Тема. Значимые части речи.
Цели урока:
Обобщение и систематизация знаний, полученных в 5-9 классах, по теме «Морфология»; закрепление навыков правописания мягкого знака в разных частях речи.
Ход урока
I. Работа по теме урока
1. Синтаксический разбор предложения. (Предложение диктуется или выписывается на доске, знаки препинания и орфограммы пропускаются.)
Когда увид..ла мать что уже и сыны её сели на к..ней она кинулась к м..ньш..му у которого в чертах лица выр..жалось более какой-то нежности она схватила его за стремя она пр..липла к седлу его и с отчаянием в глазах (не)выпускала из рук своих. (Н. В. Гоголь.)
Ответ к заданию:
Когда увидела мать, что уже и сыны её сели на коней, она кинулась к меньшому, у которого в чертах лица выражалось более какой-то нежности: она схватила его за стремя, она прилипла к седлу его и с отчаянием в глазах не выпускала из рук своих.
— Определите, из какого произведения данное предложение? («Тарас Бульба»)
— В каком значении здесь употреблено слово «сыны»? (Защитники, воины.)
— Объясните постановку знаков препинания. Выполните синтаксический разбор предложения, составьте схему, обозначьте части речи.
— На какие две группы можно разделить все части речи? (Самостоятельные и служебные.)
— По какому принципу происходит деление частей речи на эти группы? (Самостоятельные части речи имеют лексическое значение, участвуют в построении словосочетания и являются членами предложения. Служебные части речи нужны для связи слов в предложении. Они не называют объектов действительности и не являются членами предложения.)
— Составьте обобщающую схему «Части речи», иллюстрируя каждую часть речи своими примерами и примерами из записанного предложения.
• Существительное (мать, нежность, стремя)
• Прилагательное (новый, ответственный)
• Глагол (увидела, выражалось, кинулась)
• Местоимение (её, она, своих)
• Числительное (второй, пять)
• Наречие (нелепо, наотмашь)
• Союз (когда, что, и)
• Предлог (в, из, с)
• Частица (не, уже)
— Какие части речи составляют отдельную группу? (Междометия, звукоподражания: ах, увы, гав-гав, кря-кря.)
— К каким частям речи относят причастие и деепричастие? (К глагольным формам, иногда к самостоятельным частям речи.)
2. Закрепление умения определять омоформы и омофоны.
Слово учителя:
В русском языке существуют слова, которые имеют одинаковую фонетическую структуру и схожи в написании, но относятся к разным частям речи. Определить, к какой части речи они принадлежат, можно только в контексте.
Самостоятельные части речи |
Производные предлоги |
Положить на счёт предприятия. |
Договориться насчёт встречи. |
В течении реки. |
В течение дня. |
Не смотря в лицо. |
Несмотря на погоду. |
В продолжении книги. |
В продолжение часа. |
Благодаря за подарок. |
Благодаря подоспевшей помощи. |
На встречу с другом. |
Навстречу ветру. |
Провели в заключении. |
В заключение речи хочу сказать. |
В следствии допущены ошибки. |
Вследствие дождя. |
Оказаться в виду острова. |
Ввиду ошибки. |
Умение различать омоформы и омофоны непосредственно связано с правописанием. Так, например, умение не смешивать производные предлоги с самостоятельными частями речи, от которых они образованы, помогает правильно определить написание.
— Подчеркните омоформы и омофоны.
3. Правописание ь после шипящих.
— Перечислите формы слов (частей речи), в которых ь на конце пишется после шипящих.
• существительные 3-го скл.: рожь, дичь;
• глаголы в неопред. форме: печь, течь;
• глаголы повелительного наклонения: режьте, съешьте;
• глаголы во 2-м лице ед. числе: колешь, рубишь;
• наречия: навзничь, сплошь.
— Назовите части речи, в которых ь после шипящих на конце слова не пишется.
• существительные 2-го скл. м. рода: гараж, врач;
• существительные мн. числа в родительном падеже: туч, крыш;
• краткие прилагательные: колюч, свеж.
— Составьте словарный диктант по вариантам: I вариант — ь пишется; II вариант ь не пишется (10—15 слов).
II. Итоги урока
— В каком разделе лингвистики изучаются части речи? По какому принципу происходит деление частей речи на группы?
III. Домашнее задание
1. Дать ответы на вопросы 1-3 стр. 67 учебника;
2. Упр. 148;
3. Подобрать примеры омоформов, омографов, омофонов в художественной литературе.
(Задание 2 или 3 — на выбор учащихся.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.