Сегодня всех волнует очень важная тема - охрана природы.Земля у нас только одна. Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия на нем. Но люди должны обращаться с ним бережно. Данный материал расширит знания детей об экологической безопасности, будет способствовать формированию позитивного отношения к экологической грамотности и экологической культуре, воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе, формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы и бездумному, безнравственному отношению к ней.
Знаете ли вы....docx
Тема: «Знаете ли вы….?»
Цель: расширить представление детей об экологической безопасности; формировать
позитивное отношение к экологической грамотности и экологической культуре;
способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;
формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное
отношение к бездумному, безответственному отношению к природе;
формирование познавательных интересов.
Оформление:
на доске – эпиграф: Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е.Евтушенко
Оборудование: жетоны, листочки белой бумаги, ручки.
Ход игрывикторины.
Тема игры –викторины – «Знаете ли вы..». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на
пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию
самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим
здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям.
Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам,
отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное
спасение – в экологической культуре.
Все мы с вами живем в великой огромной стране Казахстан.
16.04.1962 г. Президиумом Верховного Совета Каз. ССР принят указ об охране природы
Казахстана, в котором предписывалось взять под охрану государства полезные
ископаемые, воды, леса, животных, птиц, атмосферный воздух, почвы. В дополнение к
Указу была составлена специальная инструкция о правилах использования различных
природных богатств, сохранение плодородия почвы, лесов, воздуха, воды, правилах охоты
и рыболовства.
В декабре 2003 г. Президентом Р.К. был подписан Указ о концепции экологической
безопасности Р.К. на 20042015 годы, в котором определен комплекс мер по устойчивому
экологическому развитию.
Все мы очень любим нашу страну. Но, к сожалению, не все жители нашей страны берегут
окружающую природу, красоту наших лесов и степей.
Природа всегда была и продолжает оставаться кормилицей человека, источником ее
существования и вдохновения.
Учёными подсчитано:
За один день на земле исчезает 100 видов растений и животных;
В каждую минуту сокращается площадь леса на 15 млн. гектаров;
Ежегодно количество чистого воздуха сокращается на 10 млрд. тонн;
Бумага до полного разложения лежит два года, консервная банка 90 лет,
полиэтиленовый пакет 200 лет, стеклянная посуда 2000лет.
По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения:
70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья. Вода 75 % водоемов не пригодна для питья.
Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.
Ежегодно пустыня поглощает 27 млн гектар плодородных земель.
Поэтому не случайно сегодня мы провеём турнир Знатоков природы.
1конкурс Викторина
Каждому из вас будет предложено по 1 вопросу, ответивший на вопрос получает 1 балл.
Если ответа нет, то этот балл может заработать другой участник турнира.
Птица – лесной доктор. (дятел)
Животное которое строит дом на реке. (бобр)
Самый трусливый лесной житель? (заяц)
Хозяин лесной, просыпается весной. А зимой под снежный вой спит в берлоге снеговой.
(медведь)
Родилась в воде, а живет на земле. (лягушка)
Сколько крыльев у жука? (4)
Кто спиной яблоки собирает? (ёж)
Трава, которую на ощупь узнают даже слепые. (крапива)
2 конкурс «Устами младенца».
А теперь я предлагаю следующую игру «Устами младенца». В каждом задании с помощью
пяти признаков вам необходимо отгадать определённый вид отходов.
Задание 1.
При попадании в реки и озёра это разрушается, рыбы и другие водные животные
начинают задыхаться
Иногда этого бывает слишком много, оно становится настоящим бедствием
Это необходимо компостировать
В небольших количествах это используется в качестве удобрения
Его производит домашние животные ( навоз)
Задание2
Это бывает разноцветным, можно купить в любом магазине
Если её поджечь ,то появится чёрный едкий дым
У нас очень много игрушек из этого материала
Предметы, сделанные из неё, очень легки на вес.
Её нельзя выбрасывать, так как в природе она практически не
разлагается( пластмасса)
Задание 3
Его делают из песка
Если нагреть, становится тягучим, как тесто
Чаще всего оно прозрачное
Частенько оно становится причиной пожара в лесах
Легко разбивается на мелкие осколки ( стекло)
Задание 4
Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, даже вдоль дорог
Это получается, когда становится старым или ломается
Это можно сдать и получить за это деньги
Это можно переплавить, чтобы сделать чтото новое
Это бывает цветным ( металлом) Задание 5
Это изобрели китайцы
У нас это получают из древесины
Это легко горит
Улицы завалены этим мусором
На этом мы обычно рисуем или пишем ( бумага)
Задание 6
Его очень много в больших городах
От него люди болеют, нервничают
Особенно силён он в промышленных городах, где много фабрик и заводов
Его издают различные приборы и машины
Он вызывает загрязнение окружающей среды.( шум)
Задание 7
1.Она образуется при горении.
2.У этого бывает только черный цвет.
3.Это считается очень вредным для легких и вообще для человека.
4.От нее пачкается одежда человека, а в организме появляются болезни.
5.Этого больше в городе, чем в деревне.
Ответ: сажа.
Задание 8
1.Без этого человек не может обойтись.
2.Этим люди пользуются ежедневно.
3.Если это добавить в воду, то будет пена.
4.От этого гибнет рыба, умирают растения.
5.Это помогает нам бороться с грязью.
Ответ: мыломоющие средства.
Задание9
1.Оно очень легкое.
2.Если попадет в воду, то будет плавать наверху и не утонет.
3.Когда это попадает в реку, оно не дает дышать рыбам.
4.Нельзя в реке мыть машину, потому что это загрязнит реку.
5.С поверхности воды это надо убирать.
Ответ: машинное масло.
(за правильные ответы учащиеся получают жетоны и определяется лучший эрудит)
3 конкурс: «Конкурс эрудитов».
1. Что в переводе означает экология:
А) наука о доме;
B) наука о природе.
2. Какое растение называют сосной сибирской:
A) лиственницу;
B) кедр.
3. Где зимуют ласточки:
A) в Австралии;
B) в Африке.
4. Кит – это:
A) рыба;
B) млекопитающее. 5. Название «адмирал» носит:
A) жук;
B) бабочка
6. С какой стороны дерева растет мох:
A) с северной;
B) с южной
7. Хвоинки сосны:
A) двухгранные;
B) трехгранные
8. Сколько пар ног у паука:
9. На стволе березы растет гриб:
A) три;
B) четыре
A) чага;
B) подберезовик
A) кислород;
B) углекислый газ
10. Какой газ используют для дыхания все живые существа:
ОТВЕТЫ: 1 – А, 2 – В, 3 – В, 4 – В, 5 – В, 6 – А, 7 – В, 8 – В, 9 – А, 10 – А.
(за правильные ответы учащиеся получают жетоны и определяется лучший эрудит)
4 конкурс «Лесная аптека».
Задание 1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? Листья какого растения помогут
тебе в этом Свежие листья этого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе
насекомых. (подорожник)
Задание 2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум
(торфяной мох) он впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество
сфагнол.)
(по результатам определить лучшего лесного аптекаря)
Отгадать загадки о лекарственных растениях.
Растет зеленый кустик,
Дотронешься — укусит. (Крапива)
Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него —
И не будет ничего. (Одуванчик)
Я — капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот рад наклониться,
А имя дала мне родная землица. (Земляника)
Весной зазеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла. (Рябина)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза) Я из крошкибочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Рассыпает солнце стрелы,
Сосны зажигая.
Что за ягода созрела,
Синяя такая? (Черника)
На верхушке стебелька —
Солнышко и облака. (Ромашка)
Кто ни прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки. (Репей, или лопух)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной. (Ландыш)
Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь — слюнки потекут,
А раскусишь — кисло. (Клюква)
Тонкий стебелек у дорожки,
На конце его — сережки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Нам он, как хороший друг,
Лечит раны ног и рук. (Подорожник)
Сидит Яшка, красная рубашка,
Брюшко сыто, камешками набито. (Шиповник)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? (Ель) Воспитатель: Молодцы, ре6ята! В следующем конкурсе мы узнаем, кто из вас лучше всех
сможет предсказать с помощью животных и растений погоду.
5. конкурс «Бюро прогнозов»
А : ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА
По поведению животных и растений предскажите погоду.
1. Рыба не клюет – она сыта;
2. пчелы сидят в улье и громко гудят;
3. ласточки и стрижи летают высоко;
4. птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли;
5. благоухают цветы сирени, жасмина, акации;
6. Божья коровка, взятая на руку быстро слетает;
7. раскрыты цветы кувшинки;
8. одуванчик складывает свой пушистый зонтик;
9. поздно вечером сильно трещат кузнечики;
10. крот нагребает высокие холмики;
11. паук усиленно плетет паутину;
12. голуби разворковались.
ОТВЕТ: A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; B) 1, 2, 4, 5, 8, 10.
6. Конкурс «Знатоки законов».
Законов природы всего четыре. И мыс вами на предыдущем занятии знакомились с ними.
Давайте вспомним эти законы.
Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер.
Эти законы мы записали на доске.
Первый закон: «Всё связано со всем»
Второй закон гласит: «Всё должно кудато деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том
числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое,
при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт
у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли
хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить»
природу, нарушает ход естественных процессов.
Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.
Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?»
Воспитатель: Сейчас мы проведём рейд по улицам нашего города и увидим, выполняют ли
его жители экологические законы? А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку
сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям
города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой
ситуации?
Воспитатель: Идём дальше. Чтото трудно становится дышать! Ага, это дворники
сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический
закон дворники нарушают?
Воспитатель: Мы выехали за город, в дачный посёлок. Когдато тут было болото, весело
квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и
начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой
закон нарушают люди, желая улучшить природу? Молодцы ребята. . Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один
из признаков экологической культуры.
В правилах поведения в природе многие советы начинаются со слова НЕ. Запишите на
листочках, что это за советы.
НЕ …
НЕ …
НЕ …
НЕ …
НЕ …
НЕ …
НЕ …
НЕ …
НЕ …
НЕ …
7 конкурс «Проблемный».
Всегда возникает вопрос «Что делать с мусором?». И этот вопрос становится все
актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него.
(Группа делится на 2 команды, ведущие знакомят участников викторины с правилами
игры).
«Что мы знаем о мусоре и отходах»
1 ведущий: Сейчас каждая команда получит по три табличкиуказателя с цифрами 1,2,3.
На каждый задаваемый вопрос я буду давать три варианта ответа. По сигналу ведущего
капитан команды будет поднимать табличку с номером ответа. На обдумывание дается 10
секунд.
Вопросы:
1. Что составляет большую часть мусора, который загрязняет Землю?
а) Стекло;
б) пластмасса;*
в) металл.
2. Жители какого города производят наибольшее количество бытовых отходов?
а) НьюЙорка;*
б) Берлина;
в) Минска.
3. Назовите самую процветающую отрасль промышленности во Франции.
а) Производство бытовой техники;
б) автомобилестроение;
в) переработка мусора*.
4. Что нужно сделать перед утилизацией отходов?
а) Собрать в одном месте;
б) рассортировать;*
в) перемолоть.
5. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
а) сжечь при специальных условиях;*
б) компостировать;
в) переплавить.
6. О чем необходимо в первую очередь думать, выбирая место свалки?
а) Об ограждении места свалки;
б) об укомплектование соответствующей техникой;
в) о защите поверхности земли и грунтовых вод*. 7. Что влечет за собой появление незаконных свалок?
а) Изменение климатических условий (температура, влажность)*;
б) разрушение почвы;
в) гибель животных.
8.Что является основой для разработки санитарных норм?
а) Присутствие тяжелых металлов в воздухе;
б) предельно допустимая концентрация вещества;*
в) государственный стандарт качества.
9. На какие регионы и территории оказывают влияние вредные выбросы?
а) Только на те, где загрязнение возникло;
б) на прилегающие территории;
в) даже на удаленные от места загрязнения территории*.
10.Наиболее опасным для человека является наличие в воде:
а) пестицидов;*
б) бытового мусора;
в) минеральных удобрений.
11. Какая страна является самой загрязненной в Европе?
а) Россия;
б) Великобритания;*
в) Италия.
12. На какую отрасль приходится большая часть общего количества отходов в странах
ЕЭС?
а) легкая промышленность;
б) тяжелая промышленность;
в) сельское хозяйство*.
13. Какой вид радиоактивных отходов целенаправленно рассеивается в окружающей
среде?
А) твердые вещества;
Б) газы;*
В) жидкости.
14. Какой метод борьбы с увеличивающимся количеством отходов является наиболее
эффективным?
а) принятие правовых актов, регулирующих процесс;
б) захоронение;
в) вторичное использование отходов (рециркуляция)*.
15. Как называется поступление вредных веществ в среду обитания, которое приводит к
сбоям в функционировании экологических систем?
а) Экологический кризис;
б) загрязнение;*
в) интродукция.
16. Какая отрасль промышленности лидирует по суммарному объему выбросов вредных
веществ в атмосферу?
а) нефтегазоперерабатывающая отрасль;
б) автотранспорт;*
в) машиностроение.
17. Какой путь решения энергетической проблемы является оптимальным?
а) Экономия энергии;*
б) использование энергии солнечных батарей;
в) развитие ветровой энергетики.
18. Что такое гарбология? а) Наука о путешествиях;
б) мусороведение;*
в) наука, которая изучает климат.
19. Какое время пролежит выброшенный в лесу предмет из пластмассы?
а) 5 лет;
б) 55 лет;
в) более 100 лет.*
20. За какое время выброшенная бумага будет уничтожена микробами?
а) 12 года;*
б) 35 лет;
в) более 10 лет.
8.Конкурс "По страницам Красной книги"
1 тур. "Встреча с Красной книгой"
1. Когда вышел первый том Красной книги Земли? (19631965 г.)
2. Из скольких томов состоит Красная книга? (Пять томов: "Млекопитающие", "Птицы",
"Земноводные и пресмыкающиеся", "Рыбы", "Высшие растения").
3. Когда вышло первое издание Красной книги в СССР? (1978 г.)
4. Что делается для того, чтобы сохранить редкие и исчезающие виды животных?
(Организуются заповедники, заказники; животных подкармливают, охраняют от хищников
и болезней; при очень низкой численности животных разводят в неволе, а затем выпускают
в подходящие для них условия.)
5. Какие растения и животные заносятся в Красную книгу?
(Виды растений и животных, которым угрожает исчезновение с лица Земли.)
2 тур. "Они исчезли навсегда"
1. Эта птица не летала, а гнезда сооружала на земле. Ее называли "глупой" за то, что не
могла убежать от человека. Селилась она на островах Индийского океана неподалеку от
Мадагаскара. Последняя птица погибла в 1681 году. (Дронт)
2. Этот красивый и мощный зверь был истреблен к 1627 году. Он населял Европу, Малую
Азию, Северную Африку. (Тур)
3. Их погубило вкусное мясо. Последняя птица погибла в зоопарке города Цинциннати в
США в 1914 году. (Странствующий голубь).
4. Огромные стада этих животных некогда паслись на равнинах Южной Африки. Их
истребили буры, голландские переселенцы. Кожа шла на изготовление бурдюков для зерна,
мясо в пищу.
(Зебраквагга).
И последний конкурс нашей игры –викторины.
9. Викторина о лесе.
1) Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза.)
2) Из какого дерева делают пианино? (Ель.)
3) Какие дрова самые жаркие? (Березовые, дубовые.)
4) Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)
5) Какая ягода заменяет лимон? (Клюква.)
6) Плоды каких кустарников очень богаты витамином С? (Черной смородины, шиповника.)
7) Какая птица умело подражает голосами многих птиц? (Скворец.)
8) У какой птицы самый длинный язык? (У дятла 15 см.)
9) Какая охота разрешается в любое время года? (Фотоохота.)
10) Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек.)
2. Загадки. 1) Среди деревьев кузнецы куют. (Дятлы.)
2) Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока.)
3) Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот. (Сова.)
4) Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Соловей.)
5) Зимой на ветке яблоки, скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это ... (Снегири.)
(после каждого конкурса дети получают жетоны).
Подведение итогов.
Давайте сохраним
Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю, лететь в одном полёте.
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке и клюкву на болоте.
О, как природ мать терпима и добра!
Но чтоб её лихая участь не постигла,
Давайте сохраним на стрежнях осетра,
Касатку в небесах, в таёжных дебрях тигра.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайтека мы все навек объединимся,
Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
Молодцы ребята. Вы все хорошо знаете природу своего края. И каждый из вас сделал для
себя соответствующий вывод. И я думаю , что вы приложите все усилия, чтобы сохранить
её для будущих поколений. А теперь подведём итоги нашей викторины. (подсчёт жетонов,
награждение победителей).
Рефлексия.
Воспитатель: Земля у нас только одна. Этот прекрасный корабль имеет все необходимое
для бесконечно долгого путешествия на нем. Но люди должны обращаться с ним бережно.
Механизм жизни прочен необычайно, но не беспредельно. В случае его поломки пересесть
нам будет не на что...
Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить
себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки. С чего начать? С самого простого.
Увидели в лесу или на берегу реки мусор уберите его, закопайте в землю там, где можно,
аккуратно сожгите то, что горит. Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых
деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Берегите птиц, муравьев! Первое, с чего
начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда!
"Знаете ли вы,,,?" /игра -викторина/
"Знаете ли вы,,,?" /игра -викторина/
"Знаете ли вы,,,?" /игра -викторина/
"Знаете ли вы,,,?" /игра -викторина/
"Знаете ли вы,,,?" /игра -викторина/
"Знаете ли вы,,,?" /игра -викторина/
"Знаете ли вы,,,?" /игра -викторина/
"Знаете ли вы,,,?" /игра -викторина/
"Знаете ли вы,,,?" /игра -викторина/
"Знаете ли вы,,,?" /игра -викторина/
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.