Значение и сущность работы над художественным словом на уроках литературного чтения
Оценка 4.9

Значение и сущность работы над художественным словом на уроках литературного чтения

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
чтение
24.11.2023
Значение и сущность работы над художественным словом на уроках литературного чтения
Значение и сущность работы над художественным слов.docx

Значение и сущность работы над художественным словом на уроках литературного чтения

 

Чтение как инструмент познания мира играет в жизни людей огромную роль. При этом в условиях мощных потоков информации существует огромное количество избыточных сведений, и наша задача заключается в том, чтобы научиться отсеивать этот избыток и выбирать существенно - новые знания. Сделать это можно путём организации чтения, развития способности извлекать значимую, ценную информацию в существенно сжатые сроки. И этому нужно учить ребенка, как только тот научился читать.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников, так как литература обладает уникальными возможностями для человеческого, личностного развития учащихся. Специфика литературы в том, что она воздействует на ребенка силой художественных образов, неся ему не только информацию о мире, но и наслаждение от чтения, развивая его воображение, этические, нравственные представления, одним словом, — развивая личность ребенка.

Основные задачи изучения предмета «литературное чтение» (познавательно-информационные, учебные, развивающие, воспитательные) должны реализоваться в содержании и структуре каждого урока при помощи комплексного подхода. Особенности изучения литературного произведения в начальной школе обусловливают вариативность методики и структуры урока литературного чтения.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования подчеркивается важность обучения смысловому чтению, отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» универсальный характер [2]. Важность литературного чтения состоит в расширении и углублении знаний учащихся об окружающем мире, расширении  компетентности учащихся в дисциплинах начального курса обучения и формировании  моральных принципов поведения и социального взаимодействия.

В педагогической работе по предотвращению вышеперечисленных проблем особая роль отводится литературному чтению. В начальной школе это происходит по следующим причинам.

Во-первых, во время чтения младшие школьники учатся находить ценностно-смысловые ориентиры посредством восприятия художественных текстов.

Во-вторых, в ходе анализа описываемых в текстах ситуаций происходит совершенствование социального опыта.

В-третьих, дети узнают о многообразии жизненных сценариев, погружаются в авторские миры.

В-четвёртых, ученики учатся выражать личную позицию, вырабатывают собственное отношение к проблеме, выслушивают позиции других детей.

В-пятых, работа по анализу содержания и формы художественного текста формирует навыки оперативного поиска и обработки информации.

 В современной школе опыт учителей стал обогащаться новыми подходами к организации работы с литературно-художественным текстом в пользу исследовательской деятельности, при которой ребёнок в роли исследователя самостоятельно открывает новые для себя знания, тем самым вырабатывает исследовательские умения [20, c. 96]. К ним  относятся: умение выделять проблему и выдвигать гипотезу (предположение) по её решению, умение задавать вопросы и осуществлять наблюдение с последующим экспериментированием, умение оспаривать свою точку зрения и строить умозаключения на этапе подведения итогов.

Учебники по литературному чтению включают в себя различные памятки, литературоведческие понятия, а также предлагают справочные материалы об интонационных средствах выразительности. Разнообразные задания, представленные в учебниках позволяют учащимся «погружаться» в текст и, вчитываясь в него, познавать особенности художественного слова, обогащать лексику и речь изобразительно-выразительными средствами языка и способствуют формированию выразительности речи и чтения.

Активная работа над художественным словом начинается уже в первом классе. Большое количество заданий направленно на интонационное воспроизведение высказывания и анализ художественного слова. Первоклассники учатся расставлять правильно логическое ударение, читать выразительно небольшие произведения, выделяя голосом важные мысли и слова, понимать роль знаков препинания, наблюдать за тем, как содержание помогает подобрать необходимую интонацию, пересказывать произведение по плану, картинкам.

Также внимание уделяется заданиям, обучающим использованию таких средств лексической выразительности, как сравнение, олицетворение, метафора, но не называются этими определениями. Ведется небольшая работа по созданию текста устно и письменно, происходит обучение самостоятельному составлению небольших текстов, присутствуют задания на словесное иллюстрирование. Учатся читать по ролям, инсценировать произведения.

Во втором классе также большое внимание уделяется заданиям, направленным на интонационное воспроизведение высказывания и анализ художественного слова. Дети учатся выделять важное в тексте, различать стили речи, выражать эмоциональное состояние, характеризовать личность говорящего. Знакомятся с темпом, ритмом и тоном чтения, узнают, что одинаковые предложения могут быть прочитаны по-разному, при чтении соблюдают логические паузы, темп, ритм; пересказывают текст от лица героя, составляют план пересказа. Продолжается работа по обучению использования средств лексической выразительности. Подбирают синонимы к словам, находят метафоры, замечают олицетворение, знакомятся с архаизмами — устаревшими словами. Возрастает работа по созданию текста. Учащиеся учатся составлять небольшие рассказы, писать отзывы на литературные произведения. Появляется больше заданий на словесное иллюстрирование. При чтении по ролям и инсценировке художественных текстов  школьники передают характер и настроение героев, описывают после прочтения  произведения  возникшие в воображении картины.

 В третьем классе объем заданий, направленных на интонационное воспроизведение высказывания и на анализ художественного слова значительно увеличивается. Младшие школьники учатся сравнивать героев сказок, их внешность, поступки, прислушиваться к особенностям своего чтения, исправлять недостатки, добиваться выразительности, наблюдать за интонацией и ритмом. Знакомятся с полным и кратким пересказом. Разбираются в понятиях средств художественной выразительности, самостоятельно находят их в тексте, осознают значимость, придумывают с ними свои рассказы; узнают о важности рифмы в стихотворных текстах, сочиняют свои стихотворения, сравнивают рассказы-описания и рассказы-рассуждения.

Работа по созданию текста становится наиболее важной. Дети придумывают свои сказочные, юмористические, фантастические истории или придумывают продолжение историй, пишут рассказы, которые отражали бы идею пословицы; выполняют творческие проекты, подготавливают сообщения, используя дополнительные источники информации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.                 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273–ФЗ (ред. от 24.09.2022) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»

2.                 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован 05.07.2021 № 64100). – URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/14e6445c39109a753ec3b7d239e46fdb.pdf (дата обращения: 21.02.2023).

3.                 Аллабергенова Е. А. Работа над словом на уроках литературного чтения и обучения грамоте / Е. А. Аллабергенова, Н. С. Курмачева, А. Ю. Лазарева // Символ науки: международный научный журнал. – 2022. – № 8-2. – С. 69-70.

4.                 Аромштам М.С. Читать!/ Марина Аромштам. - Минск : Дискурс, 2018. -160 с.

5.                 Брянцева М.В. Формирование культуры речевого общения у детей младшего школьного возраста / М.В. Брянцева, Д.М. Мальцева // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических, педагогических и лингводидактических исследований. 2021. – С. 258-263.

6.                 Вайндорф–Сысоева М. Е. Педагогика: учебное пособие. М.: Юрайт. 2021.  198 c.

7.                 Воюшина М.П. Методика обучения литературе в начальной школе : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева и др. : под ред. М.П. Воюшиной. - М. : Изд. центр Академия, 2016. - 288 с.

8.                 Выготский Л. С. Детская психология. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4.  М.: Говорящая книга. 2018. - 225 c.

9.                 Галицких Е. О. Современная литература для детей и о детях в контексте образовательных стратегий нового века / Е. О. Галицких // Кризис чтения: энергия преодоления [Текст] : сборник научно-практических работ / Межрегиональный центр библ. сотрудничества, Челябинская гос. акад. культуры и искусств. - Москва : МЦБС, 2016. – 215 с.

10.            Гащенко Н.П. Творческая деятельность на уроках литературного чтения как средство формирования смыслового чтения младших школьников / Н.П. Гащенко, Н.Н. Расторгуева // Наука молодых - будущее России.  2020. – С. 234-237.

11.            Грызина Т.Н. Формирования продуктивной деятельности на уроках литературного чтения / Т.Н. Грызина // Известия института педагогики и психологии образования. – 2018. – № 4. – С. 136-140.

12.            Детская литература в контексте XXI века: сохранение традиций и тенденции развития : сб. статей / под науч. Ред. Е.О. Галицких, В.В. Двоеглазова. - Киров : ООО «Изд. «Радуга ПРЕСС», 2020. - 188 с.

13.            Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос. 2019. 384 с.

14.            Икингрин Е. Н., Елена Николаевна, Никулина Н. А., Наталья Анатольевна, Пронина Е. И., Елена Ивановна, Чудинова В. П., Вера Петровна Детское чтение в малых северных городах: реализация Национальной программы поддержки и развития чтения : монография / Е. Н. Икингрин, Н.А. Никулина, Е.И. Пронина, В.П. Чудинова; под ред. Е. Н. Икингрин Гос. библиотека Ханты-Мансийского автономного округа. - Нижневартовск : Изд-во: Маркович Виктория Викторовна, 2008. - 140 с.

15.            Козырева А. С. Виды работ над текстом на уроках чтения / А. С. Козырева // Начальная школа. - 2019. - № 4. - С. 45-46.

16.            Кравцова Д. А. Специфика организации словарной работы на уроках литературного чтения в начальной школе / Д. А. Кравцова // Оригинальные исследования. – 2022. – Т. 12, № 12. – С. 411-414. 

17.            Кузнецова Ю.Н. Расчитайка. Как помочь ребенку полюбить чтение. / Юлия Кузнецова. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 112 с. : ил.

18.            Кулакова Н.В. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством дискуссионных форм на уроках литературного чтения / Н.В. Кулакова // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. – 2021. – № 12(21). – С. 141-146.

19.            Макарова К. В. Психология понимания. М.: Правда–Пресс, 2020. 166 с.

20.            Майдангалиева Ж.А. Формирование системы литературного развития школьников в методике преподавания литературы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Майдангалиева Жумагуль Алдияровна. - СПб., 2011. - 217 с.

21.            Мельцаев Д.М. Формально-содержательные и контекстуальные основы изучения литературного произведения в начальной школе / Д.М. Мельцаев // Гуманитарный научный вестник. – 2020. – № 5. – С. 95- 99.

22.            Методика обучения русскому языку и литературному чтению в начальной школе : Учебно-методическое пособие / М. В. Каравашкина, Т. В. Рыженкова, С. В. Зотова [и др.] ; Под общей редакцией Т.В. Рыженковой. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2023. – 56 с.

23.            Начальное образование: наука, практика, инновации : коллективная монография / под общ. ред. Е. Ю. Волчегорской. Челябинск : ЮУрГГПУ. 2019. 228 с.

24.            Немов Р. С. Психология: для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. 6–е изд. М.: Владос, 2020–. Кн. 1: Общие основы психологии. 2020. 687 с.

25.            Павлинова И.А. Работа со словарями как источниками культуры речи младших школьников // Вестник ТГУ. - 2019. - №4 (168). - С. 66-73.

26.            Присяжнюк И. В. Стратегии работы с текстом на уроке литературного чтения / И. В. Присяжнюк // Педагогические чтения-2021: современные вызовы и ориентиры начального образования.  2021. – С. 7-10. 

27.            Рябухина Е. А. Проблема развития читательской грамотности учащихся основной школы: методологический и методический аспекты / Е. А. Рябухина // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2022. – Т. 17, № 4. – С. 94-103.

28.            Савенков А.И. Педагогика. Исследовательский подход. В 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / А.И. Савенков. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 187 с.

29.            Самыкина С.В. Система учебных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности учеников 2-3-х классов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Самыкина Светлана Викторовна. - Самара, 2014. - 254 с.

30.            Смирнова Л. П. Художественное слово в педагогической практике / Л. П. Смирнова // Педагогическая наука и культура: вопросы и проблемы современности. 2023. – С. 59-64.

 

 


 

Значение и сущность работы над художественным словом на уроках литературного чтения

Значение и сущность работы над художественным словом на уроках литературного чтения

Важность литературного чтения состоит в расширении и углублении знаний учащихся об окружающем мире, расширении компетентности учащихся в дисциплинах начального курса обучения и формировании моральных принципов…

Важность литературного чтения состоит в расширении и углублении знаний учащихся об окружающем мире, расширении компетентности учащихся в дисциплинах начального курса обучения и формировании моральных принципов…

К ним относятся: умение выделять проблему и выдвигать гипотезу (предположение) по её решению, умение задавать вопросы и осуществлять наблюдение с последующим экспериментированием, умение оспаривать свою…

К ним относятся: умение выделять проблему и выдвигать гипотезу (предположение) по её решению, умение задавать вопросы и осуществлять наблюдение с последующим экспериментированием, умение оспаривать свою…

Учатся читать по ролям, инсценировать произведения

Учатся читать по ролям, инсценировать произведения

Работа по созданию текста становится наиболее важной

Работа по созданию текста становится наиболее важной

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

Выготский Л. С. Детская психология

Выготский Л. С. Детская психология

Мансийского автономного округа

Мансийского автономного округа

Т.В. Рыженковой. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2023

Т.В. Рыженковой. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2023

Смирнова Л. П. Художественное слово в педагогической практике /

Смирнова Л. П. Художественное слово в педагогической практике /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2023