"Значение адаптивной физической культуры для детей с ОВЗ"

  • docx
  • 21.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Одним из направлений здоровьесбережения лиц с ОВЗ является адаптивная физическая культура.docx

Одним из направлений здоровьесбережения лиц с ОВЗ является адаптивная физическая культура. Адаптивная физическая культура является физической культурой человека с отклонениями в состоянии здоровья и общества, деятельностью и ее результатами по созданию готовности человека к жизни; оптимизации его состояния и развития.

Значение  физической  культуры  в  школьный  период  жизни  человека  заключается  в  создании  фундамента  для  всестороннего  физического  развития,  укрепления  здоровья,  формирования  разнообразных  двигательных  умений  и  навыков.  Все  это  приводит  к  возникновению  объективных  предпосылок  для  гармоничного  развития  личности.  Полноценное  развитие  детей  школьного  возраста  без  активных  физкультурных  занятий  практически  недостижимо. Ни для кого не секрет, что в современном обществе уровень здоровья детей снижается, болезни «помолодели», увеличивается процент детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Одним из приоритетных направлений государственной политики в России является создание условий для предоставления детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию с учетом особенностей их психофизического развития.

Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Целью адаптивной физической культуры является: формирование потребностей занятий физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, психическое развитие.

Поэтому регулярные занятия для таких детей являются жизненно необходимыми. В сфере воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья имеется своя особая направленность: обеспечение духовного и физического развития, профессионально-прикладная подготовленность к труду, усвоение правил и норм поведения в различных условиях.

Анализируя значение физического воспитания для детей с ОВЗ, надо отметить, что специфической направленностью в работе с этой категорией детей является ее коррекционно-компенсаторная сторона, в том числе и процесса физического воспитания. Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки его к жизни.

Определение  методики  занятий  и  правильное  распределение  физических  нагрузок  зависит  от  возрастных  и  индивидуальных  особенностей,  присущих  детям  конкретного  возраста.  Во  время  физических  занятий  также  стоит  учитывать  особенности  развития  детского  организма.

Само слово «адаптивная» уже многое объясняет. Чтобы ребенку с ослабленным здоровьем приспособиться к условиям окружающей среды, нужны силы. Адаптивная физкультура – это одна из возможностей приобрести силы, укрепить здоровье. Уроки адаптивной физической культуры в школе имеют исключительно важное значение.

В работе используются следующие принципы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику согласно его физическому развитию.

2.  Предотвращение наступления утомления, чередование умственной и практической деятельности, использование нестандартного оборудования, красочного инвентаря.

3. Проявление педагогического такта, постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребенку, развитие в нем веры в собственные силы и возможности.

Адаптивная физическая культура, несомненно, оказывает многогранное воздействие на людей с ОВЗ, развивает их духовно и физически. Тем не менее, это продолжительный процесс формирования личности, включающий в себя ценности, нормы, традиции, и правила физкультурного и спортивного поведения. Это накопление собственного опыта социальной жизни в физкультурно-спортивной деятельности.

Таким образом, посредством и значением  адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием. Все это способствует повышению самооценки, способствует почувствовать себя нужным для общества и социализироваться в нем.