Значение процесса словообразования для развития речи детей с общим недоразвитием речи

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 23.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формирование лексики у детей с общим недоразвитием речи тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь детей быстро обогащается за счет производных слов. Лексический уровень языка представляет собой совокупность лексических единиц, которые являются результатом действия и механизмом словообразования. Словообразовательный уровень языка выступает обобщенным отражением способов образования новых слов на основе определенных правил комбинации морфем в структуре производного слова.
Иконка файла материала статья Галкина Н.А..doc
Значение процесса словообразования для развития речи детей с общим недоразвитием речи Формирование лексики у детей с общим недоразвитием речи тесно связано   с   процессами   словообразования,   так   как   по   мере   развития словообразования   словарь   детей   быстро   обогащается   за   счет   производных слов.  Лексический   уровень   языка   представляет   собой   совокупность лексических  единиц,   которые   являются   результатом   действия   и механизмом словообразования.                   Словообразовательный   уровень   языка   выступает   обобщенным отражением  способов   образования   новых   слов   на   основе   определенных правил комбинации морфем в структуре производного слова. Развитие   словообразования   у   детей   в   психологическом, лингвистическом,  психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи   с   изучением  словотворчества   детей.   Механизм   детского словотворчества   связывается   с   формированием   языковых   обобщений, явлением генерализации, становлением системы словообразования. Лексические  средства  из­за своей ограниченности  не всегда могут выразить новые представления  ребенка об окружающей действительности, поэтому он прибегает к словообразовательным средствам.                      В процессе речевого развития ребенок знакомится с языком как системой.  Но он не способен усвоить сразу все закономерности языка, всю сложнейшую языковую систему, которую взрослый использует в своей речи.  В связи с  этим  каждом  из  этапов развития язык ребёнка  представляет  собой систему, на  отличающуюся от языковой системы взрослых с определенными правилами  комбинирования   языковых   единиц.   По   мере   развития   речи ребенка языковая система расширяется, усложняется на основе усвоения все большего   количества  правил,   закономерностей   языка,   что   в   полной   мере относится к формированию лексической и словообразовательной системам.На   основе   вычленения   словообразовательной   морфемы   из   слова   в сознании ребенка закрепляются модели ­ типы, в которых определенные значения связываются с определенной звуковой формой. В процессе речевого общения дети не просто заимствуют слова из речи окружающих, не просто пассивно закрепляют слова и словосочетания в своем сознании. Овладевая речью, дети активны: они анализируют речь окружающих, выделяют морфемы и создают новые слова, комбинируя морфемы. В процессе овладения словообразованием, таким образом, дети осуществляют следующие операции: вычленение морфемы из слов ­ обобщение значения и связи этого значения  с определенной формой ­  синтез  морфем  при образовании новых слов. Чаще всего неологизмы в детской речи являются следствием того, что ребенок употребляет словообразовательные морфемы в соответствии с их точным значением, однако при словообразовании правильной корневой элемент комбинируется   с  чуждыми   этому корню аффиксами. Чаще  всего  ребенок при этом заменяет синонимичные аффиксы, использует продуктивные суффиксы вместо непродуктивных (матросятся, лисинчик, обколючилась, отсонилась). Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка. Поэтому вначале   появляются   семантически   простые,   зрительно   воспринимаемые, хорошо дифференцируемые словообразовательные формы. Так, например, прежде   всего   ребенок   овладевает   уменьшительно­ласкательными   формами существительных. Значительно позже в речи появляются названия профессий людей, дифференциация глаголов с приставками другие более сложные по семантике   формы.   Например,   на   основе   усвоения   элементарных словообразований   у   детей   первого   уровня   речевого   развития   формируется двусоставное простое предложение. Овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития.Таким   образом,   для   формирования   словообразования   у   детей дошкольного   возраста   с   общим   недоразвитием   речи   надо  использовать специальную методику для работы с такими детьми.