Знакомство с народным костюмом
Оценка 4.6

Знакомство с народным костюмом

Оценка 4.6
Документация
docx
МХК
Детсад
20.02.2022
Знакомство с народным костюмом
познакомить детей с народным костюмом, с элементами народного костюма как мужского так и женского, учить отличать эти элиметы, отгадыватьь загадки, обогащать словарный запас детей.
конспект закомство с костюмом.docx

 

 

 

 

Совместная деятельность воспитателя с детьми,

части  программы, формируемой  участниками  образовательных  отношений

Тема  «Знакомство с русским народным костюмом»

 

 

 

 

 

 

 

Разработала

Воспитатель 2 младшей группы

Галиничева В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тверь   2022г.

 

 

 

 

Конспект занятия во второй младшей группе

Тема "Знакомство с русским народным костюмом"

Галиничева Вера Владимировна,

воспитатель 2 младшей группы

 

Образовательная область: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Цель: развитие интереса к русской национальной культуре

Программное содержание:

 

1. Обучающие задачи: Познакомить детей  с элементами русского национального костюма: женского и мужского

 

2. Развивающие задачи: Развивать умение внимательно слушать и запоминать новую информацию. Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками. 

 

3. Речевые задачи: развитие и обогащение речи: сарафан, рубаха, порты, лапти, кокошник, передник

 

4. Воспитательные задачи: воспитывать у детей у детей интерес к народному костюму. 

 

 

 

Предварительная работа (в разных видах детской деятельности):

Игровая мотивация (организационный момент)_1_минуты____

1часть ______2_минут_____________

2 часть ______10_минут___________

3 часть________2__минуты__________

Итог занятия ___15__минут__________

Общее время:

Резервное время (1-3 минуты)

Контроль за усвоением детьми программного содержания:

1 часть: Словесный метод: рассказ воспитателя, вопрос, беседа; Игровой метод: Обыгрывание ситуации

2 часть: Словесный метод: Словесный метод: рассказ воспитателя, вопросы-загадки, вопросы к детям, вопрос, беседа; Игровой прием: подвижная игра; Наглядный метод: Показ предмета (вышитой рубахи)

3 часть: Словесный метод: синтезирующая беседа

Организация детей (в каждой части занятия):

1 часть: Дети стоят перед воспитателем

2 часть: Дети стоят перед воспитателем, возле с магнитной доской

3 часть: Дети стоят перед воспитателем

 

Оборудование:  магнитная доска

Демонстрационный материал: Иллюстрации персонажей сказок в народных костюмах (заяц, волк, медведь, лиса), народная рубаха с вышивкой.

 

Содержание (ход занятия)

Методы и приемы

Игровая мотивация

Ребята к нам сегодня пришли гости - это кукла Машенька  и ее братец Иванушка.

Куклы кланятся: "Здравствуйте, люди добрые! Красны девицы и добрые молодцы!"

Дети: Здравствуйте.

1 часть

Воспитатель: Здравствуйте, Машенька  и  Ванечка. Как вы интересно поздоровались с ребятами. С давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами. Здравствуйте – значит, доброго здоровья, здорово ли живешь. Давайте и мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину.

Девочки с поклоном: Здравствуйте, добрые молодцы!

Мальчики с поклоном: Здравствуйте, красны девицы! (Ребята кланяются друг другу)

В: Дети, а вы знаете, что значит, добрые молодцы и красны девицы? (ответы детей)

В. Потому, что на Руси в стародавние времена считали, что парень должен быть крепкий, здоровый, бодрый. А «красны девицы, потому, что слово «красная» означало «красивая». Если «красна девица», значит – красивая девушка. Что же делает девушек красивыми? Красивая одежда!

2 часть

В: Посмотрите, как одеты Машенька и Ванечка. (Ребята рассматривают одежду кукол)

Машенька одета в сарафан, под сарафаном белая рубаха, на голове кокошник с ленточкой. Ванечка одет в рубаху, она подпоясана  поясом – кушаком,  штаны, лапти. У Вани  – мужской русский национальный костюм, а у Машеньки  – женский. Правда, красивые костюмы? (ответы детей)

Машенька: Ребята, а мы пришли с подарками, принесли вам загадки. Вы любите загадки? (ответы детей) Я буду загадывать вам загадки, а вы слушайте и отгадывайте.

Загадки

 1. Летом ходит без дороги,

Возле сосен и берез.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос (медведь)

(На доску прикрепляется картинка с изображением медведя)

2. Он лесу ночами рыщет,

Пропитанье себе ищет.

Страшно слышать пасти щелк.

Кто в лесу зубастый? (волк)

(прикрепляется картинка с изображением волка)

3. Всех боится он в лесу,

Волка, филина, лису.

Бегает от них спасаясь,

С длинными ушами… (заяц)

(прикрепляется картинка с изображением зайца)

4. Эта рыжая плутовка,

Кур ворует очень ловко.

Волку серому сестричка,

А зовут ее… (лисичка)

(прикрепляется картинка с изображением лисы)

В. Молодцы, ребята, все загадки отгадали правильно. Посмотрите, внимательно, на животных во что они одеты? (ответы детей)

В. Правильно, они одеты в русские национальные костюмы. Давайте же узнаем, из каких элементов состоит народный костюм!

В:Во что одет медведь? (рубаха с косым воротом – косоворотка, штаны, лапти)

В. Во что одет волк? (рубаха косоворотка, штаны, кушак)

В: Во что одет заяц? (рубаха, штаны, пояс-кушак)

В. А во что одета лиса? (сарафан, рубаха, пояс, кокошник)

В. У медведя, волка и зайца – мужской русский национальный костюм. Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела разрез посередине или сбоку. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали кушаком или пояском. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – порты. На ноги  одевали лапти.

А у лисы – женский костюм, Основными элементами русского женского костюма были: рубаха, сарафан, передник, лапти. Рубаха – главная часть русского народного костюма. Эта длинная, ниже колен, одежда. Рубаху красиво украшали вышивкой. Поверх рубахи надевали сарафан и передник. На голову платок или кокошник. Самой распространенной обувью были плетеные лапти.

Ваня: А еще мы с Машей очень любим поиграть, а вы любите играть. Добры молодцы, красны девицы. Удалой народ!

Не желаете ль развеяться? Карусель вас ждет.

Дети держаться за ленты на обруче, бегут по кругу, приговаривая:

Еле-еле, еле-еле раскрутили карусели,

А потом, потом, потом,

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра. (игр повторяется 2-3 раза)

Воспитатель: Ребята скажите, в чем сходство и различие женского и мужского костюмов. (одинаковый элемент – рубаха)

В. Да, ребята, одинаковым элементом русского костюма была рубаха.

В: Давай рассмотрим ее внимательно. (детям предлагается рассмотреть рубашку)

По вороту, рукавам, подолу русские мастерицы украшали ее вышивкой, тесьмой. Это не просто крестики, ромбики, волны и кружочки. В старину они многое обозначали. Извилистая линия – это вода, круг – солнышко, квадрат или ромб – земля, а крест берег людей от злых сил. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил. Такой узор, ребята, называется оберег, заклинание в виде знаков.

3 часть. Подведение итогов.

Воспитатель: Какие элементы русского народного костюма мы узнали?  Вспомните, во что была одета  Лиса? А Заяц? Ребята, круг – символ чего? А волна?

А теперь пора прощаться с нашими гостями. До свидания, люди добрые, добрые молодцы и красные девицы! (Куклы кланяются, воспитатель предлагает также поклониться Машеньке и Ванечке)

 

 

Игровой метод: появление в группе кукол в национальной одежде

 

 

 

Словесный метод: рассказ воспитателя

 

 

Игровой метод: Обыгрывание ситуации

 

 

Словесный метод: вопрос, рассказ воспитателя,  беседа

 

 

 

Словесный метод: рассказ воспитателя

 

 

 

 

 

Словесный метод: Вопросы-загадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный метод: вопросы к детям

 

 

 

 

 

 

 

Словесный метод: рассказ воспитателя

 

 

Словесный метод: вопросы к детям

 

 

 

 

Игровой прием: подвижная игра

 

 

 

 

 

 

 

Словесный метод: вопрос, беседа

 

 

 

Наглядный метод: Показ предмета (вышитой рубахи)

 

 

 

 

 

 

Синтезирующая беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://urok.1sept.ru/articles/503039/pril2.jpghttps://189131.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/200127/content/3a251891-b06b-418d-8332-4da2b2c9716a.jpg

 

 

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0de1/00062860-56e309e2/hello_html_5b58e599.jpg   


 

https://cs2.livemaster.ru/storage/4b/f5/f8c4df55f62827e249a750a57536--odezhda-russkaya-narodnaya-rubaha.jpg


 

Совместная деятельность воспитателя с детьми, части программы, формируемой участниками образовательных отношений

Совместная деятельность воспитателя с детьми, части программы, формируемой участниками образовательных отношений

Конспект занятия во второй младшей группе

Конспект занятия во второй младшей группе

Содержание (ход занятия)

Содержание (ход занятия)

Летом ходит без дороги, Возле сосен и берез

Летом ходит без дороги, Возле сосен и берез

В. А во что одета лиса? (сарафан, рубаха, пояс, кокошник)

В. А во что одета лиса? (сарафан, рубаха, пояс, кокошник)

Игровая мотивация Ребята к нам сегодня пришли гости - это кукла

Игровая мотивация Ребята к нам сегодня пришли гости - это кукла

Приложения

Приложения

Знакомство с народным костюмом

Знакомство с народным костюмом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2022