Знакомство с различными видами словарей
Оценка 5

Знакомство с различными видами словарей

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
15.03.2017
Знакомство с различными видами словарей
Разработка урока русского языка 4 класс "Знакомство с различными видами лигвистических словарей"
Публикация является частью публикации:
Русский язык 4 класс Знакомство с разными видами словарей.docx

Русский язык 4 класс    

УМК «Перспектива»    

Учитель начальных классов

ГБОУ НОШ № 615

Позднякова Валерия Викторовна

 

Тема:  «Знакомство с различными видами лингвистических словарей»  

Цель: познакомить учащихся с различными группами словарей и их назначением, отрабатывать навыки работы со словарями.

Задачи:

1.Формирование умения у детей пользоваться словарями.

2.Расширение словарного запаса учащихся.

3.Прививать интерес к родному языку.

Личностные УУД:

- интерес к изучению языка.

Познавательные УУД:

- извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные УУД:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные УУД:

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

 

Методы обучения:  объяснительно-иллюстративный, поисково-исследовательский

 

 Оборудование:

1.Словари

2. Конверт с пословицами

3. Карточки с заданиями

4. «Цветик-семицветик» (лепестки) со словарными словами

5. Учебник русского языка 4 класс

6. Цветные карточки с названиями словарей

 

Ход урока

1.                  Организационный момент.

Деление класса на команды «Цветик-семицветик».

Какого цвета возьмут учащиеся лепесток, к столу с карточкой такого цвета  и присаживаются.

 

  1. Вступительное слово учителя

  

       Вы все заметили выставку книг? Каким одним словом можно назвать все эти книги?   (СЛОВАРИ)

       Перед вами словари, которые есть в нашей школьной библиотеке. (Выставка словарей).

  Как вы думаете, какая тема  нашего урока?

 

 Тема:  «Знакомство с различными видами лингвистических словарей»  

(Тема урока на доске)

 

Цель урока:  познакомимся с различными группами словарей и их назначением, отработаем  навыки работы со словарями.

 

3.  Актуализация знаний

 

   На доске записана пословица.

«Хромое слово – кривая речь» - гласит русская пословица.

 

-Как вы понимаете эту пословицу?

     Чтобы хорошо понимать прочитанное, чтобы речь была  красивой, надо знать много слов, уметь их правильно произносить и писать.

 

      Наверное, нет ни одного человека в нашей большой стране, который знал бы  правильное написание всех  слов русского языка.

     А сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с самыми умными и  многознающими книгами – словарями и энциклопедиями. Они помогают нам правильно писать слова, расширяют кругозор, приобщают нас к культуре. Без этих книг трудно обойтись школьнику и студенту, преподавателю и учёному, художнику и писателю.

     В мире существуют тысячи словарей всевозможных видов и назначений. Они могут отвечать  запросам широкого круга читателей, и узких специалистов.

     А самое главное, принимая подсказку словаря, мы не краснеем, не стыдимся, а гордимся тем, что удалось избежать ошибки.

 

ИЗБЫТОЧНАЯ  ИНФОРМАЦИЯ

 

4. Работа над новым материалом.

 

Знакомство со словарями.

По просьбе учителя, ученики нашего класса подготовили индивидуальное домашнее задание о словарях:

 

1. Толковый   словарь В.И. Даля.

2. Толковый словарь С.И. Ожегова.

3. Словарь иностранных слов.

4. Энциклопедические словари.

5. Биографические словари.

 

Разговор о словарях безграничен. Мы познакомились только с некоторыми из них.

МЕНТОРСТВО

Как пользоваться словарем

1. Подумай, в каком словаре ты можешь найти объяснение необходимого слова.

2. Все слова в словаре расположены в алфавитном порядке.

 

 

КВАЗИКОНТРОЛЬ

Сейчас вспомним, с какими словарями мы уже знакомились на уроках русского языка.

 

5.     Игра: «Угадай словарь»

 

 1 тур «Лети, лети лепесток..»

При входе в класс, вы все взяли по одному лепестку, на обратной стороне которого, записано слово. Чья команда выполнит быстро и правильно задание получит жетон.

 

Задание.

Прочитайте  слова. Вставьте пропущенную букву.

Проверьте  правильное написание слов  у своего соседа и исправьте ошибки.

СЛОВА:   пут__шествие,  св__бода,  п__ртрет,  су___ота,  хлеб__роб.

 

 Проверим слова вслух. Каждая команда называет одно слово.

За правильное слово – жетон.

 

Скажите, в каком словаре мы можем проверить правильное написание этих слов?

орфографическом словаре мы проверяем правильность написания слов).

Вспомним («орфос»-правильный, «графос»- пишу )

 

2 тур «Подбери словечко»

На экране изображены картинки.

-Угадайте по этим иллюстрациям о каком словаре мы сейчас поговорим?

Словарь антонимов.

 

 Продолжим играть. 

Задание. Подберите к данным словам слова антонимы. Выходим по одному ученику из каждой команды читаем слово  к которому  нужно подобрать слово антоним.

За правильное слово команда получает жетон.

 

 

3 тур «Кто быстрей»

Какие слова называются синонимами?

Каким словарем мы можем воспользоваться для нахождения синонимов?

 

Словарь синонимов.

Задание. Прочитайте слово.  К  данному слову в учебнике русского языка, в  нужном словаре  найдите  подходящие синонимы.

 

Кто найдет быстрей. За правильное слово команда получает жетон.

 

4 тур «Устойчивые выражения»

Скажите,  как по другому называют  устойчивые или крылатые выражения?

Отгадайте  фразеологизм (на экране).

Каким словарем мы можем воспользоваться, чтобы объяснить значение  фразеологизмов?

 

Задание. Прочитайте фразеологизмы (на карточках). Вставьте  в данные устойчивые выражения подходящие по смыслу названия птиц, зверей или насекомых.

 

Купить кота в мешке. Делать из мухи слона. Горькие крокодильи слезы. С тебя как с гуся вода. Тебе досталась львиная доля. Не все коту масленица. Отогрели змею на груди. Ты как белая ворона.

 

Кто подберет и вставит быстрей слово, поднимают руку. За правильный  фразеологизм  команда получает жетон.

 

5 тур «Звуки и буквы»

Задание.

Прочитайте  слова. Поставьте правильно ударения в данных словах.

 

СЛОВА: жалюзи, (торт) торты, свёкла, диалог, щавель.

 

Проверим слова вслух. Каждая команда называет одно слово.

За правильное слово – жетон.

 Задание. Я называю слова, а вы должны правильно их записать на доске  и на своих листах (выходим по одному ученику из каждой команды).

 За правильное слово команда получает жетон.

 

СЛОВА: счастье, легко, скучный, лёгкий.

 

- А в каком словаре  мы можем узнать правильное произношение слов и на какой слог падает ударение?

Орфоэпический словарь помогает нам в этом.

Исходя из того, что («орфос» - правильный, «эпос» -речь).

 

6 тур «Пословицы и поговорки»

Задание. У вас в конверте находятся слова, из которых надо составить пословицу.

1команда

        Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь

2 команда

       Лучше оступиться, чем оговориться

3 команда

         Умные речи приятно и слушать

4 команда

        Доброе слово и кошке приятно.

 

Как вы думаете, каким словарем можно воспользоваться, чтобы найти  и подобрать пословицу и поговорку?

Пользуясь словарём пословиц и поговорок можно подобрать пословицы на разные темы.

 

 

6. Рефлексия.

А) На каждой парте помимо словарей, есть карточки с названиями словарей

(на карточках определённого цвета написаны названия словарей, это позволяет провести фронтальную проверку).

Попробуйте правильно ответить на вопросы, посовещайтесь.  Каким словарём будете пользоваться, если:

·                    Только затрудняетесь в написании какого-либо слова (орфографический словарь).

·                    Вам нужно узнать толкование, какого либо слова (толковый словарь).

·                    В каком словаре, можно узнать из какой страны пришло к нам заимствованное слово – ОЛИМПИАДА? (словарь иностранных слов)

·                    Затрудняетесь перевести с английское  слово quarrel? (англо – русский словарь)

 

Б)  Работа в карточках к уроку 4 класс .

 

    1. Прочитай слова. В каком  из данных словарей  можно найти лексическое значение или толкование  данных слов. Отметь этот словарь.

Ученик

Словарь синонимов и антонимов

Сентябрь

Орфографический словарь

Урок

Толковый словарь

Агроном

Словарь пословиц и поговорок

Береза

Фразеологический словарь

 

    1. В этом задании предлагается догадаться, название какого времени года пропущено в по­словице.

 

Что в августе соберешь, с тем и ________________ проведешь.

Весна дает цветы, а ____________ — плоды.

Кто ______________ трудить­ся рад, будет осенью богат.

____________ без снега — лето без хлеба.

 

3.       Подбери  слова антонимы (с противоположным смыслом) и запиши их  в данных пословицах.  Запиши, какой словарь тебе для этого задания может понадобиться____________________________

 

Ищи  друзей, а ________ сами найдутся.

Неверный  _______ — опасный  врага.

Зло погибает, а _________ побеждает.

Чему научишься в молодости, пригодится и в ___________.

7 .Самоконтроль и самопроверка.

1) Проверяем выполненную работу. В первом задании, какой выбрали словарь?   Если все выполнили правильно поставьте +. Ели сделали одну ошибку поставьте -.

2) Задание второе. Зачитываем все пословицы с вставленными словами.  Если все пословицы выполнили правильно поставьте +. Ели сделали одну ошибку поставьте рядом с пословицей -.

3) Проверяем третье задание, кто успел его выполнить. Читаем пословицы, которые у вас получились. Какой словарь вам может помочь в этом задании?  Если вставили правильные слова антонимы, поставьте +. Ели сделали одну ошибку поставьте -.

4) Проверяем сколько + и - . Если выполнили все три задания правильно ставим   себе 5.

Если выполнили только 1 и 2 задание правильно ставим себе 4.

Если же выполнили только правильно 1 задание, ставим оценку 3.

8. Итог урока.

Давайте подведём итог нашего урока.

Что нового сегодня узнали на уроке?

С чем познакомились?

 Разговор о словарях безграничен. Мы познакомились только с некоторыми из них. Научившись пользоваться этими книгами, вы обязательно полюбите их.

 

 

9. Домашнее задание.  

 

 

 

Задания для учащихся 4 класса к уроку «Знакомство с различными видами лингвистических словарей».  

Фамилия ___________________Имя________

 

Игра: «Угадай словарь»

 

Задание 1.   Прочитайте слово на  лепестке.  Вставьте нужную букву в слово.

СЛОВА:   пут__шествие,  св__бода,  п__ртрет,  су___ота,  хлеб__роб.

    Задание 2. Подберите к данным словам слова антонимы.

 

Вредный- __________________

Враждовать-_______________

Опускать-__________________

Хвалить-___________________

 

Задание 3. Прочитайте слово.  К  данному слову в учебнике русского языка, в  нужном словаре  найдите  подходящие синонимы.

 

Испуг -________________________________________________________

Ошибка-_______________________________________________________

Шалить-_______________________________________________________

Вежливый-_____________________________________________________

 

Задание 4. Прочитайте фразеологизмы. Вставьте  в данные устойчивые выражения,  подходящие по смыслу названия птиц, зверей или насекомых.

 

Купить  ______    в мешке.                 Делать из  _________  слона.

Горькие  ___________   слезы.            С тебя как с   _________    вода.

 Тебе досталась __________  доля.    Не все  __________  масленица.

Отогрели  _________  на груди.         Ты как белая  ______________.

Задание 5. Прочитайте  слова. Поставьте правильно ударения в данных словах.

СЛОВА: жалюзи, (торт) торты, свёкла, диалог, щавель.

Задание 6. У вас в конверте находятся слова, из которых надо составить пословицу.


 

Русский язык 4 класс УМК «Перспектива»

Русский язык 4 класс УМК «Перспектива»

На доске записана пословица. «Хромое слово – кривая речь» - гласит русская пословица

На доске записана пословица. «Хромое слово – кривая речь» - гласит русская пословица

Продолжим играть. Задание

Продолжим играть. Задание

Рефлексия. А) На каждой парте помимо словарей, есть карточки с названиями словарей (на карточках определённого цвета написаны названия словарей, это позволяет провести фронтальную проверку)

Рефлексия. А) На каждой парте помимо словарей, есть карточки с названиями словарей (на карточках определённого цвета написаны названия словарей, это позволяет провести фронтальную проверку)

Если же выполнили только правильно 1 задание, ставим оценку 3

Если же выполнили только правильно 1 задание, ставим оценку 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2017