Журнал педсовет
Оценка 4.6

Журнал педсовет

Оценка 4.6
Культурные мероприятия +2
doc
классное руководство
Взрослым
13.09.2018
Журнал педсовет
Публикация является частью публикации:
ПС-05-96.doc
Речь и культура общения  (1­й класс).  Часть 1 Методические материалы  Учредитель: А. Мерзлов Автор номера:              И.В. Парусникова Газета зарегистрирована в Комитете РФ по печати 28.07.99 г.  Регистрационный номер  015092 Главный редактор А. Мерзлов Редакторы: И. Цапко Л. Блинова  Рисунки на 2 странице обложки: Х. Биструпа Адрес редакции: 141016, Московская область г. Мытищи, ул. Зеленая, 7/14. Тел./факс: 588­64­49 e­mail: editor@ped­sovet.ru Подготовка электронной версии В.А. Савин e­mail: wwweditor@ped­sovet.ru Авторы   несут   ответственность   за   точность   приводимых   ими   фактов,   цитат,   собственных   имен   и   географических названий. При перепечатке ссылка на газету «ПедСовет» обязательна. © А. В. Мерзлов, 1996­2002 2 ОТ АВТОРА Урок № 1.   средством Вежливость   предполагает   искусство человеческого   общения.   Язык,   как   известно, —   важнейшее   средство   общения   между людьми. В то же время, мы ни на минуту не   что   язык   служит должны   забывать, важнейшим познания действительности. Богатство речи зависит от обогащения различными представлениями   и   понятиями,   от   его жизненного   опыта.   Чем   глубже   осваивается язык, чем свободнее человек пользуется его богатствами,   тем   успешнее   он   познает сложные   связи   в   природе   и   обществе.   Для ребенка   хорошая   речь   —   залог   успешного обучения и развития. ребенка       Предполагаемые   разработки   уроков общения   для   учащихся   начальной   школы способствуют   совершенствованию   речи   повышению   ее   культуры, учащихся, выразительных   возможностей,   развивают такие полезные качества, как: ­ умение считаться с интересами и вкусами людей; ­   доброжелательность   по   отношению   к окружающим; ­   умение   анализировать   свои   поступки, оценивать свои ошибки. На   уроках  используются   методы  активного обучения: ­ ролевые игры; ­ анализ ситуаций; ­   игры­упражнения   на   развитие   внимания, памяти, сообразительности, мышления. Даются   первые   понятия   о   невербальных формах общения с помощью мимики, жестов и т.п. На   занятиях   используются   детские подвижные психологические упражнения,   адаптированные   для   младших школьников, а также стихи, сказки, рассказы. игры,     Речь — средство передачи  мыслей и чувств. Наука риторика Цели урока: 1.   В   доступной   форме   раскрыть   значение речи как важнейшего средства общения: дает возможность людям поделиться друг с другом своими   переживаниями:   радостью,   восторгом, печалью. 2. Познакомить детей с понятием «риторика». ­   Дети!   На   уроках   курса   «Речь   и   культура общения»   мы   будем   учиться   общению   с товарищами, со взрослыми, будем учиться говорить так, чтобы окружающие всегда нас понимали. Что такое речь? Речь  —  это  способность  говорить.  При  помощи слов мы передаем свои мысли. Народная   мудрость   гласит:   «Слово   дано человеку, животным — немота». Прослушивание   стихотворения   Е.Тарковской «Где овечка без хвоста?» У пастушка Вани пропала овечка без хвоста, и он пошел ее искать. Эй,   Буренушка, Повстречалась   с   ним корова У зеленого куста.   здорово! Не   видала   ль   ты, корова, Где   овечка   без хвоста? Но корове эти речи Не понятны человечьи, И она в ответ ему Промычала кратко: «Му!». Повстречался пес зубастый Возле речки у моста. ­ Эй, послушай, псина,  Не видал ли, пес зубастый,  Ты овечку без хвоста? Но собаке эти речи Непонятны человечьи. здравствуй! Ничего не разобрав, Пес пролаял громко: «Гав!». Повстречался с ним козленок У кленового куста.  Эй, рогатый! Эй, миленок! Не видал ли ты, козленок, Где овечка без хвоста? Но козлу такие речи Непонятны человечьи. Лист кленовый теребя, Он проблеял нежно: «Бя!». Повстречался конь ретивый,  (Грива черная, густа!): ­ Эй, послушай, черногривый! Не видал ли, конь ретивый, Ты овечку без хвоста? Но коню такие речи  Не понятны человечьи. И, заржавши: «Ги! Ги! Ги!» Конь возьми да убеги. Затем Ване повстречался кот усатый.  За котом — попугай и, наконец, мальчик, который и помог найти овечку:   ­   Мы   с   тобой   такие речи   человечьи.   Я   в   ответ   сказать  Понимаем могу:  ­ «Вон овечка — на лугу!» ­ Почему животные не смогли помочь Ване? ­ Что это за слова: «му», «гав», «бя», «ги­ги­ги»? ­ Кто же помог Ване? Почему? ­ Что же такое речь? ­ Какими словами, близкими по значению, можно заменить слово РЕЧЬ? (язык, слово) ­   Очень   давно,   2500   лет   тому   назад,   в   школе изучали   такую   науку,   которая   называлась РИТОРИКА. Это не просто древняя, а древнейшая наука.   На   уроках   риторики   учили   говорить: сообщать,   спорить,   объяснять,   убеждать, договариваться, хвалить, призывать, воспевать, воодушевлять, приветствовать. Учили   говорить   (как):  отчетливо,   свободно, разумно, складно, понятно, увлекательно, ярко, убедительно, ясно, точно, искусно, умело. Эти слова написаны на отдельных планшетах, которые   используются   на   последующих уроках. ­ Итак, риторика учит искусно говорить. Слово   «риторика»   происходит   от   греческого слова   «говорю»   (лью,   теку),   а   слово   «ритор»   на греческом   языке   означает   красноречивого человека. Послушайте, как об этом писал М.В.Ломоносов: «Риторика   есть   наука   ...красно   говорить   и писать   ...   Кто   в   сей   науке   искусен,   тот называется ритор». Закрепление. ­ Чему обучаются на уроках риторики? ­ Закончи определение: Риторика — это наука... ­   Какие   синонимы   можно   подобрать   к   слову риторика? (красноречие) ­ Кого называют ритором? Слово о словах. ­   Как   можно   узнать   о   повадках,   внешности   и поведении животных по их названиям? МЕДВЕДЬ  —   хозяин   леса.   В   слове   медведь различаются   два   корня:   мед   и   ед.   Так   назвали медведя потому, что он очень любит мед. ВОЛК  — корень в слове тот же, что и в словах волоку, волочить, т.е. тащить. Волк — это хищное животное, он уволакивает домашний скот. ЗАЯЦ — слово заяц буквально означает прыгун. Это слово заимствовано из польского языка. БОБР — строитель речных плотин. Назван так по цвету   своей   красивой   и   ценной   шубы.   Бобр   — значит бурый, коричневый. ЛЯГУШКА — слово лягушка родственно глаголу «лягаться».   Так   назвали   жительницу   болот   и прудов за ее прыжки. ЗМЕЯ — как она передвигается? Название змея буквально значит «ползающая по земле, земляная». 4 Урок № 2. Язык мой — друг мой Цель урока: Познакомить   детей   со   значением   слова ЯЗЫК. Язык — инструмент, необходимо хорошо его знать, хорошо им владеть.    А.М.Горький Повторение. ­ Что такое риторика? ­ Кого называют ритором? ­ Что такое речь? ­   С   какими   словами,   близкими   по   значению, можно заменить слово речь? (язык, слово) ­   Задумывались   ли   вы   над   тем,   что   означает слово   ЯЗЫК?   Один   человек   говорит,   другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли, передает их другим. И это происходит благодаря языку. Сейчас я прочту вам рассказ о баснописце Эзопе, который   называется   «Язык».   Вы   послушайте   и ответьте на вопросы. ЯЗЫК Знаменитый   баснописец   древней   Греции   Эзоп был   рабом   философа   Ксанфа.   Однажды   Ксанф пригласил   гостей   и   приказал   Эзопу   приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф   спросил,   почему   Эзоп   подает   только языки.   Эзоп   ответил:   «Ты   велел   купить   самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При   помощи   языка   строятся   города,   развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться   друг   с   другом,   решать   различные вопросы,   просить,   приветствовать,   мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать ласку, радость, объясняться в   любви.   Поэтому   нужно   думать,   что   нет   ничего лучше языка». 5 Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел   к   обеду   худшее.   Эзоп   опять   пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне   сыскать   самое   худшее.   А   что   на   свете   хуже языка?   Посредством   языка   люди   огорчают   и разочаровывают   друг   друга,   посредством   языка можно   лицемерить,   лгать,   обманывать,   хитрить, ссориться. Язык   может   сделать   людей   врагами,   он   может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства. Он может в нашу жизнь принести   горе   и   зло,   предавать,   оскорблять. Может ли быть что­нибудь хуже языка?» ­   Почему   баснописец   Эзоп   в   одном   случае говорит, что лучше языка ничего на свете нет, а в другом утверждает, что язык — это самое худшее, что есть на свете? ­   Почему   мясистый   подвижный   орган   вкуса, помещаемый   во   рту,   и   человеческая   способность говорить и понимать друг друга именуется одним и тем же словом? Это интересно. «Язык» муравьев. Муравьи   слепы.   Однако   они   хорошо ориентируются   и   общаются   друг   с   другом. Оказывается   у   них   есть   свой   особый   язык   — «язык»   запахов.   На   теле   муравьев   есть   особые органы,   которые   выделяют   пахучие   вещества. Найдя пищу, например мертвую гусеницу, муравей на обратном пути метит дорогу запахом. По нему другие муравьи находят гусеницу, и каждый из них, возвращаясь   в   муравейник,   метит   дорогу   тем   же запахом.   Чем   больше   запас   пищи,   тем   сильнее пахнет след. Обезьяний «язык». В   Нью­йоркском   зоопарке   ученые   записали   на магнитофон   «болтовню»   обезьян.   Но   начался дождь, и эксперименты пришлось прервать. Через день ученые воспроизвели магнитофонную запись. Обезьяны,   услышав   крики,   которые   они   издавали при приближении дождя два дня назад, бросились под навес, не обращая внимания на то, что на небе не было ни облачка. ­ О каком языке муравьев вы услышали в первом рассказе? ­   Почему   обезьяны,   услышав   крики,   бросились бежать под навес? ­ Как разговаривают обезьяны? ­   Определите   значение   слова   «язык»   в пословицах, поговорках и высказываниях. Язык голову кормит. Язык до Киева доведет. Без языка и колокол нем. Язык мой — враг мой. В детском языке много особенностей. своему   изумлению,   ручка   услышала   невнятный шепот. ­ Скажите, тетушка, а вы ничего не замечаете? И ничего   не   слышите?   В   книжном   шкафу   какой­то шум? ­ А ведь, пожалуй, верно! Там что­то происходит! Странно, обычно в это время книги стоят спокойно. Действительно,   с   книгами   творилось   что­то странное,   необычное:   раскрывались   переплеты, шелестели   страницы,   слышались   шепот, восклицания, отдельные слова ... И тут показались  человечки. Совсем  маленькие человечки. Они вылезли из шкафа через замочную скважину и запрыгали по полу. ­ Кто это? Кто это? — зашептал карандаш. — Да я их как будто знаю! ­ Я их тоже где­то видела. ­ Ой, как их много! ­ Ну какие же мы глупые! Конечно, мы их знаем! Брат изучает народный язык. Ведь это слова! Слова о словах. УСТА.  РОТ.  Почти   ежедневно   дети  произносят фразу: Сделать задание устно. А знаете ли вы, что слово   УСТНО   образовано   от   глагола   УСТА,   что означает РОТ. Урок № 3. Волшебница речь Цель урока: Познакомить   детей   со   словами,   которые имеют в жизни людей очень большое значение. Повторение. ­ Что такое речь? ­ Какими словами, близкими по значению, можно заменить речь? (язык, слово) ­   Сегодня,   друзья,   мы   с   вами   отправимся   в   Эта чудесную   страну   «Волшебных   слов». интересная   история   случилась   в   нашей   школе,   в первом классе, хотите верьте, хотите — нет! Дело было вечером. Ученики давно ушли домой. В классе было тихо­тихо, только на последней парте кто­то   забыл   ручку,   а   под   партой   валялся карандаш. Как   только   за   учительницей   закрылась   дверь, карандаш   выкатился   из­под   парты,   подпрыгнул   и устроился   рядом   с   забытой   ручкой.   Вскоре,   к 6 ­ Слова? ­ Конечно слова! Их пишут ручкой и мелом. Я их отлично знаю. Карандаш даже подскочил на месте: ­ Ах, где же была моя голова? Ведь я их тоже знаю. Сколько я их написал. Но что они собираются делать? ­ Смотри, они карабкаются на стол учителя! И   действительно,   слова   взобрались   на   стол учителя. И тут они заговорили все сразу. ­ Ох, эти дети. Как они плохо обращаются с нами, — краснея проговорило слово СТЫДЛИВОСТЬ. ­ Кто, кто, — со вздохом сказало слово СОЛ­ДАТ, — а уж я­то, кажется, никого и ничего не боюсь, но я   прямо­таки   дрожу,   когда   они   меня   склоняют   и говорят: «Много солдатов». ­   Что   уж   мне   говорить?   —   вмешалось   слово ЯБЛОКО. — Они часто говорят: «Много яблоков». Ведь   это   неправильно!   Мне   так   обидно,   а   ведь защищаться   я   не   могу.   Меня   любая   маленькая девочка может съесть. ­   Они   дети!   Не   следует   на   них   обижаться,   — сказала ДОБРОТА. ­ Они дети! ­   Ладно,   ладно!   —   сказал   БРАТ.   Оно   говорило ласково,   спокойно.   —   Мы   не   затем   собрались, чтобы ссориться. Нам нужно поговорить о том, как помочь   нашим   детям   учиться.   Прежде   всего,   нам надо выбрать ПРЕДСЕДАТЕЛЯ. Все согласны? ­ Согласны, согласны, — воскликнули слова. ­   Поторапливайтесь,   поторапливайтесь,   друзья, —   сказало   слово   ЧАСЫ.   —   Кто   же   будет председателем? ­ Меня изберите, меня! — закричало ЖЕЛЕЗО. — У меня большая сила. ­ Кто за меня! ­   Минуточку!   —   вставило   слово   ЗОЛОТО.   — Цель урока: Показать   важность   каждой   буквы   в   слове, воспитывать   интерес   к   звучащему   слову, познакомить с метаграммой. Минуточку! ­ Взгляните, как я сверкаю! Как я сияю! Я самое любимое слово! ­   Неправда!   —   сказал   чей­то   спокойный   голос. Внезапно все расступились, чтобы дать дорогу еще одному слову — круглому, толстому, пузатому. Это было слово СУП. ­ Я предлагаю, — сказало оно, — избрать слово ХЛЕБ. Что вы на это скажете? Его все любят. — Но тут в разговор вступило очень важное слово, оно больше других и похоже на мяч. Это ЗЕМЛЯ. ­   Друзья!   —   сказало   слово   ЗЕМЛЯ.   —   Я   вам назову слова, которые мне нравятся больше всего на   свете.   Например,   ДРУЖБА.   У   этого   слова добрые   и   крепкие   руки.   Или,   например,   возьмем слово СОГЛАСИЕ. Оно всегда  старается  сделать так, чтобы люди жили в мире и не ссорились. В классе стоял шум, слова спорили о том, кого же избрать   председателем.   И   вдруг   вышло   слово МАМА   и   протянуло   свои   добрые   руки.   Тогда   все другие слова умолкли. Карандаш и ручка затаили дыхание. ­ Дорогие, слушайте меня, кажется, я знаю, кого нужно   избрать   председателем.   —   И   здесь   все зашумели. ­ Это слово МИР, — закричало много голосов. И все   были   согласны,   кроме   слова   ЗЛОСТЬ.   Оно забилось в угол: ему было страшно. А слово МИР вышло   вперед.   Оно   было   очень   красиво.   Его   и избрали. ­   А   теперь   —   по   местам!   —   сказало   слово РАБОТА. — Уже скоро утро, скоро придут малыши учиться, приготовимся к урокам. Через   замочную   скважину   слова   пробрались   в книжный шкаф. Раскрылись книги, зашелестели страницы. Слова разошлись по местам. (по П.Гамарра) ­ Вам понравилась эта сказка? ­ Назовите самые важные слова? Урок № 4. Чудесные превращения слов ­ Дети! Очень важно, чтобы в слове каждая буква стояла на своем месте. Что бывает, если на месте одной   буквы   встает   другая,   можно   узнать   из рассказа А.Шибаева «Одна буква». Все   началось   с   того,   что   Маша   нарисовала ворону. Нарисовала и написала: «варона». Я   ей   говорю:   ­   Ты   неверно   написала.   После   В надо О, а не А. А   Маша   отвечает:  ­   Ну   подумаешь,  одна   буква. Варона   или   ворона   —   какая   разница?  И   так   все поймут. Тогда я сказал: ­ А ну­ка зачеркни в слове ворона букву Н. Зачеркнула? А теперь вместо нее напиши букву Т. Что получилось? Смеется Маша: ­ Вот чудеса, получились ворота! ­ Поняла, — говорю, что значит одна буква? А потом писатель сочинил для Маши несколько стихотворений.   В   каждом   есть   слово,   где   вместо одной буквы стоит другая. И вот получилось: Говорят, один рыбак В речке выловил башмак, Но зато ему потом На крючок попался дом. ­ Какое слово должно быть в стихотворении? ­ Какая буква встала не на свое место? ­ Что получилось при этой замене? ­   Оказывается   одна   маленькая   буква   может превратить слово в другое. Был СОМ, стал ДОМ. Послушаем   другие   стихи   и  найдем   в  них   слова   с «заблудившимися» буквами. (После чтения каждого стихотворения проводится такой же анализ и новая пара слов записывается на доске.) Неизвестно, как получилось, Только буква заблудилась; Заскочила в чей­то дом И хозяйничает в нем. Но едва туда вошла Буква­озорница, Очень странные дела 7 Начали твориться. Куклу выронив из рук,  Маша мчится к маме: Там ползет зеленый ЛУК С длинными усами. Врач напомнил дяде Мите: ­ Не забудьте об одном: Обязательно примите Десять ЦАПЕЛЬ перед сном. Жучка БУДКУ не доела: ­ Неохота, надоело...  Мы собираем васильки  На голове у нас ЩЕНКИ.  Закричал охотник: — Ой!  ДВЕРИ гонятся за мной!  На пожелтевшую траву  Роняет ЛЕВ свою листву. ­ Да, интересные изменения могут произойти со словом:   если   заменить   одну   букву,   слово становится   другим.   И   таких   слов,   которые отличаются   лишь   одной   буквой,   в   русском   языке много. ­ Подберите слова, отличающиеся на одну букву от тех, которые я назову: ум­ус­уж день­пень­лень палка­пилка­полка лапка­шапка­папка мак­рак­бак­лак­так кот­ком­кол­кок­кон коза­коса­кора­кожа кашка­чашка­кадка­каска­шашка бочка­дочка­точка­кочка­почка­ночка (Можно   провести   соревнование:   кто   подберет больше слов к названному учителем.) Знакомство с МЕТАГРАММОЙ. ­ Метаграмма — загадка, в которой зашифрованы слова, различающиеся одной буквой. С «ё» — колючий, С «у» — ползучий. (ёж­уж) С «л» — лить слезами заставляю. С «ж» — по воздуху летаю. (лук­жук) Когда я с «ч» — то из меня ты пьешь. Когда я с «Ш» — врагов ты мною бьешь. (чашка­ шашка) С «ч» — я над водой летаю. С «г» навинченной бываю. (чайка­гайка) ­ Расставьте буквы на свои места. Мама мол пыла, Дочка маму рыла, Дедушка восок нязал, А сынок тоску десал. Урок № 5. Чудесные превращения слов Цель урока: Продолжить   рассказ   о   чудесном превращении слов, о значимости каждой буквы в слове. Вступительное слово. На прошлом уроке вы убедились, что одна буква может   творить   чудеса,   превращать   одно   слово   в другое. Так бывает не только при замене буквы, но и   тогда,   когда   мы   добавим   к   слову   букву   или отнимем ее. Вы  увидите это в  сказке С.Погорельского  «Вот что с буквами случилось». Нарисовал Карандаш лужайку. На ней — машину «Победа».   Написал   под   картинкой   печатными буквами: ПОБЕДА. (Учитель  складывает слово из разрезной азбуки.) Заглянул на лужайку Ежик. Понравилась Ежику буква П. 8 ­ Когда вы ходили в лес или вечером на речку, то слышали эхо. Вы кричали, а эхо вам отвечало, и вы слышали лишь конец слова. Проведем игру «ЭХО». Я назову слово, а вы хором произнесите конец его так, чтобы у вас получилось новое слово. СМЕХ, СКОТ, ЭКРАН, ОЛЕНЬ, КЛЕЩ, МЕЛЬ, СНАРЯД, КРЕМЕНЬ, ГРАД. Игра «Флот помог» ­ Запишите четыре слова: пена, шар, бор, метр. А рядом еще одно — флот. Из слова ФЛОТ нужно брать по одной букве и добавлять в конец какого­то из четырех слов так, чтобы получилось новое слово. Загадки Крошки­птички сели в ряд И словечки говорят. (буквы) Кто молча учит? (книга) Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает.      (книга) Я молчу — оно молчит, Я кричу — оно кричит, Я хриплю — оно охрипнет, Но   всегда   последним крикнет! (эхо) Ревет ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром, Поет ли дева за холмом, —  На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. (эхо) ­ Поставлю ее, — думает, — перед своим домом. Хорошие ворота будут. Взвалил букву на спину и унес. (С доски исчезает буква П. В дальнейшем, по ходу   сказки,   учитель   в   нужных   местах   снимает буквы.) Пришел Медведь хмурый. Жаловаться стал: ­ Нет у меня сегодня... ­ ОБЕДА, — подсказали буквы. ­   Верно!   —   рявкнул   медведь.   —   Эх,   меду   бы поесть! Да на зиму запасти! Вот, кстати, и обруч для кадки. Взял он букву О подмышку и потопал на пасеку. А на лужайку Зайчик выпрыгнул. Дрожит, озирается. Вдруг страшное слово увидел: БЕДА. ­ Ой, где беда?! — заметался Зайчик. Налетел с перепугу   на   букву   Б.   Отскочила   она,   за   рябину упала. А Зайчик умчался в лес.  Прилетел Аист. Вкусное слово увидел: ЕДА. А в траве   и   верно   еда:   лягушек   —   сколько   хочешь. Приделал   Аист   к   букве   Е   палочку,   получилась вилка. Поел Аист, улетел и вилку унес. Тут Баран пришел. Заблеял обиженно: ­   Неправду   говорят,   что   я   глупый.   Разве   я глупый? А буквы ему: ­ ДА. Рассердился Баран. Разбежался, ударил букву Д рогами.   Стоит   одна­одинешенька.   Что   она   без друзей сказать может? Только поплакать горько: А­А­А! Утешь ее — напиши рядом другие буквы, чтобы получились   слова,   чтобы   не   скучать   букве   А   без работы, без друзей. ­ Мы дадим букве А другую работу. Попросим ее превратить одни слова в другие. Вот три слова: ЖАР,   ПАР,   РОТ.   Добавьте   к   ним   букву   А   и скажите, какие слова у вас получились? Что они обозначают? ­ Выполним еще несколько заданий и посмотрим, как могут измениться слова. Игра «Спрятавшиеся слова» На доске написаны слова: ХЛЕБ, УТОЧКА, СТОЛБ, ЩЕЛЬ, УКОЛ, ЗУБР, КОСА, МРАК, ПОЛК, УДОЧКА, ВОЛК. ­   В   каждом   из   этих   слов   спряталось   еще   одно слово. Какие слова спрятались? Игра «Эхо» 9 Урок № 6. Слова приветствия Цель урока: Познакомить детей со словами приветствия, научить   правильно   употреблять   эти   слова   в речевой практике. Речевая гимнастика. Упражнение № 1. Сели правильно, красиво. Улыбнулись. Вдохнули­ выдохнули. (3­4 раза) Упражнение № 2. Раз ­ два ­ три ­ четыре ­ пять Приподнялись, Чуть присели и соседа не задели. ­   Сегодня   мы   с   вами   вспомним   «волшебные слова». Слова приветствия. ­ Какие из них вы знаете? (Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Здравствуйте! И т. д.) «Здравствуйте!» — Это слово одно из первых и у тебя и у меня. Ты услышал его сразу, как только начал жить и говорить. Нет дня, чтобы человек не произнес   его.   открыл   глаза: «Здравствуйте!   Доброе   утро!»   Так   на   земле начинается день.   Проснулся, «Здравствуйте!»   Кажется   на   первый   взгляд, какое оно простое и самое обыкновенное слово. А какое   оно   солнечное!   И   сколько   радости,   света несет   в   себе!   В   нем   все:   и   тепло,   и   встречи,   и рукопожатие друзей, и пожелание здоровья. «Здравствуйте!»   —   говорят   люди.   Одно   только здравствуйте!   —   а   на   лицах   улыбки,   и   беседа дружней. (по Цветаеву) ­   Слово   «здравствуйте»   от   какого   слова образовано? ­ Здравствуйте — от слова ЗДОРОВЬЕ, то же, что   БУДЬТЕ   ЗДОРОВЫ.   Это   одно   из   слов приветствия. ­   Как   вы   понимаете   значение   слова «приветствовать»?   (Значит   обращаться   к   кому­то при встрече.) ­ Запишите слово ЗДРАВСТВУЙТЕ в тетрадь. Это интересно! ­ Слово «здравствуйте» — очень старое. Связано оно   со   словом   «дерево».   Когда­то   давно   люди, произнося   слово   «здравствуйте»,   желали   другим быть   здоровыми,   крепкими,   могучими   как   дерево, дуб, например. И теперь, когда мы произносим это слово, желаем человеку быть здоровым, крепким, сильным. На доске рисунок дерева: Добрые слова Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота, Всем идущим на работу, Кузнецу, ткачу, врачу, «С добрым утром!» — я кричу. «Добрый день!» — кричу я вслед Всем, идущим на обед.    О. Дриз. ­   Какие   слова­приветствия   прозвучали   в   этом стихотворении? ­   А   теперь   послушайте   стихотворение   Раима Фархади и подумайте, как его можно озаглавить. Добрые слова Я хочу на зорьке встать,  Солнце первым повстречать,  Крикнуть: ­ С добрым утром, Солнце! И оно мне улыбнется! Сразу станет мир светлей, Зашумят листвой деревья, Звонче запоет ручей, Зорче будет взгляд, добрее. Дерево мне дарит тень. 10 Говорю я: Добрый день! Дереву тому, как другу. Ветерок подул опять Над полями возле речки... ­ Добрый ветер! Добрый вечер! Перед сном смотрю в окно — Сколько звезд — светящих точек! Было бы без них темно. Им скажу я: ­ Доброй ночи! ­   Что   общего   в   стихотворениях   О. Дриз   и Р. Фархади? (Они — о добрых словах.) ­ Какое настроение было у авторов? Докажите. ­ Почему­то никак не получается быть вежливым у   Петруся   из   стихотворения   И.Кульской «Невежливая вежливость». Обещал отцу Петрусь ­ Я за вежливость возьмусь: Буду всех благодарить, Первым «здравствуй» говорить! Вот мальчишка со стараньем Выполняет обещанье. Видит — утром у сторожки Дремлет сторож на порожке. На посту он ночь не спал, Только­только задремал, А Петрусь как заорет: ­ С добрым утром, дед Федот! Дед ругнул его спросонок: ­ Убирайся, постреленок. Нес вожатый гору книг, А Петро с ограды — прыг! Чуть не сел ему на плечи: ­ Извините, добрый вечер! ­ Ты, — вожатый закричал, — И невежа и нахал. Петя очень удивлен: Разве был невежлив он? ­ Какие вежливые слова произносил Петя? ­ стихотворение   Почему     называется «Невежливая вежливость». ­ Что бы вы посоветовали Петрусю? ­   Какими   словами   и   как   он   должен   был   вам ответить? ­ А каким словом вы закончите разговор? Составление диалога. ­ Вы идете в гости и по дороге встречаетесь с приятелем.   Какой   разговор   между   вами   мог   бы произойти. Давайте составим диалог и разыграем эту сценку. ­ Здравствуй, Петя! Рад тебя видеть! ­ Привет, Саша, я тоже очень рад нашей встрече. ­ Как идут твои дела? ­   Отлично!   А   ты   как   поживаешь?   Что   такой нарядный? ­ Хорошо. Я иду в гости. ­ Ну, до свидания. Будь здоров! ­ Пока. Всего хорошего. ­ Кто должен поздороваться первым? а) Мальчик или девочка; б) Бабушка, сидящая  на скамейке, или девочка, проходящая мимо; в) Ученица или учитель. Учитель пишет на доске (или вывешивает заранее подготовленные) фразы: На доске слова: Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Привет! Салют! Рад вас видеть! Как вы поживаете? и т.д. ­ Дети! Постарайтесь ответить: а)   Какие   слова   употребляют,   приветствуя   друг друга? б)   С   какими   из   них   обращаются   к   любому собеседнику? в) Только близкому знакомому? г)   Как   говорят,   желая   подчеркнуть   особенно хорошее расположение к собеседнику? Помни: 11 а)   Куда   бы   ты   ни   пришел:   в   гости,   в   школу,   в учреждение — здоровайся первым. б) Сидя не здороваются — нужно вставать. в) Если ты идешь со старшими и они здороваются с кем­нибудь, ты должен поздороваться тоже. г)   Первым   не   протягивай   руку   старшим,   жди, когда они подадут тебе руку. Урок № 7. Слова прощания Цель урока: Научить   детей   употреблять   различные формы прощания, в зависимости от ситуации. Повторение. ­ Какие формы приветствия вы знаете? Речевая гимнастика. Упражнение № 1. Кто дольше? ­ Вдохнули — на выдохе произносим звук Л. Упражнение № 2.     Волнушки На лесной опушке Выросли волнушки, Оглянулись и сказали: ­ Здравствуйте! А вы нас ждали? Л.Тетивкин ­ Что такое волнушки? Почему их так называют? ­ Прочитайте стихотворение вслух, не спеша. ­ Прохлопайте ритм. ­ Прочитайте, делая остановки в конце каждой стихотворной строчки. Введение в тему занятия. ­ Много ли прощаний в русском языке? Известно, что   «формулу   прощания»   произносят   при окончании   беседы,   встречи.   Эта   формула   (слова прощания)   и   значит:   разговор   завершен,   мы расстаемся. Итак, мы говорим «до свидания!», т.е. расстаемся до   новой   встречи,   иногда   говорим:   «До   скорого свидания!». Маленькое слово (предлог) «до» есть во многих выражениях: До встречи! До встречи в театре! До встречи в 7 часов! До завтра! До воскресенья! До лета! До следующих каникул! Есть у нас и добрые пожелания­прощания: 12 Всего хорошего! Всего доброго! Используются эти слова или самостоятельно, или соединяются   со   словами  «До   свидания!». Пожелания   здоровья   слышится   в   прощании: «Будьте   здоровы!»,   «Счастливо!»,   «Пока!», «Всего!», «Привет!», «Салют!». А еще: «Разрешите попрощаться!», «Позвольте откланяться!». Получается, что в русском языке много способов прощания. ­   Итак,   какие   формулы   (слова)   прощания   вы знаете? ­   Послушайте   рассказ   Н.Купиной   «Азбука поведения». В   одном   городе,   на   улице   Чехова   стоял   9­ этажный дом. В квартире № 10 жила­была дружная семья. Однажды   в   гости   пришла   мамина   знакомая   — Нина Михайловна. Мама представила детей: ­ А вот наши дети. Федя (сын) перебивает: ­ Тетя, знакомьтесь со старшим братом. Я — главный в доме — Федька Муратов, А та, что развесила ушки­хлопушки, Салага и плакса, сестра моя Нюшка. Нина Михайловна очень удивилась, но ничего не ответила. Папа взял Федю за руку и ушел с ним в другую   комнату.   Вот   что   сказал   Федя,   когда вернулся: ­ Простите, пожалуйста, мне не здоровится. Я и не знал, как надо знакомиться». Я ФФФедор Муратов, а это Нюша — Девочка умная и послушная. ­ Рада знакомству с Федей и Нюшей. Хочу угостить вас душистыми грушами. Федя   схватил   сразу   две   груши   и   стал   есть   с большим аппетитом.  А вот как поступила Нюша: Глядя на гостью, сказала грустно: СПАСИБО. И вы угощайтесь. Вкусно. ­ Что вы можете сказать о мальчике Феде, его поведении? ­ А о его сестре? ­ Федя действительно был не здоров или была какая­то другая причина его поведения? 13 ­ Послушайте продолжение этого рассказа. Стемнело. Нина Михайловна сказала, что ей пора домой. Все стали прощаться с гостьей: ­ Всего доброго! ­ Всего хорошего! ­ Рады были познакомиться! ­   Надеюсь,   мы   скоро   встретимся.   Приходите   в гости, пожалуйста! ­ Вы для нас — желанный гость! ­   Спасибо   за   груши.   До   свидания,   Нина Михайловна. ­ Спасибо за хлеб­соль, за приятный вечер. Было очень весело. Приходите и вы ко мне в гости всей семьей. Буду очень­очень  рада. До свидания. До новых встреч! И тут появился Федя. Все сразу замолчали. Федя сказал:   —   До   свидания,   Нина   Михайловна! Простите   меня.   Я   вел   себя   плохо.   Но   когда   вы придете к нам в следующий раз, я буду вежливее. Приходите в гости, пожалуйста! ­ Почему при появлении Феди все замолчали? ­ Как ты думаешь, хорошо ли вел себя Федя этот раз? Докажите. ­   Какие   слова   прощания   были   сказаны   в   этом тексте? Игра «Узнай голосок» Круг.   Водящий   в   центре   круга   с   закрытыми глазами. Один из игроков выкрикивает слова приветствия, прощания:   ЗДРАВСТВУЙ,   ДОБРЫЙ   ВЕЧЕР,   ДО СВИДАНИЯ,   Водящий отгадывает.   ВСЕГО   ХОРОШЕГО. Можно провести эту игру в классе: водящий стоит спиной к детям, которые сидят за партами. Игра «Отгадай слово» Один УЧЕНИК, водящий, уходит из класса. Весь класс   говорит   слово   «счастливо»,   но   первый   ряд детей говорит: СЧАСТ, второй — ЛИ, третий — ВО. Все   произносят   «свои»   части   слова одновременно, по команде ведущего. Водящий   должен   отгадать,   какое   же   слово сказали ребята. Подведение итогов урока: ­   Какие   слова   и   выражения   употребляют (используют) при прощании? Всего доброго! Доброго пути! До скорого свидания! До свидания! Прощайте! До встречи! До вечера! Будьте здоровы! Спокойной ночи! Счастливо! Приходите еще! Приходи! Не забывай! Всего хорошего! ...Нам желают: ­ Доброго пути, — Будет легче  Ехать и идти. Приведет, конечно,  Добрый путь Тоже к доброму Чему­нибудь.  А. Кондратьев Урок № 8. Слова выражения просьбы, благодарности Цель урока: Познакомить со словами выражения просьбы, благодарности,   их   назначением,   этимологией, особенностями   употребления   в   речи.   Учить употреблять вежливые слова с учетом ситуации общения. Речевая разминка. КТО ХОЧЕТ разговаривать, ТОТ ДОЛЖЕН выговаривать ВСЕ правильно и внятно, ЧТОБ БЫЛО всем понятно. ­   Прочитайте   медленно,   выговаривая   каждое слово четко, прохлопайте ритм. ­ О чем скороговорка? ­   Какие   слова   надо   выделить?   (расстановка логических ударений) ­   Прочитайте   в   разговорном   темпе,   выделяя слова. ­ Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова. ­   Сегодня   наш   урок   посвящен   вежливости. Говорить   правильно   и   внятно   —   одно   из   правил вежливости. Мы будем учиться ВНЯТНО ПРАВИЛЬНО ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО говорить «волшебные», вежливые слова. Чтение сказки. ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА Театр открывается! К началу все готово! Билеты предлагаются ЗА ВЕЖЛИВОЕ СЛОВО. В три часа открылась касса, Собралось народу масса, Даже Ежик пожилой Притащился чуть живой! ­ Подходите, Ежик, Ежик! Вам билет? В каком ряду? ­ Мне — поближе: Плохо вижу, Вот спасибо! Ну, пойду.  Говорит овечка: 14 ­ Мне — одно местечко! Вот мое БЛАГОДАРЮ Доброе словечко. Утка: ­ Кряк! Целый ряд Для меня и для ребят! И достала Утка ДОБРОЕ УТРО. А Олень: ­ ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Если только вам не лень, Уважаемый кассир, Я бы очень попросил Мне, жене и дочке Во втором рядочке Дайте лучшие места Вот мое ПОЖАЛУЙСТА! ­ Просим! Просим! Нам билетов — 8! 8! Просим восемь Козам, лосям! БЛАГОДАРНОСТЬ Вам приносим! Отпихнув старух, Стариков барсуков ... Вдруг ворвался косолапый,  Отдавив хвосты и лапы, Стукнул зайца пожилого... ­ Касса, выдай мне билет! ­ Ваше вежливое слово! ­ У меня такого нет! ­ Ах, у вас такого нет! Не получите билет. ­ Мне — билет! ­ Нет и нет. Не стучите — мой ответ. Не рычите — мой совет. Не стучите, не рычите, ДО СВИДАНИЯ, ПРИВЕТ. Ничего кассир не дал! Косолапый зарычал И ушел со слезами. Э.Мошковская ­   Какими   словами   расплачивались   звери   за билет? ­ Почему заплакал Миша? ­ Вы хотите, чтобы он попал в театр? ­ Что для этого нужно сделать, как вы думаете? ­ Научим Мишку вежливым словам? 15 ­   Сегодня   мы   вспомним   слова­выражения просьбы и благодарности. На   доске   записаны   заголовки.   Содержание заполняется по ходу урока. ПРОСЬБА БЛАГОДАРНОСТЬ Пожалуйста Будьте добры Прошу Вас Спасибо Большое спасибо Благодарю Вас ­   Прочитайте   отрывки   из   стихотворений   (на доске). А потом позвонили мартышки, ­ Пришлите, ПОЖАЛУЙСТА, книжки. К.Чуковский. Телефон ­ Ну, пожалуйста, мой милый, Мой любимый Бармалей,  Развяжите, отпустите Этих маленьких детей. К. Чуковский. Бармалей Сказали ВОЛУ Уважаемый ВОЛ! Отвезите, ПОЖАЛУЙСТА, В школу стол.  Б. Заходер. Муравей ­ Из каких произведений эти отрывки? ­ Чем похожи все эти отрывки? ­   С   чем   обращаются   к   Волу,   Бармалею, обладателю телефона? ­   Вежливые   ли   люди   обращаются   с   просьбой? Какое   волшебное   слово   они   употребляют?   Какие еще слова помогают им быть вежливыми? ­   Какие   слова   употребляете   вы,   когда обращаетесь с просьбой? Ситуации. Вы звоните своему товарищу по телефону. Трубку взял кто­то из взрослых. Вы   едете   в   автобусе.   Попросите   кого­либо   из пассажиров прокомпостировать проездной талон. Вы   пришли   в   библиотеку.   Попросите   у библиотекаря нужную вам книгу. Вы пришли в столовую и вам не хватило чая... Итог урока. ­   Вспомните,   какими   словами   благодарности заплатили за билет Ежик, Овечка? ­ Каким словам благодарности мы научим Мишку? ­ Придумайте конец сказки «Вежливое слово». Урок № 9. Скрытая просьба Цель урока: Продолжить   ознакомление   со   словами   их   назначением, Учить выражения   просьбы, особенностями употреблять их с учетом ситуации общения.   употребления.   Введение в тему. ­   Наверное,   тебе   уже   приходилось   о   чем­то просить — о серьезном, большом или, может быть, о пустяке? Всегда ли выполняли твою просьбу? ­ Не приходилось ли тебе слышать такие слова: «попросить­то толком не умеешь?» ­   В   каких   стихотворных   строчках   выражена просьба, а в каких — требование? ­ Какие слова делают просьбу более вежливой? Милый Барбос! Ты бы в школу Стол отвез? Кот пораскинул умишком И отправился в гости к мышкам: ­ Отвезите стол, мышиное племя, Не то пообедаю вами всеми! Б.Заходер ­   Прочитайте   отрывки   стихотворений   таким тоном,   чтобы   просьба   или   требование   были выполнены. ­   Придумай   ситуации   со   словами:   «прошу», «умоляю». ­   Ты   хочешь,   чтобы   мама   купила   марки   для твоей   коллекции,   но   можешь   попросить   по­ разному: 16 а) Мама, купи мне, пожалуйста, марки. б) Мама, купи мне, пожалуйста, марки, я их давно ищу для моей коллекции. ­   Какая   просьба   покажется   маме   более убедительной? ­ За счет чего получается вежливая просьба? ­   Какими   словами   выражена   просьба­запрет   в стихотворении? Прошу вас не съезжать по перилам, Вы можете в зубы попасть крокодилам. Они притаились на каждой площадке, И всех, кто съезжают, хватает за пятки И тащат на дно африканского Нила. Прошу вас, не надо съезжать по перилам! И.Токмакова ­ Как можно иначе выразить эту просьбу­запрет, обращаясь к детям? Чтобы просьбу твою выполнили: ­ говори вежливым тоном; ­ используй «волшебные» слова; ­ смотри на собеседника; ­ объясни свою просьбу. Давайте   вспомним,   какие   волшебные   слова   вы знаете? ПРОШУ ВАС (ТЕБЯ) БУДЬТЕ ДОБРЫ ЕСЛИ ВАМ (ТЕБЕ) НЕ ТРУДНО ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬ ДРУГОМ Сконструируй свою просьбу из заготовок. 1. Старик. 2. Дорогой Хоттабыч. 3. Хочу вылечить мою бабушку. 4. Подарите волшебную палочку. 5. Хочу, чтобы моя футбольная команда всегда была чемпионом. 6. Не могли бы вы (ты)... ­ Послушайте отрывок из рассказа. Придумате свой заголовок к нему. Однажды   вечером,   когда   я,   Дональд   Биссет, почти   уже   спал,   я   вдруг   услышал,   как   кто­то скребется в окно. Я подошел к окну, распахнул его и   увидел   моего   знакомого   с   Луны   по   имени Джордж. ­ Дорогой друг, — сказал он, — мне нужна твоя помощь. ­ Всегда рад помочь, — сказал я. В чем дело? ­ Мыши, — ответил он. — На Луне столько мышей, что никто не хочет жить там, и я не могу жениться. Женщины  больше  всего  бояться   мышей.   А,  кроме того, мыши едят Луну, и она делается все тоньше и тоньше, уже остался один тоненький месяц. ­ Да, плохо дело. Чем я могу помочь тебе? Тут мы с моей кошкой переглянулись... Она   отправилась   с   Джорджем   на   Луну   и распугала всех мышей. (по   Дональду Биссету) Просьбу Джорджа можно выразить по­разному, используйте обращение и вежливые слова. 17 Подсказка:   ПОМОГИ   СПАСТИ   ЛУНУ   ОТ МЫШЕЙ. 1. Дорогой друг!  2. Милый Дональд! не в службу, а в дружбу. 3. Будь (так) добр. 4. Будь так любезен. 5. Не откажи в любезности, сделай милость. Урок № 10. Скрытая формула просьбы Цель урока: Та же, что и на предыдущем уроке. ­   Давайте   вспомним   волшебные   слова­просьбы, слова­обращения. Дорогой друг! Милый друг! Не в службу, а в дружбу! Будь так добр. Будь так любезен. Не откажи в любезности. Сделай милость. Будь другом. Если вам (тебе) не трудно. ­   Иногда   просьбу   выражают   не   прямо,   а, например, через вопрос: Не позвонишь ли ты? Может, ты позвонишь? Не можешь ли ты позвонить? Не трудно ли тебе позвонить? Мне сегодня вечером ­ Составьте предложения со словами: «навестить», «бабушку»: а) в виде прямой просьбы; б) в виде скрытой просьбы (в форме вопроса). ­   Вы,   конечно,   помните   «Сказку   о   мертвой царевне   и   о   семи   богатырях»   А.С.Пушкина. Помните, как «за невестою своей королевич Елисей по   свету   скачет...   И   кого   не   спросит   он   —   всем вопрос его мудрен». Вот как королевич Елисей обращается к Месяцу:  ... Месяц, Месяц, мой дружок, Позолоченный рожок. Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звезды смотрят на тебя. Аль откажешь мне в ответе? 18 Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених ей»... 16.   Ушаков   Н.Н.   Внеклассные   занятия   по русскому   языку   в   начальных   классах.   —   М.: «Просвещение», 1971. 17.   Дорохов   А.   Как   себя   вести.   —   М.: ­   В   каких   словах   заключается   просьба «Педагогика», 1970. 18.   Горбушина   Л.А.   Обучение   выразительности   —   М.: чтению   младших   школьников. «Просвещение», 1981. 19. Черноморов А.И., Шустова А.И., Практикум по выразительному   чтению.   —   М.:   «Просвещение», 1970. 20. Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. —  М.: «Просвещение», 1988. 21.   Голуб   И.Б.,   Ушаков   Н.Н.   Путешествия   по стране слов. — М.: «Просвещение», 1992. 22.   Трофименко   В.,   Ромин   А.   Поговорим   от этикете. — М.: Изд­во «Московская правда», 1991. 23. Фомичева А. Работа над словосочетанием и предложением   в   начальных   классах.   —   М.: «Просвещение», 1981. 24.   Речевые   секреты/   Под   редакцией Т.А.Ладыженской. — М.: «Просвещение», 1992. 25. Шмаков С.А. Игры­шутки, игры­минутки. — М.: «Новая школа», 1993. 26. Николаева Т., Илларионов С. Этикет и мы. — М.: «Советский спорт», 1993. 27.   Граник   Г.,   Бондаренко   С.М.,   Концевая   Л.А. Секреты орфографии. — М.: «Просвещение», 1991. 28.   Минскин   Е.М.   От   игры   к   знаниям.   —   М.: «Просвещение», 1982. 29.   Руднянский   Я.   Как   учится.   —   М.: «Просвещение», 1992. 30. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. — М.: АО «МЭрил», 1994. 31. Поль Л.Сопер. Основы искусства речи. Изд­во Агентства «Яхтсмен», — М.: 1995. 32. Сытин Н. Животворящая сила или помоги себе сам. — СП(б): ТОО «Лейла», 1993. 33. Журналы «Начальная школа». 34.   Ушаков   Н.Н.   Занимательные   материалы.   — М.: «Просвещение», 1967 35. Морозова М.Я., Петрова Е.Н. Грамматические игры для начальных классов. —  М.: Изд­во Акад. Пед. наук РСФСР, 1963. 36.   Волина   В.В.   Учимся   играть.   —   М.:   «Новая школа», 1994. королевича Елисея? ­   Какие   лестные   слова   обращает   Елисей   к Месяцу? ­ В чем назначение этих слов? Список литературы 1. Речь, речь, речь/ Под ред. Т.А.Ладыженской. — М.: «Педагогика», 1983. 2. Речевое развитие младших школьников/ Мали А.Д., Арямова О.С., Климова С.А., Пескова Н.С. — Пенза, 1993. 3. Купина  Н. Азбука поведения.  —  Свердловск: Изд­во Урал, Универс, 1991. 4.   Васильева­Гангнус   Л.   Азбука   вежливости.   — М.: «Педагогика, 1988. 5.   Воропаева   И.П   .   Коррекция   эмоциональной сферы младших школьников. — М.: Изд­во ИПК и ПРНО МО, 1993. 6.   Как   развивать   внимание   и   память   вашего   Аскоченская Т.Ю.,   Манюгин И.Ю., ребенка/ Бонк И.Л. — М.: «Эйдос», 1994. 7. Кузина С.А. Как улучшить память. М.:П. «Школа практической психологии», 1991. 8. Введенская Л.В., Саакья Р.Я. Наш родной язык. М.: Просвещение, 1990. 9. Словарь синонимов русского языка. — М.: Изд­ во «Русский язык», 1976. 10. Словарь омонимов русского языка. — М.: Изд­ во «Русский язык», 1976. 11.   Львов М.Р.   Школьный   словарь   антонимов русского языка. — М.: «Просвещение», 1981. 12.   Львов М.Р.   Правописание   в   начальных классах. — М.: «Просвещение», 1990. 13. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. — М.: «Просвещение», 1975. 14. Виды внеклассной работы по русскому языку. — М.: «Просвещение», 1968. 15.   Блюхер   Ф.Н.   Дидактические   игры   и занимательные   упражнения   в   1   классе.   —   М.: «Просвещение», 1964. 19 ДАВАЙТЕ УЛЫБНЁМСЯ 20

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2018