Значение художественной литературы в ДОУ
Оценка 4.6

Значение художественной литературы в ДОУ

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
чтение
Детсад
10.09.2019
Значение художественной литературы в ДОУ
Не только Россия, но и весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Значение художественной литературы в ДОУ.docx
Значение художественной литературы в ДОУ Баникевич Ольга Владимировна МА ДОУ "Детский сад №210" «Чтение – это окошко, через которое дети  видят и познают мир и самих себя»      В. Сухомлинский. Не только Россия, но и весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио­ и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей,   ослабила   интерес   к   книге   и   желание   работать   с   ней:   ведь   книга   требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве,   литература   постепенно   открывает   и   объясняет   ребенку   жизнь   общества   и природы,   мир   человеческих   чувств   и   взаимоотношений.   Она   развивает   мышление   и воображение   ребенка,   обогащает   его   эмоции,   дает   прекрасные   образцы   русского литературного   языка.   Огромно   и   ее   воспитательное,   познавательное   и   эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.   Становится понятно, что   XXI век являетновые ценности, где капитал ­   не деньги,   земля,   орудия   и   средства   производства, а   знания,   владение   информацией   и умение   распорядиться   ими.   Чтобы   современный   ребенок   был   подготовлен   к   жизни, необходимо   воспитывать   грамотного   читателя,   прививать   в   детях   любовь художественному слову, уважение к книге, умение работать с текстом. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, делая его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. Дети   дошкольного   возраста   —   слушатели,   а   не   читатели,   они   зависимы   от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Кто   же   вводит   ребенка   в   мир   книги?   Этим   занимаются   родители   и   педагоги  детского  сада.  Библиотека  и  школа  не  первый,  а последующий  этап формирования читателя. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”. Изучению данного вопроса посвящено много работ, например, на важность приобщения детей   к   красоте   родного   слова,   развития   культуры   речи   указывали   такие   педагоги, психологи,   лингвисты,   как     К.   Д.  Ушинский,   Е.   И.   Тихеева,     Е.   А.  Флерина,   Л.  С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохини.         Изучив проблему и проведя мониторинг родителей и законных представителей наших воспитанников, мы выяснили, что только 32% взрослых регулярно читают своим детям книги – и, при этом, чаще всего перед сном. Даже в большинстве таких семей практически   не   сформирована   культура   регулярного   чтения,   посещения   библиотек, пополнения своего домашнего книжного фонда. А 68% взрослых читают детям книги только время от времени, перенося эту функцию на гаджеты – телевизор,  компьютер, телефон,   планшет…Вместо   книг   дети   смотрят   мультфильмы,   где   содержание   порой совершенно   не   соответствует   литературному   первоисточнику,   теряется   напевность речи, меняется эмоциональный фон, а порой и вовсе исчезает воспитывающий контекст. Мультфильм – все­таки развлечение, а книга – пища для ума. Понятие литературного развития трактуется исследователями как способность ребенка «мыслить   словесно­художественными   образами» (Н.   Д.   Молдавская);   как реализация   опыта   общего   психического   развития   ребенка   с   акцентом   на   область эмоционального в читательском восприятии (В. Г. Маранцман); как воплощение в жизнь литературных   способностей,   таких   как   впечатлительность,   наблюдательность, творческое   воображение,   подразумевающее   отчетливое   и   яркое   представление,   как непосредственно   наблюдаемых   впечатлений,   так   и   образов,   создаваемых   словесно, проявляющееся «…в легкости образования ассоциаций между словом и образами» (А. Г. Ковалев, А. Маслоу); как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности (О. В. Акулова, Н. Д. Молдавская, О. Н. Сомкова). Задачи работы с детьми старшего дошкольного возраста: 1. Поддерживать   у   детей   интерес   к   литературе,   воспитывать   любовь   к   книге, способствовать углублению и дифференциации читательских интересов 2. Обогащать «читательский» опыт детей за счет произведений более сложных жанров фольклора (волшебные   и   бытовые   сказки,   метафорические   загадки,   былины), литературной   прозы (сказка­повесть,   рассказ   с   нравственным   подтекстом) и поэзии (басни, лирические стихи, литературные загадки с метафорой, поэтические сказки). 3. Воспитывать литературно­художественный вкус, способность понимать настроение произведения,   чувствовать   музыкальность,   звучность   и   ритмичность   поэтических текстов; красоту, образность и выразительность языка сказок и рассказов способствовать   развитию   художественного   восприятия   текста   в   единстве содержания, формы, смыслового и эмоционального подтекста 4. 5. Способствовать   выражению   отношения   к   литературным   произведениям   в   разных видах художественно­творческой деятельности, самовыражению в театрализованной игре в процессе создания целостного образа героя в его изменении и развитии. Для решения данных задач и в рамках подготовки детей к школе, у нас возникла потребность   активизировать   работу   в   этом   направлении.   Для   реализации   идеи   мы выбрали такую форму, как проект. Название проекта: «Использование художественной литературы в воспитательно– образовательном процессе ДОУ».  Целевая группа ­ воспитанники ДОУ от 5 до 7 лет; ­родители и законные представители детей посещающих ДОУ; ­ воспитатели и специалисты детского сада. При   планировании   деятельности   воспитатели   нашего   ДОУ   руководствуются тематическим принципом : новая неделя – новая лексическая тема. Соответственно, подбор   художественной   литературы   обусловлен   тематикой   недели.   Структура картотеки, таким образом, тоже соответствует тематическому принципу: произведения разделены   в   соответствии   с   лексическими   темами,   внутри   которых   выделены подразделы – стихотворения, рассказы и сказки. Учитывая   региональную   специфику,   в   зимний   период   преобладают     низкие температуры,   вызывающие     трудности   при   планировании   и   проведении   прогулок, которые могут быть частично заменены на работу с художественной литературой. Содержание проекта Цель   проекта:   приобщать     воспитанников   и   их   семьи     к   культуре   чтения; прививать   любовь   к   литературе,   как   базе   для   формирования   привычки   к   чтению   и способности самостоятельно ориентироваться в мире литературы в дальнейшем. Задачи: 1. Активизировать и закреплять словарь, знания и представления детей.  Формировать грамматически   правильную   литературную   речь.   Развивать   связную   речь   через творческое рассказывание. обсуждение прочитанного. Развивать   познавательную   активность,   наблюдательность,   мышление,   внимание, воображение. 2. 3. Воспитывать   эмоциональное   восприятие   художественного   произведения,   эмпатию. Воспитывать бережное отношение к книге. 4. Учить   детей   осваивать   разные   способы   поиска   информации,   с   опорой   на   книги. Расширять   представления   о   книге   через   познавательно­исследовательскую деятельность.  1. Реализация проекта осуществляется через:  Регулярное и систематическое чтение произведений художественной литературы в соответствии   с   лексической   темой.   В   нашей   библиотеке   мы   постарались   собрать книги с иллюстрациями лучших художников, работающих с детской литературой –  2. В. Сутеева, В. Конашевича, Е. Чарушина, В. Чижикова, Л. Токмакова, Т. Вульфа, В. Курдова, И. Ризнича. Многие из этих  иллюстраторов  знакомы нам еще со   времен нашего детства.  3. Организацию   в   каждой   группе   библиотечного   уголка   с   выставкой   книг   по   теме, портретами   писателей,   большими   репродукциями   знаменитых   иллюстраций (например,   советского   периода,   книг,   которые   больше   не   переиздавались   и   т.д.) «Книжкиной больницей»;  http://samoe­ «Самиздат»   ­   мы   находим   в   интернете   сайты,   например, vazhnoe.blogspot.com, http   all   _  p  1.   html, откуда можно скачать давно не переиздававшиеся книги, в том числе и нашего детства, печатаем их и переплетаем;   /  chan  ­6178903/      10.  rssing    ://   arch     .  com  4. 5. Консультации для родителей в группах и в "Консультационном центре ДОУ";  6. Выставку  материалов на сайте и газете ДОУ. Привлечение родителей к работе над проектом: 1. Организация   «литературных   гостиных»,   посвященных   юбилею   писателя, государственным праздникам, временам года и т.д.; 2. Организация   «Клуба   любителей   книги»,   где   родители   со   своими   детьми   делятся «находками» ­ рассказывают о книгах, которые нашли в библиотеке или в книжном магазине, и которые их порадовали, удивили и т.д. 3. Проведение акций «Возьми книгу домой» ­ в приемной выставляются детские книги, которые можно ненадолго взять домой и не спеша почитать с ребенком. 4. Создание «Книжек ­ малышек» ­ по лексическим темам, к праздникам, рассказы о любимых игрушках, домашних животных и т.д. 5. Организация конкурсов чтецов – как внутри группы, так и внутри ДОУ. 6. Создание «Большой книги загадок» ­ дети вместе с родителями придумывают загадки соответственно  лексической теме недели,  и эти  загадки размещаются на больших листах ватмана вместе с иллюстрациями, нарисованными самими детьми. Продолжительность   реализации   проекта   2   календарных   года.   Полученный родителями и детьми опыт, может использоваться в семье в повседневной жизни на постоянной основе. Условия реализации проекта Реализуют   проект   педагоги   ДОУ   ­   воспитатели   групп,   музыкальный руководитель детского сада, учителя­логопеды. Все специалисты имеют достаточную квалификацию и опыт работы.  Для   создания   условий   для   реализации   проекта   не   требуется   больших материальных затрат и не сложно создать нужные  условия. Планируемые результаты: 1. Расширение активного словаря детей, развитие кругозора и знаний об окружающем 2. Развитие воображения, памяти, внимания. 3. Развитие любви и интереса к чтению, к получению новых знаний, в том числе, и мире.  самостоятельному. 4. Повышение   уровня   читательской   культуры   в   семье,   формирование   устойчивой положительной привычки посещения библиотек, книжных магазинов, выставок и т.д.. 5. Пополнение материально­технической базы ДОУ. Данный   проект   успешно   реализуется   в   нашем   ДОУ   уже   несколько   лет.   Он показал только положительные результаты, так как воспитанники, выходящие из стен нашего   учреждения,   показывают   высокие   результаты   в   учебе   и   демонстрируют настоящую любовь к чтению книг. Литература 1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. 2. Шанина   Любовь   Валерьевна,   Полякова   Любовь   Владимировна   [Текст]   //     Карта инновационного педагогического опыта на тему: «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с художественной литературой» (г. Тула, 2015 год.). URL   https://nsportal.ru/detskii­sad/vospitatelnaya­rabota/2015/10/27/oznakomlenie­ detey­mladshego­i­srednego­doshkolnogo (дата обращения: 29.01.2019). 3. А.   Г.   Гогоберидзе,О.   В.   Солнцевой     Дошкольная   педагогика   с   основами   методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.   Г.   Гогоберидзе,О.   В.   Солнцевой.   —   СПб.:   Питер,   2013.   —   464   с.: ил. URL https://ru.scribd.com/doc/208535028/954­pdf#18

Значение художественной литературы в ДОУ

Значение художественной литературы в ДОУ

Значение художественной литературы в ДОУ

Значение художественной литературы в ДОУ

Значение художественной литературы в ДОУ

Значение художественной литературы в ДОУ

Значение художественной литературы в ДОУ

Значение художественной литературы в ДОУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.09.2019