Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников Практикум для родителей

  • docx
  • 10.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала МОЯ Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников.docx

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Практикум для родителей

 

Уважаемые родители!

-     Вас, родителей, и нас, педагогов, волнуют вопросы: как обе­спечить полноценное развитие на­ших детей? Как подготовить их к школе?   

 - Как вы считаете, что такое мелкая моторика рук?

(высказывание родителей)

Мелкая моторика рук – это не что иное, как ловкость рук.

Она оказывает влияние не только на речь, но и на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление и воображение Сегодня мы собрались, чтобы по­говорить с вами об одном из аспек­тов этой проблемы — о развитии мел­кой моторики и координации движе­ний пальцев рук.

-  Кто-то из вас лишь мельком слышал о значимости разви­тия мелкой моторики, кто-то имеет бо­лее углубленные знания по этой теме.

Наша задача — донести до каждого из вас важность развития руки ребенка.

 Вопросы к родителям

• Занимались ли ваши родители с вами пальчиковой гимнастикой?

• Как?

• Как вы играете с пальчиками ва­ших детей?

• Для чего вы это делаете?

   -  Движение пальцев и кистей рук име­ют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится око­ло 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутрен­них органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец — пече­ни, средний — кишечника, указатель­ный — желудка, большой — головы.

    Обычно ребенок, имеющий высо­кий уровень развития мелкой мотори­ки, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома само­стоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь — кулак — ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных наруше­ниях. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, игра­ми и упражнениями для развития руки. Слабую руку дошкольника мож­но и необходимо развивать.

    О значении и содержании пальчи­ковой гимнастики имеется очень мно­го разнообразной литературы. Данную литературу можно приобрести в магазине и использовать в работе с вашими детьми дома, по дороге в детский сад и обратно.

    Попросите ваших детей показать вам пальчиковые игры, и они сделают это.

 

 

А сейчас предлагаю вам поиграть в пальчиковую игру «Капуста»:

Что за скрип?

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Что за хруст?

Ладони пальцами вверх, переплетаем пальцы.

Это что еще за куст?

Ладони с растопыренными пальцами перед собой.

— Как же быть без хруста...

Пальцы вверх, переплетаем.

Если я капуста?

Пальцы полусогнуты, изобража­ют кочан.

Мы капусту рубим, рубим...

Ребро ладони.

Мы морковку трем, трем...

Кулачками трем друг о друга.

Мы капусту солим, солим...

Щепотками.

Мы капусту жмем, жмем.

Сжимаем и разжимаем кулачки.

DSC06590.JPG

 

«Зайка косой».

- Под высокою сосной, скачет зайка косой, под высокою сосной скачет зайка второй.

 

Что дает пальчиковая гимнасти­ка детям?

• Способствует овладению навыка­ми мелкой моторики.

• Помогает развивать речь.

• Повышает работоспособность коры головного мозга.

• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, па­мять, воображение.

• Снимает тревожность.

    - Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, паль­чиковые разминки необходимо про­водить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время прогулки. Во время занятий учитываем индивидуальные особенности ва­шего ребенка, его возраст, настрое­ние, желания и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить де­тям. Первые неудачи могут вызвать ра­зочарование и даже раздражение. Нуж­но заботиться о том, чтобы деятель­ность ребенка была успешной, — это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы — самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенно­сти не должно покидать вашего малы­ша ни на миг.

    Развитию кисти и пальцев рук по­могает не только пальчиковая гимна­стика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами. Об этом мы не только расскажем вам, но и предлагаем поиграть.

У вас на сто­лах лежат разнообразные предметы, которые помогут вам наглядно увидеть, как и при помощи чего можно и нуж­но развивать руки детей.

1.     На столах есть мозаика, семена, орешки, косточки, крупа. Попробуйте вы­ложить из них любой рисунок — сол­нышко, домик, цветок.

Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов — серьезное занятие. Оно требует от детей усидчи­вости и терпения, развивает навык вы­полнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное — разви­вает пальцы рук. Взрослым необходи­мо контролировать все занятия с ис­пользованием мелких предметов, обя­зательно находиться рядом.

 

2.     Дети очень любят играть с бу­магой и ножницами, учатся вырезать по контуру и по линиям сгиба. Рабо­та с бумагой отлично развивает мел­кую моторику. Развитию сложных дви­жений и памяти помогают скла­дывание разнообразных фигурок — оригами.

 

-    Предлагаю вам  родителям сложить  фигурку собачки (оригами).

 DSC06611.JPG

3.Упражнения с шестигранными ка­рандашами, крупой, бусинками, ореш­ками оказывают прекрасное тонизиру­ющее и оздоравливающее действие:

• можно сортировать крупу, угады­вать ее с закрытыми глазами;

• катать крупу между большим и указательным пальцами;

• придавливать крупинки поочеред­но всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращатель­ные движения;

• покатать между двух ладоней ше­стигранный карандаш:

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

 

4.Попробуйте изготовить простей­шую поделку из природного материа­ла: палочек, веточек, шишек, початков, скорлупы орехов и т.д.

 DSC06598.JPGDSC06603.JPG

5. Рисование — занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках каран­даш или кисть, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Важно следить за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш (показать часто встречающиеся ошибки). Пред­лагайте детям разнообразные задания: штриховать фигуры прямыми и волни­стыми линиями, обводить по контуру, срисовывать по образцу, продолжить задуманный узор, дорисовать вторую половинку изображения и т.д. В на­стоящее время продается много раз­нообразных раскрасок с интересными заданиями. Очень хорошо, если роди­тели не просто покупают своим детям раскраски, а выполняют задания вме­сте с ними, учат правильно подбирать цвет, аккуратно закрашивать.

-Предлагаю вам  родителям за­дания «Дорисуй» .

DSC06616.JPG

 

6.Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, прекрасно массажируют и развивают кисти рук .

- Предлагаю вам  ро­дителям попробовать покатать мяч в ладонях.

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

 

7.Очень интересны и полезны упражнения с деревянными и пласт­массовыми палочками,  соломинками.

-Предлагаю вам  родителям сло­жить из палочек( мороженое) ит.д .

DSC06621.JPG

 Очень радовались дети:

Мама принесла в пакете

Пряников для Машеньки,

Бубликов для Сашеньки,

Васеньке — пирожное,

Ну а мне — мороженое.

 

-Предлагаю вам  родителям игры с прищепками.

 

«Котёнок кусается»
Бельевой прищепкой ребёнок «кусает» ногтевые фаланги поочерёдно (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения.
Сильно кусает котёнок глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
(Взрослый проверяет на своих пальцах, чтобы прищепка не была слишком тугой).

 

 

 

 

 

 

9.Можно также использовать ме­таллические и пластмассовые конструк­торы, цветные клубочки ниток для пе­рематывания, веревочки разной тол­щины для завязывания и развязыва­ния узлов, разноцветные кнопки для составления узора на губке и многое другое, что подскажет ваша фантазия. Еще раз подчеркиваем, что работа с мелкими и острыми предметами требу­ет обязательного присутствия взрослых.

 

 

- На уровне нашего детского сада проходил межмуниципальный семинар  мы с детьми участвовали. Показывали открытое занятие по развитию элементарных математических представлений

 

Тема:  ПОРЯДКОВЫЙ СЧЕТ ДО 10.

  ЗАКОНОМЕРНОСТЬ  РАСПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ.

СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ВЕЛИЧИНЕ.

В занятии тоже присутствовало такое задание мелкой моторики как постройка из блоков Дьеныша по схеме и рисунку, где дети с легкостью справились с заданием так как владеют знаниями и навыками. Вам я тоже предлагаю  построить дом или машину – но сначала посмотрите и послушайте, что означают схемы.(рассказываю)

DSC06626.JPGDSC06627.JPG

 

 

Вывод:

Не зря существует выражение, что наш ум - на кончиках наших пальцев. Поэтому если вы хотите, что бы ваш ребенок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Старайтесь как можно больше заниматься с ребенком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Конечно, в детском саду мы развиваем  пальчики детей, но этого не достаточно. Нужна ежедневная систематическая работа в данном направлении. Лучше пусть ребенок лишний раз не сядет за компьютерные игры, не будет вечерами смотреть телевизор, заниматься бесполезными делами, а поиграет вместе с вами в игры на развитие двигательных способностей пальчиков.

А в помощь мне бы хотелось подарить, вот такие памятки.

 

2  вопрос «Новый год».

Подарки

Костюмы.

Наше собрание подходит к концу, и давайте закончим его игрой. Встаньте, пожалуйста, и возьмитесь за руки, я благодарю вас за участие в семинаре практикум. А теперь на счет три дружно поднимите руки вверх и повторите фразу «Всем, всем до свидания».

DSC06634.JPG

 

 

Памятка

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

 

- Различные виды мозаик.

-Разнообразные конструкторы (же­лезные, деревянные, пластмассовые).

- Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью.

- Цветные клубочки ниток для пе­рематывания.

- Набор веревочек различной тол­щины для завязывания и развязыва­ния узлов.

- Набор мелких игрушек для раз­вития тактильного восприятия («Узнай на ощупь»).

- Палочки (деревянные, пластмас­совые) для выкладывания узоров по образцу.

- Спички с обрезанными головками.

- Материалы для занятия ниткографией (выкладыванием узоров цветны­ми нитками на фланелеграфе или на бумаге).

- Семена, мелкие орешки, крупа.

- Бусы, бисер, пуговицы, разноц­ветные кнопки.

- Пластилин.

- Бумага для плетения, складывания.

- Разнообразный природный материал.

- Ручки, фломастеры, карандаши.

 

Внимание! С мелкими и острыми предметами дети должны играть толь­ко в присутствии взрослых.

    Наша встреча подо­шла к концу, если у вас возникли во­просы, мы будем рады на них ответить. И очень надеемся, что мы смогли вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста. И в том, что только совместными усили­ями мы поможем каждому ребенку ак­тивно развиваться, тренировать руку, хорошо подготовиться к школе.