Урок № 1 Класс: 8
Тема урока: Знакомство с языком программирования Python. Ввод. Вывод. Оператор присваивания. Математические операции.
Цель урока:
1) обучающий аспект: познакомить с языком программирования Python, научить пользоваться функциями ввода и вывода, ввести понятие переменной и оператора присваивания, ознакомить с математическими операциями.
2) развивающий аспект: развитие мыслительной деятельности, речи, алгоритмического стиля мышления.
3) воспитательный аспект: воспитание эмоционально-положительной направленности на практическую деятельность, интереса к информатике, личной ответственности за результаты своей работы.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Вид урока: урок-презентация, урок-лабораторное занятие.
Ресурсы: компьютеры, проектор, среда программирования Python IDLE, презентация.
Межпредметные связи: математика.
Основные понятия: программирование, язык программирования, функция, переменная, оператор присваивания.
Ход урока (дидактическая структура урока)
1. Организационный этап (2 мин) |
УУД: - Личностные - Коммуникативные |
Приветствие, перекличка. Объявление, чем мы будем заниматься сегодня на уроке:? |
2. Вводная часть (5 мин)
|
УУД: - Личностные - Познавательные - Коммуникативные |
Сегодня мы начнём большую новую тему. Программирование на языке Python. Ответьте на вопрос, что такое программирование? Программирование – это создание компьютерных программ. Все программы: игры, антивирусы, текстовые редакторы на компьютере были написаны программистами. Мы с вами, конечно, не сможем создать такую большую программу как антивирус или редактор Microsoft Office Word, но маленькие игры сделать попытаемся. Компьютерные программы пишут на специальных языках программирования. Язык программирования – это язык, понятный компьютеру. В настоящее время языков программирования очень много. Кто может назвать какие-либо языки программирования?
Самыми востребованными языками сейчас являются Java, JavaScript, C#, C, C++, Python, PHP, SQL, Ruby.
Мы будем изучать программирование на языке Python. Это современный язык, он постоянно развивается, дорабатывается. Этот язык используется в таких проектах, как Google, YouTube, Instagram, Яндекс, Facebook и других. Он легок и прост в использовании.
|
3. Практическая работа на компьютерах (20 мин)
|
УУД: - Личностные - Познавательные - Знаково-символические - Коммуникативные |
||||||||||||||||||||
Программы пишутся в специальных средах программирования. Откроем среду программирования Питона: Пуск –> Python 3.4 –> IDLE (Python GUI) –> File –> New File
Итак, давайте напишем первую программу, которая выведет сообщение «Hello, World!» Для этого достаточно набрать следующий код: print(“Hello, World!”) print – функция (команда) вывода. Запись в тетрадь: Функция вывода: print(“текст”)
Второе, что мы изучим – это переменную и оператор присваивания. (Пишем новую программу). message = ‘Hello, World!’ print(message) Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной можно изменять во время работы программы. В программе мы создали переменную с именем message, присвоили ей значение-строку ‘Hello, World!’, и, следовательно, эта переменная приняла строковый тип. Знак «=» - это оператор присваивания.
Имена переменных могут состоять из: · Латинские буквы (строчные и заглавные буквы различаются!) · Русские буквы (не рекомендуется) · Цифры (имя не может начинаться с цифры и состоять только из цифр) · Знак подчеркивания _ Нельзя использовать в именах переменных: · Пробелы · Знаки +,-,>,<,=,(), ! и др. · Ключевые слова языка Python
Нельзя использовать как имена переменных ключевые слова языка Python. Ключевые слова – это слова языка программирования, которые имеют специальное, раз и навсегда закрепленное за ними значение. К ним относятся имена функций, операторов и другое. Например, функция «print» - ключевое слово, которое нельзя использовать в качестве имени переменной. Позже мы изучим и другие функции.
Перейдём к знакомству с математическими операциями. (Создаём новый файл). Создадим две целочисленные переменные и попросим компьютер их сложить. a = 78001457 b = 2546880 c = a + b print(c)
Переменной с можно присвоить целое математическое выражение: с = (a-b)*(a+b)/27 Другие математические операции:
Функция ввода. Для того чтобы присвоить переменной значение, введённое с клавиатуры, используется функция input(). Напишем и запустим следующую программу: name = input(“Введите своё имя: “) print(“Привет, “, name) Измените программу так, чтобы она выводила в конце восклицательный знак. Запись в тетрадь: Ввод строки: s = input(“Введите строку: “) “Введите строку: “ – обращение к пользователю (не обязательно, но очень желательно)
По умолчанию все введённые данные интерпретатор Питона понимает, как строки, поэтому, если мы хотим получить число, то строку придётся преобразовать в число. Преобразование к целочисленному типу и ввод целого числа: Запись в тетрадь: Ввод целого числа: n = int(input(“Введите число: “)) То есть на функцию ввода мы навешиваем ещё одну функцию преобразования в целое число. Запись в тетрадь: Функция преобразования к целочисленному типу: n =int(s) Функция преобразования к строковому типу: s = str(n)
Задание. Напишите программу, которая получает на вход два числа и выводит их сумму. a = input("Введите число a: ") b = input("Введите число b: ") sum = a+b print(“a+b= “, sum) Почему программа работает не правильно? (Потому что все введённые данные компьютером понимаются как строки) Что исправить в программе, чтобы она работала правильно? Правильный вариант: a = int(input("Введите число a: ")) b = int(input("Введите число b: ")) sum = a+b print(“a+b= “, sum)
Задача. В каждой строке определить тип и значение переменной: a = 5 n = input() #пользователь вводит цифру 8 c = int(n) d = a*c d = d–a s = “Рамамбахарумамбуру” d = n+a m = n+s Запись в тетрадь: # Комментарии к программе, компьютер их не читает
Генератор случайных чисел Запись в тетрадь: Функция генерации случайного целого числа из отрезка [x,y]: import random a = random.randint(x,y)
|
4. Самостоятельная работа на компьютерах (13 мин)
|
УУД: - Личностные - Регулятивные - Познавательные - Знаково-символические - Коммуникативные |
Учащиеся стараются самостоятельно решить задачи: 1) Вывести на экран три введенных с клавиатуры числа в порядке, обратном их вводу. 2) Ввести с клавиатуры два числа и вывести целую часть от деления первого на второе. 3) Ввести с клавиатуры основание и высоту треугольника и вывести площадь треугольника. 4) Ввести с клавиатуры два катета треугольника и вывести гипотенузу. (Квадратный корень – это возведение в степень (1/2) ) 5) Сгенерировать случайное двузначное число, вывести на экран это число, а также сумму и произведение его цифр. Для получения цифр используйте целочисленное деление на 10 и взятие остатка от деления на 10. Пример для числа 47: 47//10=4 47%10=7
Выставление оценок за работу на уроке. |
5. Домашнее задание (5 мин)
|
УУД: - Личностные - Коммуникативные |
Домашнее задание: Установить на компьютер среду программирования IDLE. (Скачивание из интернета по инструкции или сохранение установочного файла на съёмный носитель). Написать программы: 1) Ввести основания и высоту трапеции и вывести площадь трапеции. 2) Получить случайное трехзначное число, вывести это число и сумму его отдельных цифр. 3) Программа, которая рассчитывает возраст человека в часах.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.