Королева Ирина Эльзасовна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия № 1» г. Бийска, Алтайского края
Урок родного (русского) языка в 9 классе
Национально-культурная специфика русской фразеологии. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной грамотности и др.) Крылатые слова и выражения из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен.
Оборудование, методическое обеспечение: компьютер с медиа-проектором, анимированная компьютерная презентация, словари толковые и фразеологические, раздаточный материал с текстами из учебника «”Русский родной язык” для 5-9 кл. /Александрова О.М., и др. - М.: Просвещение, 2019», карточки-задания, карточки для проведения рефлексии, персональные смартфоны с выходом в Интернет.
Цель: Формирование коммуникативной, культуроведческой компетенции через работу с лексикой, представленной в русском языке фразеологизмами и крылатыми фразами (словами).
Задачи:
1. Дать понятие национально-культурной специфики в русской фразеологии.
2. Обогащать речь обучающихся фразеологизмами и крылатыми фразами.
3. Учить понимать их переносный смысл.
4. Формировать интерес к изучению родного русского языка.
Планируемые результаты: после освоения темы обучающиеся смогут повысить уровень культуроведческой и коммуникативной компетенции.
Тип урока: изучение нового материала.
План урока
1. Организационный этап
2. Этап постановки цели, задач. Мотивация учебной деятельности
- Что здесь зашифровано? Придумайте подписи к картинкам.
(зашифрованы фразеологизмы: водить за нос, развешивать уши, точить зубы, клевать носом, делать из мухи слона, прикусить язык, чесать языки, строить глазки, не в своей тарелке, крылатые слова)
- Почему с этих слайдов начался урок? – тема «Фразеологизмы»
- Вы правы, но данную тему вы изучали в 5 классе, а сегодня я предлагаю взглянуть на это явление в русском языке с иной точки зрения. Запишите тему «Национально-культурная специфика русской фразеологии. Крылатые слова и выражения». Отталкиваясь от нового звучания темы, предложите задачи на урок. В помощь начальные слова ваших предложений:
• Вспомнить… (что такое фразеология, фразеологизмы)
• Узнать… (в чем состоит национально-культурная специфика русской фразеологии)
• Научиться…(использовать в речи фразеологизмы, крылатые слова и выражения, понимать их значения)
3. Этап актуализации знаний
- Исходя из целей, вспомните, что такое фразеология и фразеологизмы. Воспользуйтесь своими записями, словарями на столе или телефоном с выходом в интернет. (дети читают определения, сверяют с определениями на слайде)
- Ознакомьтесь с текстом. Какие фразеологизмы лежат в его основе?
Вольт Суслов
КАК РАБОТАЕТ СЛОВО
Бывает частенько,
что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду
пройдёт!»
А гуси и утки — сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода!
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? Воды в рот набрал!
Лентяй отдыхает, а время идёт —
Под камень лежачий вода не течёт!
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!.. Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...»
(с тех пор немало воды утекло, пройдёт сквозь огонь и воду, выйти сухим из воды, как с гуся вода, набрать в рот воды, под лежачий камень вода не течёт, толочь воду в ступе, лить воду, носить воду решетом)
- Это стихотворение помогает понять значение входящих в него фразеологизмов. Назовите те, которые вам запомнились, дайте их толкование.
4. Этап открытия нового знания
- А как же появлялись фразеологизмы в нашем языке? Конечно, каждый имеет свою историю происхождения, которая уходит своими корнями зачастую во времена древней Руси. Каждый отражает обычаи, традиции быта, исторических событий, культуры русских людей.
Выступления учеников на тему «История одного фразеологизма» (Проверка домашнего задания).
- Разновидностью фразеологических оборотов являются крылатые слова и выражения, то есть те, что пришли в русский язык из фольклора, мифологии, художественной литературы.
Самостоятельное чтение статьи учебника о крылатых словах (с.19-20), распечатанной в виде раздаточного материала. (технология гипертекста)
- Как вы поняли, что такое крылатые слова и выражения и чем они могут быть выражены? Приведите примеры.
Дети отвечают, зачитывают примеры из комедии «Горе от ума» А.Грибоедова.
Подготовленные дети представляют свои исследовательские проекты «Крылатые слова и выражения из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен» (проверка индивидуального домашнего задания).
5. Этап первичной поверки понимания
- Разбейте слова и выражения на две группы: фразеологизмы и крылатые слова.
1.Беречь как зеницу ока, 2. раз плюнуть, 3. не по дням, а по часам; 4. злые языки страшнее пистолета; 5. собаку съесть, 6. гадкий утенок, 7. золотые руки, 8. вылетело из головы, 9. каша во рту, 10. за тридевять земель, 11. на край света, 12. остались рожки да ножки, 13. молчалины блаженствуют на свете, 14. сказано-сделано, 15. намылить шею, 16. как за каменной стеной, 17. в двух шагах,
фразеологизмы |
крылатые слова |
2, 5, 7, 8, 9, 11, 15, 16, 17 |
1, 3, 4, 6, 10, 12, 13, 14 |
6. Этап первичного закрепления
А) Что обозначают эти обороты? Составьте 3 предложения с любыми из них:
Раз, два - и обчелся - __________________
Стереть в порошок - ___________________
И никаких гвоздей - _____________________
Кануть в Лету - __________________________
Спустя рукава - ___________________________
В два счета - ____________________________
Блудный сын - ______________________
Б) Прочитайте рекламные тексты. Какие крылатые слова русского языка были использованы при их создании? Кто их автор?
1.Осенняя пора! Вещей очарованье!
2.Свет мой, зеркальце, скажи, я ли в джинсах всех милее?
3.Купите же мыло душистое, и полотенце пушистое!
4.Белеет лайнер быстрокрылый в тумане моря голубом!
Купи путёвку на Мальдивы. Спасибо скажешь нам потом.
(А.Пушкин. «Осенняя пора», А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне…», К.Чуковский «Мойдодыр», М.Лермонтов «Парус»)
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
· Прочитайте имена героев русской классической литературы, ставшие нарицательными и перешедшие в разряд крылатых слов. Подумайте, какие черты характера и нравственные качества ассоциируются в сознании носителей русского языка с каждым из имен. Заполните таблицу.
литературный персонаж |
черты характера, нравственные качества |
Молчалин |
|
Митрофанушка |
|
Хлестаков |
|
· Выберите карточку-задание для подготовки к ОГЭ (задание 3)
8. Рефлексия, подведение итогов
- Что на уроке показалось вам наиболее интересным? А полезным?
- Подведем итог урока с использованием фразеологизмов и крылатых слов.
- Оцените результаты своего труда на уроке. Нужное подчеркните.
Открыл Америку
Хлопал ушами
Считал ворон
Зарубил на носу
Каша в голове
Свой вариант. Какой?
Выберите крылатое выражение, наиболее полно выражающее ваше состояние на данный момент. Нужное подчеркните.
1.Тяжела ты – шапка Мономаха!
2. Повторенье – мать ученья.
3. Чем больше я знаю, тем отчетливее понимаю, что я ничего не знаю.
4. Корень учения горек, да плод его сладок.
Приложение 1.
Оцените результаты своего труда на уроке. Нужное подчеркните.
|
Выберите крылатое выражение, наиболее полно выражающее ваше состояние на данный момент. Нужное подчеркните. |
Открыл Америку Хлопал ушами Считал ворон Зарубил на носу Каша в голове Свой вариант. Какой? |
Тяжела ты – шапка Мономаха! Повторенье – мать ученья. Чем больше я знаю, тем отчетливее понимаю, что я ничего не знаю. Корень учения горек, да плод его сладок.
|
Приложение 2.
Примерные задания ОГЭ с ОБЗ ФИПИ
1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
2) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.
3) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
4) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
2. В каком варианте ответа нет фразеологизма?
1) Жене изо всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват.
2) Стоит только одному заболеть, другой тут как тут: книжку почитает, историю расскажет, уроки разъяснит, а если одного из них родители накажут, кто как не друг поймёт и утешит?
3) Ну, подумать только, какой же у него хороший друг Саша.
4) Надо ведь успеть, пока друг не вернулся из школы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.