Методическая разработка урока по дисциплине ОГСЭ . 02«Составление развернутой характеристики по историческим источникам развития стран Восточной Европы во второй половине XX века»: интерактивный урок практическое занятие с применением технологии формирования критического мышления через чтение и письмо
Оценка 4.9

Методическая разработка урока по дисциплине ОГСЭ . 02«Составление развернутой характеристики по историческим источникам развития стран Восточной Европы во второй половине XX века»: интерактивный урок практическое занятие с применением технологии формирования критического мышления через чтение и письмо

Оценка 4.9
docx
19.12.2019
Методическая разработка урока по дисциплине ОГСЭ . 02«Составление развернутой характеристики по историческим источникам развития стран Восточной Европы во второй половине XX века»: интерактивный урок практическое занятие  с применением технологии формирования критического мышления через чтение и письмо
практическая страны В.Е..docx

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области 

«Губернский колледж г. Сызрань»

(технический профиль)

 

 

 

 

 

 

Урок по дисциплине ОГСЭ 02 «История»

Тема

«Составление развернутой характеристики по историческим источникам развития стран Восточной Европы во второй половине XX века»: интерактивный урок

практическое занятие

с применением технологии формирования критического мышления через чтение и письмо

на 2 курсе СПО в группе 189-2

 специальность

18.02.09 Переработка нефти и газа

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработан: преподавателем общественных дисциплин

Куровой Ольгой Сергеевной

 

 

 

Сызрань 2019

 

Дисциплина: ОГСЭ02 История

Тема урока: «Составление развернутой характеристики по историческим источникам развития стран Восточной Европы во второй половине XX века»

Тип урока: практическое занятие

Форма урока: комбинированный, интерактивный с использованием современных образовательных технологий, с элементами поисковой, практической и самостоятельной деятельности

 Учебник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2016

Методы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, методы развивающего обучения 

  Оборудование: учебник, интерактивная доска (проектор), компьютер,  тексты исторических документов и задания к ним,  тексты для чтения, интернет ресурсы, презентации

Цели:

Образовательные: Способствовать проведению анализа  особенностей социального, экономического,  политического, культурного  развития стран Восточной Европыво второй половине XX начале XXIв.в.  Способствовать проведению анализа   наличия взаимосвязей экономического, социально-политического и культурного развития государства данного региона с их внешней политикой.

Воспитательные: Создать условия для воспитания интереса и любви к истории страны. Создать условия для воспитания  патриотизма. Создать условия для формирования интереса к явлениям и событиям происходящим в современном обществе. Способствовать социализации обучающихся,  через самоопределение  как личности. Создать  условия для формирования ценностных ориентации обучающихся направленных на общечеловеческие ценности гуманизма и демократии.

Развивающие: Способствовать  формированию общих  компетенций:  организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения  профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; работать в коллективе и команде, ориентироваться в условиях частой смены технологий.

Создать условия для развития  критического мышления,  для развития умения формулировать свою точку зрения, быть внимательным к мнению других, делать самостоятельные выводы, обобщения, содействовать формированию навыков работы с разного вида исторической информацией.

 

 

 

 

 

 

План урока

I.            Организационный момент: (2 мин)

II.            Формулирование темы, мотивация и актуализация, постановка целей и задач занятия (8 мин)

III.            Проведение самостоятельной работы  групп по анализу материалов интернет ресурсов (30 мин)

IV.            Подведение итогов самостоятельного анализа интернет ресурсов (5 мин) 

V.            Организационный момент: (2 мин)

VI.            Устная презентация самостоятельного анализа интернет ресурсов (30 мин) 

VII.            Рефлексия.  Закрепление изученного материала (5 мин)

VIII.            Подведение итогов занятия (5 мин)

IX.            Задание самостоятельной работы  (3 мин)

Ход урока

 

Тема: Развития стран Восточной Европы во второй половине XX века

Цель: Определить особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики государств Восточной Европы; определить причины отказа от социалистической модели развития стран.

Форма организации работы: индивидуальная

Задание: Используя тексты, рекомендуемых источников информации, карты атласа, составить развернутую характеристику развития стран Восточной Европы во второй половине XX века и представить ее в форме конспекта, кластера, фишбоун, таблица, презентация (по выбору)

Содержание работы:

1.     Определить особенности формирования социалистической модели в странах Восточной Европы

2.     Определить особенности развития стран Восточной Европы в 50-80 гг. XX века

3.     Определить роль международных организаций СЭВ и ОВД в развитии стран Восточной Европы во второй половине XX века

4.     Определить причины перемен  в странах Восточной Европы в конце XX в

5.     Представить  информацию в форме конспекта, кластера, фишбоун, таблицы, презентации

6.     Сделать вывод о причинах отказа от социалистической модели государств Восточной Европы

Контроль выполнения: Проверка  письменной работы

Схема  работы:

1.Тема

2.Цель

3.Конспект, кластер, фишбоун, таблица, презентация

4. Вывод

Рекомендуемые источник информации:

1.                 Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История §102

2.                 Загладин Н.В. Всемирная история: XX век §38

3.                 Исторические источники

4.                 Презентация Развития стран Восточной Европы во второй половине XX века

Исторические источники:

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Из воспоминаний М. Джиласа, члена ЦК СКЮ, в сборнике: «Россия, которую мы не знали, 1939—1993». М., 1995. С. 222-223:

«Сталин преследовал две цели. Первая — подчинить Югославию и через нее всю Восточную Европу. Был и другой вариант. Если не получится с Югославией, то подчинить Восточную Европу без нее. Второй у него получился <...>

Об этом нигде не писалось, но я помню из доверительных бесед, что в странах Восточной Европы — Польше, Румынии, Венгрии — была тенденция к самостоятельному развитию <...> В 1946 г. я был на съезде чехословацкой партии в Праге. Там Готвальд говорил, что уровень культуры Чехословакии и Советского Союза различный. Он подчеркивал, что Чехословакия — промышленно развитая страна и социализм в ней будет развиваться иначе, в более цивилизованных формах, без тех потрясений, которые были в Советском Союзе, где индустриализация преодолевала очень тяжелые этапы. Готвальд выступал против коллективизации в Чехословакии В сущности, его взгляды не очень отличались от наших. Готвальду не хватило характера для борьбы со Сталиным. А Тито был сильным человеком <...> Не удалось отстоять свою позицию и Гомулке. На одном заседании Информбюро Гомулка говорил о польском пути в социализм. Димитров тоже думал о самостоятельном развитии».

Из заявления Н.С. Хрущева 26 мая 1955 г. в сборнике: «Россия, которую мы не знали, 1939—1993». М., 1995. С. 221:

«Мы искренне сожалеем о том, что произошло, и решительно отметаем все наслоения этого периода <...> Мы обстоятельно изучили материалы, на которых основывались тяжкие обвинения и оскорбления, выдвинутые тогда против руководства Югославии. Факты показывают, что эти материалы сфабрикованы врагами народа, презренными агентами империализма, обманным путем пробравшимися в ряды нашей партии.

Мы глубоко убеждены, что период, когда наши отношения были омрачены, остался позади».

Из воспоминаний 3. Млынаржа, члена ЦК КПЧ, «Мороз ударил из Кремля». М., 1992. С. 130:

«Годы сталинизма в Чехословакии лишь укрепили в национальном сознании те идеалы, которые власть всячески пыталась искоренить. Диктатура наглядно показала, к чему приводит их забвение, и это подтолкнуло на путь реформ даже «идейно убежденных» сталинистов. В сознании народов ценности демократии и гуманизма были реабилитированы задолго до 1968 года <...> Жить в страхе, действуя по указке, а не так, как в глубине души считаешь правильным, достойным, тяжкое бремя и для отдельного человека, и для социальной группы, и для всего народа. Поэтому избавление от такого страха приветствуется как воскрешение».

 

Хронология социал-демократических  революций в странах Восточной Европы

Албания

апрель 1985 г. — смерть Э. Ходжи. Первым секретарем Албанской партии труда избран председатель президиума Народного Собрания Албании Р. Алия

апрель 1987 г. — пленум ЦК. АПТ признал ошибочной линию по ограничению личного подсобного хозяйства крестьян, изменил политику в сельском хозяйстве

осень 1990 г. — албанское руководство заявило о проведении политики реформ

декабрь 1990 г. — создание Демократической партии Албании, фактически возникает многопартийность. Сейчас партия располагает большинством мест в парламенте

февраль 1991 г.— во время демонстрации студентов при столкновении с силами охраны порядка убито четверо

март 1991 г. — первые парламентские выборы на многопартийной основе

апрель 1991 г. — провозглашение Республики Албания

июнь 1991 г. — АПТ преобразована в Социалистическую партию Албании. Сейчас партия находится в оппозиции

Болгария

10 ноября 1989 г. — пленум БКП отстранил Т. Живкова от занимаемых должностей

декабрь 1989 г. — образование Союза демократических сил во главе с Ж. Желевым — движения, оппозиционного БКП

апрель 1990 г. — создание Болгарской социалистической партии на основе БКП. Лидер — П. Младенов

весна 1990 г. — П. Младенов избран президентом

август 1990 г. — отставка Младенова, парламент избирает президентом Ж. Желева

декабрь 1990 г. — сформировано первое многопартийное правительство Болгарии

январь 1992 г. — прямые всенародные президентские выборы. Президент — Ж. Желев

1996 г. — избрание президентом П. Стоянова (Союз демократических сил)

Венгрия

июнь 1987 г. — сформировано правительство К. Гросса. Предложение радикальной экономической реформы, критика застойных явлений в обществе

июнь 1987 г. — создание альтернативного движения либеральной интеллигенции — Венгерский демократический форум (летом 1989 г. был преобразован в партию)

май 1988 г. — Всевенгерская конференция ВСРП. Смена старого партийного руководства (отставка Я. Кадара). Новое политбюро (К.Гросс, И.Пожгаи, Р.Ньерш)

конец 1988—1989 г. — обсуждение в парламенте вопроса о введении многопартийной системы в стране

февраль 1989 г. — пленум ЦК ВСРП. Переоценка событий 1956 г., отказ от руководящей роли ВСРП

весна 1989 г. — начало заседаний «круглого стола». Выработка соглашения о создании парламентской демократии, правового государства, коренной реорганизации ВСРП

лето 1989 г. — отставка ряда депутатов Государственного собрания Венгрии (парламента), начало работы в Парламенте представителей оппозиционных партий. Провозглашение Венгерской Республики, многопартийности

октябрь 1989 г.— решение чрезвычайного съезда ВСРП о создании Венгерской социалистической партии

весна 1990 г. — выборы в Государственное собрание. Формирование коалиционного правительства без коммунистов и социалистов

ГДР

7 октября 1989 г. — массовые антиправительственные демонстрации в Лейпциге, Дрездене и других городах. Разгон демонстраций и аресты участников вызвали рост протеста

18 октября 1989 г. — пленум ЦК СЕПГ освободил Э.Хонеккера от поста Генерального секретаря «по состоянию здоровья»

4 ноября 1989 г. — демонстрация в Берлине (500 тыс. человек) требует отставки правительства и проведения свободных выборов

ноябрь 1989 г. — отставка Политбюро ЦК СЕПГ

ноябрь 1989 г. — падение Берлинской стены

декабрь 1989 г. — съезд СЕПГ. Образование на ее основе Партии демократического социализма. В дальнейшем — попытка созвать «круглый стол»

март 1990 г. — свободные демократические выборы парламента ГДР.

Победа объединения «Альянс за Германию»

31 августа 1990 г. — договор между ФРГ и ГДР об объединении

3 октября 1990 г. — Договор об объединении вступил в силу, ГДР стала частью ФРГ

ноябрь 1990 г. — общегерманские выборы в бундестаг

17 марта 1991 г, — вступление в действие Договора о полной целостности Германии

Польша

весна 1989 г.— «круглый стол». Соглашение между ПОРП и «Солидарностью» о проведении парламентских выборов на многопартийной основе

июнь 1989 г. — парламентские выборы, формирование правительства Т.Мазовецким. Представители ПОРП — в меньшинстве

январь 1990 г. — решение о самороспуске ПОРП. Образование партий: Социал-демократия республики Польша и Социал-демократического союза

январь 1990 г. — начало экономической реформы. «Шоковая терапия»

декабрь 1990 г. — отставка В.Ярузельского. Победа на президентских выборах Л.Валенсы

1996 г. — поражение Л.Валенсы на очередных выборах президента. Победа кандидата социалистов А. Квасьневского

Румыния

декабрь 1989 г. — расстрел демонстрации в Тимишоаре

21 декабря 1989 г. — попытка властей провести митинг в поддержку политики Чаушеску в Бухаресте. Выступление против власти, разгон демонстрантов, введение особого положения в стране. Начало восстания в Бухаресте. Переход армии на сторону народа. Вооруженная борьба с «Секуритате» (служба государственной безопасности) продолжалась в течение недели. Создание Фронта национального спасения во главе с И.Илиеску

22 декабря 1989 г. — арест Николае и Елены Чаушеску (25 декабря были расстреляны по приговору чрезвычайного военного трибунала)

23 декабря 1989 г. — Совет Фронта национального спасения взял государственную власть в свои руки

февраль 1990 г. — в ходе работы «круглого стола» с участием всех оппозиционных партий создан Временный совет национального согласия (И.Илиеску)

май 1990 г. — выборы президента и парламента. Победа И.Илиеску и ФНС.

ноябрь 1991 г. — принятие конституции Румынии

1996 г.— президентом Румынии избран Э.Константинеску

Чехословакия

17 ноября 1989 г. — митинг студентов (15 тыс.) в память о расстреле антифашистского выступления пражских студентов в 1939 г. перерос в антиправительственную демонстрацию. При разгоне демонстрации были раненые

ноября 1989 г. — демонстрация протеста в Праге и других городах

ноября 1989 г. — продолжение демонстраций, учреждение «Гражданского форума» в Чехии

20 ноября 1989 г. — демонстрация в Праге (150 тыс. человек), учреждение организации «Общественность против насилия» в Словакии

24 ноября 1989 г. — отставка руководства КПЧ

начало декабря 1989 г. — заседания «круглого стола», решение о формировании коалиционного правительства

10 декабря 1989 г. — начало работы коалиционного правительства, Г.Гусак объявил об отставке с поста президента

29 декабря 1989 г. — выборы в Федеральное собрание. Председателем Федерального собрания избран А.Дубчек, президентом страны — В. Гавел

1990 г. — Чехословакия преобразована в Чешскую и Словацкую Федеративную Республику

декабрь 1992 г. — Федеральное собрание ЧСФР приняло закон о разделении федерации

1 января 1993г. — провозглашение суверенных Чешской Республики и Словацкой Республики

Югославия

1988 г. — обострение отношений между албанцами и сербами в автономном крае Косово (Сербия), автономия Косова была упразднена, мусульманское (албанское) большинство Косова стремится к решению национального вопроса

январь 1990 г. — чрезвычайный съезд СКЮ, жесткое противостояние между республиканскими союзами коммунистов. Распад партии на самостоятельные республиканские организации

1990 г. — первые многопартийные выборы в парламенты республик Югославии. Приход к власти партий и лидеров с националистическими лозунгами

25 июня 1991 г. — выход из состава Югославии Словении и Хорватии. Обострение «сербского вопроса» в Хорватии, начало гражданской войны

17 ноября 1991 г. — провозглашение суверенитета Македонии

январь 1992 г. — направление миротворцев ООН в Хорватию

апрель 1992 г. — провозглашение суверенитета Боснии и Герцеговины

1992 г. — Сербия и Черногория образовали Союзную республику Югославию

1999 г. — военные действия США и их союзников против СРЮ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Дисциплина: ОГСЭ02 История

Дисциплина: ОГСЭ02 История

План урока I. Организационный момент : (2 мин )

План урока I. Организационный момент : (2 мин )

Рекомендуемые источник информации: 1

Рекомендуемые источник информации: 1

Жить в страхе, действуя по указке, а не так, как в глубине души считаешь правильным, достойным, тяжкое бремя и для отдельного человека, и для социальной…

Жить в страхе, действуя по указке, а не так, как в глубине души считаешь правильным, достойным, тяжкое бремя и для отдельного человека, и для социальной…

Венгерский демократический форум (летом 1989 г

Венгерский демократический форум (летом 1989 г

Т.Мазовецким. Представители ПОРП — в меньшинстве январь 1990 г

Т.Мазовецким. Представители ПОРП — в меньшинстве январь 1990 г

Чехословакия преобразована в Чешскую и

Чехословакия преобразована в Чешскую и
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2019
Посмотрите также: