Проектная деятельность на уроках окружающего мира.
Цель занятия: познакомить ребят с этапами работы над проектом.
3 класс
Тема «Разнообразие веществ»
Этапы занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент |
- Ребята, сегодня мы будем учиться создавать проект. Проект- это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение заранее запланированного результата. Проект состоит из 5-П: Проблема, планирование, поиск информации, продукт, презентация. (презентация) |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Постановка проблемы. |
На доске картинка: -Что вы видите на картинке, опишите проблему. - Почему мальчик заплакал? - Почему нельзя пить уксус? - А мальчик об этом знал?
- Ребята, химический состав любых кислот опасен для организма человека. Четко сформулируйте проблему.
-Кроме уксусной кислоты у нас дома на кухне есть еще несколько веществ, которые нужно использовать с осторожностью, дозированно. О каких веществах я рассуждаю, отгадайте ребусы:
- Это я вам привожу примеры только пищевых веществ, а есть еще и бытовые: хлор, стиральные порошки и т.д.
- Такая ситуация может случиться в нашей жизни? |
-Мы видим плачущего ребенка.
-Судя по надписи, он выпил уксус, ему теперь больно - Это кислота, она сжигает слизистую ротовой полости и желудка. - Он не знал, он маленький. Проблема: Мальчик не знал, что уксусную кислоту нельзя даже пробовать на вкус и навредил себе, так как химические свойства кислоты опасны для здоровья человека.
- соль -сахар -крахмал -яблочный уксус -лимонная кислота
- Может, мы тоже не знаем свойства этих веществ, его свойств и чем они опасны. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Актуальность проблемы |
- Для каждого вещества существует максимальная доза, превышение которой может нанести вред здоровью человека. современная пища невозможна без веществ, которые улучшают внешний вид, вкус, цвет, запах и многие другие свойства продуктов, т.е. без пищевых добавок (как природного, так и искусственного происхождения). Даже те пищевые добавки, которые производятся из натурального сырья, все же проходят глубокую химическую обработку. А поэтому последствия их потребления могут быть неоднозначными.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Составление гипотезы |
- Сформулируем гипотезу- предположение с помощью следующих слов. Гипотеза у нас будет начинаться со слов «Если мы…., то мы ….» (Задание на интерактивной доске, выполненное в приложении Lerning Aps»
Посмотрите на готовую гипотезу, найдите ошибку в формулировке. «Если мы сможем избежать опасностей, то мы будем знать о свойствах веществ»
- Спасибо, это наше предположение. В конце занятия мы должны будем опровергнуть или доказать эту гипотезу. |
_Гипотеза сформулирована наоборот. - Предположим, что «Если мы будем знать о свойствах веществ, то мы сможем избежать многих опасностей.» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Формули-ровка цели проекта. |
-Исходя из нашего предположения, что нам нужно сделать?
- Сформулируйте цель с помощью разбросанных слов на доске (Lerning Aps) правил, Изучение, и, безопасного, различных, применения, веществ, их |
-Узнать о свойствах веществ и как избежать опасность при их использовании
Цель: изучение различных веществ и правил их безопасного применения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6-7. Постановка задач + планирование исследования.
|
-Главная цель поставлена, давайте составим план работы из задач, которые мы будем последовательно решать. Работа в парах! ----Вспомните правила работы в парах(памятка на стене) -Задачи- это шаги по достижению цели. Чтобы сформулировать задачи, задайте себе вопрос «Что нужно сделать, чтобы достичь цели» -Прочитайте, пожалуйста, записи на ваших карточках №1 - Ребята, прием «Вставьте словечко». Наши задачи сегодня формулируются с помощью слов: узнаем, научимся, разработаем |
Карточка №1 Задачи проекта: ___________какие бывают вещества. __________какими свойствами они обладают. _________как используются человеком. _________описывать вещества по плану. _________исследовать их с помощью метода наблюдения. __________ информационный плакат «Польза и вред»
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
- Озвучьте план нашего исследования.
|
Ребята вписывают нужные слова и озвучивают план работы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.Работа с информацией (в учебнике) |
УЗНАЕМ! Всю информацию, поработав с текстом в учебнике. Откройте учебник на с.15. Перед вами карточка №2 с таблицей веществ. Внимательно читаем текст и заполняем таблицу. Работа в группах! Вспомните правила работы в группе (памятка на стене) |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Готовый вариант
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
- Ребята, какие 3 задачи мы уже с вами выполнили, зафиксируем (отметим галочкой выполнение) - Дополнительно могу сообщить, что соль и сахар используются еще и в косметологии, например, для создания скрабов или отдушек. А соль еще используют в медицине, она прекрасно снимает зуд. Крахмалом можно накрахмалить салфетки, элементы одежды (воротнички), а кислота для маринования овощей и придания острого вкуса. |
1) Мы узнали какие бывают веществ – это сахар, соль, кислоты, крахмал. + 2) Мы узнали какими свойствами они обладают.+ 3) И как используется человеком.+
Пополняют таблицу 4 пункт.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Практическая работа. |
- Вы хорошо изучили эти вещества теоретически, а сможете ли вы их узнать, различить, когда увидите? - Попробуйте! Перед вами 3 чашки, определите не вставая с мест, где соль, сахар и крахмал. - А если поближе? - Проверка. Можно рассмотреть по группам, потрогать на ощупь, изучить на предмет запаха. - А теперь, кто сможет с завязанными глазами различить их? Вывод?
- Как узнать наличие крахмала в продуктах? -Верно, йод –это индиктор, он показывает есть крахмал или нет. Проведем эксперимент. Перед вами 3 тарелочки, на них лежит яблоко, рисовая каша, картофель сырой, ю=белый хлеб. Выясните, есть ли в них крахмал с помощью раствора йода. Помним о ТБ. -Вывод?
-Какую задачу мы выполнили? |
-Да
-Трудно издалека, так как они одинаковы по цвету.
- Можно.
Вывод: Эти вещества при невнимательном осмотре можно перепутать, нужно быть внимательными. При внимательном осмотре разница видна и наощупь она чувствуется.
-Нам поможет настойка йода. Проводят исследование., замечают, что хлеб, рис и картофель моментально окрашиваются в фиолетовый цвет, а яблоко- нет
- В картофеле, рисовой каше и в хлебе есть крахмал, а в яблоке нет.
-Научились исследовать вещества с помощью метода наблюдения.+ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Создание продукта проекта. Групповая работа по 6 учеников ( 5 команд)
|
-Кто –нибудь помнит с какой целью мы так подробно изучаем вещества?
-Какую задачу нам осталось решить?
-Узнайте о пользе и вреде этих веществ в группах, используя вырезки из научных статей, таблиц и картинок, которые я вам приготовила. Используя данную информацию (картинки, статьи, вырезки) создайте информационный плакат, прочитав, который дети нашей школы могли понять, какую пользу приносят нам сахар, соль, крахмал, уксус. И при неправильном использовании, какой они могут нанести вред здоровью человека, если не знать особенностей этих веществ.
- Каждая команда выбирает себе вещество с помощью жеребьевки. - Обратите внимание на шаблоны, здесь есть 2 варианта оформления.
- Приступаем, на создание продукта у вас 7 минут. Включаю семиминутный музыкальный трек.
|
- Чтобы безопасно их использовать.
-Разработать продукт проекта - плакат «Польза и вред»
У ребят на круглых столах: ножницы, клей, бумага, информация. Шаблоны «Как можно расположить информацию» 1 вариант: Таблица. Можно оформить в виде таблицы, где 2 колонки «Вред» и «Польза». 2 вариант: Кластер: посередине слово –вещество, а от него в левую сторону отходят ветви -+ этих веществ, польза от них. А правую сторону минусы – вред. Такое оформление четко показывает на +-.
3 вариант (приветствуется): Свой. Ваша собственная разработка, если вы придумаете свой собственный способ расположения материала - это будет дополнительный плюс к вашей работе.
Перед ребятами в блюдечке вещество (соль, сахар, карахмал или уксус (записка) и сюрприз- сода. прикрытые салфеткой. Дети выбирают.
-Выбирают дизайн своего плаката, изучают материал, располагают, оформляют.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Презентация своего продукта. |
- Приглашаю к доске для презентации своего продукта 1 команду, 2,3 и т.д
|
-Ребята по очереди выходят группами и рассказывают о вреде и пользе своего вещества, о том, как создавали свой продукт, делятся впечатлениями. Пример выступления 1 группы:-Всемирная Организация Здравоохранения настаивает, что идеально употреблять не более 6 грамм поваренной соли в сутки. Но мы ежедневно потребляем 10–15 грамм соли, а то и больше. Судите сами: кетчуп, майонез, салями, солёные огурчики, чипсы…. А ведь злоупотребление солёными продуктами верный путь ко многим проблемам со здоровьем. Альтернативой соли могут служить – лимонный сок, чеснок или перец. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. Рефлексия Перспективы проекта. |
Вернемся к началу урока. Прочтите гипотезу. - применим наши знания в жизни, каких опасностей вы избежите?
- Подтверждаем гипотезу или опровергаем?
- Проверьте, двигаясь к цели мы все задачи выполнили? На доске отмечаю галочками выполнение, а вы в листках рефлексии. - Какая цель у нас была?
-Мы ее достигли?
- Что бы вы могли посоветовать мальчику, который нечаянно выпил уксус и обжегся.
-Теперь зная это точно, вы можете уберечь не только себя от несчастий, но и других.
-Ребята, если цель проекта достигнута, то можно сказать, что проект выполнен, хотя его можно еще продолжать. (Перспектива проекта)
-Проверьте все ли 5-П мы выполнили?
- Если кому-то интересно, можно сделать свой индивидуальный проект. У меня есть очень интересная книга с опытами и экспериментами, могу дать почитать. |
Если мы будем знать о свойствах веществ, то мы сможем избежать множества опасностей. -Многих болезней, пищевых отравлений, ожогов
- Гипотеза подтвердилась, теперь мы знаем, чем опасны каждые вещества у нас на кухне Отмечают выполнение.
-Цель: изучение различных веществ и правил их безопасного применения - Достигли
- Не нужно пить незнакомые жидкости, нужно сначала проверить, убедиться, что это вода, а не что –то другое.
- Можно еще много веществ изучить. Сода, лимонная кислота, химические соединения и т.д.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. Профориентационный момент |
Ребята, работу какой профессии мы частично освоили сегодня? Верно, наука, изучающая вещества – это химия. Это очень интересная наука. |
-Химики Рассматривают книгу «Нескучная химия» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. Итог занятия. Воспитательный момент |
Conners- углы ребята , выберите, пожалуйста, из предложенных пословиц наиболее подходящую к теме нашего занятия, по вашему мнению. Разойдитесь по углам, найдите себе партнера и расскажите друг другу почему вы так считаете.
По углам развешаны пословицы:
1 угол «Не зная броду, не лезь в воду» 2 угол «Предупрежден, значит вооружен» 3 угол «Внешность обманчива 4 угол «Осторожность – мать безопасности» 5 угол «Ученье везде найдет примененье» Начинает ученик с более светлым цветом волос. - А теперь поделитесь со всеми ребятами своими мыслями. -Спасибо за интересное занятие! Если остались вопросы, возьмите стикеры и напишите свой вопрос, приклейке на парковке, я на них отвечу обязательно. |
Расходятся по углам и объясняют своим партнерам, почему выбрали данную пословицу к уроку. Пример рассуждений: -Я выбрал пословицу «Внешность обманчива», потому что сегодня мы на уроке говорили о том, что по невнимательности можно перепутать некоторые вещества, так как они похожи (соль и сахар, вода и уксус, крахмал и сода и т.д). Иногда можно нанести вред своему здоровью.
На доске есть специальное место для вопросов к учителю «Парковка». Ребята записывают вопросы и приклеивают на это место. |
Вещество |
Соль |
Сахар |
Крахмал |
Кислота |
Вид |
|
|
|
|
Свойства |
|
|
|
|
Где находится? |
|
|
|
|
Для чего используют? |
|
|
|
|
Вещество |
Соль |
Сахар |
Крахмал |
Кислота |
Вид |
|
|
|
|
Свойства |
|
|
|
|
Где находится? |
|
|
|
|
Для чего используют? |
|
|
|
|
Вещество |
Соль |
Сахар |
Крахмал |
Кислота |
Вид |
|
|
|
|
Свойства |
|
|
|
|
Где находится? |
|
|
|
|
Для чего используют? |
|
|
|
|
Задачи проекта:
_____________________какие бывают вещества.
_____________какими свойствами они обладают.
_________________как используются человеком.
________________описывать вещества по плану.
____________исследовать их с помощью метода наблюдения.
__________ _информационный плакат «Польза и вред»
Задачи проекта:
_____________________какие бывают вещества.
_____________какими свойствами они обладают.
_________________как используются человеком.
________________описывать вещества по плану.
____________исследовать их с помощью метода наблюдения.
__________ _информационный плакат «Польза и вред»
«Не зная броду, не суйся в воду»
«Предупрежден, значит вооружен»
«Внешность обманчива
«Осторожность – мать безопасности»
«Ученье везде найдет примененье»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.