Значимые части речи.

  • doc
  • 26.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Значимые части речи 10 класс.doc

Тема. Значимые части речи.

Цели урока:

Обобщение и систематизация знаний, полученных в 5-9 классах, по теме «Морфология»; закрепление навыков правописания мягкого знака в разных частях речи.

 

Ход урока

I. Работа по теме урока

1. Синтаксический разбор предложения. (Предложение диктуется или выписывается на доске, знаки препинания и орфограммы пропускаются.)

Когда увид..ла мать что уже и сыны её сели на к..ней она кинулась к м..ньш..му у которого в чертах лица выр..жалось более какой-то нежности она схватила его за стремя она пр..липла к седлу его и с отчаянием в глазах (не)выпускала из рук своих. (Н. В. Гоголь.)

 

Ответ к заданию:

Когда увидела мать, что уже и сыны её сели на коней, она кинулась к меньшому, у которого в чертах лица выражалось более какой-то нежности: она схватила его за стремя, она прилипла к седлу его и с отчаянием в глазах не выпускала из рук своих.

 

— Определите, из какого произведения данное предложение? («Тарас Бульба»)

— В каком значении здесь употреблено слово «сыны»? (Защитники, воины.)

— Объясните постановку знаков препинания. Выполните синтаксический разбор предложения, составьте схему, обозначьте части речи.

— На какие две группы можно разделить все части речи? (Самостоятельные и служебные.)

— По какому принципу происходит деление частей речи на эти группы? (Самостоятельные части речи имеют лексическое значение, участвуют в построении словосочетания и являются членами предложения. Служебные части речи нужны для связи слов в предложении. Они не называют объектов действительности и не являются членами предложения.)

— Составьте обобщающую схему «Части речи», иллюстрируя каждую часть речи своими примерами и примерами из записанного предложения.

• Существительное (мать, нежность, стремя)

• Прилагательное (новый, ответственный)

• Глагол (увидела, выражалось, кинулась)

• Местоимение (её, она, своих)

• Числительное (второй, пять)

• Наречие (нелепо, наотмашь)

• Союз (когда, что, и)

• Предлог (в, из, с)

• Частица (не, уже)

— Какие части речи составляют отдельную группу? (Междометия, звукоподражания: ах, увы, гав-гав, кря-кря.)

— К каким частям речи относят причастие и деепричастие? (К глагольным формам, иногда к самостоятельным частям речи.)

 

2. Закрепление умения определять омоформы и омофоны.

Слово учителя:

В русском языке существуют слова, которые имеют одинаковую фонетическую структуру и схожи в написании, но относятся к разным частям речи. Определить, к какой части речи они принадлежат, можно только в контексте.

 

Самостоятельные части речи

Производные предлоги

Положить на счёт предприятия.

Договориться насчёт встречи.

В течении реки.

В течение дня.

Не смотря в лицо.

Несмотря на погоду.

В продолжении книги.

В продолжение часа.

Благодаря за подарок.

Благодаря подоспевшей помощи.

На встречу с другом.

Навстречу ветру.

Провели в заключении.

В заключение речи хочу сказать.

В следствии допущены ошибки.

Вследствие дождя.

Оказаться в виду острова.

Ввиду ошибки.

 

Умение различать омоформы и омофоны непосредственно связано с правописанием. Так, например, умение не смешивать производные предлоги с самостоятельными частями речи, от которых они образованы, помогает правильно определить написание.

— Подчеркните омоформы и омофоны.

 

3. Правописание ь после шипящих.

— Перечислите формы слов (частей речи), в которых ь на конце пишется после шипящих.

• существительные 3-го скл.: рожь, дичь;

• глаголы в неопред. форме: печь, течь;

• глаголы повелительного наклонения: режьте, съешьте;

• глаголы во 2-м лице ед. числе: колешь, рубишь;

• наречия: навзничь, сплошь.

— Назовите части речи, в которых ь после шипящих на конце слова не пишется.

• существительные 2-го скл. м. рода: гараж, врач;

• существительные мн. числа в родительном падеже: туч, крыш;

• краткие прилагательные: колюч, свеж.

— Составьте словарный диктант по вариантам: I вариант — ь пишется; II вариант ь не пишется (10—15 слов).

 

II. Итоги урока

— В каком разделе лингвистики изучаются части речи? По какому принципу происходит деление частей речи на группы?

 

III. Домашнее задание

1. Дать ответы на вопросы 1-3 стр. 67 учебника;

2. Упр. 148;

3. Подобрать примеры омоформов, омографов, омофонов в художественной литературе.

(Задание 2 или 3 — на выбор учащихся.)