Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей А. Жигулин « О. Родина! В неярком блеске»
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей А. Жигулин « О. Родина! В неярком блеске»

Оценка 5 (более 1000 оценок)
doc
21.02.2020
Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей А. Жигулин « О. Родина! В неярком блеске»
литература 15.01.20 -.doc

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Литературное чтение, 4 «Г» класс

УМК

«Школа России»

Дата

15.01.20

Учитель

Науменко Наталья Николаевна

Тема урока

Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей

А. Жигулин « О. Родина! В неярком блеске»

Цель урока

познакомить с жизнью и творчеством А.В. Жигулина; обучать выразительному чтению стихотворений; воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину; развивать память, речь, мышление.

Задачи урока

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Продолжать анализировать поступки героев по аналогии с анализом учителя или по контрасту

 Развивать умение работы с текстом художественного характера.

 

 

Воспитывать умение работать в малой группе, парами, индивидуально.

Планируемые результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Познакомятся с произведением

 А. Жигулина « О. Родина! В неярком блеске» ,  умения читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение;

РУУД - умения эмоционально откликаться на произведение ли­тературы и живописи, ПУУД - умения ана­лизировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины, КУУД - осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление полномочий в группе при планировании проек­та о Родине

- умение оперировать понятиями «лирические произведения в стихотворной форме», «картины родного края».

 

 

Основные понятия, изучаемые на уроке

Стихотворение, рифма, строфа, четверостишие

Оборудование урока:

- рабочая тетрадь,- учебник 4 класс,

- компьютер учителя

ИОС урока

Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение

Вид используемых на уроке средств ИКТ

 

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

 

-

презентация

-

Организационная структура урока

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оргмомент

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнем

Урок чтения начнем.

Приветствие учителя. Подготовка к уроку

Мотивация к учебной деятельности

Эпиграфом к уроку я взяла слова К. Ушинского:

 

“Наше Отечество, наша Родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию

потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши”

 

- Как вы понимаете слово Родина?

 

Включение в учебную деятельность

 

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

 

 

 

 

 

Проверка дом. задания

-Над каким произведением работали на прошлом уроке?

 

-Назовите главных героев сказки.

 

-Какова главная мысль сказа?

 

 

-Что было задано на дом?

 

Самоопределение к деятельности

 

Составьте из данных частей предложений пословицы. Объ­ясните их смысл. (Родина мать, умей за нее постоять. Че­ловек без Родины, что соловей без песни. На чужбине родная землица во сне снится.)

Родина — мать,                                     ...что соловей без песни.

Человек без Родины,                            .. .во сне снится.

На чужбине родная землица                  ...умей за нее постоять.

 

Родина

Если скажут слово родина,               

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверное, вспомнится

Свой родной московский двор.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина.,.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

3. Александрова

Ответы на вопросы по изученному ранее материалу

Выполнение освоенных ранее учебных действий.

Самостоятельное выполнение задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке (пробное действие).

 

Постановка учебной задачи

 

Закрепить….

Научиться….

Узнать…….

IV.Физминутка.

Упражнение для пальчиков.
Большой пальчик мы потрём,
Указательный пожмём,
Средний с вами мы погладим,
Безымянный пощипаем,
А мизинчик разотрём.
Кистью дружно мы встряхнём
И писать сейчас начнём!

 

Выявление места и причины затруднения в индивидуальном выполнении пробного учебного действия

Формулирование цели и (или уточнение) темы урока

Освоение нового учебного материала

 

1.                    Знакомство с автором

XXVII.                        1 января в 1930 году в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту и его младшему брату пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Об этих месяцах поэт позже написал в автобиографии: “Я не просто видел войну. Я её пережил. Моё сердце болело живой болью. Я видел врагов не в кино, а живыми. Они стреляли в меня. Это тоже опыт, тоже судьба...Во время этих скитаний во мне окрепла зародившаяся ещё в детстве любовь к земле, к природе, к деревне»

XXVIII.                        В 1949г. стихи молодого поэта появились в воронежских газетах. Но вскоре после этого он был осуждён по ложному обвинению как “враг народа”. И с 1949 по 1954 годы находился в заключении в Сибири - строил железную дорогу, работал на золотых и урановых рудниках. В 1954 Жигулин был освобожден по амнистии, а в 1956 полностью реабилитирован. В 1960 он закончил Воронежский лесотехнический институт. В 1959 вышла первая, тоненькая книжка стихов Жигулина “Огни моего города”, затем сборник “Костер-человек” (1961), а в 1963 увидела свет первая московская книга стихов “Рельсы”. В этом же году Жигулин поступил на Высшие литературные курсы и переселился в Москву став профессиональным литератором.

XXIX.                        Образ России - один из главных в поэзии А.В. Жигулина. Он помогал сохранить в сознании современников традиционный облик святой Руси и выразил чувства горечи, вызванное утратой многих духовных ценностей.

XXX.                        В начале 90-х гг. А.В. Жигулин создал цикл из 12 стихотворений “Тревожное время России. Стихи цикла объединяет пронизывающая боль и скорбь поэта – он рисовал картину разрушения родины.

XXXI.                        Умер А.В. Жигулин в Москве 6 августа 2000 года.

2.                    Работа над содержанием стихотворения А.В. Жигулина “О, Родина!..

XXXII.                        Первичное чтение стихотворения. 

XXXIII.                        – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артиста Большого театра Диомида Виноградова. 

Первичное закрепление

 

- О чем это стихотворение? (о любви к Родине, о том, что дорого поэту)

 

- Как можно его озаглавить?

 

- Какое чувство при чтении возникло: радость, восторг, сожаление, грусть?

 

4) Словарная работа (работа с толковым словарем)

 

– Объясните значение слов, записанных на доске. Проверьте свои ответы по словарю.

 

Трепетный - взволнованный, выражающий трепет.

 

Просёлок - грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами.

 

Перелесок - небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков.

 

Жнивьё - солома, оставшаяся на корню после жатвы; поле, на котором сжата рожь, пшеница или другие зерновые.

Участие в планировании учебной деятельности, разработке алгоритмов, схем, инструкций, использование которых поможет решить учебную задачу

Закрепление учебного материала

 

 

Анализ произведения

 

- Прочитайте первую строфу. К кому обращается автор? (к Родине)

 

- Как вы об этом догадались?

 

- Что любит автор? Найдите в первой строфе (просёлки, перелески)

 

- Найдите первую строчку. Как понимаете выражение «В неярком блеске»? К чему относится это выражение? Давайте попробуем соединить первую и третью строчку первой строфы. Прочитайте.

 

- Прочитайте вторую строчку. Каким синонимом можно заменить слово взором? (взглядом)

 

- Что автор подразумевает под словом «трепетным»? (волнующим)

 

- Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»? (любить очень сильно).

 

- Сделаем вывод. О чём говорится в первой строфе этого стихотворения? (О любви к Родине).

 

- Читаем второе четверостишие. Можно ли сразу сказать о чём говорится во второй строфе? (в ней говорится о том, что любит автор)

 

- Назовите, что он любит? (Шорох рощи белоствольной)

 

- О какой белоствольной роще идёт речь? (березовой)

 

- О чём говорит слово шорох, что автор хотел показать этим словом? (погода тихая спокойная, листья как будто переговариваются, шепчут друг другу)

 

- Прочитайте вторую строчку. О каком дыме идёт речь? (о тумане)

 

- Что ещё волнует автора? (Ржавый крест над колокольней)

 

- Почему ржавый крест? (Церковь старая, заброшенная)

 

- Прочитайте четвёртую строчку. О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? (о могиле солдата)

 

– Объясните, почему поэту дорога могила? (Это вечная добрая память о людях, защищавших родину от врагов. О них необходимо помнить. Ведь благодаря их мужеству живём мы, и история движется дальше)

 

- Перечислите ещё раз своими словами, что особенно дорого автору.

 

- Почитайте третью строфу. Какие слова вам непонятны?

 

- Как вы понимаете первые две строчки этой строфы?

 

- А почему обиды и прощения пройдут? (потому что он на родине)

 

- Что видит в своей родине поэт? (Утешение и исцеление) Почему? (Утешение – т.е. поэт успокаивается, и исцеление – т.е. душевное излечение)

 

- Прочитайте первое и последнее предложения этого стихотворения.

 

Чем является Родина для автора этого стихотворения?

 

(На доске появляются слова: Родина, исцеление, утешение.)

 

– В каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему? (В тебе одной - и утешенье, //И исцеление моё” Эти строки проникнуты ощущением единства, цельности природы, народной истории и человека).

 

Художественно языковые средства

 

– Как поэту удаётся подчеркнуть, что он любит свою родину без громких слов? (Эпитеты: белоствольные рощи, синий дым, пустой дали, ржавый крест, низкий холмик, неяркий блеск.

 

Сравнение: “обиды и прощенья сгорят, как старое жнивьё”.)

 

– Почему автор использует такое сравнение? (Автору необходимо было показать, как быстро проходят чувства обиды и прощенья)

Выполнение типовых заданий

с проговариванием алгоритма выполнения действий (индивидуально, в паре, в группе).

Самостоятельное выполнение задания (индивидуально) и осуществление самопроверки (сравнение с образцом).

Выполнение заданий на использование новых знаний и умений в системе изученных ранее знаний и умений

 

 

 

Рефлексия учебной деятельности

 

Спасибо за старание

Ведь главное – желание,

А навыки и знание

С годами к вам придут.

Прозвенел звонок с урока –

Поиграть пришла пора.

Что узнали на уроке,

Не забывайте никогда

 

Закончите урок фразой

Я понял…

Я узнал….

Я хочу узнать…

Я похвалил бы себя за…..

 После урока мне захотелось….

– Что понравилось на уроке?

– Какая работа вызвала трудность?

 

Соотнесение цели учебной деятельности и ее результатов, фиксирование степени их соответствия.

Осуществление самооценки

 

Информация о домашнем задании

наизусть

Осуществление выбора задания для самоподготовки 

 


Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Тихо сели, спинки прямо. Мы легонечко вздохнем

Тихо сели, спинки прямо. Мы легонечко вздохнем

Или степь, от маков красная,

Или степь, от маков красная,

XXVII. по амнистии, а в 1956 полностью реабилитирован

XXVII. по амнистии, а в 1956 полностью реабилитирован

Трепетный - взволнованный, выражающий трепет

Трепетный - взволнованный, выражающий трепет

Назовите, что он любит? (Шорох рощи белоствольной) -

Назовите, что он любит? (Шорох рощи белоствольной) -

Закрепление учебного материала

Закрепление учебного материала
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей