Технологическая карта урока
Предмет, класс |
Литературное чтение, 4 «Г» класс |
|||||
УМК |
«Школа России» |
|||||
Дата |
15.01.20 |
|||||
Учитель |
Науменко Наталья Николаевна |
|||||
Тема урока |
Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей А. Жигулин « О. Родина! В неярком блеске» |
|||||
Цель урока |
познакомить с жизнью и творчеством А.В. Жигулина; обучать выразительному чтению стихотворений; воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину; развивать память, речь, мышление. |
|||||
Задачи урока |
Обучающие |
Развивающие |
Воспитательные |
|||
Продолжать анализировать поступки героев по аналогии с анализом учителя или по контрасту |
Развивать умение работы с текстом художественного характера.
|
Воспитывать умение работать в малой группе, парами, индивидуально. |
||||
Планируемые результаты |
Предметные результаты |
Метапредметные результаты |
Личностные результаты |
|||
Познакомятся с произведением А. Жигулина « О. Родина! В неярком блеске» , умения читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение; |
РУУД - умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, ПУУД - умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины, КУУД - осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление полномочий в группе при планировании проекта о Родине |
- умение оперировать понятиями «лирические произведения в стихотворной форме», «картины родного края».
|
||||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Стихотворение, рифма, строфа, четверостишие |
|||||
Оборудование урока: |
- рабочая тетрадь,- учебник 4 класс, - компьютер учителя |
|||||
ИОС урока |
Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение |
Вид используемых на уроке средств ИКТ
|
Необходимое аппаратное и программное обеспечение |
|||
|
- |
презентация |
- |
|||
Организационная структура урока
Название этапа урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Оргмомент |
Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Мы легонечко вздохнем Урок чтения начнем. |
Приветствие учителя. Подготовка к уроку |
Мотивация к учебной деятельности |
Эпиграфом к уроку я взяла слова К. Ушинского:
“Наше Отечество, наша Родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши”
- Как вы понимаете слово Родина?
|
Включение в учебную деятельность
|
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Проверка дом. задания |
-Над каким произведением работали на прошлом уроке?
-Назовите главных героев сказки.
-Какова главная мысль сказа?
-Что было задано на дом?
Самоопределение к деятельности
Составьте из данных частей предложений пословицы. Объясните их смысл. (Родина — мать, умей за нее постоять. Человек без Родины, что соловей без песни. На чужбине родная землица во сне снится.) Родина — мать, ...что соловей без песни. Человек без Родины, .. .во сне снится. На чужбине родная землица ...умей за нее постоять.
Родина Если скажут слово родина, Сразу в памяти встает Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки березка-скромница И ромашковый бугор... А другим, наверное, вспомнится Свой родной московский двор. Или степь, от маков красная, Золотая целина.,. Родина бывает разная, Но у всех она одна! 3. Александрова |
Ответы на вопросы по изученному ранее материалу Выполнение освоенных ранее учебных действий. Самостоятельное выполнение задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке (пробное действие).
|
Постановка учебной задачи
|
Закрепить…. Научиться…. Узнать……. IV.Физминутка. Упражнение для пальчиков.
|
Выявление места и причины затруднения в индивидуальном выполнении пробного учебного действия Формулирование цели и (или уточнение) темы урока |
Освоение нового учебного материала
|
1. Знакомство с автором XXVII. 1 января в 1930 году в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту и его младшему брату пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Об этих месяцах поэт позже написал в автобиографии: “Я не просто видел войну. Я её пережил. Моё сердце болело живой болью. Я видел врагов не в кино, а живыми. Они стреляли в меня. Это тоже опыт, тоже судьба...Во время этих скитаний во мне окрепла зародившаяся ещё в детстве любовь к земле, к природе, к деревне» XXVIII. В 1949г. стихи молодого поэта появились в воронежских газетах. Но вскоре после этого он был осуждён по ложному обвинению как “враг народа”. И с 1949 по 1954 годы находился в заключении в Сибири - строил железную дорогу, работал на золотых и урановых рудниках. В 1954 Жигулин был освобожден по амнистии, а в 1956 полностью реабилитирован. В 1960 он закончил Воронежский лесотехнический институт. В 1959 вышла первая, тоненькая книжка стихов Жигулина “Огни моего города”, затем сборник “Костер-человек” (1961), а в 1963 увидела свет первая московская книга стихов “Рельсы”. В этом же году Жигулин поступил на Высшие литературные курсы и переселился в Москву став профессиональным литератором. XXIX. Образ России - один из главных в поэзии А.В. Жигулина. Он помогал сохранить в сознании современников традиционный облик святой Руси и выразил чувства горечи, вызванное утратой многих духовных ценностей. XXX. В начале 90-х гг. А.В. Жигулин создал цикл из 12 стихотворений “Тревожное время России. Стихи цикла объединяет пронизывающая боль и скорбь поэта – он рисовал картину разрушения родины. XXXI. Умер А.В. Жигулин в Москве 6 августа 2000 года. 2. Работа над содержанием стихотворения А.В. Жигулина “О, Родина!..” XXXII. Первичное чтение стихотворения. XXXIII. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артиста Большого театра Диомида Виноградова. Первичное закрепление
- О чем это стихотворение? (о любви к Родине, о том, что дорого поэту)
- Как можно его озаглавить?
- Какое чувство при чтении возникло: радость, восторг, сожаление, грусть?
4) Словарная работа (работа с толковым словарем)
– Объясните значение слов, записанных на доске. Проверьте свои ответы по словарю.
Трепетный - взволнованный, выражающий трепет.
Просёлок - грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами.
Перелесок - небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков.
Жнивьё - солома, оставшаяся на корню после жатвы; поле, на котором сжата рожь, пшеница или другие зерновые. |
Участие в планировании учебной деятельности, разработке алгоритмов, схем, инструкций, использование которых поможет решить учебную задачу |
Закрепление учебного материала
|
Анализ произведения
- Прочитайте первую строфу. К кому обращается автор? (к Родине)
- Как вы об этом догадались?
- Что любит автор? Найдите в первой строфе (просёлки, перелески)
- Найдите первую строчку. Как понимаете выражение «В неярком блеске»? К чему относится это выражение? Давайте попробуем соединить первую и третью строчку первой строфы. Прочитайте.
- Прочитайте вторую строчку. Каким синонимом можно заменить слово взором? (взглядом)
- Что автор подразумевает под словом «трепетным»? (волнующим)
- Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»? (любить очень сильно).
- Сделаем вывод. О чём говорится в первой строфе этого стихотворения? (О любви к Родине).
- Читаем второе четверостишие. Можно ли сразу сказать о чём говорится во второй строфе? (в ней говорится о том, что любит автор)
- Назовите, что он любит? (Шорох рощи белоствольной)
- О какой белоствольной роще идёт речь? (березовой)
- О чём говорит слово шорох, что автор хотел показать этим словом? (погода тихая спокойная, листья как будто переговариваются, шепчут друг другу)
- Прочитайте вторую строчку. О каком дыме идёт речь? (о тумане)
- Что ещё волнует автора? (Ржавый крест над колокольней)
- Почему ржавый крест? (Церковь старая, заброшенная)
- Прочитайте четвёртую строчку. О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? (о могиле солдата)
– Объясните, почему поэту дорога могила? (Это вечная добрая память о людях, защищавших родину от врагов. О них необходимо помнить. Ведь благодаря их мужеству живём мы, и история движется дальше)
- Перечислите ещё раз своими словами, что особенно дорого автору.
- Почитайте третью строфу. Какие слова вам непонятны?
- Как вы понимаете первые две строчки этой строфы?
- А почему обиды и прощения пройдут? (потому что он на родине)
- Что видит в своей родине поэт? (Утешение и исцеление) Почему? (Утешение – т.е. поэт успокаивается, и исцеление – т.е. душевное излечение)
- Прочитайте первое и последнее предложения этого стихотворения.
Чем является Родина для автора этого стихотворения?
(На доске появляются слова: Родина, исцеление, утешение.)
– В каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему? (В тебе одной - и утешенье, //И исцеление моё” Эти строки проникнуты ощущением единства, цельности природы, народной истории и человека).
Художественно языковые средства
– Как поэту удаётся подчеркнуть, что он любит свою родину без громких слов? (Эпитеты: белоствольные рощи, синий дым, пустой дали, ржавый крест, низкий холмик, неяркий блеск.
Сравнение: “обиды и прощенья сгорят, как старое жнивьё”.)
– Почему автор использует такое сравнение? (Автору необходимо было показать, как быстро проходят чувства обиды и прощенья) |
Выполнение типовых заданий с проговариванием алгоритма выполнения действий (индивидуально, в паре, в группе). Самостоятельное выполнение задания (индивидуально) и осуществление самопроверки (сравнение с образцом). Выполнение заданий на использование новых знаний и умений в системе изученных ранее знаний и умений
|
Рефлексия учебной деятельности
|
Спасибо за старание Ведь главное – желание, А навыки и знание С годами к вам придут. Прозвенел звонок с урока – Поиграть пришла пора. Что узнали на уроке, Не забывайте никогда
Закончите урок фразой Я понял… Я узнал…. Я хочу узнать… Я похвалил бы себя за….. После урока мне захотелось…. – Что понравилось на уроке? – Какая работа вызвала трудность?
|
Соотнесение цели учебной деятельности и ее результатов, фиксирование степени их соответствия. Осуществление самооценки
|
Информация о домашнем задании |
наизусть |
Осуществление выбора задания для самоподготовки |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.