Знакомство с декоративно - прикладным искусством Хохлома в подготовительной группе
Оценка 4.8

Знакомство с декоративно - прикладным искусством Хохлома в подготовительной группе

Оценка 4.8
Документация
docx
воспитание
Детсад
06.12.2022
Знакомство с декоративно - прикладным искусством Хохлома в подготовительной группе
занятие по ознакомлению
хохломская роспись.docx

Форма технологической карты

 

Тема: «Знакомство с декоративно - прикладным искусством Хохлома»

Возрастная группа: подготовительная группа

Образовательная область, интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Цель: Обогащение знаний детей о народном декоративном искусстве в процессе художественной деятельности.

Задачи:

         образовательные: закрепление знаний детей о хохломской росписи, её основных элементах (листок, ягодка, травка, осочки, усики, заветки, капельки).

         развивающие: развивать чувство ритма, восприятие цвета, творческого воображения;

         воспитательные: воспитывать эстетическое отношение к предметам бытовой культуры и искусства.

Дополнительные задачи: воспитывать интерес к народному промыслу

Словарная работа:

         обогащение словаря: ярмарка, росписи, мастера;

         активизация словаря: искусница.

Материалы, оборудование (средства): изделия с хохломской росписью: ложки, чашки, полотенца, салфетницы.

Методы и приемы (способы): беседа, художественное слово, дидактическая игра, демонстрация презентации,

Подготовительная (предварительная) работа: рассматривание изделий и альбомов  декоративно-прикладного искусства

Форма организации: в группе, фронтальная

Планируемый результат занятия: обогащённые знания детей о народном декоративном искусстве в процессе художественной деятельности

Этапы, продолжитель

Ность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Ожидаемый результат

1.

 

Организационно-мотивационный этап (вводная часть)

Заинтересовать детей предстоящей деятельностью.

-Ребята, прошу внимания. Послушайте загадку:

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хохломой!

Дети заинтересованы предстоящей деятельностью.

2

Основной этап

 

 

 

 

2.1

Этап постановки проблемы

Подготовить детей к восприятию предстоящей информации, выполнению предстоящих заданий.

-Ребята, как вы думаете, почему я загадала загадку  о хохломской росписи?

Ответы детей

Дети подготовлены к восприятию предстоящей информации, выполнению предстоящих заданий

2.2

Этап восприятия материала

закрепление знаний детей о хохломской росписи, её основных элементах (листок, ягодка, травка)

-Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью. Посмотрите на эти изделия (показ изделий). Нравится она вам?

- Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на

продажу расписную деревянную посуду.

- В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах.

Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовливать

посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее

крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом

простую посуду деревянную и посуда вмиг превратилась в «золотую». С тех

пор стал мужик делать посуду, и все его узорные чашки и ложки были 

похожи  на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков,

рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез…

И стали другие мастера изготовливать «золотую» посуду.

-Как вы думаете,

трудно ли изготовить такую посуду?

- Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски – заготовки из дерева. Затем мастер встаёт за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придаёт заготовке нужную форму. Так получается

основа – «бельё» (неокрашенные изделия) – резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

 После сушки бельё грунтуют жидкой очищенной глиной – вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие сушат несколько часов и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы. Мастер окунает в миску с

олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей шерсти, а затем быстро втирают в поверхность изделия,

поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность её росписи. В течение дня изделие покроют олифой несколько раз.

 Следующий этап – лужение, то есть втирание в поверхность изделия

алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном. После

лужения предметы приобретают красивый бело – зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи – красный и

чёрный, желтый, но для оживления узора допускаются и другие – коричневый,

светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

Расписанные изделия несколько раз покрывают специальным лаком.

 

Конечно, изготовить ее не просто.

 

-Какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается

зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете почему

хохлому называют «золотой».

Хохломские изделия известны на весь мир, а не только у нас в стране.

- Основные элементы хохломской росписи

Есть несколько "фирменных" элементов, присутствие которых

обязательно в хохломском узоре. Из этих элементов и

складываются более сложные фигуры.

-"Осочки" (рисуются легким движением кончика кисти сверху

вниз)

-"Травинки" (мазки с небольшим плавным утолщением)

-"Капельки" (кисть с краской прикладывается к поверхности

изделия)

-"Усики" (непрерывная линия одинаковой толщины, закрученная

в спираль)

-"Завитки" (то же, что и "усики", но с легким нажимомутолщением в середине элемента)

-"Кустик" (комбинация симметрично расположенных "осочек",

"травинок", "капелек", "усиков" и "завитков")

-"Ягодки" (декоративные ягодки брусники, смородины, рябины,

клубники или крыжовника; рисуются печаткой-тычком или кистью,

а после подсыхания "разживляются" желтым цветом.(на слайде)

Физкультминутка «Самолёты» :

Самолёты загудели,

 

 

Самолёты полетели,

 

 

 

На полянку тихо сели,

 

Да и снова полетели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Изделия нравятся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Такую посуду трудно изготавливать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Художник использует красный, золотой, желтый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками.

- Руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо.

- Присесть, руки к коленям.

-Встать

Закрепили знания о хохломской росписи, ее основных элементах

2.3

Этап практического решения проблемы

развивать чувство ритма, цветного восприятия, творческого воображения;

Дидактическая игра: «Укрась посуду»

Обучающая задача: Уточнить и закрепить представления об основных элементах росписи.

Игровая задача: найти хохломские узоры и украсить ими посуду.

Правила игры: аккуратно обращаться с материалом, советоваться со сверстниками.

Ход:

Каждой команде дается набор с шаблоном посуды и несколькими видами разной росписи.

-Ребята, вам нужно украсить посуду, но чтобы это сделать, нужно правильно выбрать вид росписи, который мы с вами сегодня рассмотрели.

-У каждого стола будет свой набор, можете советоваться со сверстниками.

-Все ребята правильно нашли вид росписи.

Дети выполняют работу

Развили чувство ритма, цветного восприятия, творческого воображения

3.

Заключитель

ный этап

воспитывать эстетическое отношение к предметам бытовой культуры и искусства

 

-Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили?

-Скажите, что нового вы сегодня узнали?

 

 

 

-Какие элементы хохломы использовали при росписи?

 

 

-Ребята, вам нравятся, как украшена посуда?

-Спасибо вам за занятие, можете идти играть.

-Сегодня мы говорили о хохломской росписи.

-Мы узнали, какие цвета художники используют: красные, желтые, черные, зеленые, золотой.

-Используют завитки, осочки, травинки, ягодки, капельки, усики, кустик.

-ответ детей

Воспитали эстетическое отношение к предметам бытовой культуры и искусства

 


 

Форма технологической карты

Форма технологической карты

Планируемый результат занятия: обогащённые знания детей о народном декоративном искусстве в процессе художественной деятельности №

Планируемый результат занятия: обогащённые знания детей о народном декоративном искусстве в процессе художественной деятельности №

Ребята, как вы думаете, почему я загадала загадку о хохломской росписи?Ответы детей

Ребята, как вы думаете, почему я загадала загадку о хохломской росписи?Ответы детей

Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат

Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат

Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей шерсти , а затем быстро втирают в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа…

Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей шерсти , а затем быстро втирают в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа…

Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию

Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию

Травинки" (мазки с небольшим плавным утолщением) -"Капельки" (кисть с краской прикладывается к поверхности изделия) -"Усики" (непрерывная линия одинаковой толщины, закрученная в спираль) -"Завитки" (то же,…

Травинки" (мазки с небольшим плавным утолщением) -"Капельки" (кисть с краской прикладывается к поверхности изделия) -"Усики" (непрерывная линия одинаковой толщины, закрученная в спираль) -"Завитки" (то же,…

На полянку тихо сели, Да и снова полетели

На полянку тихо сели, Да и снова полетели

Дети выполняют работу

Дети выполняют работу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2022