Зигмунд Фрейд психоанализ и фрейдизм

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ФРЕЙД ЗИГМУНД (1856--1939) -- австралийский психолог и невролог, основатель психоанализа. К концептуальному ядру теории Фрейда относятся концепция психоневроза и учение о психическом аппарате, базирующиеся на идее бессознательного. Бессознательное ("Оно") представляет собой ту часть психики, где сосредоточены инстинктивные импульсы (желания) и вытесненные из сознания идеи. От сознания бессознательное отгорожено областью предсознательного (разумное "Я" человека, память, мышление). Оно осуществляет цензуру желаний бессознательного и представляющих их идей, сообразуясь с реальностью внешнего мира, сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. А неразряженные желания, сохраняющие активность, находят окольные пути проникновения в сознание.
Иконка файла материала Зигмунд Фрейд психоанализ и фрейдизм.doc
Зигмунд Фрейд    психоанализ и фрейдизм ФРЕЙД   ЗИГМУНД   (1856­­1939)   ­­   австралийский   психолог   и   невролог, основатель   психоанализа.   К   концептуальному   ядру   теории   Фрейда   относятся концепция психоневроза и учение о психическом аппарате, базирующиеся на идее бессознательного.   Бессознательное   ("Оно")   представляет   собой   ту   часть психики, где сосредоточены инстинктивные импульсы (желания) и вытесненные из сознания   идеи.   От   сознания   бессознательное   отгорожено   областью предсознательного (разумное "Я" человека, память, мышление). Оно осуществляет цензуру   желаний   бессознательного   и   представляющих   их   идей,   сообразуясь   с реальностью внешнего мира, сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. А   неразряженные   желания,   сохраняющие   активность,   находят   окольные   пути проникновения в сознание. К числу таких путей относятся сновидения, обмолвки, юмор,   а   также   явления   психической   патологии.   Другим   краеугольным   камнем теории Фрейда явилось учение о либидо и детской сексуальности. С точки зрения учения о либидо процесс психического развития человека есть в своей сущности биологически   детерминированный   процесс   превращений   его   сексуального инстинкта.   Учение   Фрейда,   не   будучи   строго   философским,   имеет   значительный мировоззренческий   потенциал.   Он   связан   прежде   всего   со   специфическим осмыслением   человека   и   культуры.   В   основе   его   лежало   убеждение   Фрейда   в антагонизме природного начала в человеке, сексуальных и агрессивных импульсов бессознательного,   с   одной   стороны,   и,   с   другой   стороны,   культуры.   Причиной этого   антагонизма   на   внутрипсихическом   уровне   является   культура   с   ее идеалами, нормами, требованиями. Культура, по Фрейду, основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо. Следствием   такого   понимания   культуры   стала   романтическая   критика   ее. Фрейд   приходит   к   заключению,   что   прогресс   культуры   ведет   к   уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины из­за растущих ограничений для реализации природных желаний. При   объяснении   происхождения   и   сущности   инстинктов   культуры   Фрейд исходил   из   убежденности   в   подобии   индивидуальных   и   коллективных психологических   закономерностей,   а   также   в   одинаковости   механизмов формирования нормальных и патологических явлений психики. Это позволило ему, усмотрев   сходство   между   симптомами   невроза   навязчивости   и   религиозными обрядами,   объявить   религию   "коллективным   неврозом",   а   наличие   в   психике человека   типических   форм   реагирования   (Эдипов   комплекс)   и   коллективных символов   указывает,   по   мнению   Фрейда,   на   реальные   события   в   истории человечества, памятью о которых выступают данные психические феномены. С этих же позиций Фрейд подступается к проблеме лидерства. Он считает, что   связь   людей   в   группе   имеет   либидную   основу.   Эта   либидная   связь   есть идентификация   индивидов   с   лидером,   который   становится   внутрипсихическим идеалом   для   каждого.   Усваивая   это   идеал,   человек   отказывается   от   части собственного   "Я"   (идеал   "Я")   и   объясняется   с   другими   через   общий   всем групповой идеал ­­ вождя. Психологические   и   социологические   взгляды   Фрейда   оказали   значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ в [1, с. 345­346]. ФРЕЙДИЗМ   ­­   в   расширительном   понимании   подразумевается   классический (ортодоксальный)   психоанализ,   в   отличие   от   неофрейдизма,   аналитической психологии Юнга и индивидуальной психологии Адлера. В более строгом и точном смысле данный термин обозначает учение З. Фрейда в том виде, в каком оно было создано им в период с 1900 по 1938 гг. Фрейдизм, таким образом, выступает в качестве теоретической основы психоанализа как психотерапевтического метода, а   также   в   качестве   теоретического   источника   современных   психоаналитических концепций.   Представители   классического   психоанализа   и   поныне   сохраняют приверженность   основным   положениям   фрейдизма,   в   отличие   от   представителей неофрейдизма,   частично   отбросивших,   частично   переосмысливших   многие   из   них [1, с. 346].ПСИХОАНАЛИЗ ­­ 1) в узком смысле слова ­­ психотерапевтический метод, разработанный   З.   Фрейдом   в   конце   90­х   гг.   XIX   столетия   для   лечения психоневрозов.   Психоанализ   как   метод   терапии   состоит   в   выявлении,   затем доведении   до   сознания   и   переживания   бессознательных   травмирующих   идей, впечатлений, психических комплексов. 2) В широком смысле слова психоанализом называют различные школы динамической психотерапии. Причем речь может идти не только о теоретических платформах этих школ, но и об институционализированном движении, которое осуществляется на их базе. Психоанализ как движение ведет свое начало с кружка сторонников З. Фрейда, объединившихся вокруг него в 1902 г.   и   основавших   в   1908   г.   Венское   психоаналитическое   общество.   Современные преемники   и   подражатели   этого   движения   относятся   к   так   называемому "классическому",   или   "ортодоксальному"   психоанализу   ­­   наиболее многочисленному, мощному и влиятельному направлению его. В   теоретическом   плане   классический   психоанализ   представляет   собой фрейдизм, в некоторых вопросах уточненный и реформированный в 30­­50­е гг. А. Фрейдом,   Х.   Хартманном,   Д.   Рапапортом   и   др.   Изменения,   внесенные   ими, касались   главным   образом   функций   "Я".   Их   исследования   привели   к   разработке нового   теоретического   аспекта,   получившего   наименование   "эго­психологии".   В отличие   от   Фрейда,   главное   внимание   уделявшего   бессознательным   механизмам "ОНО",   в   современном   классическом   психоанализе   большое   значение   придают предсознательным   механизмам   "Я",   направленным   на   адаптацию   к   социальной среде.   Весьма   примечательной   является   также   попытка   формализованного изложения   психоанализа   Д.  Рапапортом,  стремившимся   при   этом   также   перевести понятия   психоанализа   в   термины   поведения,   которыми   пользовалась   в   40­­50­е гг.   бихэвиористски   ориентированная   экспериментальная   психология   ­­   основной соперник психоанализа. Д. Рапапорт старался приблизить психоанализ к канонам научности, которые диктовались пост­позитивистской философией науки. Другие   направления   (школы)   психоанализа,   значительно   менее институционализированные и влиятельные, были основаны отделившимися от Фрейда учениками   ­­   А.   Адлером,   О.   Ранком,   а   также   К.­Г.   Юнгом,   который   лишь   на короткое время сблизился с ним и с Венским обществом. Возникший   в   30­­40­е   гг.   неофрейдизм   в   медицине   и   патопсихологии укоренился   незначительно,   однако   оказал   большое   влияние   благодаря популярности   философских   и   социально­психологических   работ   Э.   Фромма, теоретического лидера этого направления [1, с. 252­253]. Концепции   Зигмунда   Фрейда   и   его   последователей,   касающиеся   проблем поведения человека, культуры и развития общества, относятся к так называемой социобиологии,   заявившей   о   себе   почти   полным   игнорированием   социальных факторов   функционирования   и   развития   общества.   Игнорируется,   прежде   всего, роль социальных связей и отношений в поведении и деятельности людей. Каждый индивид   рассматривается   сам   по   себе;   движущие   силы   его   поведения усматриваются в его биологических потребностях и инстинктах. Особое   значение   Фрейд   придает   психосексуальному   развитию   человека, влиянию его инстинктивной сексуально­биологической энергии (либидо) на "жизнь его   чувств"   [4,   с.   102]   и   поведение.   Сексуальное   самопознание   ребенка означает, по Фрейду, "первый шаг к его самостоятельной ориентировке в мире" [4,   с.   167].   В   дальнейшем   поведение   ребенка,   а   затем   юноши   и   взрослого человека   во   многом   определяется   его   сексуальной   энергией.   Более   того, сексуально­   биологическая   энергия   объявляется   основой   развития   человеческой культуры. В работе "Три очерка по теории сексуальности" Фрейд пишет, что энергия сексуальных   побуждений,   будучи   достаточно   сильной,   находит   "выход   и применение в других областях". Получается "значительное повышение психической работоспособности"   [5,   с.   196],   что   оказывает   влияние   на   все   виды деятельности людей, развивает в них творческие начала. Эта идея развивается во многих работах Фрейда. В   дальнейшем   Фрейд   расширил   область   исследования   психобиологических инстинктов. Наряду с инстинктами жизни и самосохранения, половыми инстинктамион выделяет инстинкты разрушения, агрессии и смерти. Борьба этих инстинктов проявляется,   по   Фрейду,   в   поведении   человека   и   его   деятельности   ­­ производственной   и   политической,   творчески   созидательной   и   деструктивно­ разрушительной.  В   конечном   счете   борьба   инстинктов   жизни   и   смерти,  Эроса   и Танатоса,   определяет,   по   Фрейду,   ход   развития   человека,   общества   и   его культуры. Под   культурой   Фрейд   понимал   совокупность   социальных   свойств   людей,  их знания и умения к различным видам деятельности, нормы поведения, совокупность материальных   и   духовных   ценностей,   политических   и   государственно­правовых институтов   и   т.д.   Он   говорил   о   репрессивной   функции   культуры,   которая заключалась, по его мнению, в том, что социальные нормы и ценности, моральные и политические установки поведения людей подавляют их естественные инстинкты и   влечения   и   в   этом   смысле   лишают   их   свободы,   возможности   наслаждения   и счастья.   В   своей   работе   "Неудовлетворенность   культурой"   Фрейд   приходит   к выводу,   что   "большую   долю   вины   за   наши   несчастья   несет   так   называемая культура" [6, с. 277]. По его мнению, люди были бы гораздо счастливее, если бы отказались от современной культуры и цивилизации [2, с. 353­354]. С   вопросами   биологического   и   социального,   сущности   и   существования тесно   связана   и   проблема   бессознательного   и   сознательного   в   философской антропологии, отражающая важную сторону существования человека. Длительное   время   в   философии   доминировал   принцип   антропологического рационализма,   человек,   его   мотивы   поведения   и   само   бытие   рассматривались только   как   проявление   сознательной   жизни.   Этот   взгляд   нашел   свое   яркое воплощение   в   знаменитом   картезианском   тезисе   "cogito   ergo   sum"   ("мыслю, следовательно,   существую").   Человек   в   этом   плане   выступал   как   "человек разумный".   Но,   начиная   с   Нового   времени,   в   философской   антропологии   все большее   место   занимает   проблема   бессознательного.   Лейбниц,   Кант,   Кьеркегор, Гартман, Шопенгауэр, Ницше с разных сторон и позиций начинают анализировать роль и значение психических процессов, не осознающихся человеком. Но   определяющее   влияние   на   разработку   этой   проблемы   сделал   З.   Фрейд, открывший   целое   направление   в   философской   антропологии   и   утвердивший бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования. Он   представил   бессознательное   как   могущественную   силу,   которая   противостоит сознанию. Согласно его концепции, психика человека состоит из трех пластов. Самый   нижний   и   самый   мощный   слой   ­­   "Оно"   (Id)   находится   за   пределами сознания.   По   своему   объему   он   сравним   с   подводной   частью   айсберга.   В   нем сосредоточены   различные   биологические   влечения   и   страсти,   прежде   всего сексуального   характера,   и   вытесненные   из   сознания   идеи.   Затем   следует сравнительно небольшой слой сознательного ­­ это "Я" (Ego) человека. Верхний пласт   человеческого   духа   ­­   "Сверх­Я"   (Super   Ego)   ­­   это   идеалы   и   нормы общества,   сфера   долженствования   и   моральная   цензура.   По   Фрейду,   личность, человеческое "Я" вынуждено постоянно терзаться и разрываться между Сциллой и Харбидой ­­ неосознанными осуждаемыми "Оно" и нравственно­культурной цензурой "Сверх­Я".   Таким   образом,   оказывается,   что   собственное   "Я"   ­­   сознание человека   не   является   "хозяином   в   собственном   доме".   Именно   сфера   "Оно", всецело   подчиненная   принципу   удовольствия   и   наслаждения,   оказывает,   по Фрейду,  решающее   влияние   на   мысли,  чувства   и   поступки   человека.  Человек   ­­ это прежде всего существо, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо). Драматизм   человеческого   существования   усиливается   у   Фрейда   тем,   что среди бессознательных влечений имеется и врожденная склонность к разрушению и агрессии,   которая   находит   свое   предельное   выражение   в   "инстинкте   смерти", противостоящем   "инстинкту   жизни".   Внутренний   мир   человека   оказался, следовательно,   еще   и   ареной   борьбы   между   двумя   этими   влечениями.   В   конце концов,   Эрос   и   Танатос   рассматриваются   им   как   две   наиболее   могущественные силы, определяющие поведение человека. Таким   образом,   фрейдовский   человек   оказался   сотканным   из   целого   ряда противоречий   между   биологическими   влечениями   и   сознательными   социальными нормами,   сознательным   и   бессознательным,   инстинктом   жизни   и   инстинктомсмерти.   Но   в   итоге   биологическое   бессознательное   начало   оказывается   у   него определяющим. Человек, по Фрейду, ­­ это прежде всего эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами [2, с. 532­534]. Иррационалистические тенденции "философии жизни" продолжает и углубляет психоаналитическая философия. Эмпирической базой психоаналитической философии является психоанализ. Он возник в рамках психиатрии как своеобразный подход к лечению   неврозов   методом   катарсиса   или   самоочищения.   Постепенно   из медицинской   методики   он   вырос   до   уровня   философского   течения,   стремящегося объяснить личностные, культурные и социальные явления. Основоположник психоанализа австрийский врач ­­ психопатолог и психиатр Зигмунд   Фрейд   (1856­­1939).   Основные   идеи   психоанализа   изложены   в   его работах:   "По   ту   сторону   принципа   удовольствия"   (1920   г.),   "Массовая психология и анализ человеческого "Я"" (1921 г.), ""Я" и "Оно"" (1923 г.) и др.   Классическая   психология   до   Фрейда   изучала   явления   сознания,   как   они проявлялись у здорового человека. Фрейд, как психопатолог, исследуя характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая раньше   никак   не   изучалась,   но   которая   имела   большое   значение   для жизнедеятельности человека ­­ бессознательное. Открытие   бессознательного,   исследование   его   структуры,   влияния   на индивидуальную   и   общественную   жизнь   было   главной   заслугой   З.   Фрейда. Бессознательны, по Фрейду, многие наши желания и побуждения. Довольно часто прорывается бессознательное наружу в гипнотических состояниях, сновидениях, в каких­либо   фактах   нашего   поведения:   оговорках,   описках,   неправильных движениях   и   т.д.   Согласно   Фрейду,   психика   человека   представляет   собой взаимодействие   трех   уровней:   бессознательного,   подсознательного   и сознательного.   Бессознательное   он   считал   центральным   компонентом, соответствующим   сути   человеческой   психики,   а   сознательное   ­­   лишь   особой интуицией,   надстраивающейся   над   бессознательным.   Созданная   Фрейдом   модель личности   предстает   как   комбинация   трех   элементов.   "Оно"   ­­   глубинный   слой подсознательного   влечения   ­­   психическая   самость,   основа   деятельности индивидов,   "Я"   ­­   сфера   сознательного,   посредник   между   "Оно"   и   "внешним миром", в том числе, природными и социальными институтами. "Сверх­Я" (super­ ego) ­­ внутриличностная совесть, которая возникает как посредник между "Оно" и "Я" в силу постоянно возникающего конфликта между ними. "Сверх­Я" является как   бы   высшим   существом   в   человеке.   Это   внутренне   усвоенные интериоризированные индивидом социально значимые нормы и заповеди, социальные запреты власти родителей и авторитетов. Глубинный слой человеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на основе   природных   инстинктов,   "первичных   влечений",   с   целью   получения наибольшего удовольствия. В качестве основы первичных влечений Фрейд сначала рассматривал чисто сексуальные влечения. Позднее он заменяет их более общим понятием   "либидо",   которое   охватывает   уже   всю   сферу   человеческой   любви, включая родительскую любовь, дружбу и даже любовь к Родине. В конечном счете он   выдвигает   гипотезу,   что   деятельность   человека   обусловлена   наличием   как биологических,   так   и   социальных   влечений,   где   главную   роль   играют   так называемые "инстинкт жизни" ­­ эрос и "инстинкт смерти" ­­ танатос. Поскольку   в   удовлетворении   своих   страстей   индивид   сталкивается   с внешней реальностью, которая противостоит в виде "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся   обуздать   бессознательные   влечения   и   направить   их   в   русло социально   одобренного   поведения   при   помощи   "сверх­Я".   Фрейд   не абсолютизировал силу бессознательного. Он считал, что человек может овладеть своими инстинктами и страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни. Задача   психоанализа,   по   его   мнению,   состоит   в   том,   чтобы   бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить своим целям. Фрейд считал, что психоанализ может быть использован и для объяснения и регулирования   общественных   процессов.   Человек   не   существует   изолированно   от других людей, в его психической жизни всегда присутствует "Другой", с которым он вступает в контакт. Механизмы психического взаимодействия между различнымиинстанциями в личности находят свой аналог в культурных процессах общества. Люди, подчеркивал он, постоянно находятся в состоянии страха и беспокойства от   достижений   цивилизации,  поскольку   таковые   могут   быть   использованы   против человека. Чувство страха и беспокойства усиливается от того, что социальные инструменты,   регулирующие   отношение   между   людьми   в   семье,   обществе   и государстве,   противостоят   им   как   чуждые   и   непонятные   силы.   Однако,   при объяснении   этих   явлений   Фрейд   концентрирует   внимание   не   на   социальной организации   общества,   а   на   природной   склонности   человека   к   агрессии   и разрушению.   Развитие   культуры   ­­   это   выработанная   человечеством   форма обуздания   человеческой   агрессивности   и   деструктивности.   Но   в   тех   случаях, когда   культуре   это   удается   сделать,   агрессия   вытесняется   в   сферу бессознательного   и   становится   внутренней   пружиной   человеческого   действия. Противоречия   между   культурой   и   внутренними   устремлениями   человека   ведут   к неврозам. Поскольку культура является достоянием не одного человека, а всей массы людей, то возникает проблема коллективного невроза. В этой связи Фрейд ставил   вопрос   о   том,   не   являются   ли   многие   культуры,   или   даже   культурные эпохи   "невротическими",   не   становится   ли   все   человечество   под   влиянием культурных устремлений "невротическим" [3, с. 220­221]?