Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 3 класса, по теме «Непроизносимые согласные в корне слова» УМК «Школа России» Автор: Казанцева Светлана Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №15» Еманжелинского муниципального района Челябинской области Тип урока. Урок открытия новых знаний
Оценка 4.9

Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 3 класса, по теме «Непроизносимые согласные в корне слова» УМК «Школа России» Автор: Казанцева Светлана Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №15» Еманжелинского муниципального района Челябинской области Тип урока. Урок открытия новых знаний

Оценка 4.9
docx
02.02.2020
Методическая разработка урока русского языка   для обучающихся 3 класса, по теме «Непроизносимые согласные в корне слова» УМК «Школа России» Автор: Казанцева Светлана Владимировна, учитель начальных классов  МБОУ «СОШ №15» Еманжелинского муниципального района Челябинской области  Тип урока. Урок открытия новых знаний
3 класс непроиз.согасные.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15»

Еманжелинского муниципального района

Челябинской области

456591, Челябинская область, Еманжелинский район, пос..Зауральский, I квартал, д.11-а
телефон 4-00-91,
E-mail: school15em@mail.ru ИНН 7403004829, КПП 743001001

 

 

 

Методическая разработка урока русского языка   для обучающихся 3 класса, по теме «Непроизносимые согласные в корне слова» УМК «Школа России»

Автор: Казанцева Светлана Владимировна, учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №15» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

 

Тип урока. Урок открытия новых знаний

Цели урока:

Планируемые результаты

Личностные

развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

положительного отношения к языковой деятельности;

Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Принимать и сохранять цель и учебную задачу;

высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) в планировании и контроле способа решения;

выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Слушать собеседника и понимать речь других;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

        

       ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ

Обучающийся научится:

       различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;

       определять качественную характеристику звука: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);

       характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

       понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);

       находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (солнце, радостный);

       произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).

 

1.      Организационный момент. Самоопределение к деятельности

 

Добрый день, ребята. А что это значит? Это значит, что на уроке мы будем сотрудничать и у нас всё получится! Благодаря вашему отношению к людям, учёбе в классе станет теплее от ваших улыбок, веселее, уютней. Улыбайтесь чаще, ребята! Сегодня мы будем открывать для себя новое, полезное, интересное. Я рада, что у вас хорошее настроение, и вы готовы подняться на ступеньку вверх наших знаний.

2.      Рефлексия настроения и эмоционального состояния

С каким настроением будем путешествовать?

Солнышко

Солнышко с тучкой

Тучки

Тучки с дождиком

3.      Актуализация знаний

- Лёгкий или трудный для вас урок русского языка? Почему? Для чего нужно изучать русский язык?

- Обратите внимание на карточки на доске

Говорим              слушаем

Читаем                 пишем

- Какой вид деятельности на уроках русского языка у вас вызывает меньше затруднений?

- А какой вид самый трудный? Почему?

- Что нужно знать, чтобы писать грамотно?

- На какую часть в слове нужно обратить внимание, чтобы обнаружить орфограмму?

 

4. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи).

 

-Какие орфограммы в корне слова вы уже изучили?

(в ходе ответов детей появляются на доске карточки)

Безударная гласная

 

Парная по глухости-звонкости согласная

 

На доске записаны слова

 Вестник

Солнце

Сердце

– Прочитайте эти слова орфографически, орфоэпически. (Вестник,[в,э?сн,ик], и т.д.)
– Что вас удивило? (отдельные буквы  в слове пишутся, а при чтении звуки не произносятся.)
– Какой вопрос у вас возникает?
(Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится?
- Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву, обозначающую согласный звук, если мы его не слышим?)

Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. Термин «непроизносимые согласные», как и вообще все термины и факты, учитель может сообщить в готовом виде. Я всегда даю возможность своим ученикам предложить собственные названия, а затем сравнить их с научными терминами. В данном случае учащихся можно приблизить к правильному названию:
– Звук НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, поэтому называется…

5        Открытие нового знания

 

-Как бы вы назвали эти звуки?

(Дети предлагают свои названия)

-Сравним их с научным термином.

– Звук НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, поэтому называется…

Целеполагание

-Посоветуйтесь и сформулируйте цель работы на уроке

6        Первичное закрепление

-Прочитайте правило в учебнике

-А почему всё-таки исчезают отдельные звуки?

Дело в том, что три согласных звука бывает очень трудно произнести, и мы упращаем таким образом их произношение.

- Как называются буквы, которые в слове пишутся, но не произносятся?

- В какой части слова находятся непроизносимые согласные буквы?

-Как это определить?

Упражнение                                Выделим умело

                                                     Линию родства

                                                    Однокоренные

                                                    Подберём слова

Работа в парах

-Выберите карточки со словами с орфограммой над которой мы работаем сегодня на уроке.

Проверка: обучающиеся меняются в классе местами, пока звучит музыка дети передвигаются по классу. Как только музыка останавливается учащиеся садятся и производят проверку. Обсуждают и сравнивают с образцом на доске.

- Подберите к ним проверочные слова

Проверка

Солнце

Сердце

Грустный

-Какие проверочные слова записали? Почему?

Самооценка

Правильность работы оцените на лесенке успеха.

Физминутка

Хлопок над головой если имеется в корне слова непроизносимая согласная

 

Здравствуй, чудесный, портфель, тростник, бежим, устный, умный, ненастный

7  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Включение в урок НРЭО

Знакомство с творчеством уральской поэтэссы Людмила Татьяничевой

Стихи об Уральском крае
Источник: 
https://nauka.club/literatura/stikhi/pro-ural.html

По красоте,

По скрытой силе

Мне не с чем мой Урал сравнить.

 Иной здесь видится Россия.

Суровей, Строже, может быть.

 А может, здесь она моложе…

Свежей тут времени рубеж.

Но сердце русское – всё то же.

И доброта, И песни те ж!

И лица те же, что в Рязани,

И так же звучны имена.

Как солнце в драгоценной грани –

В Урале Русь отражена!
Источник: 
https://nauka.club/literatura/stikhi/pro-ural.html

-Прочитайте выразительно стихотворение и найдите слова с непроизносимыми согласными.

Самостоятельная работа

Задание по выбору

Уровень 1 – критерий – правильно выполненное задание отметка «3»

Напишите однокоренные слова с непроизносимыми согласными

Звезда, сердечный, крест, трость, честь, прелесть, капуста

Уровень 2 – критерий – правильно выполненное задание отметка «4»

Измените словосочетания так, чтобы в них появились слова с непроизносимыми согласными

Хищник без жалости, листья капусты, крик ярости, ночь со звёздами

Уровень 3 – критерий – правильно выполненное задание отметка «5»

Придумайте рассказ, используя слова: звёздный, счастливый, праздник, радостный, честный, чувство, здравствуйте, солнце

 

Проверка работ

Самооценка

Правильность работы оцените на лесенке успеха.

8  Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Работа по учебнику. Выполните упражнение строго по заданию.

-Взаимопроверка

-Какой вывод можно сделать после выполнения задания?

 

9 Итог урока

Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока. Мы достигли поставленной нами цели?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

 

10 Рефлексия

На доске лесенка успеха. Покажите на какой вы ступеньке сегодня находитесь на уроке русского языка?


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Слушать собеседника и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); принимать участие в диалоге, общей…

Слушать собеседника и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); принимать участие в диалоге, общей…

На доске записаны слова Вестник

На доске записаны слова Вестник

Сердце Грустный -Какие проверочные слова записали?

Сердце Грустный -Какие проверочные слова записали?

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Включение нового знания в систему знаний и повторение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020