Формирование лексики у детей с общим недоразвитием речи тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь детей быстро обогащается за счет производных слов. Лексический уровень языка представляет собой совокупность лексических единиц, которые являются результатом действия и механизмом словообразования.
Словообразовательный уровень языка выступает обобщенным отражением способов образования новых слов на основе определенных правил комбинации морфем в структуре производного слова.
Значение процесса словообразования для развития речи
детей с общим недоразвитием речи
Формирование лексики у детей с общим недоразвитием речи тесно
связано с процессами словообразования, так как по мере развития
словообразования словарь детей быстро обогащается за счет производных
слов.
Лексический уровень языка представляет собой совокупность
лексических единиц, которые являются результатом действия и
механизмом словообразования.
Словообразовательный уровень языка выступает обобщенным
отражением способов образования новых слов на основе определенных
правил комбинации морфем в структуре производного слова.
Развитие словообразования у детей в психологическом,
лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной
связи с изучением словотворчества детей.
Механизм детского
словотворчества связывается с формированием языковых обобщений,
явлением генерализации, становлением системы словообразования.
Лексические средства изза своей ограниченности не всегда могут
выразить новые представления ребенка об окружающей действительности,
поэтому он прибегает к словообразовательным средствам.
В процессе речевого развития ребенок знакомится с языком как
системой. Но он не способен усвоить сразу все закономерности языка, всю
сложнейшую языковую систему, которую взрослый использует в своей речи. В
связи с этим каждом из этапов развития язык ребёнка представляет собой
систему, на отличающуюся от языковой системы взрослых с определенными
правилами комбинирования языковых единиц. По мере развития речи
ребенка языковая система расширяется, усложняется на основе усвоения все
большего количества правил, закономерностей языка, что в полной мере
относится к формированию лексической и словообразовательной системам.На основе вычленения словообразовательной морфемы из слова в
сознании ребенка закрепляются модели типы, в которых определенные
значения связываются с определенной звуковой формой.
В процессе речевого общения дети не просто заимствуют слова из речи
окружающих, не просто пассивно закрепляют слова и словосочетания в своем
сознании. Овладевая речью, дети активны: они анализируют речь окружающих,
выделяют морфемы и создают новые слова, комбинируя морфемы. В процессе
овладения словообразованием, таким образом, дети осуществляют следующие
операции: вычленение морфемы из слов обобщение значения и связи этого
значения с определенной формой синтез морфем при образовании новых
слов.
Чаще всего неологизмы в детской речи являются следствием того, что
ребенок употребляет словообразовательные морфемы в соответствии с их
точным значением, однако при словообразовании правильной корневой элемент
комбинируется с чуждыми этому корню аффиксами. Чаще всего ребенок
при этом заменяет синонимичные аффиксы, использует продуктивные суффиксы
вместо непродуктивных (матросятся, лисинчик, обколючилась, отсонилась).
Последовательность появления словообразовательных форм в детской
речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка. Поэтому
вначале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые,
хорошо дифференцируемые словообразовательные формы. Так, например,
прежде всего ребенок овладевает уменьшительноласкательными формами
существительных. Значительно позже в речи появляются названия профессий
людей, дифференциация глаголов с приставками другие более сложные по
семантике формы. Например, на основе усвоения элементарных
словообразований у детей первого уровня речевого развития формируется
двусоставное простое предложение.
Овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных
операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно
высокий уровень интеллектуального и речевого развития.Таким образом, для формирования словообразования у детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи надо использовать
специальную методику для работы с такими детьми.