Значение предмета сольфеджио в учебном процессе ДШИ
Оценка 4.7

Значение предмета сольфеджио в учебном процессе ДШИ

Оценка 4.7
docx
29.12.2019
Значение предмета сольфеджио в учебном процессе ДШИ
предмет сольфеджио в дмш доклад.docx

Предмет сольфеджио в ДМШ.

Сольфеджио - обязательная дисциплина учебного плана детской музыкальной школы, которая закладывает основы музыкально-теоретических знаний, закрепляемых учащимися в разнообразных видах практической деятельности. Данный предмет нацелен на развитие музыкальных и общих способностей детей. Музыкальный слух развивается на уроках сольфеджио в ходе учебного процесса путем специальных разнообразных упражнений. Развитый слух      дает  возможность  воспринимать, анализировать  музыку,  переживать ее. Внутренние музыкально-слуховые представления являются важнейшим свойством  музыкального слуха. Без них не обходится ни один  музыкант. На уроках сольфеджио, кроме узкоспециальных музыкальных навыков, формируется творческое начало, проявляющееся в изобретательности, находчивости, сообразительности. Творческое мышление необходимо каждому человеку, кем бы он ни стал в дальнейшем.  Привитые  желания  и  умение  желать  и творить  скажутся в  любой  сфере будущей деятельности детей, когда они станут взрослыми. Гармоничное сочетание занятий на инструменте с уроками сольфеджио становится основой музыкального воспитания, которая способствует выработке качеств настоящего музыканта. Вместе со специальностью сольфеджио формирует у учащегося умение самостоятельно работать над музыкальным произведением, активно контролировать этот процесс на всех его стадиях, добиваться художественно-выразительного и осмысленного исполнения.

Сольфеджио является универсальной по своей значимости дисциплиной, велико его значение и для занятий по другим музыкальным  дисциплинам.  Н.А. Римский-Корсаков считал сольфеджио  могущественным  средством  развития  музыкальности. Он называл сольфеджио «гимнастикой слуха». И на самом деле на уроках сольфеджио активность музыкального слуха сильно возрастает. В любой учебно-воспитательной  деятельности  решающим фактором  является личность педагога, его индивидуальность. Прежде всего, он должен быть хорошим музыкантом, справедливым, творческим и в меру требовательным человеком. Он должен знать основы психологии и особенности детской психологии. И конечно любить детей!     Огромную  роль  в  успешной  преподавательской   работе  играет его умение наладить с детьми контакт, найти  с ними общий язык, расположить их к себе, завоевать их доверие и вызвать у них желание работать.  Основано  это  умение  на  уважении  к  личности  ребенка. Все  дети талантливы по-своему! И важно понимать и учитывать в работе, что у детей бывает разная скорость восприятия информации и готовность к деятельности. Сложный  комплекс знаний и навыков, определенный  программой по сольфеджио, требует от преподавателя высокого педагогического мастерства,  большой  творческой  инициативы,  любви  к  своей  работе, терпения, настойчивости, педагогического такта, глубоких знаний детской психологии, умелого использования  в  процессе  обучения  технических  средств.                                                       Большую роль играет также правильное планирование учебного материала в целом, а также тщательная подготовка педагога к каждому уроку, Творческий и думающий педагог постоянно ищет новые пути, экспериментирует, совершенствует методику своей работы.   Урок  сольфеджио, имея сложную  структуру, представляет собой единый комплекс, в котором рационально переплетаются и сочетаются различные виды занятий: пение по нотам с соблюдением чистоты интонирования, анализ и запись услышанной музыки, теоретические сведения, слушание музыкальных произведений и распевания учащихся в начале каждого урока. Последние помогают педагогу расширить внутренние музыкально-слуховые представления детей, вокально подготавливая их, настраивая  интонационно к предстоящей работе. В процессе пения по нотам происходит теснейшее взаимодействие между  интонированием  и  музыкальным  слухом. Являясь первоосновой певческой  интонации,  музыкальный  слух  сам активно совершенствуется под воздействием чистого пения. Поэтому привитие учащимся чистой интонации во время пения – одна из важнейших  задач предмета сольфеджио. Основные причины отставания и затруднений  учащихся  при  интонировании – это  слабость их внутренних музыкально-слуховых представлений, неспособность оперировать ими и, наконец, неподготовленность голосового аппарата. Необходимо уделять внимание, особенно на начальном  этапе обучения, выработке правильных певческих навыков: дыхание, звукоизвлечение, фразировка, посадка при пении, сознательное отношение к нотному  тексту. На уроках сольфеджио очень важно научить детей верно петь с листа, то есть мысленному, зрительному опережению того, что непосредственно поется в данный  момент. Поэтому чтение с  листа необходимо проводить регулярно и систематически. Слуховой анализ, воспроизведение и запись услышанного музыкального  материала являются доминирующим разделом работы на уроках сольфеджио. Причем, эти способности развиваются предшествующей тренировкой памяти путем пения вслед за слушанием. В этой  части  занятий по сольфеджио запись музыкального диктанта представляют собой самую сложную форму работы над развитием слуха и памяти. Если при пении по нотам помогает зрительный фактор, то диктант воспринимается только на слух.  Этим и объясняется вся сложность записи мелодии. В диктанте как бы обобщаются все знания, умения и слуховые навыки учащихся. Он является лучшей формой воспитания внутренних музыкально-слуховых представлений, требующей тщательной  предварительной  подготовки. Из огромного количества диктантов стараюсь выбирать такие образцы, которые органически соединяют в себе изученные элементы музыкальной речи и, в то же время, пополняют знания детей в области музыкальной литературы. Уроки сольфеджио должны приносить удовлетворение, как детям, так и педагогу, Они должны вызывать интерес и яркие эмоциональные впечатления и, главное, быть насыщенными музыкой. Очень важно учитывать в учебном  процессе, насколько правильно отобран учебный материал не только с точки зрения дидактики, но и с точки зрения его воздействия на эмоциональную сферу детей. Если учебный материал подается  педагогом  в интересной  форме, если он затрагивает не только ум, но и чувства учащихся, усвоение будет легким, а знания будут более прочными. Занимаясь музыкальным воспитанием и обучением детей, педагог-теоретик должен также помнить и о формировании личности. Весь проходимый учебный материал должен соответствовать общему развитию и интересам учащихся, быть доступным  их восприятию, иметь  широкое воспитательное значение. Быть глубоким по содержанию. А  не  узко ограниченным только задачами развития отдельных профессиональных навыков. Успех обучения во многом зависит от согласованности требований педагога со способностями детей  принять эти  требования, от  разбуженного в них энтузиазма и верно понятой ими необходимости  обучения, чтобы учащиеся учились с воодушевлением и получали радость от самого учебного процесса.

"Если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее” (А.С. Белкин).

 

 

 

Значение предмета сольфеджио в учебном процессе ДШИ

Значение предмета сольфеджио в учебном процессе ДШИ

Значение предмета сольфеджио в учебном процессе ДШИ

Значение предмета сольфеджио в учебном процессе ДШИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2019