывая необходимые части задания. 9. Помните о навыках правильного, осознанного, выразительного чтения на любом уроке. Можно использовать следующую методику: 1) первичное восприятие детьми целого текста: каждый   читает   весь   текст   вполголоса   (учитель прислушивается,   оказывает   при   необходимости индивидуальную помощь); 2)   выборочное   чтение   учениками   вслух   как средство   обоснования   своих   ответов   на   вопросы учителя,   последовавших   после   ознакомления (прочтения) каждым учеником всего текста. 10.   Готовя   задание,   продумайте   возможные ответы учеников и вашу реакцию на них. 1 КЛАСС МАТЕМАТИКА Тема: Натуральные числа Фрагмент №1 Задачи:  формирование   понятий   «больше», «меньше», подведение к пониманию основания для утверждения,   что   в   одном   множестве   элементов больше или меньше, чем в другом (при этом научная терминология,   связанная  с   теорией   множеств,  не используется),   вовлечение   всех   учащихся   в активную   и   интересную   для   них   учебную деятельность. Учитель. Дети, посмотрите, что у меня на столе? Ученики. Книги. Учитель.  Они   лежат   в   двух   стопках.   Как   вы думаете, в какой стопке книг больше? Валя. Вот в этой, конечно, больше (показывает на более высокую стопку). Учитель. Все согласны с Валей? Ученики (голоса с мест). Да, да. Учитель. А почему вы так думаете? Вова.  Ну,   это   каждому   понятно,   она   вон   какая высокая! Учитель. А может быть, все­таки проверим, вдруг ошибка? Ученики. Не нужно, и так все видно. Учитель.  Ну хорошо, раз вы так уверены. А как бы вы стали проверять, если бы захотели? Костя. Можно было бы посчитать. Учитель.  Правильно,   но   ведь   так   проверить могут   те,   кто   уже   умеет   считать   и   сравнивать числа,   а   мы   не   все   это   умеем   делать,   ведь   вы только начали учиться. Костя. Я умею считать до ста. Учитель.  Ты   молодец,   но   твои   друзья   еще   не научились. Как же можно проверить без счета? Ира. Ой, я поняла, можно, как мы вчера делали, поставить парочками. Вова. Ну насмешила, что же они, как мы, будут за ручки браться? Все смеются, а Ира краснеет от возмущения. Ира.  Ты   ничего   не   понимаешь,   как   будто обязательно   за   руки   браться,   нужно   просто   так сделать   (выходит   к   столу,   берет   одну   книгу   из одной   стопки   и   одну   из   другой,   складывает   их вместе). Вот и получилась пара, понял? Ученики   заинтересовались,   смотрят   —   смех смолк. Учитель. Ну а дальше кто так сделает? Все уже забыли, что не хотели проверять свой ответ,   хотят   тоже   собрать   книги   парами.   В результате   выясняется,   что   в   более   толстой пачке   книги   кончились,   а   более   тонкой   еще остались. Миша.  Как   хорошо,   что   проверили,   а   то   и   не узнали бы ничего. А Вы, М.Н., хитрая, какие книги взяли, здесь толстые, а здесь то­о­ненькие, вот и перехитрили. Я теперь всегда все буду проверять. Ученики. И мы, мы тоже. Учитель.  Правильно,   в   математике   все   нужно проверять и доказывать. Фрагмент № 2 Учитель. Дети, посмотрите, что у меня на столе? Ученики. Книги. Учитель.  Они   лежат   в   двух   стопках.   Как   вы думаете, в какой стопке книг больше? Паша.  Ну,   тут   нужно   сосчитать,   так   просто   не скажешь. 4 Учитель.  А вы посмотрите  на стопки, одна вон какая   высокая,   а   эта   низкая,   может   быть,   и   не нужно считать? Многие   сомневаются,   поддерживают предложение учительницы, но есть сторонники и у Паши. Учитель.  Раз есть ребята, которые думают, что нельзя просто посмотрев на эти стопки, ответить на вопрос, давайте узнаем ответ другим способом. Паша   предлагает   считать   книги   в   стопках,   а   я предлагаю   продолжить   нашу   игру,   в   которой   мы совсем не умеем считать. Как же нам узнать, где книг больше, не считая? Оля.  Это   мы   уже   знаем,   нужно   брать   книги парами, вот и узнаем. Ученики по очереди выходят к столу учителя и собирают пары. Учитель.  Теперь подумайте, кто же был прав: я или Паша? Ученики дружно и с большим удовольствием отвечают: «Паша». Учитель. В чем же он был прав? Лиза. Он правильно сказал, что нельзя так сразу узнать, где было больше, надо подумать. Ученики   делают   вывод   о   том,   что   не   всегда можно   определить   по   внешнему   виду,   где предметов   больше,   а   где   меньше.   Если   же образовать   пары,   то   всегда   можно   получить правильный ответ. Анализ фрагментов уроков В   соответствии   с   поставленными   задачами методика изучения темы построена таким образом, чтобы   выполнение   заданий   не   зависело   от   того, умеет ребенок считать или нет. Выводы делаются детьми   на   основе   самостоятельных   практических действий   и   наблюдений   и   поэтому   становятся личным достоянием каждого ученика. Обе   учительницы   достигли   цели,   которая   была поставлена. Во втором случае этот результат был получен быстрее, однако в первом работа прошла более  эмоционально, что  является  залогом  более прочного усвоения материала. Тема: Состав числа 5 Учитель.  Откройте   учебники   на   странице   с закладкой   и   посмотрите   на   рисунок   в   середине этой страницы (задание № 2 на стр. 16 учебника 1 кл., авторы М.И. Моро и др.) Б 1 Б 2 Б Б Б Б Б С Б Б С С Б С С С С     С    С С 4 + 1 = 5 5 — 3 + _ = 5 5 — _ + _ = 5 5 — 3 _ + _ = 5 5 — 4 Учитель. Что вы о нем можете сказать? Ученик   1.  Здесь   полосочки   нарисованы,   4 полосочки. Ученик 2. Они друг под другом и все одинаковые. Ученик   3.  Я   не   согласен.   Они   одинаковые   по длине, а по цвету разные. Ученик   4.  Я   хочу   добавить.   Эти   полоски разделили   на   кусочки.   Кусочки   одинаковые   по длине и их везде 5. Учитель. А на что похожи каждый такой кусочек и полоски? Ученик   3.  Я   хочу   сказать:   эти   кусочки   и полосочки называются прямоугольники. Учитель.  Вот   какое   слово   ты   знаешь!   Ты   их правильно   назвал,   молодец,   но   на   что   же   они похожи? Ученик   5.  Мне   показалось,   полоска   похожа   на книжку­раскладушку   для   малышей,   а   каждый кусочек тогда — страница. Ученик 6. Парты вместе составили. Ученик 1.  А можно подумать, что кубики такие длинненькие   поставили   рядом   и   получился   как будто поезд. Учитель.  Молодцы, можно еще много придумать похожих предметов. Но мне очень понравилось, как Витя сказал про кубики. Как вы думаете — почему? Ученик   7.  Потому   что   кубики   бывают разноцветные и здесь разноцветные. Учитель. Ты сразу угадал, Сашенька, значит, мы с   тобой   думаем   одинаково.   Давайте   будем называть   эти   кусочки   полосок   «кубики».   Что   вы можете еще рассказать об этих кубиках? Ученик 5. Ну, их везде по 5 и везде есть белые кубики и синие. Ученик 8. Если смотреть сверху, то белых много, а   синих   1,   а   потом   белых   становится   меньше,   а синих больше. Учитель.  Так   как   же   изменяется   количество белых и синих кубиков? Ученик 9.  Я хочу добавить: сначала белых 4, а синих   1,   потом   белых   стало   3,   а   синих   2,   потом белых 2, а синих, зато 3, а в последнем ряду белых остался 1, а синих 4. Ученик 3. Я понял, белые кубики уменьшаются на 1, а синие увеличиваются на 1. Учитель. Послушайте задание, которое мы будем  Какие   математические выполнять   дальше. выражения   можно   составить   к   этому   рисунку? Подумайте и приготовьтесь... Начинайте называть выражения   по   одному,   начиная   с   первой   парты третьего ряда. Ученики   предлагают   свои   выражения, которые   учитель   записывает   на   доске.   В результате появляется запись:  4 + 1, 1 + 4, 5 + 5, 5 + 5 + 5, 5 + 5 + 5 + 5, 2 + 3, 3 + 2. Учитель. Еще есть новые выражения? Ученики  (Несколько   голосов).   Больше   ничего нельзя придумать. Учитель.  Тогда   я   предлагаю   записать   такое выражение  5 ­ 3. Как вы думаете, оно подходит к этому рисунку? Ученик 7. Нет, мы же кубики не забирали. Ученик 3. Я не согласен, оно подходит. Вот здесь 3 белых кубика, если их закрыть, узнаем, сколько синих. Учитель.  Так с кем вы согласны? Подходит это выражение к рисунку или не подходит? Ученики (Большое   количество   голосов). Подходит! Ученик 10. Я еще хочу сказать! Подходит 5 ­ 1 и 5 ­ 4. Ученик 6. А еще можно 10 ­ 5. Далее   дети   предлагают   различные   случаи вычитания,   используя   как   варианты, относящиеся   к   отдельным   рядам,   так   и   к нескольким   рядам,   например,   10­3,   в   двух верхних рядах 10 кубиков, синих 3, а остальные белые. Учитель.  Видите,   как   много   разных   выражений мы   записали.   А   теперь   подумайте,   какие   из   них подходят к первому ряду кубиков? Ученик   11.  Я   думаю,   подойдет  4 + 1,   ведь   4 белых   кубика   и   1   синий,   и  1 + 4  подойдет,   если посмотреть наоборот. Ученик 12. А еще сюда подойдет 5 ­ 1 и 5 ­ 4. 5 Учитель.  Все согласны? Тогда давайте запишем выражения и найдем их значения. Учитель   записывает   под   диктовку   детей   на доске в строчку:  4 + 1 = 5, 1 + 4 = 5, 5 ­ 1 = 4, 5 ­ 4 = 1 Учитель. А теперь найдите выражения, которые подходят ко второму ряду. Одна   ученица   записывает   суммы,   другая разности.   Работа   продолжается   до   тех   пор, пока не получилась запись: 4 + 1 = 5    1 + 4 = 5    5 — 1 = 4    5 — 4 = 1 3 + 2 = 5    2 + 3 = 5    5 — 2 = 3    5 — 3 = 2 2 + 3 = 5    3 + 2 = 5    5 — 3 = 2    5 — 2 = 3 1 + 4 = 5    4 + 1 = 5    5 — 4 = 1    5 — 1 = 4. Учитель. Много пришлось писать? Ученики. Да! Много! Учитель. Посмотрите внимательно на эту запись и   подумайте,   может   быть   можно   было   написать меньше? Ученик 5.  Можно я! Я уже догадалась! Мы же все писали по два раза! Вот смотрите (выбегает к доске). Вот  4 + 1  и вот тоже  4 + 1, вот  1 + 4  и вот 1 + 4. И так все! Учитель. Согласны с Леной? Ученики. Да, да! Учитель. Кто видит лишние равенства и хочет их зачеркнуть  («лес» рук). Вот  как вас много! Тогда договоримся: сейчас начнет  вычеркивать средний ряд, каждый по одному равенству, но обязательно с   объяснением.   Первый   и   третий   ряды   будут арбитрами. Ученики   по   очереди   выходят   и   объясняют, какое равенство они считают лишним и почему. Арбитры   выносят   решение   и   если   оно положительное,   равенство   вычеркивается.   В результате остаются первый и третий столбики, которые Ученики записывают в тетради. Анализ фрагмента урока Учитель   последовательно   ставит   перед   детьми общие задачи, которые требуют самостоятельного размышления, поиска. Каждый ученик работает на своем   уровне   трудности,   дети   дополняют   друг друга,   спорят,   эмоционально   включены   в   общую деятельность. Такая  организация работы создает благоприятные   условия   для   развития   детей, способствует развитию не только ума, но и воли, и чувств ребенка. Тема: Сложение Учитель.  Прочитайте задание № 188 в учебнике (обходит класс, прислушивается, как дети читают).  Ученики  (читают жужжащим способом). Сравни суммы, поставь знаки сравнения:  5 + 4   5 + 3;  6 + 3 3 + 6; 5 + 2  7 + 2; 5 + 4  4 + 5. Учитель.  Выполняйте   задание   карандашом   в учебнике. Ученики   работают   самостоятельно.   Учитель подсаживается   к   отдельным   ученикам, беседует с ними. Учитель.  Давайте   порассуждаем,   что   у   вас получилось. Ученики: ­ сумма 5 + 4 больше, чем 5 + 3, потому что второе слагаемое   первой   суммы   больше,   чем   второе слагаемое   второй   суммы,   а   первые   слагаемые   у сумм одинаковые; ­ сумма 6 + 3 равна сумме 3 + 6, потому что у них просто переставлены слагаемые; ­  5 + 2  меньше  7 + 2,   потому   что   5  меньше  7,   а вторые слагаемые одинаковые; ­   здесь   знак   равно,   от   перестановки   мест слагаемых значение суммы не изменяется. Учитель записывает ответы на доске: 5 + 4 > 5 + 3 6 + 3 = 3 + 6 5 + 2 < 7 + 2 5  + 4 = 4 + 5 Учитель.  На   какие   две   группы   можно распределить получившиеся выражения? Ученики. Можно по знаку сравнения: в 1 группу — со знаком «равно», а во 2­ю — все со знаками «больше» и «меньше». Учитель.  Запишите каждую группу в отдельный столбик. Ученики   работают   самостоятельно.   Учитель работает с отдельными учениками. Учитель. Продиктуйте мне, что у вас получилось (записывает ответы на доске). Ученик. В 1 столбике у меня получилось: во 2 столбике: 6 + 3 = 3 + 6 5 + 4 = 4 + 5 5 + 4 > 5 + 3 5 + 2 < 7 + 2   Учитель.  Какое правило можно сказать, глядя на первый столбик?  6 Ученик.  Ели   поменять   местами   слагаемые,   то значение суммы не изменится. Учитель. Есть другое мнение? Ученики (несколько голосов). Нет! Учитель. Какое правило можно сказать, глядя на второй столбик? Ученики: ­ если второе слагаемое увеличить, то и сумма увеличится; ­ если первое слагаемое уменьшить, то и сумма уменьшится; ­ я догадался, если одно из слагаемых увеличить на   несколько   единиц,   то   и   сумма   увеличится   на столько же единиц. Учитель.  Молодцы,   вы   были   очень наблюдательны.   Откройте   тетради   на   печатной основе на стр. 4, выполните задание №1. ­­­­­ ­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­ ­­­ ­­­­­­ ? ­­­­­­­­­­­­ Ученики  (читают   жужжащим   способом). Рассмотри рисунок, дорисуй его. Учитель. Какую закономерность заметили? Ученики: ­ отрезки слева увеличиваются на 3; ­ каждый отрезок слева больше на 2. Учитель.  Прочитайте   задание   №   1   на   стр.   3   и скажите, какие закономерности мы должны учесть, чтобы выполнить задание? Ученики  (читают   вполголоса).   Посмотри   на рисунок; построй букет из 7 гвоздик, чтобы красных было больше белых. Пауза. Ученик.  Первая   закономерность   —   в   букете должно быть 7 гвоздик; вторая — красных больше. Пауза. Учитель. Расскажите о ваших букетах. Ученики: ­ у меня получился букет из 6 красных и 1 белой гвоздики, 6 больше 1, а всего 7; ­ 5 красных и 2 белых, 5 больше 2; ­ 3 красных и 4 белых; ­   я   не   согласен,   3   меньше   4,   а   в   задании требуется,  чтобы  красных было  больше,  значит  4 красных. Учитель. Еще есть варианты? 7 Ученики (несколько голосов). Нет. Учитель.  Теперь   скажите,   какие   можно составить записи? (Записывает примеры на доске по мере поступления ответов детей.) 6 + 1 = 7 5 + 2 = 7 4 + 3 = 7 Учитель. Какую закономерность заметили? Ученики: ­ первые слагаемые уменьшаются; ­ вторые слагаемые увеличиваются; ­   первое   слагаемое   уменьшается,   второе увеличивается, а сумма не изменяется. Учитель. Как вы думаете, почему не изменяется? Ученик.  Потому   что   первое   слагаемое уменьшилось на 1, а второе увеличилось тоже на 1; вот значение суммы и не изменилось. Учитель. Какое правило можно сказать, глядя на эту запись? Ученик.  Если   первое   слагаемое   уменьшить   на несколько единиц, а второе увеличить на столько же, то значение суммы не изменится. Учитель.  Молодцы,   вы   сегодня   хорошо поработали, были наблюдательны. Нарисуйте дома ваши букеты. Тема: Таблица сложения Учитель. Найдите значение суммы чисел 5 и 4. Ученики: ­ у меня получилось 9; ­ а у меня — 8. Пауза. Учитель.  У нас получилось в одном выражении два разных ответа, два разных мнения. Может так быть? Ученики  (несколько голосов). Нет, здесь так не будет, это не такое задание. Учитель.  Пойди,   Боря,   докажи,   что   твой   ответ верен. (Боря выходит и выполняет рисунок на доске.) Боря. Я ошибся, правильный ответ 9. Учитель. Молодец, что так быстро нашел ошибку. А как ты думаешь, почему ты ее допустил? Боря.  Я думал, что уже таблицу знаю и не стал проверять; нужно еще проверять пока. Учитель.  Ребята,   Боря   показал   один   способ проверки   ответа;   он   сделал   рисунок.   А   как   еще можно себя проверить? Ученики: ­ можно по числовому ряду, люблю проверять по ряду; ­ можно взять палочки и смотреть на палочках; ­ можно посмотреть в таблицу сложения; ­ можно не только на кружках, на квадратиках и на чем угодно, хоть на партах; Учитель.  Молодцы,   много   разных   способов предложили. Только я не поняла, Саша, как же ты будешь   на   партах   проверять,   ведь   их   двигать тяжело и долго? Саша. А я и не буду двигать; вот у нас в каждом ряду 5 парт, я сосчитаю в одном ряду все парты, а в другом только 4 парты и получится 9 (показывает какие парты надо считать в 1­м ряду и какие во 2­ м). Анализ фрагмента урока Приведенный   фрагмент   урока   является примером   работы   с   ошибками   на   уроке   — допущенную ошибку пытается исправить и найти ее причину   сам   допустивший   ее   ученик.   Работа строится   на   основе   сравнения   и   обсуждения различных без предварительной   оценки   их   учителем,   что   очень важно,   т.к.   возникновение   ошибки   и   ее   характер непредсказуемы. вариантов     ответов,   Тема: Числовой ряд Учитель. Кто может сказать? ... Что больше 7 или 5? Ученик А. 7 больше 5. Учитель. Ответ неполный. Ученик Б. 7 больше 5, потому что 7 это 5 и еще 2. Пауза.   Учитель   выжидательно   смотрит   на класс. Ученик С.  5 меньше 7, потому что стоит в ряду перед 7. Пауза. Ученик Е. Я могу сказать! 7 больше 5. Учитель. Молодец! Ты правильно понял задание, в   котором   два   вопроса:   первый   —   «Кто   может сказать»; второй — «Что больше 7 или 5?» Анализ фрагмента урока Каковы общие цели задания? ­ Формирование математического понятия. ­ Развитие произвольного внимания. 8 Тема: Равенство Учитель. Дети! Какое сегодня число? Ученики. Четырнадцатое ноября. Учитель. Запишите в тетради. Учитель.  Что   вы   можете   рассказать   об   этом числе? Ученик   А.  Это   число   двузначное,   потому   что состоит из 10 и 4. Ученик Б.  Оно больше чем 10, потому что стоит правее 10. Ученик В.  Его можно прочитать как «четыре на десять». Ученик Д. Оно меньше, чем 15, потому что стоит левее 15. Ученик Е. Оно стоит в ряду за числом 13. Учитель. Как же можно получить это число? Дети называют выражения, а учитель под их диктовку пишет на доске: 9+5=14; 13+1=14; 10+4=14; 21­8=14;   22­8=14 8+6=14;  7+7=14;  10+4=14; 9+5=14;    20­5=14; 6+8=14;  2+12=14;  5+9=14; 11+3=14;  12+2=14; 15­1=14; 17­4=14;  19­5=14; 16­3=14. Учитель.  Больше   нет   места   —   давайте остановимся. Вот как много получилось выражений! Каким, одним словом, их можно назвать? Дети (хором). Равенства. Учитель. Каким признаком вы воспользовались? Ученик А. У них есть знак равенства. Учитель.  Всмотритесь   в   эти   равенства.   Что скажете? Ученик   Б.  21 ­ 8 = 14  —   это   равенство,   но   оно неправильное, должно получиться 13. Ученик   К.  17 ­ 4 = 14  и  16 ­ 3 = 14  —   тоже неправильные равенства; в первом получится 13, и во втором тоже — 13. Ученик   Д.  Равенство  20 ­ 5 = 14  тоже неправильное, будет 15, а не 14. Учитель.  Что   же   можно   сказать   про   все записанные  равенства? Ученик Е.  Здесь  есть  равенства правильные и неправильные. Учитель.  В   математике   такие   равенства называют   «верные»   и   «неверные».   На   какие   две группы   можно   разделить   эти   равенства,   чтобы равенства   каждой   группы   были   чем­то   похожи? Найдите как можно больше способов. Ученик   С.  В   первую   группу   все   верные равенства, а во вторую — неверные. Ученик   Д.  В   первую   группу   все   равенства   со знаком   действия   сложения,   а   во   вторую   —   все равенства со знаком действия вычитания. Ученик А. В первую группу равенства, в которых все числа однозначные, а во вторую — равенства, где есть двузначные числа. Учитель.  Выполните   в   тетрадях   деление равенств на группы одним из способов. Анализ фрагмента урока Прием «анализ числа 14» в самом начале урока   что   это   первый   класс, оправдан   тем, отрабатывается   понятие   «двузначное   число». Постановка   вопроса   в   обобщенной   форме позволила   учителю   включить   детей   в   поисковую деятельность,   которая   успешно   завершилась выходом на признаки понятия. Кроме того, учитель терпеливо без сиюминутного оценивания   (даже   мимикой)   записывает   все решения,   которые   предлагают   дети,   создавая основу для дальнейшей деятельности с выходом на признаки   понятия   «равенство»  и   классификацию, что важно, т.к. далее дети будут выделять и другие группы   «особых»   равенств,   которые   называются уравнением,   и   классификация   к   этому   готовит детей. Тема: Уравнение На   магнитной   доске   прикреплены   вразброс карточки с изображением цифр, букв и знаков действий: 5  =  4  3  =    5  2  1  7  4  х  =  8  +  =  +  4  =  6  х  +  _  3  9  Учитель.  Дети,   у   меня   все   рассыпалось,   я   не знаю, что делать дальше. Ученик А. Можно составить разные выражения, если передвигать карточки. 9 Дети   выходят   поочередно   к   доске, выкладывают выражения пока не израсходуют все карточки: 3 + 3 = 6   1 + 4 = 5  4 + 4 = 8  х + 2 = 9   7 ­ х = 5 Учитель.  Каким   одним   словом   можно   назвать получившиеся выражения? Ученик Б. Примеры. Ученик В. Выражения с буквой. Ученик   С.  Это   равенства,   потому   что   знак «равно» у них есть. Учитель.  Распределите   эти   равенства   на   две группы, чтобы равенства каждой группы были бы чем­то похожи. Каждый самостоятельно выполняет задание, записывая   в   тетради.   Учитель,   обходя   класс, общается с отдельными учениками. Учитель. Какие же группы равенств получились? Ученик Б.  В 1 группу:  1 + 4 = 5,  7 ­ х = 5  — они похожи   результатами,   а   во   2   группу:  3 + 3 = 6, 4 + 4 = 8,  х + 2 = 9  —   они   похожи   по   действию сложения. Ученик   С.  Я   в   1   группу   записал:  3 + 3 = 6, 1 + 4 = 5,  4 + 4 = 8  —   тут   только   числа;   а   во   2 группу: 7 ­ х = 5, х + 2 = 9 — эти равенства похожи, потому что есть буква «х». Учитель   под   диктовку   детей   записывает группы равенств на доске. На доске появилась запись: 1 + 4 = 5 7 ­ х = 5 3 + 3 = 9 4 + 4 = 8 х + 2 = 9 3 +3 = 6 1 + 4 = 5 4 + 4 = 8 7 ­ х = 5 х + 2 = 9 Учитель.  Что можете рассказать про равенства четвертого столбика? Дети: ­ везде есть буква «х»; ­   здесь   есть   неизвестное   число,   которое спряталось под буквой «х»; ­   я   думаю,   что   неизвестное   число   меньше,   чем известные числа; ­ я догадался: в первом  равенстве неизвестное число равно 2, а во втором — 7; ­   такие   равенства   называются   уравнением,   мне папа говорил. Учитель.  Молодец!   Ты   даже   узнал,   как называются эти особые равенства. Действительно, в   математике   равенства,   в   которых   есть неизвестное   число,   называют   уравнениями.   Эти неизвестные   числа   обозначают   буквой.   Давайте сами придумаем равенства, которые можно назвать словом «уравнение». Учитель   под   диктовку   детей   записывает равенства,   предлагает   и   свои.   В   результате появилась запись на доске: 5 + х = 10;   4 ­ х = 2;   3 + х = 6;   а ­ 1 = 5 (учит.);  а + 3 = 7;     в + 3 = 6 (учит.);   м + 3 = 8;   х ­ 7 = 3; 2 + х (учит.);   р + 7 = 10. Учитель. Давайте остановимся, да и писать уже негде.   Может   у   кого   найдется  особое   мнение  по поводу написанного? Ученик Д.  Я не согласен:  2 + х  нельзя назвать уравнением,   оно   является   не   равенством,   а простым выражением. Учитель стирает 2 + х. Учитель. Так каким одним словом можно назвать оставшиеся равенства? Дети  (хором).   Уравнением,   потому   что   у   этих равенств есть неизвестное число и оно обозначено буквой. Анализ фрагмента урока Учитель создал ситуацию, когда дети включились в   познавательную   деятельность   поисковой направленности,   в   результате   которой   они самостоятельно   вышли   на   основные   признаки понятия «уравнение». При   этом   им   пришлось   выполнить   систему   все усложняющихся упражнений. Работа   успешно   завершилась   выходом   на ситуацию   осмысления   понятия   «уравнение»   на основе   включения   в   деятельность   по самостоятельному конструированию уравнений. РУССКИЙ ЯЗЫК Тема: Ударные и безударные гласные На   доске   предварительно   написаны   пары слов: в лесу — лес снега — снег следы — след зверей — зверь в ряды — ряд в мячи — мяч Учитель.  Какие   слова   в   предложенных   парах являются проверочными? Ученики: ­ называют только конкретные слова; 10 ­   называют   конкретные   слова   и   объясняют, почему они являются проверочными; ­ дают обобщенный ответ сразу: слова, в которых на проверяемую гласную попадает ударение; ­ группами выбирается наиболее точный ответ. Учитель.  Выполните   упражнение   №   ...   на   ... странице учебника. Анализ фрагмента урока Знание о способе проверки безударных гласных не ново для учащихся, в данном случае это знание должно   быть   не   просто   воспроизведено,   а выступать   как   основа   самостоятельного   анализа языкового материала. Чтобы   ответить   на   поставленный   учителем вопрос   самостоятельно,   нужно   найти   общий признак во всех вторых словах пары: гласные стоят под   ударением,   т.е.   осуществить   мыслительную операцию рассмотрения  ряда слов с одной точки зрения — по одному общему признаку. Ответы   учащихся   свидетельствуют   о   разной степени проявления мышления, но во всех случаях можно   говорить   о   проявлении   самостоятельности мысли. Учитель   присматривается,   кто   как   отвечает,   не спешит с подтверждением наиболее правильного и полного   ответа,   побуждает   к   ответу   слабых учеников,   хвалит   даже   за   попытку   ответить   на вопрос, ободряет, поддерживает. Давая нестандартное задание на уроке, учитель может получить, не изучая специально мышление учащихся, представление о степени продвинутости детей в развитии самостоятельности мышления. Тема: Ударные и безударные гласные  На доске записываются слова в таком виде:   леса, лес, снега, снег, следы, след, ряды, ряд Учитель.  Устно   распределите   слова   на   две группы. Пауза. Ученик   А.  Я   в   первый   столбик   записал   слова: снег,  след,  снега,  следы.   Они   похожи   тем,   что начинаются   одинаково   с   буквы  С.   А   во   второй столбик — все остальные слова. Учитель   пишет   на   доске   под   диктовку ученика А. снег лес след леса снега ряд следы ряды Учитель.  Что   скажете?   Чем   похожи   слова второго столбика? Ученик Б.  У слов второго столбика нет общего признака. Ученик   В.  Признак   «все   остальные   слова»   не является существенным признаком. Учитель стирает запись на доске. Ученик   С.  Я   в   первый   столбик   заисал   слова: снег, лес, след, а во второй — леса, следы, ряды, снега. Учитель делает запись на доске. леса снег   лес   следы след   ряды        снега Учитель. Что скажите? Ученик А. В первый столбик можно дописать еще слово ряд. Учитель (дополняет   запись,   обращается   к ученику   С.).   По   какому   признаку   ты   распределил слова? Ученик   С.  В   словах   первого   столбика   под ударением пишется Е; во втором ударение везде на конце слова. Ученик Д. Я записал слова так (диктует): снег лес след ряд снега леса следы ряды Учитель. А по какому признаку ты распределил слова? Ученик   Д.  Слова   первого   столбика   все   в   а   второго   —   во единственном   числе, множественном. Они похожи. После   коллективного   решения   задания ученики   записывают   в   тетрадях   слова   в   две группы. Анализ фрагмента урока Группировка,   как   вид   учебного   задания,   не является   привычным   видом   работы   на   уроках русского   языка.   Более   того,   дети   должны самостоятельно   найти   основание   группировки. Успешное   выполнение   задания   зависит   от успешности анализа самостоятельного     предъявленных слов по их форме и последующего перехода к более сложным формам мыслительной деятельности   —   абстрагированию   (отвлечению, выделению)   и   обобщению   выделенных   в   ходе анализа   признаков,   отвечающих   поставленному условию: разделить на 2 группы. То,   что   группировка   возможна   разными способами, открывает простор мысли ребенка. При коллективном   обсуждении   выявится,   кто   как предлагает разделить и почему. При этом учитель сначала выслушивает все ответы, подводя детей к верному   решению.   Учитель   подмечает   разные уровни ответов школьников по ходу урока: высокий, когда ученики разделят слова на группы по какому­ нибудь   одному   признаку   и   перейдут   к   другому, четко обозначив группы. Ответы этого уровня будут свидетельствовать о хорошо развитом мышлении. Могут быть Ученики, которые выделят основание группировки   верно,   а   при   распределении   слов допустят 1­2 ошибки; Ученики, которые не примут участия   в   обсуждении,   или   такие,   которые предпримут   неправильные   попытки   разделения слов  на   группы.   Важно  то,  что  они   слушают,  как рассуждают другие, а в дальнейшем, если учитель будет их ободрять, и сами примут участие в работе класса. После коллективного решения задачи (здесь оно необходимо   ввиду   трудности   задания)   ученики записывают свои решения в тетради. Последующая проверка   учителем   правильности   письменного выполнения задания также укажет на затруднения, которые еще будут испытывать отдельные Ученики при выполнении подобных заданий. Таким ученикам нужна   более   сильная   мера   помощи,   чем коллективное   решение,   —   подсказка   учителя, подробное объяснение или повторный анализ. Тема: Перенос слов Учитель молча пишет на доске: во¦да    во¦зил     о¦го¦род     мо¦и во­да    во­зил     ого­род     мои Учитель.  Дети,   посмотрите,   перечитайте, сопоставьте, сделайте вывод. Пауза. Учитель уходит в конец класса. Дети обсуждают задание в группах. Дети: ­   в   первой   строчке   вертикальные   палочки,   а   в нижней — горизонтальные; 11 ­   в   первой   строчке   слова   разделили   на   слоги, ­   На   картине   изображен   яркий   зимний   день. потому что слогов столько, сколько гласных; Кругом снег блестит. ­   во   второй   строчке   слова   разделили   для переноса. Анализ фрагмента урока Специальным образом подобранное содержание, формулировка задания в общей форме, временная пауза после постановки задания (1 мин) обеспечили успешность включения мыслительных процессов. Тема: Звуки и буквы На классной доске запись: а б ф к  Учитель. Найдите лишнее. Дети: ­  «к»  лишняя,   пишется   с   отрывом,   а   остальные без отрыва; ­ «а» лишняя, потому что она гласная; ­  «б»,   потому   что   у   нее   элемент   к   верху,   а   у остальных на строке; ­ «ф», потому что два овала; ­ «б», лишняя, потому что звонкая; ­ еще «ф» лишняя, потому что она мешает слову «бак»; ­  «а»  еще   лишняя   потому,   что   здесь   совпадает название звука и буквы. Анализ фрагмента урока Учитель   создал   ситуацию   приучения   детей находить несколько правильных решений, при этом достигалась   гибкость   мыслительных   процессов (постановкой   вопроса   в   общей   формулировке учитель дает простор для высказываний детей). 2 КЛАСС ЧТЕНИЕ Тема: Весна Учитель.  Перед   вами   картина   (название закрыто).   Рассмотрите   ее   и   расскажите,   что изображено на ней. Ученики: 12 ­ Приехала лошадка, запряженная в сани. Хозяин ушел.   На   крыше   снег   немного   подтаял.   Чистое голубое небо. Это весной. Учитель.  Высказано   два   мнения.   Первое   —   на картине   изображена   весна,   второе   —   зима. Давайте послушаем других ребят. Ученики: ­   Это   весна.   Зимой   снег   не   тает,   он   белый, пушистый, а здесь он слежалый, начал подтаивать на солнце. ­ Это зима. Кругом снег. Сосны зеленые. Мороз. ­ Зимой шагнешь, снег­то чистый, а здесь следы на дороге ярко­голубые. ­ Это весна. Солнце ярко светит, на крыше над крыльцом снега нет, солнце растопило. Анализ фрагмента урока     Рассуждения Учитель побуждает учащихся к самостоятельному рассмотрению   картины,   причем   ставит   вопрос   в общей     форме,   давая   тем   самым   простор   для высказываний. детей свидетельствуют о способности интерпретировать увиденное,   обобщать   выявленные   ими   детали картины.   Но   рассмотрение   объекта   в   условиях самостоятельной деятельности пока еще далеко не полное: суждения базируются на выделении одной­ двух деталей. Обнаружив,   что   рассмотрение   объекта   детьми неполное,   учитель   не   спешит   исправлять   их, наоборот,   он   дальше   стимулирует   деятельность наблюдения   учащихся,   используя   прием столкновения   разных   точек   зрения:   привлекает внимание к несовпадению мнений. Это побуждает ребят   к   более   внимательному   рассмотрению картины, ее тонких деталей, к их сопоставлению. Учитель.  Как   вы   думаете,   весна   здесь   уже полностью вступила в свои права или это только ее первое дыхание? Ученики: ­ Снег ведь немного стаял. Это начало весны. ­ Луж нет, на деревьях еще почки не набухли — значит ранняя весна. ­   Снег   немного   осел.   Он   устал.   Но   еще   много снегу. ­ Лошадка пригрелась и дремлет. Она как будто ждет чего­то. Учитель. Чего же она, по­вашему, ждет? Ученик.  Весны.   Если посмотреть на дом, то он тоже как бы греется на солнышке.   Настоящей   весны. Учитель.  Посмотрите еще внимательнее, какими красками   художник   передал   пробуждение   весны. Давайте   посмотрим,   как   он   изобразил   снег. Постарайтесь тонко пронаблюдать, какой он, и не повторяться. Ученики (много желающих отвечать): ­ Снег голубой. ­ Серо­голубой. Местами синий. ­   В   глубине   леса   белый,   чистый.   На   дороге потемнее, тени. ­   Снег   не   такой   рыхлый,   как   зимой,   а   сверху твердый наст. ­ На припеке, на крыше снег серый, а в глубине леса не растаявший. Снег слежался за зиму. Учитель.  Вы   очень   хорошо   описали   и   поняли картину.   Проявили   хорошую   наблюдательность. Русский художник И. Левитан в картине изобразил самое начало, первое дыхание весны и назвал ее «Март». Анализ фрагмента урока Конкретные   вопросы   учителя   требуют   тонкости наблюдения. Из записи урока видно, что Ученики, будучи   еще   не   способными   к   многостороннему, тонкому   описанию   предложенного   объекта   при общей формулировке  вопроса, «чувствительны» к помощи,   значительно   улучшают   деятельность наблюдения при постановке конкретных вопросов. Сабурова А.М. г. Краснодар 1 КЛАСС ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Тема. Грамматика и фонетический разбор На доске напечатаны слова Снопы      пруды      шкафы      моржи сно.         пру..         шка..          мор.. Учитель. Дети, прочтите слова. Пауза. Учитель ждет, когда прочтут все. Учитель.  Что   заметили?   Поделитесь   своими мыслями. Вова   М.  Я   увидел,   что   записаны   слова   по   два слова. Таня. Я согласна, они стоят парами. Андрей П. А еще букву надо дописать, три слова не дописаны. Дима. Я увидел — ЖИ ­ ШИ пишется с буквой и. Учитель. Хорошо. Какие же буквы не дописаны? Алина. В слове сноп — буква П. Учитель. А почему? Мне кажется, допишем букву Б. Андрей Я. Нет, П, ведь снопы — слышно П, а не снобы. Учитель.  Хорошо. Пишу — сноп. А в слове пру.. какую букву напишем? Наташа. Напишем букву Д. Учитель.  Это почему? А может — Т, есть слово прутик. Артем.  Да,   есть,   я   летом   у   бабушки   в   станице гусей выгонял прутиком. Это ветка длинная. Кристина. При чем тут веточка? Слова­то парами написаны. Пруды — значит пруд — букву Д надо писать. Учитель. Ты, Артем, согласен или нет? Артем. Да, я согласен, просто слово — прутик — есть тоже. Учитель.  Хорошо, пишу пруд. Следующее  слово разбираем. Сережа   К.  В   слове   шкаф   —   буква   Ф,   есть проверочное — шкафы. Учитель. Кто думает иначе? (Таких не было.) Учитель. Последнее слово — морж. Произнесите для себя. Какой звук слышите в конце? 13 Учитель. А почему? Коля. А здесь как слышим, так и пишем. Сережа З. Значит нет расхождения. Олег. Звук [Ш]. Учитель. Дайте характеристику звуку [Ш]. Аня. Это согласный звук и глухой. Олег. Еще он твердый. Сережа К. Он всегда твердый. Аня. Да, и [Ж] тоже всегда твердый. Учитель. Молодцы. Так какую же букву напишем — мор.. Сережа З.  Букву   Ж,   потому   что   моржи,   много моржей. Учитель. Кто не согласен? Лена. Все согласны. Учитель. Прочитайте слова в первой строчке. Пауза. Учитель. Что общего у всех слов? Андрей П. Ударение на последней букве стоит. Лена. Ударение падает на второй слог — можно так сказать. Марина. Я заметила — во всех словах только два слога. Коля. И это все предметы. Володя.  Эти   слова   —   много   предметов называют. Не один морж, а моржи, шкафы. Ксеня.  А   еще   морж   живой,   а   остальные   — неживые предметы. Учитель.  Живые   предметы   —   одушевленные называются, а неживые — неодушевленные. Учитель.  Молодцы.  А теперь про себя прочтите слова во второй строке. Пауза. Учитель. Тихонечко проговорите для себя. Пауза. Учитель. Как можно разделить эти слова на две группы? Пауза. Артем.  Я знаю, одни звуки слышатся, другие — не слышатся. Учитель. Какие звуки не слышатся? Артем. «Морж» — Ж не слышится ведь. Володя.  Просто слышится другой звук — [Ш], а пишем букву Ж. Учитель. Артем, ты согласен? Артем. Да. Я так и хотел сказать. Аня. Я предлагаю в первую группу слова «морж» и   «пруд»   —   в   них   расхождение   между   звуком   и буквой. Ксеня.  Пишется   парная   буква.   У   нас   на   ленте букв пары. (Читает.) Учитель. Одну группу мы нашли. Лена. А «сноп» и «шкаф» — в другую группу. 14 Корзова О. А. Школа­комплекс «Царицыно». 2 КЛАСС МАТЕМАТИКА Тема: Умножение числа 0.  Дополнение и сокращение условия задачи Учитель.  Сегодня   вам   предстоит   выполнить несколько интересных и трудных заданий. Ребята,   поделитесь   своими   впечатлениями   о заданиях, над которыми работали дома. Алеша К.   Я все задание сделал очень быстро. Было   интересно   записывать   в   общем   виде закономерности,   которым   подчиняются   числа   в каждом столбике. Мой брат долго думал, а я — нет. Я   могу   на   доске   записать.   (Выходит   к   доске записывает: а Ѕ в = в Ѕ а.)  Олег К.  Можно я продолжу? Только я тетрадь с собой возьму (записывает: с + 0 = с; d Ѕ 1 = d). Учитель. Согласны ли вы с Алешей и Олегом? Оля К. У меня так же. Только буквы другие. Маша   К.  Это   было   легко.   Мне   больше   всего понравилось задачи составлять. Учитель. Прочитай, пожалуйста, свою задачу. Маша  читает   условие   задачи,   голосом выделяет   вопрос   задачи:   «Сколько   игрушек осталось у  девочки?» Стас   М.  У   меня   задача   про   самолеты.   (Читает условие   и   вопрос   задачи:   «Сколько   самолетов осталось на аэродроме?») Наташа В.  Стас, я думаю, что твоя задача того же вида, что и у Маши. Стас М.  Я знаю. У  меня  и другая  задача есть. (Читает:   «Самолетов   —   14,   вертолетов   на   11 меньше. Сколько вертолетов на аэродроме?») Саша   М.  У   меня   задача   о   конфетах.   (Читает условие и вопрос: «На сколько конфет больше в 1 коробке, чем во 2?») Учитель. Сколько же разных задач вы составили к одному выражению? Мила Ш. Три разных задачи! Стас М. Правильно. Я согласен. Учитель.  Молодцы,   ребята.   Я   вами   очень довольна. Вова   Ж.  Ольга   Алексеевна,   а   мне   интересно было  складывать  фигуру  из  палочек. Я  начертил решение в тетради. Учитель.  Иди и выполни  задание  на магнитной доске. Вова складывает фигуру, убирает 4 палочки, остается два квадрата:   В   классе   оживление,   ребята   тянут руки. Илья Л. У меня не так! У меня другой вариант. Можно я покажу? Выходит к доске, показывает свой вариант решения: Наташа   В.  Я   думаю,   что   других   решений   нет. Решений всего два. Учитель. Есть другие предложения? Ребята. Нет! Нет! Учитель.  Ребята,   я   предлагаю   вам   следующее задание. 40:5 5х8 6х7 42х6 8х5 40:8 42:7 7:6 6х4 4х6 27:9 9х3 24:4 24:5 3х6 27:3 Подумайте,   пожалуйста,   и   решите,   какой прямоугольник «лишний».  Все внимательно смотрят на задание. Витя С. сразу же поднимает руку. Витя С. Я уже знаю. (Идет к доске и показывает на 2­ой прямоугольник.) Учитель. Докажи, пожалуйста, свой выбор. Витя молчит, доказать не может. Наташа В.  А я   с Витей не согласна. Витя, ты поторопился   и   ошибся.   Я   думаю,   что   «лишний» прямоугольник 4­ый. Учитель. Докажи, пожалуйста! Наташа   В.  В   каждом   прямоугольнике   есть произведения   и   частные.   Я   заметила,   что   они связаны   друг   с   другом.   А   в   4­м   прямоугольнике произведение  3 Ѕ 6  не   связано   ни   с   одним выражением. Таня К.  Умножение и деление — это обратные действия. Я думаю, что Наташа права. Учитель. Ребята, кто думает иначе? Ребята. Согласны! 15 Учитель.  Запишите   это   произведение  (3 Ѕ 6)  в тетрадь   и   составьте   все   равенства   с   ним связанные. Ученики работают самостоятельно. Маша К.  Я записала еще 3 равенства. (Читает: 6 Ѕ 3; 18 : 6, 18 : 3.) Олег К. Маша, молодец! И у меня 3 равенства. Учитель. Ребята, сегодня нам предстоит сделать важное   открытие.   Кто   готов   провести   это исследование? Оживление в классе. Алеша К. Над чем надо думать? Маша К. Алеша, подожди, дай Ольге Алексеевне все объяснить! Учитель.  Откройте   учебник   на   стр.   35   и внимательно прочитайте задание № 93. (Рассмотри произведения  0 Ѕ 4,  0 Ѕ 9,  0 Ѕ 6.   Замени   в   них умножение   сложением   и   найди   значение   сумм. Запиши значения произведений.) Дети читают. Учитель.  Ребята, понятно ли вам, над чем надо думать? Илья Л. Мне понятно. Можно уже писать? Настя   А.  Я   думаю,   надо   сначала   подумать хорошенько, а потом уже писать. Учитель.  Настя   права.   Прежде   чем   записать, надо все хорошо обдумать. Приступайте к работе. Ученики работают самостоятельно. Учитель.  Кто   готов   поделиться   своими наблюдениями? Наташа В. Я заменила умножение сложением и  у меня   получилась   такая   запись   (идет   к   доске, пишет): 0 + 0 + 0 + 0 = 0. Я думаю, что 0 Ѕ 4 = 0. Учитель. Кто продолжит? Витя С.  У меня получилась такая запись (пишет  0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0; на   доске): 0 Ѕ 9 = 0. Маша К. Ребята, все уже и так ясно! 0 Ѕ 6 = 0. Стас М. А у меня получается, что 0 Ѕ 6 = 6. Учитель.  Давайте   разберемся!   Объясни, пожалуйста, свое решение. Стас выходит к доске,  пишет и объясняет. Стас   М.  0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0,   но  0 Ѕ 6 = 6.   Я думаю так! В классе  шум, дети тянут руки. Наташа В. Стас, посмотри, что ты написал! Я не согласна с тобой! 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0, а 0 * 6 = 6. Это ошибка! Саша А. У него все наоборот! Алеша   К.  У   него   не   наоборот,   а   у   него   нет правильности...   (думает,   как   точнее   сказать,   не находит нужных слов). Стас   М.  Нет,   у   меня   все   правильно!   (Начинает опять доказывать.) Наташа В.  Ты, просто, забыл, что умножение — это сумма одинаковых слагаемых. Учитель. Давайте разрешим это противоречие. Настя А. Стас, у тебя противоречие в 1­ой и во 2­ ой строке. Стас М. Я считаю, что ошибки нет (думает). Учитель.  Стас,   ребята   с   тобой   не   согласны. Подумай. Олег К. Я думаю, что при умножении числа 0 на другое число получится 0. Учитель. Ваше решение? Оля К. Олег правильно говорит! Маша К.  Ребята, я хочу дополнить ответ Олега. Если 0 умножать на все числа, то получается 0. Наташа В. Не «на все числа», а на любое число. Учитель.  Кто   же   сделает   вывод   после   всех наблюдений? Саша А. Если число 0 умножить на любое число, получится 0. Аня   С.  Я   записала   это   буквами.   Не   знаю, правильно ли? (Идет к доске, пишет: 0 Ѕ а = 0.) Учитель. Ребята, так ли это? Маша К. Верно! Илья С. У меня 0 Ѕ в = 0. Маша К. Я думаю, мы правильно сделали вывод. Стас   М.  Я   не   уверен,   что   у   нас   правильно записано. Ребята, Учитель.    Стас   сомневается   в правильности   ваших   выводов.   Что   мы   ему посоветуем? Лена К. Пусть тебе папа объяснит. Вова Х. Я думаю, надо самому разобраться. Учитель. Я предлагаю вернуться к этому вопросу завтра. Обдумайте все дома еще раз. Согласны? Ребята. Хорошо! Согласны! Учитель.  Ребята, давайте решим, над чем будем работать   дальше.   Поработаем   над   задачей   или выполним геометрическое задание? Олег К. Давайте задачу решать! Это интереснее. Маша Л. А я люблю чертить разные фигуры. Маша К. Ольга Алексеевна, а задача трудная? Учитель. Это секрет! Так что же вы решили? Аня С. Давайте начнем с задачи! Учитель.  Хорошо.   Читайте   условие   задачи, написаное на доске: 16 На аллее посадили 10 берез, 14 лип и клены. Сколько деревьев посадили на аллее?   Ученики читают про себя. Таня   К.  Можно   я   прочитаю   вслух?   (Читает, загадочно улыбается.) Учитель.  Давайте   разберемся,   как   же   решить задачу. Лена   К.  Я   думаю,   надо   хорошо   читать   вопрос задачи. Стас М.  Лен, посмотри, что в условии написано! Ольга Алексеевна, а вы не ошиблись? Учитель. Нет! Все правильно.  Аня   С.  В   условии   не   сказано,   сколько   кленов посадили, поэтому и на  вопрос ответить нельзя. Алеша К. Точно! В условии не хватает данных! Учитель. Ребята, есть ли какой­нибудь выход? Маша Л. Есть! Можно изменить условие! Оля   К.  Можно   в   условие   задачи   вставить количество кленов, например 20. Саша А. А я предлагаю убрать из условия слово «клены». Стас М. Не убрать, а исключить! Условие можно сократить. Учитель.  Дополните,   пожалуйста,   условие задачи  и решите ее. Таня К.  Ольга Алексеевна, у всех ведь разные ответы получатся! Ребята. Правильно! Так и должно быть! Ученики работают самостоятельно. Учитель.  Какое   решение   будет   иметь   задача, если сократить условие? Ученики решают самостоятельно. Учитель. Ребята, измените вопрос задачи, чтобы она решалась вычитанием. Олег   К.  На   сколько   больше   посадили   лип,   чем берез? Саша М. Правильно 14 ­ 10 = 4. Значит, на 4 липы больше. Учитель.  Как   вы   думаете,   от   чего   зависит решение задачи? Алеша К. От условия задачи и от вопроса... и еще от нашей внимательности (смеется). Учитель.  Вот   я   и   посмотрю,   какие   вы внимательные! Рассмотрите   фигуру.   Подумайте,   сколько   на чертеже разных треугольников? В классе тишина. Дети считают. Алеша К. Я нашел 5 разных треугольников. Маша   Л.  И   у   меня   —   5.   (Выходит   к   доске, показывает.) Учитель.  Молодцы!   Быстро   справились.   Какие еще задания можно придумать к этому чертежу? Лена   К.  Можно   сосчитать   все   фигуры   на чертеже, а не только треугольники. Илья Л. Периметр можно найти! Вова Ж. Можно попросить ребят достроить этот треугольник до прямоугольника. Учитель.  Молодцы!   Сделайте   такой   чертеж   в тетради.   Дома   выполните,   пожалуйста,   три задания: ­ определите количество всех фигур на чертеже; ­   найдите   периметр   самого   большого треугольника; ­ достройте треугольник до прямоугольника. 3 КЛАСС РУССКИЙ ЯЗЫК Тема: Глагол На доске написаны слова. сделал  позавтракали  встала  умывается  идет Учитель.  Прочтите. Найдите общий признак для всех слов. Таня. Это глаголы. Учитель. Докажите. Олег Б. Они обозначают действие и отвечают на вопрос: Что делает предмет? Учитель.  Найдите   у   глаголов   отличительные признаки. Игра на выбывание. 17 Надя. У меня выбывает глагол — умывается, он с частицей — ся. Коля.  Я согласен, это возвратный глагол — он Роганова З.Н. Учитель русского языка в 3­9 классах гимназии №1 г. Дмитров Московской обл. один. Учитель. Кто не согласен? (Таких нет, — учитель стирает слово — «умывается».) А дальше? Игорь Ч.  Я   убираю   глагол   «идет»   —   это настоящее время, а все остальные — прошедшее. Учитель. Кто думает иначе? (Других мнений нет. Учитель стирает слово «идет».) Кто продолжит? Настя Б.  Я   знаю.   Глагол   «позавтракали»   —   во множественном   числе,   а   два   других   —   в единственном. Значит его и уберем. Учитель. У кого другое мнение? Наташа.  А я думаю иначе. Можно было бы так: убрать   глагол   «позавтракали»   —   он   во множественном   числе,   а   оставить   «сделал», «идет», «встала» — они в единственном числе. А потом   убрать   глагол   «идет»   —   в   настоящем времени. Учитель. Дети, как вам предложение Наташи? Коля.  Нет,   так   нельзя.   Надо   так,   как   сказала Настя. Учитель. Какие еще мнения? Игорь Ч. Я согласен с Колей. Таня.  А мне кажется, что можно и как Наташа предложила,   просто   она   опоздала   немножко,   мы уже   дальше   пошли,   а   она   промолчала.   Но   она права. Учитель. У кого еще какие мысли возникли? Аня.  Да,  можно   было   по­разному.  И   Наташа,  и Настя правильно придумали. Учитель.  Молодец,   правильно придумала, но мы уже продолжим вариант Насти. Осталось два глагола.   Наташа, Настя М. Я предлагаю убрать глагол «встала» — он в женском роде, а «сделал» — мужской род. Игорь Б.  Если   осталось   два   глагола,   то   можно убрать любой. Учитель. У кого другое мнение? (Нет.) Молодцы. Мы сегодня поработаем с глаголом «сделал». Катя.  Я знаю почему — это же слово из нашего словарика. Трудное. Учитель.  Да, дети. Вы иногда делаете ошибки в этом слове. Задание такое: а) разберите слово по составу; б) составьте с ним предложение. Тема: Обстоятельство         образа действия Учитель.  Тема  нашего  урока   —  обстоятельство образа действия. Новая ли это для вас тема? (Нет) Может,   вспомните,   когда   мы   уже   упоминали,   в связи с чем, об обстоятельствах образа действия? Ученики: ­ в связи с темой «Наречие»; ­ это же второстепенный член предложения, его нужно отличать от дополнения и определения — вот в связи с этими темами; ­ а еще когда говорили о существительных, ведь они в косвенных падежах могут быть в предложе­ нии обстоятельствами. Учитель. Правильно. Выходит, и заняться­то нам сегодня нечем. Но тема эта, как вы сегодня узнаете на   уроке,   достаточно   сложная   и   многогранная,   и нам еще придется не раз к ней возвращаться. Поэ­ тому я сегодня хотела бы заострить ваше внимание на   трудных   вопросах,   связанных   с   этой   темой,   а также открыть новые ее грани. Внимание. На доске — текст. Я читаю — слушай­ те. Как надуть мяч Чтобы накачать воздух в камеру футбольного мя­ ча, применяется специальный насос. Если его нет, воспользуйтесь обычным велосипедным насосом. В этом случае велосипедный вентиль вставьте в ре­ зиновую трубочку камеры и затяните шнурком. На­ полните   мяч   воздухом   так,   чтобы   при   щелчке   он звенел, перегните резиновую трубочку, освободите вентиль, а трубочкуперевяжите тонкой прочной бе­ чевкой. Затем надавите на мяч, подсуньте трубочку под край разреза покрышки и затяните шнуровку. Учитель. Что можете сказать об этом тексте? Ученики: ­ это текст делового стиля, поскольку это инст­ рукция; ­   это   текст   научный,   т.к.   в   нем   употребляются термины. Учитель. Какова цель научного стиля? Ученик. Передать научную информацию. Учитель. А социально­делового? Ученики: 18 ­   дать   рекомендации,   указания,   как   выполнить какую­нибудь работу, это и объявления, заявления; ­ и в деловом стиле могут употребляться терми­ ны; Учитель. Значит, текст относится к официально­ деловому стилю, но это, скорее, бытовой деловой стиль. Послушайте еще один текст и сравните с пред­ ыдущим. Как надуть мяч Чтобы накачать воздух в камеру футбольного мя­ ча, применяется специальный насос. Если его нет, воспользуйтесь обычным велосипедным насосом. В  но этом   случае   велосипедный   вентиль  ак   ку   рат   ко вставьте в резиновую трубочку камеры и на   креп затяните шнурком. Наполните мяч воздухом до пре  ­  ла, так, чтобы при щелчке он звенел, перегните де   но освободи­ резиновую трубочку по   по   лам, ос   то   рож  те вентиль, а трубочку в со   де перевяжите тонкой прочной бечевкой. Затем  силь  но  надавите на мяч, подсуньте трубочку под край разряда по­ крышки и проч  но затяните шнуровку.      гну   том ви       Учитель. Что заметили? Ученики: ­   добавлены   слова,   которые   помогают   точнее представить процесс надувания мяча, это облегча­ ет работу; ­ с этими словами инструкция понятнее. Учитель.  Читаю   текст   еще   раз.   Задание:   запи­ сать слова, появившиеся во втором тексте, затем сгруппировать   их   (за   доской   работает   один   уче­ ник). В результате появляется запись: Неизменяемая часть речи  (наречие) Изменяемые части  речи (существительное и   прилагательное) аккуратно накрепко пополам осторожно сильно прочно до предела в согнутом виде Попутно объясняются трудные орфограммы. Учитель. Зачем я предложила вам сгруппировать эти слова? Важно ли это задание? Ученики: ­ Да, важно, потому что надо различать сущест­ вительные с предлогами и наречия; 19 ­   До   предела   —   можно   ошибиться   и   написать слитно, решив, что это наречие. Учитель. Почему можно ошибиться? Ученик. Все слова: и первого, и второго столбика являются обстоятельствами. Учитель. Докажите, что это обстоятельства. Учащиеся выделяют в тексте словосочетания с данными словами и делают вывод, что эти слова зависят от глаголов, отвечают на вопрос как? каким образом? и обозначают способ со­ вершения действия. Учитель.  Чем же могут быть выражены обстоя­ тельства? Ученики: ­ наречиями и существительными в косвенных па­ дежах, их надо различать; ­ и словосочетанием, например: в согнутом виде. (Домашнее   задание:   составить   в   деловом стиле текст­инструкцию (как носки связать, как торт испечь,  как  елку  собрать,  как   скворечник сделать и т.д.) Учитель.  Спишите предложения, вставив пропу­ щенные орфограммы, раскрыв скобки. 1) Мальчик з...св...стел иволгой. 2) Мы любовались с...девшей (на) ветк... ивол­ гой. Учитель. Что заметили? В результате обсуждения учащиеся приходят к   выводу:   в   обоих   предложениях   есть   слово иволгой, но в первом это слово является обсто­ ятельством образа действия и выражено наре­ чием, т.к. обозначает способ совершения дейст­ вия, а во втором — дополнением и выражено существительным, т.к. имеет значение предмет­ ности, т.е. название птицы. Учитель.  Как понимаете выражение «засвистел иволгой»? Как в художественной литературе назы­ вается такой прием? Ученик. Мальчик засвистел как иволга. Это срав­ нение — метафора. Учитель.  А   какие   произведения   основаны   на сравнении, метафорах? Ученик.  Произведения устного народного твор­ чества — загадки. Учитель.  На прошлом уроке мы говорили о роли прилагательных   в   загадках.   Я   просила   вас   сочи­ нить свои или записать народные загадки. Загадывание загадок учащимися. Учитель. Что помогает разгадать загадку? Ученик Д. Сходство признаков и действий. Учитель. А теперь останьтесь наедине со своими загадками и найдите среди них те, в которых есть обстоятельства образа действия, подчеркните их, указав, чем выражены. Проверка самостоятельной работы. Хожу на голове, хотя и на ногах, Хожу я босиком, хотя и в сапогах! Деревянные подружки Пляшут на его макушке, Бьют его, а он гремит, В ногу всем шагать велит. Учитель.  К какому стилю речи относятся загад­ ки? Ученик Е. Это устное народное творчество — ху­ дожественный стиль. Учитель. Какую же роль выполняют обстоятель­ ства образа действия в художественном стиле? Ученик А. Они помогают ярче представить зага­ дываемый предмет и разгадать загадку. Запись под диктовку (один ученик пишет за доской, затем проверка написанного). а)  Бела, как снег, зелена, как лук, черна, как жук. (Сорока) Учитель. Поясни знаки препинания. Ученик. В этом предложении нет подлежащего, а есть  только однородные сказуемые бела, зелена, черна,   выраженные   краткими   прилагательными. Между ними ставятся запятые, т.к. нет никаких со­ юзов. Учитель.  Найдите   в   этом   предложении   обстоя­ тельства   образа   действия,   подчеркните   их.   (Это сравнительные   обороты,   они  выделяются  запяты­ ми.) б)  В двух словах Миша объяснил положение. В   двух   словах   он   умудрился   сделать   три ошибки. Учитель. Что заметили? В результате обсуждения пришли к выводу: в первом предложении словосочетание «в двух словах» является обстоятельством образа дей­ ствия, выражено оно фразеологизмом; во вто­ ром   —   умудрился   сделать   (где?)   в   словах   — это обстоятельство места, выраженное сущест­ вительным   с   предлогом   в   словах   (скольких?) двух   —   это   определение,   выраженное   числи­ тельным. Учитель.  Дома   проанализируйте   сегодняшний урок,   составленную   вами   инструкцию   и   сделайте вывод: чем  могут  быть  выражены обстоятельства образа действия, какую роль они выполняют в раз­ ных стилях речи? Дополнительный практический мате­ риал к данной теме I.   Найти   обстоятельства,   определить   их   вид, указать, чем выражены: 1.  2.  3.  Молодой был — молодцом глядел, под старость устал — меркнуть стал, новый родился — опять развеселился. (Месяц) Родится молчком, и живет тишком, а как помрет, так и заревет. (Снег) Выпуча глаза сидит, по­французски говорит, по­блошьи прыгает, по­человечьи плавает. (Лягушка) II.   Заменить   данные   фразеологизмы   синони­ мичными наречиями образа действия (или нао­ борот). 1. Плясать под чужую дудку — не по своей воле. 2. Работать спустя рукава — небрежно. 3. Он извинялся потупя взгляд — смущенно. 4. Они весь день работали не покладая рук — хо­ рошо. 5. Ребята слушали затаив дыхание — очень тихо. 6. Я говорю с вами положа руку на сердце — от­ кровенно. 7. Он выполнил работу на скорую руку — наспех. 8. Ну и кричит на всю Ивановскую — громко. III. Составить предложения, используя сравни­ тельные обороты как зеркало, как орел, как са­ хар, как море. 20 Опустите глаголы­сказуемые в данных предложе­ ниях. Что изменилось? V.   Найдите   ошибки,   допущенные   в   данных предложениях.   Запишите   исправленный   вари­ ант. 1. Мечик навзничь упал на землю и уткнулся ли­ цом в ладони. 2. Я стараюсь учиться во весь дух. 3. Школьники во все лопатки спешили на урок. 4. Я потерял сознание, упав в обморок, и лишился чувств. 5. Друзья остались друг с другом наедине. 6. Мы поднялись рано чем свет. 7. Я работаю аккуратно со дня на день. 8. Ученик растерял карандаши все как один. 21 ДАВАЙТЕ УЛЫБНЁМСЯ

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2018