Журнал педсовет
Оценка 4.6

Журнал педсовет

Оценка 4.6
Культурные мероприятия +2
doc
классное руководство
Взрослым
13.09.2018
Журнал педсовет
Публикация является частью публикации:
ПС-10-96.doc
Речь и культура общения (1­й класс). Часть 2 Методические материалы Учредитель: А. Мерзлов Автор номера: Газета зарегистрирована в Комитете РФ по печати 28.07.99 г.  Регистрационный номер  015092 И.В. Парусникова Главный редактор А. Мерзлов Редакторы: Рисунки И. Цапко Л. Блинова  А. Борисова  Адрес редакции: 141016, Московская область г. Мытищи, ул. Зеленая, 7/14. Тел./факс: 588­64­49 e­mail: editor@ped­sovet.ru Подготовка электронной версии В.А. Савин e­mail: wwweditor@ped­sovet.ru Авторы несут ответственность за точность приводимых ими фактов, цитат, собственных имен и географических названий. При перепечатке ссылка на газету «ПедСовет» обязательна. © А. В. Мерзлов, 1996­2002 2 Урок № 11. Слова извинения Цель урока: Научить   детей   употреблять   различные   формы выражения извинения. Учитель. ­   С   какими   вежливыми   словами   вы   уже познакомились? ­ Но всегда ли эти слова имеют волшебную силу? ­   Разобраться   в   этом   вам   поможет   рассказ Н. Семина “Расколдованное слово”.   Расколдованное слово Саша,   прочитав   рассказ   Осеевой   “Волшебное слово”, решил испробовать силу волшебного слова. Однажды вечером Саша подошел к отцу, который читал книгу, и попросил его сыграть в шахматы. Но отец отказался. Тогда он жалобно протянул: “Ну, папа, пожалуйста, я ведь тебя очень прошу”. И отец согласился. Саша чувствовал себя победителем. Далее он подошел к маме, которая вязала носки, и попросил ее, чтоб она прочитала ему книгу. Но мама отказала. Тогда сын, глядя ей в глаза, сказал: “Ну, пожалуйста, мама, очень тебя прошу. Я ведь говорю   —   “пожалуйста”.   Мама   согласилась прочитать книгу сыну. На утро подбежал к маме и крикнул: ­   “Мама,   подай   мне   полотенце,   пожалуйста”. Мама с удивлением посмотрела на Сашу, но поло­ тенце подала. Потом просьбы посыпались одна за другой (по­ ложи мне книги в портфель, принеси мне попить воды). Мама возмутилась, но ничего не сказала. Вечером Саша катался во дворе на коньках. Мама позвала сына: “Саша, иди домой”. ­ Еще немного, — ответил сын. ­   Иди   домой,   Саша,   пожалуйста!   Но   Саша   не слушал и умчался на другой конец катка. Через час он грязный, уставший пришел домой и сказал: ­ Мама, повесь, пожалуйста, куртку. ­ Сам повесь, слуг у тебя нет, — ответила мама. Саша повесил куртку и начал решать задачу, но задача не решалась. ­ Помоги мне решить задачу, мама, пожалуйста, — попросил Саша. Мама молчала. ­   Пожалуйста,   —   повторил   Саша.   —   Я   ведь говорю волшебное слово. ­   Нет,   теперь   это   слово   уже   не   волшебное,   — ответила мама. Теперь оно хитрое и ленивое. Все волшебство в нем пропало. ­ Как это? — удивился Саша. Разве слово может измениться? ­ А ты сам  подумай и реши, —  сказала мама  и вышла из комнаты, оставив Сашу одного. “Жаль,   расколдовалось   волшебное   слово,   — подумал Саша. Почему так получилось?” Учитель. ­ Почему расколдовалось слово “пожалуйста”? ­ Когда оно сохраняет волшебную силу? ­   Что   должен   был   сказать   маме   Саша, возвратившись со двора? ­ Какие вежливые слова вы знаете? ­ Когда мы пользуемся словом “извините”? (когда причинили   боль,   неприятность;   поняли,   что поступили неправильно) ­   Я   прочитаю   стихотворение   о   поссорившихся подругах,   а   вы   подумайте,   как   они   могут помириться? Поссорились Мы поссорились с подругой И уселись по углам Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам. Я ее не обижала, Только Мишку подержала, Только с Мишкой убежала И сказала: “Не отдам!” ­ Как же могут помириться подруги? ­ Послушаем, как автор закончил историю: Дам ей Мишку, извинюсь, Дам ей мячик, дам трамвай И скажу: “Играть давай!” А. Кузнецова ­ Какие слова извинения  вы знаете? (простите;   извините,   пожалуйста; извините; пожалуйста)   простите, ­   Послушайте   четверостишие   и   скажите вежливый ли был мальчик. Попал я в дедушку мячом И закричал: — А я причем! Но, досчитав до 30 Сказал: — Ну, дедушка, прости. А. Барто. ­ А как вы извинились бы? ­   Да,   если   вы   даже   случайно   причинили   боль другому   человеку,   надо   обязательно   извиниться, чтоб человеку стало легче после ваших слов. ­ Но всегда ли вы случайно обижаете кого­либо? ­ Послушайте еще одно стихотворение: Есть лучше в продаже... “Простите!” — казалось бы,  Что в нем такого? А вот ведь какое Чудесное слово! ­ Что общего в этих двух стихотворениях (слово     Интересное слово “простите”) Пошел гулять И в саду По привычке Я дернул девчонку За обе косички. На крик прибежала Девчонкина мать, Меня изловчилась За ухо поймать Попробовать что ли? В сторонку куда­то “Простите меня” Я шепнул виновато. ­ Ступай — Улыбнулась — Прощаю пока — И ухо мое отпустила рука. “Простите” — Ура! Убедился я снова, Какое оно Интересное слово. Н. Юсупов ­ Как можно оценить поступок мальчика? ­ Можно ли его извинение считать искренним? ­ Послушайте еще одно стихотворение этого же автора.    Простите Папа разбил Драгоценную вазу. Бабушка с мамой Нахмурились сразу. Но папа нашелся: Взглянул им в глаза И робко и тихо “Простите” сказал. И мама молчит, Улыбается даже. ­ Мы купим другую, ­   Одинаково   ли   это   слово   было   произнесено   в первой и второй ситуации? ­   Вежливые   слова   помогают   нам   в   общении   с людьми,   смягчают   наши   оплошности,   случайные обиды. Игра “Слово рассыпалось”. ТИРОСП (прости) Игра “Найди слово в слове”. ИЗВИНИТЕ (нет, тени, нити, визит, зенит, винит) Урок № 12.  Помощники устного слова Цель урока: Сформировать у детей первичные представления о роли мимики, жестов в процессе общения. Жест  —   движение   рукой   или   другое   что­то   выражающее   или телодвижение, дополняющее речь. Мимика — выражение лица. ­   Ребята,   можно   ли   “говорить”   без   слов?   (да, иногда можно) ­ Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже   не   отдавая   себе   в   этом   отчета.   Обычно считается,   что   жесты   заключаются   в   движениях рук   и   кистей,   но   это   самые   выразительные   и бросающиеся в глаза жесты. Любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов — тоже жест. Невозможно говорить увлеченно и убежденно   без   неуловимо   сложного   сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. 4 Важное место при жестикуляции отводится рукам. Руками   человек   не   только   держит   плуг,   топор, перо;   руками   он   приветствует   друзей,   угрожает врагам, ласкает любимое существо. Когда жестами пользуются при описании или с целью подражания, или при желании указать место и движение, они помогают вносить в изложение нужную ясность. Упражнения. 1. Каждый ученик называет свои имя, фамилию. 2. Имя называют через одного. 3. Третий по счету называет свое имя. 5 На доске вывешиваются картинки: веселое лицо, грустное, удивленное, испуганное. ­ Дети, определите, что выражают эти лица.   Радость Грусть Удивление Страх Движение   лица,   выражающее   внутреннее душевное состояние называется “МИМИКА”. Упражнения. Игра “Узнай по голосу”. боль, страх, удивление. 1.   С   помощью   мимики   выразите   горе,   радость, Водящий   в   центре   круга   с   закрытыми   глазами. Все движутся по кругу со словами: Мы немножко поиграли. А теперь в кружок мы встали. Ты загадку отгадай Кто назвал тебя — узнай! Водящий   называет   по   имени   сказавшего   ему: “Узнай, кто я?” 2.   Покажите,   как   вы   сидите   у   телевизора (захватывающий фильм), за шахматной доской, на рыбалке (клюет). Игра “Что бы это значило?”. Один   ученик   загадывает   (определяет)   роль, например   шофер,   жестами   исполняет   ее.   Другой отгадывает. (картинки   Вы   можете   скопировать   и увеличить до необходимого размера) Урок № 13. Мимика и жесты в устной  речи Цель урока: Продолжить у   формирование     детей представления о роли неязыковых средств в речи в процессе общения. ­   На   предыдущем   уроке   мы   знакомились   с помощниками устного слова, а именно с мимикой и жестами.   Сегодня   мы   продолжим   эту   тему.   Я расскажу   два   раза   отрывок   из   сказки,   а   вы скажете,   где   речь   была   более   выразительная   и почему?   (Рассказывая   отрывок   во   второй   раз, учительница использует мимику и пантомиму.) Жил на свете цыпленок. Он был крошечный. Вот такой. Но он подумал, что он очень большой и когда гулял по двору, то важничал и задирал голову. Вот так!   И   была   у   него   мама,   которую   звали Пеструшкой. Мама была такая. Однажды цыпленок остался у забора один. Вдруг он увидел — взлетел на забор петух, вытянул шею — вот так — и во все горло закричал: ку­ка­ре­ку. И важно посмотрел по сторонам: “Я ли не удалец, я ли не молодец!” Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею — вот так — и что было силы запищал:   “Пи­пи­пи­пи!   Я   тоже   удалец!   Я   тоже молодец!” Но споткнулся и шлепнулся в лужу. Вот так. В луже сидела лягушка. Она увидела цыпленка и засмеялась: “Ха­ха­ха! Ха­ха­ха! Далеко до петуха! А была лягушка вот такая. Тут к цыпленку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его. Вот так. ­   Помогают   ли   жесты   выразительности   речи? (Да, жесты позволяют говорящему полнее и точнее передать содержание высказывания, раскрыть его основную мысль.) ­ Сейчас я буду описывать вам ситуации, а вы с помощью   жестов   и   мимики   будете   изображать соответствующие действия участников. 1.   Прохожий   спрашивает   вас,   как   пройти   к кинотеатру. А он рядом, напротив. Какой жест вы используете? 2. Идя в школу (во II смену) на противоположной стороне   улицы   вы   видите   своих   друзей,   которые идут на каток. Они тоже вас увидели и приглашают 7 идти вместе с ними. Какие жесты используют ваши друзья,   приглашая   вас   с   собой,   какие   —   вы, выражая отказ? 3.   Вы   с   кем­то   разговариваете,   но   вдруг   вас издали   позвали   товарищи.   Какой   жест   вы используете для того, чтобы дать знать товарищам, что вы их услышали и сейчас подойдете? 4.   Учитель   молча   указывает   ученику, записывающему   на   доске   предложение,   на допущенную ошибку. Ученик сразу вспоминает, как надо   правильно   написать,   на   лице   у   него выражение   досады:   “Как   я   мог   допустить   такую ошибку?” Какие жесты используют в данном случае учитель и ученик? 5. Вы решаете задачу, усиленно думаете. Какие жесты вы при этом используете? 6.   Вы   пришли   домой   радостные   и   молча сообщаете   маме,   что   получили   “5”,   с   помощью какого жеста? 7.   За   ужином   бабушка   предлагает   вам   съесть кашу,   а   вы   молча   отказываетесь.   Какие   жесты имимику  вы при этом  используете? Как выразить свой отказ, чтобы бабушка не обиделась на вас? ­   Слова   приветствия   и   прощания   обычно сопровождаются   жестами.   Какие   жесты   вы используете? ­   Сейчас   мы   инсценируем   несколько   ситуаций встречи и прощания. Участвуют по два человека. Я буду   описывать   ситуацию,   а   вы   разыграете   ее, используя нужные жесты и мимику. 1.   Встречаются   два   мальчика.   Как   они   будут здороваться, приветствовать друг друга? приветствие, сопровождая его легким поклоном и кивком головы.) 5.   Двое   друзей   увидели   друг   друга   издали, например они движутся по разным сторонам улицы. (Приветствие   двух   друзей   на   расстоянии:   жест непринужденного приветствия издали – помахива­ ние рукой из стороны в сторону.) 6.   Вы   уезжаете   куда­нибудь   или   провожаете кого­то.   (Помахать   рукой   вслед   уходящему   или уезжающему.) 7.   Какой   жест   вы   используете,   когда   нужно срочно   обратиться   к   одному   из   говорящих собеседников. Какие слова вы при этом говорите? (Жест   извинения:   легкий   поклон   головы,   рука   к груди.)   При   обращении   к   одному   из   говорящих собеседников мы можем сказать: “Извините,   пожалуйста,   но   мне   нужно   срочно сказать...” “Извините,   пожалуйста,   что   перебиваю,   но   вы просили напомнить”. “Извините, пожалуйста, что прервал вашу беседу, но вас срочно просят подойти к телефону”. Полезные советы. Здороваясь,   делают   легкий   поклон,   не   рывком, спокойно.   Не   следует   поправлять   прическу, одергивать одежду. Не   принято   сидеть   в   обществе,   подперев   щеку рукой или уронив голову на обе руки. В   разговоре   с   кем­либо   не   принято   стоять   или сидеть,   заложив   руки   в   карманы,   так   же,   как   и широко   размахивать   руками,   теребить   или перебирать что­то пальцами, браться за пуговицы пиджака или за рукава собеседника. 2.   Мальчик   приветствует   знакомую   девочку, например   мальчик   пришел   в   гости   к   девочке   на день рождения. Не принято показывать на что­то пальцем. Если нужно указать какое­то направление — указывают всей ладонью. ­ Кто произносит слова приветствия первым? А кто первым протягивает руку? (Первым произносит слова   приветствия   мальчик,   а   протягивает   руку первой — девочка.) 3. Друг семьи пришел в гости к родителям. Дверь открывает мальчик. (Первым здоровается мальчик, а руку протягивает первым — взрослый.) Если   при   разговоре   нужно   покашлять   — обязательно   прикрывают   рот   ладонью,   если чихнуть — платком. 4.   Мальчик   встречает   на   улице   знакомого (Мальчик   первым   произносит взрослого.   8 Урок № 14. Быть внимательным к  окружающим. Уметь слушать собеседника  Цель урока: Развитие   умения   слушать   собеседника, тренировка наблюдательности.  Упражнение “Иностранец”. Вы   попали   в   другую   страну,   языка   которой   не знаете.   Спросите,   как   найти   кинотеатр,   кафе, почту. Упражнение “Опиши друга”. Два   человека   стоят   спиной   друг   к   другу   и   по очереди описывают лицо, одежду другого. Упражнение “Художник”. Один из участников — “художник”. Он   задумал   нарисовать   портрет   друга.   Он внимательно смотрит на класс, выбирает “натуру”, затем поворачивается спиной к ребятам и начинает “рисовать”,   дает   словесный   портрет. Остальные   должны   определить,   кто   был   его моделью.   т.е. Игра “Назови по имени”. Игра проводится в кругу. Водящий встает в центр круга и бросает мяч каждому по очереди, называя имена.   Услышав   свое   имя,   играющий   должен поймать мяч, в противном случае — отбить его.  Упражнение “Интонация”. Одному   ребенку   предлагается   повторить   с разной   интонацией   предложение   (радостно,   зло, задумчиво, с обидой): “Я получил два!”. Другие дети должны угадать интонацию. Упражнение “Найти вторую половину  пословицы”. (Учитель   произносит   первую   часть   пословицы. Дети внимательно слушают и стараются найти ее продолжение среди записанных на доске.) 1. Доброе братство 2. За добро платят  3. На языке медок,  лучше богатства. добром. а на уме ледок. 4. Не дорого начало,  а похвален конец. 5. Учись доброму,  6. Много желать —  7. Делу время,  8. Нет худа  худое на ум не пойдет. добра не видать. а потехе час. без добра. 9. Все хорошо, 10. Совет хорош,  11. Всяк человек  12. У страха глаза  13. Ты пожалей ­     что хорошо кончается. а дело лучше. по делу познается. велики. и тебя пожалеют. Игра “Соревнование телефонистов”. Класс   делится   на   три   команды   (можно   две). Стоящим   впереди   учитель   дает   карточки   со скороговоркой. По команде учителя дети шепотом пересказывают скороговорку на ухо друг другу, а последний   называет   ее   вслух.   Задача:   передать как можно быстрее и при этом не исказить текст. 1. Не живут ужи, где живут ежи. 2. Лежит ежик у елки, а у ежа — иголки. 3. В живом уголке жили ужи, да ежи. Полезные советы. Будь терпелив, дай высказаться товарищу. Слушая,   старайся   выделить   и   запомнить   наи­ более существенные моменты. Твое настроение не должно мешать тебе понять собеседника. Старайся поставить себя на место говорящего. Урок № 15. Слушали, услышали,  прослушали Цель урока: Учить   слушать   собеседника,   услышать,   понять говорящего. ­ Вы заметили, что в общении участвуют хотя бы двое? ­ Прочитайте и вставьте нужные слова. 9 Один говорит, другой ... Я слушаю то, что ... другой. Я читаю то, что ... другой. Один пишет, другой ... ­ Когда я читаю книгу, с кем я общаюсь? ­ Если я пишу сам  себе, например свой личный дневник, с кем я общаюсь? ­ А если я говорю с кошкой — я общаюсь? Слушать — направлять внимание на то, чтобы услышать.  (Слушать музыку, стихи, концерт. Дети слушают рассказ учителя.) Слышать  —   обладать   слухом.   Получать представление о чем­нибудь с помощью слуха. (Старик плохо слышит. Он не слышит (глухой).) ­ Когда один человек обращается к другому, а тот хочет   выслушать   его,   это   видно   по   их   позам, жестам,   мимике.   Я   прочитаю   отрывок   из   сказки Волкова   “Волшебник   Изумрудного   Города”,   а   вы скажите,   каким   образом   Элли   догадалась,   что чучело заговорит с ней? Элли   внимательно   разглядывала   смешное разрисованное   лицо   чучела   и   удивилась,   увидев, что оно вдруг подмигнуло ей правым глазом. Она решила, что ей почудилось: ведь чучела никогда не мигают.   Но   фигура   закивала   головой   с   самым дружеским видом.  ­   Подумайте,   при   помощи   каких   слов,   действий   можно   показать предложений, собеседнику, что вы готовы его слушать. Крылатые слова и выражения. А   Васька   слушает,   да   ест.   (Употребляется   в значении: один говорит, а другой не обращает на него никакого внимания.) Туг на ухо. (Плохо слышит.) Пропускать мимо ушей. (Не обращать внимания, не реагировать на то, что говорится.) Навострить уши. (Приготовиться с напряженным вниманием и интересом слушать, прислушаться.) Хлопать ушами. (Слушать что­либо не понимая, не воспринимая   то,   о   чем   говорится.   Не   принимать никаких мер, ротозейничать.) 10 Не верить своим ушам. (Удивляться, поражаться услышанному.) Краем   уха.   (Невнимательно,   урывками   слушать кого­либо.) Игра “Полслова за вами”. Бросающий мяч говорит половину какого­нибудь слова, тот кто ловит, должен назвать его вторую половину. Игра “Отгадай, чей голосок”. Круг. В центр ставится водящий с завязанными глазами. Дети двигаются по кругу со словами:  Вот построили мы круг, Повернемся разом вдруг. (Все   поворачиваются   и   двигаются   в   обратную сторону.) А как скажем: “Скок, скок, скок ­ Отгадай, чей голосок”. ­ Как вы понимаете пословицу: “Я ему про Фому, а он мне про Ерему”? ­   Какие   еще   пословицы   и   поговорки   об   умении слушать вы знаете? Игра “Одним разом всю фразу”. Класс делится на 3 группы. Одна группа говорит: “Ну”, другая — “Заяц”, третья — “Погоди”.  Говорят все   группы   одновременно,   по   команде   ведущего. Водящий должен отгадать, что было сказано. Урок № 16. Учимся вежливости Цель урока: Воспитание   уважения,   вежливого   отношения   к людям. ­ Какие волшебные слова вы знаете? ­ Какие слова приветствия вы знаете? ­ Какие слова прощания вы употребляете? ­   Назовите   слова,   выражающие   просьбу, благодарность, извинение? Речевая разминка. ­ Как вы думаете, что же такое вежливость? Был вежлив этот мальчик И, право, очень мил: Отняв у младших мячик,  Он их благодарил. С. Я. Маршак ­   Можно   ли   про   мальчика   сказать,   что   он вежливый был? Почему? ­ Каким тоном нужно прочитать этот отрывок (с иронией). ­ Что же такое вежливость? ­ А теперь я предлагаю вам несколько задач. ­   Послушайте,   как   об   этом   говорят   сказочные герои.   (Учитель   говорит   от   имени   героев,   можно использовать куклы, картинки, маски.) Если   ты   вежливый,   то   ты   говоришь   спокойно, мягко, уважительно. (Чебурашка) Самое главное — приветливые жесты, взгляды, улыбка. Поклонись,   улыбнись,   посмотри   внимательно   — вот ты и вежлив. (Пиннокио) Вежливость?   Это   вежливые   привычки,   манеры, Умеют ли они здороваться? поступки. Петя   и   Юра   спешили   в   буфет   и   бежали   вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась Анна Сергеевна. Мальчики пробежали мимо, и где­то с нижнего этажа послышалось: “Здравствуйте, Анна Сергеевна!”   Что   ответила   учительница,   мальчики не слышали: они первыми ворвались в буфет. А   когда   читали   рассказ   “Волшебное   слово”,   то Анна Сергеевна сказала, что некоторые ученики в классе   не   умеют   здороваться.   И   почему­то посмотрела в сторону Пети и Юры. ­ Как вы думаете, почему? Пожалуйста. Леночка   сидела   в   трамвае.   Она   все   время вертелась,   Ее   соседка отвернулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.   болтала   ногами. ­   Девочка,   сиди   спокойно,   пожалуйста.   Так нельзя вести себя, — заметила Леночке старушка, сидевшая напротив. ­ А что я сделала? — возразила Леночка. ­ Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно. И она, надувшись, стала смотреть в окно. ­   И   девочка,   и   старушка   произнесли   слово,   Можно   ли   назвать   Леночкино пожалуйста. “пожалуйста” волшебным словом? Почему? Это интересно. Спасибо  —   старинное   слово,   “спаси   бог”   — спаси вас бог за ваши добрые слова, дела. Благодарю — дарю тебе благо, добро за твою чуткость, отзывчивость. Уступи   женщине   дорогу,   старику   —   место   в автобусе. (Дядя Федор) Я думаю, это вообще всякие добрые слова. (Буратино) ­   Вспомните,   из   каких   литературных произведений   пришли   к   нам   на   урок   эти   герои. Упражнение “Магазин вежливых слов”. На   полках   в   магазине   стояли   вежливые   слова: благодарности   (спасибо,  благодарю,   пожалуйста); приветствия   (здравствуйте,   добрый   день,   доброе утро,   добрый   вечер);   извинения   (извините, простите,   жаль);   прощания   (до   свидания,   до встречи, спокойной ночи). Но   вдруг   подул   ветер,   и   все   слова   упали   и перепутались. Надо их снова расставить по полкам. (Заранее   нужно   написать   слова   на   карточках. Ребята   по   очереди   берут   карточки   со   словами   и расставляют их на полки). Упражнение “Вежливые животные”. ­   Представьте,   что   животные   решили   стать вежливыми. Изобразите,  как здороваются при встрече: ­ крокодилы; ­ жирафы; ­ львы; ­ обезьяны; ­ петухи. 11 Игра “Пожалуйста”. Вы должны отгадать  загадки  и из первых букв отгадок составить слово вежливости. Стоит на крыше верхолаз И ловит новости для нас. (антенна) Поверчу волшебный круг И меня услышит друг. (телефон) Что такое перед нами: Две оглобли за ушами, На глазах по колесу И сиделка на носу. (очки) На узкой дорожке — Голова да рожки. Кто так медленно ползет На себе свой дом везет? (улитка) Днем слепа бывает, А ночью прозревает. (сова) Если я пуста бываю,  Про тебя я забываю, Но когда несу еду, Мимо рта я Не пройду. (ложка) Кто имеет пятачок,  Не зажатый в кулачок? На ногах его копытца. Ест и пьет он из корытца. (поросенок) Он высокий, он огромный. Он похож на кран подъемный. Только это живой С настоящей головой. (жираф) ­   Итак,   какое   же   слово   была   спрятано? (пожалуйста) ­ Когда мы его произносим? Урок № 17. “Чтобы радость людям  дарить, надо добрым и  вежливым быть” Цель: Закрепить   умения   употреблять   различные формы словесной вежливости. ­ Сегодня на уроке по предмету “Речь и культура общения”. Задачи не на сложение, Задачи на уважение. ­   Что   такое   доброта?   (чуткость,   участливость, сердечность, душевность, отзывчивость) ­ Что такое вежливость? (умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой) ­   Знаете   ли   вы,   откуда   произошло   слово ВЕЖЛИВОСТЬ? Оно произошло от древнерусского слова   “вежа”   —   знаток,   “ведать”   —   знать. Буквальное   значение   слова   “вежливость”   — знающий, как себя вести. Учитель   читает   отрывок   из   стихотворения С.Я.Маршака: Ежели вы вежливы, То, сидя на уроке,  Не будете с товарищем  Трещать, как две сороки. ­   О   каком   недостатке   в   поведении   детей говориться в стихотворении? ­   По   отношению   к   кому   они   поступают невежливо? ­ Вежливый человек знает много волшебных слов, слов,   которые   приносят   радость.   Вспомним   эти слова. Утро   начинается   и   первые   слова,   которые   вы произносите — словно лучи солнца: ЗДРАВСТВУЙТЕ ДОБРОЕ УТРО ДОБРЫЙ ВЕЧЕР ДОБРЫЙ ДЕНЬ ПРИВЕТ САЛЮТ ­ Давайте теперь вспомним слова “Прощания”. 12 СПОКОЙНОЙ НОЧИ ДО СВИДАНИЯ ДОБРОЙ НОЧИ ВСЕГО ДОБРОГО СЧАСТЛИВО ДО ВСТРЕЧИ ВСЕГО ХОРОШЕГО ДО ВЕЧЕРА ДО СКОРОГО СВИДАНИЯ ­   Какие   еще   слова   прощания   при   расставании взрослых   людей,   друзей   можно   услышать?   (Всех благ.   Час   добрый.   Будь   здоров.   Не   поминайте лихом.) ­ Но это еще не все добрые слова, которые мы знаем. Часто мы обращаемся друг к другу с какой­ то просьбой, кого­то благодарим. Вспомним слова, выражающие просьбу: ПОЖАЛУЙСТА БУДЬТЕ ДОБРЫ БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ ПРОШУ ВАС БУДЬ ДРУГОМ РАЗРЕШИТЕ ПОЗВОЛЬТЕ Игра “Найди лишнее слово” а) Здравствуй, прошу вас, привет. б) Спасибо, от всей души, до свидания. в) Привет, извините, простите. г) Счастливо, до вечера, извините. д)   Прошу   извинения,   вы   очень   добры,   прошу прощения. е) Привет, всего доброго, салют. Упражнения­ситуации. 1. Вы забыли ручку, попросите ее у товарища. 2. Не записали домашнее задания. 3. Вы пришли в столовую, и вам не хватило чая. 4.   Вы   звоните   своему   товарищу   по   телефону. Трубку взял кто­то из взрослых. 5. Вы едете в автобусе. Попросите кого­либо из пассажиров прокомпостировать билет. 6.   Вы   пришли   в   библиотеку.   Попросите   у библиотекаря нужную книгу. ­ Какие вы знаете пословицы о добре: Худо тому, кто добро не делает никому. НЕ В СЛУЖБУ, А В ДРУЖБУ В ком добра нет, в том и правды мало. ­ Повторим слова благодарности: За добро добром платят. СПАСИБО БОЛЬШОЕ СПАСИБО БЛАГОДАРЮ ОТ ВСЕЙ ДУШИ ВЫ ОЧЕНЬ ЛЮБЕЗНЫ Если   ты   сделал   добро,   молчи;   если   тебе   его сделали — расскажи. Добро украшает человека. Добро делают, не советуясь. ЧРЕЗВЫЧАЙНО ПРИЗНАТЕЛЕН Лишнее добро к добру. ­ Вспомним слова извинения: Сделал доброе дело — выброси память о нем в реку. ИЗВИНИТЕ ПРОСТИТЕ ПРОШУ ИЗВИНЕНИЯ ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ Игра “Будь внимателен”. ПРОСТИТЕ — руки у груди. БЛАГОДАРИМ — руки вверх. ПОЖАЛУЙСТА — 3 хлопка. Урок № 18. Учимся строить  предложения 13 ­ Бог с тобою, золотая рыбка, Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в сине море, Гуляй там себе на просторе. ­ Изобразите (нарисуйте) схему общения.        РЫБАК ­ ЧТО ­ РЫБКЕ ­ Выполнил ли старик просьбу рыбки? ­ Можно ли сказать, что рыбак и рыбка поняли друг друга? ­ Послушайте еще одну историю: Однажды шел путник по дороге и наткнулся на огромный камень. Наткнулся и закричал: ­   Эй,   ты,   камень,   убирайся   с   дороги,   ты   мне мешаешь! Но камень — ни с места. Тогда путник начал его ругать.   Долго   его   ругал,   а   камень   хоть   бы шевельнулся.  В это время к камню подъехал всадник. Путник и говорит: ­ Видал? А еще говорят, что сильнее слова нет Цель урока: Учить   правильно   выражать   свои   мысли, правильно строить предложения. ­ Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Мы живем в России, поэтому наш основной язык — русский. С   самых   первых   шагов   жизни   вы   учились говорить,   а   сейчас,   обучаясь   в   школе,   вы   будете учиться   правильно   выражать   свои   мысли, правильно строить предложения, познакомитесь с темпом   и   громкостью,   тоном   нашей   речи.   Но сначала, давайте понаблюдаем, как нужно строить предложение. На доске схема: КТО­ЧТО­КОМУ ­ Посмотрим, как происходит общение по данной схеме. Для этого обратимся к отрывкам из “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина. В третий раз он закинул невод —  Пришел невод с одною рыбкой, С   непростою   рыбкой   — золотою,  Как взмолится золотая рыбка, Голосом молвит человечьим: ­ Отпусти ты, старче, Меня в море, Дорогой за себя дам откуп, Откуплюсь, пожелаешь. только   чем   ­ Кто начинает разговор? Почему? (Стала  бы  рыбка  говорить,  если  бы не попала в невод?) ­ Чего же хочет рыбка, какова цель ее речи? ­   Почему   она   говорит   человечьим голосом? ­ Взгляните на схему и объясните по ней.      РЫБКА   ­   ИНФОРМАЦИЯ   ­ РЫБАК Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово: 14 ничего на свете. Я целую гору наговорил, а камень — ни туда, ни сюда. Всадник слез с коня, обвязал камень веревкой, и конь оттащил камень с дороги. ­ Вот это другое дело, — удовлетворенно сказал путник. ­ Э­э, нет. — ответил всадник. — Слово­то все­ таки сильнее всего на свете. Ты мне сказал,  что тебе   мешает   камень,   я   его   и   убрал.   А   когда   ты слова   на   ветер   бросал,   у   тебя   ничего   не получилось. (В.Беспалова “Сила слова”) ­   В   этой   истории   два   героя:   путник   и   всадник. Какими вы представляете себе этих героев по их словам и по делам? ­ Какие пословицы из тех, что написаны на камне, вы выбрали бы для заголовка рассказа? Урок № 19. Понятия “адресат ­  адресант” Цель урока: Познакомить   детей   со   словами  адресат, адресант,   учить   умению   пользоваться   этими словами. ­ Слышали ли вы слово адресат? ­ Да, это тот, кому направляются, кто получает письма, газеты, журналы. А в широком смысле — это тот, кто получает любую информацию, иначе — получатель.   Но   если   есть   получатель,   т.   е.   и отправитель информации, или адресант. Определить, кто адресат, а кто адресант: ­ Когда мама утром вас будит, кто отправитель, а кто получатель информации? ­   Когда   вы   отвечаете   в   классе   урок,   кто   вас слушает, кто ваш адресат? ­ У нас в гостях профессор Маковка, профессор вежливости (его портрет на доске). К   нам   он   пришел   со   своей   историей,   которую услышал от своего соседа. Однажды учительница рассказывала нам про лес и   его   обитателей.   Интересно   рассказывала   Анна Ивановна.   Ученики   внимательно   слушали.   А   Юра Шпак раскрыл под партой африканские народные сказки и шепчет мне: 15 ­ Ты слушай, а я почитаю. Когда Анна Ивановна закончила, она обратилась к нам: ­   Ну,   а   теперь,   дети,   вы   мне   ответите   на несколько вопросов... к доске пойдет... Шпак. Юра подскочил,   захлопал   глазами,   будто   со   сна,   и нехотя поплелся к учительнице. ­   Скажи,   Юра,   какие   звери   обитают   в   наших лесах? Это Юра знал. — Медведь, лиса, заяц, лось, — забубнил он. ­ Правильно. А чем они питаются зимой? Юра   бросил   на   меня   умоляющий   взгляд.   Я приложил   руку   к   губам   и   тихонько   зачмокал.   Он догадался: ­ Медведь зимой спит в берлоге и лапу сосет! ­ Ну а те, что не спят, лисы, например? Юра снова взглянул в мою сторону. Ну как ему объяснить, что лисы едят мышей? Где я ему мышь возьму? А если б и была мышь, то что же мне ее есть?   И   тут   меня   осенило.   Написал   я   на промокашке большими буквами “МЫШКА”, показал Юре, засунул в рот и начал жевать. Шпак понял: ­ Лисы едят мышей! ­ Верно, лисы питаются мелкими грызунами. А   зайцы,   а   лоси?   —   допытывалась   Анна Ивановна. Вот   это   вопросик.   Зайцы   и   лоси   обгрызают молодую кору на деревьях и кустах... Как мне это показать? Но выход  я нашел —  достал из ранца карандаш   и   начал   его   обгрызать.   А   Юра   только руками разводит. ­ Ты, Шпак, наверное, невнимательно слушал. Я об этом говорила. ­ Я слушал... Просто забыл... Сейчас угадаю, т.е. вспомню... А я продолжал старательно обгрызать карандаш.   Во   рту   было   горько   и   неприятно   от краски,   прямо   слезы   на   глаза   наворачиваются. Наконец Юра хлопнул себя по лбу: ­   Вспомнил!   Зайцы   и   лоси   обгрызают   ... карандаши! В классе захихикали. ­ Что! — до этого Анна Ивановна делала какие­то пометки   в   классном   журнале,   а   теперь   подняла голову, — Какие карандаши? Ты все же не слушал меня.   Начинаешь   выдумывать   что­то...   Садись. Может, ты, ЖУК, ответишь на этот вопрос? Я   встал   и   хотел   было   начать,   но   учительница остановила: ­ Погоди! Что это с тобой? Губы такие красные... Она подошла ко мне, приложила ладонь ко лбу, озабоченно рассматривала мое лицо. И вдруг как засмеется? ­ Так что обгрызают зайцы и лоси? ­ Карандаши! — вырвалось у меня. ­ Карандаши, значит, и только красные, или какие под руку попадутся?.. Я во всем признался... ­ Ну что ж, — сказала учительница, — помогать друзьям нужно, но не так. А пока что, мальчики, я вам ставлю “два” за поведение на уроке. ­ Шпак, — обратилась она к Юре, — когда будешь нести свой дневник, захвати и Сашин, окажи услугу своему спасителю, он ведь так старался для тебя... ­   Понравилась   ли   вам   история,   которую рассказал профессор Маковка? ­   Вежливы   ли   были   мальчики   Саша   и   Юра, докажите. ­ Определите, кто в этой истории адресат, а кто адресант. Список литературы 1. Речь, речь, речь/ Под ред. Т.А.Ладыженской. — М.: «Педагогика», 1983. 2.   Речевое   развитие   младших   школьников/ А.Д.Мали, О.С.Арямова, С.А.Климова, Н.С.Пескова — Пенза, 1993. 3. Купина  Н. Азбука поведения.  —  Свердловск: Изд­во Урал, Универс, 1991. 4.   Васильева­Гангнус   Л.   Азбука   вежливости.   — М.: «Педагогика», 1988. 5.   Воропаева   И.П   .   Коррекция   эмоциональной сферы младших школьников.   —  М.: Изд­во ИПК и ПРНО МО, 1993. 6.   Как   развивать   внимание   и   память   вашего   Т.Ю.Аскоченская,   И.Ю.Манюгин , ребенка/  И.Л.Бонк — М.: «Эйдос», 1994. 7. С.А.Кузина Как улучшить память. М.:П. «Школа практической психологии», 1991. 8. Введенская Л.В., Саакья Р.Я. Наш родной язык. М.: «Просвещение», 1990. 9. Словарь синонимов русского языка. — М.: Изд­ во «Русский язык», 1976. 10. Словарь омонимов русского языка. — М.: Изд­ во «Русский язык», 1976. 11.   Львов М.Р.   Школьный   словарь   антонимов русского языка. — М.: «Просвещение», 1981. 12.   Львов М.Р.   Правописание   в   начальных классах. — М.: «Просвещение», 1990. 13. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. — М.: «Просвещение», 1975. 14. Виды внеклассной работы по русскому языку. — М.: «Просвещение», 1968. 15.   Блюхер   Ф.Н.   Дидактические   игры   и занимательные   упражнения   в   1   классе.   —   М.: «Просвещение», 1964. 16.   Ушаков   Н.Н.   Внеклассные   занятия   по русскому   языку   в   начальных   классах.   —   М.: «Просвещение», 1971. 17.   Дорохов   А.   Как   себя   вести.   —   М.: «Педагогика», 1970. 18.   Горбушина   Л.А.   Обучение   выразительности   —   М.: чтению   младших   школьников. «Просвещение», 1981. 19. Черноморов А.И., Шустова А.И. Практикум по выразительному   чтению.   —   М.:   «Просвещение», 1970. 20. Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. —  М.: «Просвещение», 1988. 21.   Голуб   И.Б.,   Ушаков   Н.Н.   Путешествия   по стране слов. — М.: «Просвещение», 1992. 22.   Трофименко   В.,   Ромин   А.   Поговорим   от этикете. — М.: Изд­во «Московская правда», 1991. 23. Фомичева А. Работа над словосочетанием и предложением   в   начальных   классах.   —   М.: «Просвещение», 1981. 24. Речевые секреты/ Под ред. Т.А.Ладыженской. — М.: «Просвещение», 1992. 25. Шмаков С.А. Игры­шутки, игры­минутки. — М.: «Новая школа», 1993. 26. Николаева Т., Илларионов С. Этикет и мы. — М.: «Советский спорт», 1993. 27.   Граник   Г.,   Бондаренко   С.М.,   Концевая   Л.А. Секреты орфографии. — М.: «Просвещение», 1991. 28.   Минскин   Е.М.   От   игры   к   знаниям.   —   М.: «Просвещение», 1982. 29.   Руднянский   Я.   Как   учится.   —   М.: «Просвещение», 1992. 30. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. — М.: АО «МЭрил», 1994. 31. Поль Л.Сопер. Основы искусства речи.  — М.: Изд­во Агентства «Яхтсмен», 1995. 32.   Сытин   Н.   Животворящая   сила,   или   Помоги себе сам. — СП(б): ТОО «Лейла», 1993. 33. Журналы «Начальная школа». 34.   Ушаков   Н.Н.   Занимательные   материалы.   — М.: «Просвещение», 1967. 35. Морозова М.Я., Петрова Е.Н. Грамматические игры для начальных классов. —  М.: Изд­во Акад. Пед. наук РСФСР, 1963. 36.   Волина   В.В.   Учимся   играть.   —   М.:   «Новая школа», 1994. 16 17

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет

Журнал педсовет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2018