Методическая разработка на тему:
«Значение цвета и орнамента в росписи дымковских игрушек»
Цель: скорректировать возникновение потребности самостоятельной практической творческой деятельности по собственному замыслу на основе восприятия и преобразования опыта прошлого для формирования нового знания, значимого для каждого ребенка.
Задачи:
Образовательные:
· Расширение знаний о народных промыслах России;
· Изучение значения цвета в росписи глиняных народных игрушек;
· Изучение основы психологии цвета.
Воспитательные:
· Воспитание бережного отношения к историческим культурным традициям;
· Приобщение ребенка к осознанному выбору цветовой гаммы при росписи изделий;
· Воспитание аккуратности, трудолюбия и ответственности;
· Формирование культуры общения в коллективе, развитие коммуникативных способностей.
Развивающие:
· Развитие интереса к народным промыслам России;
· Развитие умений стилизации и конструирования форм;
· Развитие творческих способностей через самореализацию обучающихся.
Содержание.
История
Праздничный облик игрушек создавался росписью по меловому белому фону, в основе росписи — геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги. Игрушки покрывали ослепительно белым слоем мела, разведенного на молоке, а затем по этой побелке сухими анилиновыми красками, растертыми на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом, выполняли яркую многоцветную роспись (4-8 цветов). Для росписи использовали самодельные кисти из тряпок (продернутого холщового лоскута, намотанного на палочку) и лучинки-палочки для наведения глаз и бровей. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти. В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце, темперные или специальные краски для керамики.
В раскраске фигурок тоже была своя последовательность. Сначала черным рисовали волосы, палочкой наносили брови и глаза, другой лучинкой — три красных или оранжевых пятна — рот и щеки. Затем красили шляпку, а завершалась роспись орнаментацией юбки. Поверх окраски для усиления блеска местами наклеивали кусочки сусального золота или потали (имитирующих золото тончайших листочков из сплава меди и цинка). Поталь дополняла гармоничные цветовые сочетания мягким матовым блеском.
Роспись
Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Как правило, преобладает теплая гамма — красные, желтые, оранжевые цвета, которые еще усиливаются от соседства с синим, голубым. Неразбавленные яркие краски создают ощущение радости жизни. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки, фигуры животных.
Цвета росписи сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения; многоцветие подчеркнуто присутствием белого и черного цветов и дополнено блестящими квадратиками сусального золота, наклеенными на головные уборы и воротники дам, эполеты и кокарды военных, пышные хвосты индюков и т.д.
В росписи игрушек традиционно используются яркие цвета: синяя, красная, оранжевая, желтая, малиновая, голубая, изумрудная, зеленая и в очень небольшом количестве коричневый и черный. Желтая краска дополнялись кусочками золотой и серебряной потали.
На рубеже XIX-XX веков краски на игрушках стали ярче, а их сочетания — контрастнее. Узоры на одежде соответствовали узорам на реальных тканях — гладкоокрашенных, клетчатых, "в горошек" и в мелкий цветочек. Элементы росписи — это простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки. Причудливые сочетания простейших украшений по цвету, размеру, чередований с друг другом позволяют создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи.
Роспись игрушки начинают после обжига и забеливания (можно воспользоваться водоэмульсионной краской с ПВА) с самой светлой краски, затем более темным цветом. При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой - цвет неба.
Символика
орнамента
В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами.
Сочетание цветных горохов, клеток, полос, овалов и т.д. бесконечно разнообразно по масштабам, ритму, колориту, и каждая игрушка по-своему привлекательна, эмоциональна. Узоры имеют простые геометрические формы: круги, клетку, волны.
Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. Точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей.
Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями, то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом. Мать земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага.
Последовательность нанесения узора
Для каждого персонажа существуют свои приемы лепки и росписи. Традиционные в дымковской игрушке всадники, петухи и другие скульптурки расписываются ярко и фантастично: индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога. Утки-"крылатки" отличаются от простых уток горизонтальными рядами оборок-крыльев, как будто на них надеты два передника с лепной оборкой — спереди и сзади. В их росписи просматривается определенная система нанесения узора. Сначала делается широкая полоса на груди, затем более узкие — от шеи по сторонам, в соответствии с формой конуса. Затем их пересекают поперечные полосы, образуя клетчатый узор. Желто-оранжевые, лилово-серые, сине-зелено-желтые свистульки демонстрируют тонкое чувство цвета, которым наделены их авторы. Для росписи коньков-свистулек характерно сочетание вертикальных полос и рядов разноцветных горошин разного размера, выполненное в гармоничных или контрастных тонах. По сравнению с утками и коньками образы других животных (козлов, баранов, коров и особенно свиней) и птиц представлены значительно меньше. Коровы, козлы и бараны по пластике аналогичны коням, лишь формой рогов и рисунком морды они похожи на своих прототипов, своеобразие облика которых передают весьма лаконично. Роспись фигурок домашних животных близка росписи коньков: как правило, они украшены продольными рядами темных точек либо маленьких разноцветных горошин.
На белом фоне барышни пишется кистью простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. Сначала рисуем черной краской волосы. Тонко наносим две точки глаз и брови. Красной краской – рот и кружочки щек. Желтым или красным – головной убор. Любым ярким цветом - кофточку. А затем расписываются юбка, передник и кокошник. Здесь на все воля автора. Можно сделать широкие и тонкие разноцветные полосы, вдоль или поперек. Можно нарисовать юбку в клетку. Свободные пространства заполнить кружками, кольцами, змейками, пунктирами из точек или штрихов. Выбор цвета должен определяется преобладанием теплых или холодных цветов. Если выбрали теплые – их и придерживайтесь. А синие штрихи добавят контраста. Если выбрали холодные тона основными, то подчеркните их красными и оранжевыми элементами. Завершают украшение игрушки ромбиками из сусального золота, наклеенные поверх узора. Их можно заменить фольгой.
Фантазируйте и создавайте свои игрушки с вятским акцентом и со своим неповторимым почерком!
Список рекомендуемой литературы:
1. ФГОС Народное искусство - детям. Дымковская игрушка. Наглядное пособие. Издательство Мозаика-Синтез.
2. Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель, 2010.
3. Киселева Г. Г., Шаклеин С. П. Дымковская игрушка на рубеже столетий. Киров (Вятка), 2007
4. Менчикова Н. Н. Вятские народные промыслы и ремесла: история и современность. Киров, изд. «О-краткое», 2010
5. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам декоративно-прикладного искусства. Авторы Г.А. Величкина и Т.Я. Шпикалова Художник В. Величкин Издательство "Мозайка-Синтез", Москва, 2004 г
Приложение
Образцы росписи
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.