Методическая разработка на тему:
«Значение цвета и орнамента в росписи филимоновских игрушек»
Цель: скорректировать возникновение потребности самостоятельной практической творческой деятельности по собственному замыслу на основе восприятия и преобразования опыта прошлого для формирования нового знания, значимого для каждого ребенка.
Задачи:
Образовательные:
· Расширение знаний о народных промыслах России;
· Изучение значения цвета в росписи глиняных народных игрушек;
· Изучение основы психологии цвета.
Воспитательные:
· Воспитание бережного отношения к историческим культурным традициям;
· Приобщение ребенка к осознанному выбору цветовой гаммы при росписи изделий;
· Воспитание аккуратности, трудолюбия и ответственности;
· Формирование культуры общения в коллективе, развитие коммуникативных способностей.
Развивающие:
· Развитие интереса к народным промыслам России;
· Развитие умений стилизации и конструирования форм;
· Развитие творческих способностей через самореализацию обучающихся.
Содержание.
История
Все филимоновские игрушки были свистульками. Чаще всего мастера изображали людей и животных, иногда лепили композиции из нескольких фигур — например, статуэтку «Любота» в виде влюбленной пары.
Форму для игрушек выбирали простую, без мелких деталей. Женские фигурки называли барынями, мужские — кавалерами или солдатами, в зависимости от деталей костюма. Те и другие имели узкое и короткое туловище с тонкой талией, которое переходило в объемные штаны или пышную юбку-колокол.
Конусообразная голова почти не отличалась по ширине от шеи и была увенчана головным убором — платком или шляпкой у женских персонажей, фуражкой или цилиндром у мужских. В руках барыни держали младенца или птичку-свистульку, кавалеры — петуха или гуся.
Из животных филимоновские мастера чаще всего изображали медведей, лошадей, коров, оленей. Различались они характерной формой рогов или ушей, остальные пропорции были почти одинаковыми: тонкое вытянутое тело с плавными изгибами, стройные ноги, длинная шея и небольшая голова.
Филимоновская игрушка поражает не только своей яркой росписью, формой и пластикой, но и своей удивительной глиной. Во время обжига игрушки в печи с глиной происходит удивительное превращение. Синяя от природы глина, или «синика» высыхая при комнатной температуре, становится серой и невзрачной.
Из синей и не очень привлекательной заготовки мы получаем белую или слегка розоватую игрушечку, готовую к росписи. Белый цвет является идеальным фоном для нанесения краски.
Роспись
Несмотря на относительную ограниченность применяемых характерных для промысла цветов — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми.
Красный цвет – символическое обозначение земли, тела, крови, символ огня, высоты духа и красоты.
Желтый - цвет солнца, жизни, огня, воздуха. Желтый и красный тесно связаны с солнцем.
Зеленый цвет – символ возрождения жизни, молодости.
Символика орнамента
Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент, который выражает искренние языческие мотивы, людей, живущих в гармонии с природой. Помимо вытянутых форм фигурок, стиль их росписи: солнце, растительный орнамент, старинные деревенские сюжеты — это элементы, которые характеризуют древнюю филимоновскую игрушку и по сей день. Ведь в старые времена и цвет и каждый элемент росписи имел свое значение.
В элементах росписи почти всегда встречаются два основных мотива: символ солнца и, так называемое «древо жизни» — это узор, напоминающий еловые ветки. Кольцевые линии, которыми украшена вся игрушка, заключают в себе добро и свет. В росписи следовали определённым правилам и строгим порядкам - желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным, формируя узоры, и добавляли зеленый. Рисовать узоры мастерицы начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры были просты и незатейливы: “елочка”, цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки.
В основном преобладал растительный орнамент:
круги с лучами, кольцевые орнаменты с треугольниками обозначали солнце, добро, радость, благоденствие;
елочки – образ Древа, символа плодородия, связь поколений и развитие;
точки, крестообразно разделенный квадрат или ромб с точками – символы зерна, зигзаги и дуги, косые или волнистые линии – символы радуги и дождя.
Последовательность нанесения узора
Традиционные персонажи для филимоновской игрушки — всадники, солдаты, барыни и различные животные. Человеческие фигурки часто условны и примитивны, удлинённых размеров и увеличенных пропорций. У животных, как правило, гибкие тела, высокие ноги, маленькие головы и непомерно длинные шеи. Иногда по форме сложно определить изображённое животное, но некоторые имеют характерные особенности формы: у барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую голову венчают небольшие уши.
Первый этап
Первым делом, как говорят мастерицы, «желтим» игрушку. Берем желтую краску и широкую кисточку (белка и собака) №3. Наносим желтую краску. Основные элементы росписи – широкие линии, кружки или полностью закрашенные части тела животного и человека.
Обращаем внимание на то, что та часть свистка, к которой человек прикасается губами - не расписывается. Поэтому не забудьте при нанесении желтой краски отступить от крайней части свистка не менее 1 см.
Второй этап
Берем малиновую краску (мастерицы называют ее малинкой или «фуксиновой») и кисточку №1. Проводим тонкие линии по контуру желтого. Старайтесь, чтобы линии были одной толщины.
Обратите внимание, что линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры.
Третий этап
Накладываем зелёную или бирюзовую краску. Традиционно ее называют «зелёнкой». То есть игрушку зеленят. Линии, как и на втором этапе, должны быть тонкими, поэтому расписываем тонкой кистью (белка, колонок) №1. Роспись ведётся между красными линиями.
У людей и части животных, как правило стоящих на двух лапах, кофточки расписываются красным. Лица людей оставляют белыми. Зелёным выделяют глаза, красным - рот.
Список рекомендуемой литературы:
1. Юный Художник №3-4 /1992. «Филимоновская игрушка» О. Яковлева.
2. Алексеев В.Б. Филимоновская игрушка//Молодой коммунар. 1981.
6. Богуславская И.Я. Фигурки из глины //Добрых рук мастерство: Произведения
народного искусства в собраниях ГРМ. 2-е изд., переработанное и дополненное.
Л., 1981. 301.
7. Волкова P. Филимоновская игрушка/Сельский календарь. 1984. М., 1983.
8. Павлова Т.В. Филимоновский промысел: Методическая разработка для
студентов. Изд. 2-е, переработанное. Новомосковск, 2000.
10. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с
народным искусством. – 2-е изд. испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. –
168 с.
11. Тарановская Н. Филимоновская игрушка. Л., 1981.
Приложение
Образцы росписи
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.