Знатоки природы Волгоградской области

  • doc
  • 24.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическая разработка Знатоки природы Волгоградской области.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 3 Тракторозаводского района Волгограда»

400006, Россия, г. Волгоград, ул. Ополченская, 1

тел./факс (8442) 74-01-32; e-mail school3@volgadmin.ru

ОГРН 1023402458310 ОКПО 48073623 ИНН/КПП 3441016810/344101001

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Методическая разработка урока  по обобщению темы:

                «Природа Волгоградской области»

                   

                     Интерактивная игра

                     «Знатоки природы Волгоградской области»

 

 

 

             

 

 

 

                  Автор работы: Филиппова Ирина Михайловна,

   учитель географии  МОУ   СШ № 3,

 Тракторозаводского района Волгограда

                   

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2022

 

Тема урока: Обобщение темы «Природа Волгоградской области»

Класс: 8 класс

Цель урока: обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы «Природа Волгоградской области»

Тип урока:  интерактивная игра

Планируемые результаты: выделить особенности  компонентов природы Волгоградской области

Предметные

-закрепить и обобщить знания, получение при изучении темы;

- объяснять особенность компонентов природы Волгоградской области;

-выявлять зависимость между компонентами природы.

Метапредметные

Регулятивные:

- самостоятельно определить для себя цели и задачи изучения данной темы;

Коммуникативные:

- осознанно использовать речевые средства для выражения своего мнения;

- учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию;

- работать в группе, взаимодействовать с участниками группы с целью решения учебной задачи.

Познавательные:

-  находить ответы на вопросы, используя   раздаточный материал, иллюстрации, а также свой жизненный опыт и информацию, полученные на уроке;

- использовать географическую карту как источник информации;

- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-осуществлять поиск решения проблемной задачи на уроке, выдвигать предположения, делать выводы.

Личностные: способствовать развитию любви к родному краю, чувства гордости за уникальную природу Волгоградской области и бережного отношения к ней.

Методы: словесный, наглядный, беседа.

Оборудование мультимедийная презентация, ватман А3, картинки с изображением уникальных мест Волгоградской области, призы,  медали и грамоты.                                                                                                                                        Состав группы обучающихся – учащиеся 8 класса (3 команды).

Время проведения 40 минут

Ход игры:

Добрый день! Я рада приветствовать всех, кто решил сегодня принять участие в нашей краеведческой игре «Знатоки природы Волгоградской области».

Мы приглашаем вас сейчас
На чудный яркий вернисаж
Край родной вам здесь представить.
Наш край, поверьте многолик
И время нужно, а не миг
Чтоб все акценты нам расставить

Природа нашей Волгоградской области, действительно очень разнообразна. Начать игру я хочу словами Виктора Урина:

«Волгоградская область:

Край тюльпанов степных

Ты похожа на сердце

В очертаньях своих»

Ведущий знакомит команды и членов жюри с правилами игры:

  Наша игра будет проходить в виде виртуального путешествия. На каждой остановке вы будете получать задания. За правильный ответ начисляется определённое количество баллов. Побеждает  команда, набравшая наибольшее количество баллов и успешно справившаяся с творческим заданием. Командам предлагается выбрать капитана,  назвать свою команду и  девиз. (Слайд № 2)

1.Остановка «Безымянная»

Первая  наша остановка называется «Безымянная» (Слайд 3)

Командам предлагается на контурной карте Волгоградской области, найти указанные объекты и обозначить их цифрами. За каждый правильный ответ 1 балл. Время выполнения -3 минуты. (Приложение 1).

 Рельеф Волгоградской области.

 

1. Прикаспийская низменность

2. Приволжская возвышенность

3. Хопёрско-Бузулукская равнина

4. Доно-Медведицкая гряда

5. Калачская возвышенность

6. Донская гряда

7. Ергенинская возвышенность

 

 

2. Остановка «Книга живой природы» (Слайд 4)

Самыми удивительными компонентами природы, являются растения и животные. Именно они первыми встречают путешественников на своей земле. Поэтому наша следующая остановка будет называться « Книга живой природы». Полистаем и мы страницы «Книги живой природы» Волгоградской области. Почти все растения и животные, которые будут представлены в этой книге, занесены в Красную книгу Волгоградской области. Команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ – 5 баллов. (Слайды 5-16 )

  1. Название этого растения происходит от славянского корня и родственно словам «колыхать», «вилять».  (Ковыль красивейший).
  2. Изредка на спокойной глади какого - нибудь водоёма, можно заметить округлую розетку из листьев. Плоды этого растения имеют острые выросты и напоминают «чёртиков», отсюда и второе его название  «чёртов орех». Назовите первое название. (Водяной орех или чилим).
  3. Народное название этого растения, занесённого в Красную книгу, «касатик». Как это растение называет наука ботаника. (Ирис карликовый).
  4. Латинское название этого растения переводится как шахматная доска. Встречается на лугах, среди кустарников. Цветок покрыт тёмными точками, чем-то напоминающие клетки шахматной доски. (Рябчик русский).
  5. Свое название этот цветок получил так потому что,  он цветет не ко времени осенью, в сентябре, когда пройдут осенние дожди, и большая часть степных трав уже давно отцвела. Прямо из земли выходят узкие тонкие лепестки нежно- розовой окраски, кверху они расширяются и образуют сначала трубку, а потом и сам воронковидный цветок. (Безвременник осенний)
  6. Хотя лазоревым цветом является тёмно-голубой, но цветок лазоревый все же красного цвета. Эти красивые степные растения издревле в народе называли лазоревым цветком или лазориком. Назовите это растение. (Тюльпан Шренка).
  7. Обитает этот зверёк в степях, выбирая песчаные барханы. Передвигается прыжками. Живёт в норах глубиной до 1метра. (Мохноногий тушканчик).
  8. Это насекомое является самым большим жуком, обитающим на территории Европы. Спереди у него есть выросты, напоминающие рога. (Жук-олень).
  9. Эту птицу в народе называют «дудак». Когда-то была обычным представителем зоны степей. Эта птица издревна считалась «княжеской» дичью, на неё часто охотились, нередко с помощью гончих собак и ловчих птиц. Сейчас птица занесена в Красную книгу. (Дрофа).
  10.  В 40 годы прошлого столетия это животное было очень распространённым на Правобережье Волги. Сейчас сохранилось только в бассейне Дона. Живёт в тихих заводях, прячась в норах. Выбирается наружу в сумерках. (Выхухоль).
  11.  В прошлом этот вид птиц гнездился в Волго - Ахтубинской пойме и на Сарпинских озёрах. Сейчас встречается крайне редко. За сутки птица может съесть до 1 кг рыбы. На голове у неё вьются кудри. (Кудрявый пеликан).
  12.  Один из  наиболее крупных представителей пресмыкающихся, обитающий в нашей области. Сверху животное окрашено в сероватый или коричневый цвет, снизу в ярко-желтый. Застигнутый  врасплох, принимает угрожающую позу и шипит. (Полоз желтобрюхий).

 

     3. Остановка «Рекорды климата Волгоградской области»

Волгоградская область занимает особое географическое положение. Она расположена почти между экватором и полюсом. Поэтому некоторые  климатические особенности  области являются своеобразными рекордсменами не только в местном масштабе, но и в «российском» (Слайд 17 ) 

Следующая остановка будет называется «Рекорды климата Волгоградской области». Каждой команде предлагается заполнить кроссворд.  За каждый правильный ответ 1 балл. (Слайды 18-19 )  (Приложение 2 )  (Время выполнения 7 минут).

 

1

а

р

ч

е

д

а

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

2

п

а

л

л

а

с

о

в

с

к

и

й

 

 

3

э

л

ь

т

о

н

 

 

 

4

у

р

ю

п

и

н

с

к

и

й

 

 

д

 

 

 

 

 

5

б

ы

к

о

в

о

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

6

и

л

о

в

л

я

 

 

 

 

7

т

и

н

г

у

т

а

 

 

8

г

у

м

р

а

к

 

 

 

9

в

о

л

г

о

г

р

а

д

 

 

 

 

 

 

10

э

л

ь

т

о

н

 

 

11

е

л

а

н

ь

 

 

 

Вопросы :

1) Самая низкая температура -41,7°С была зафиксирована в 19 веке, на  станции …                                 

2) Самый засушливый район области …

3) Самое пыльное место…

 4) Один из самых влажных районов области...

 5) Самая высокая температура была + 45°С,была зафиксирована около    какого    населённого пункта.

 6) Самое тихое место…

 7) Самое сухое место...

  8) Самое ветреное место…

  9) Самая тёплая среднегодовая температура была отмечена…

10) Самое большое количество солнечных дней наблюдается…

11) Самая низкая среднегодовая температура была отмечена…

 

4. Остановка «Топонимика водных объектов»

Мы продолжаем путешествовать по нашей малой родине. Вы, наверное, не раз интересовались, почему же географические объекты Волгоградской области, называются именно так. Поэтому я вам предлагаю угадать название  некоторых водных объектов на следующей остановке, которая называется «Топонимика водных объектов» (Слайд 20). За каждый правильный ответ 5 баллов.  (Слайды 21-27 )

  1. Название этой реки Волгоградской области, в переводе с татарского языка,  означает «ледяная вода». Действительно вода в ней очень холодная даже в жаркую погоду. (Бузулук).
  2. В переводе с казахского языка,  «Бор-Су» означает «затхлая вода», то есть непроточная в летнее время. Река впадает в Волгоградское водохранилище. (Торгун).
  3. Это крупное пресноводное озеро из  группы Сарпинских озёр. Старожилы рассказывают одну и ту же легенду: калмык-кочевник, облюбовал  это место у одного из Сарпинских озер для пастбища, место ему так понравилось, что он решил назвать озеро именем своей любимой дочери. (Цаца).
  4. О происхождении названия этой реки существует легенда. «Давным-давно жил в степи старик. Однажды он набрёл на холм, из подножья      которого били 12 ключей и разбегались в разные стороны. Старик соединил русла ручейков в одно. Так появилась большая река. Народ в благодарность назвал эту реку  по имени  старика». (Хопёр).
  5. Название этого озера, расположенного в Даниловском районе, в русском диалекте означает «небольшое мелководное  озеро, зарастающее камышом».  (Ильмень).
  6. Название этой речки Дубовского района, произошло от маленькой птички ласточки-береговушки, которая обитает на её берегах. Народ эту ласточку называет именно так. (Пичуга).

Подведение предварительных итогов. Жюри объявляет предварительные итоги.

5. Остановка «Удивительное рядом!».

 Как известно, наша малая родина славится своей военной историей по всему миру. Однако и своей уникальной природой мы тоже можем заинтересовать туристов из разных частей нашей страны и даже других стран. На нашей последней остановке «Удивительное рядом!» я вам предлагаю творческое задание. Каждая команда получает фотографию и слова-подсказки об одном из природных памятников Волгоградской области. ( Команда, набравшая больше баллов получает 3 подсказки; следующая-2 подсказки; наименьшее количество-1 подсказку). (Приложения 3-5).По этим подсказкам команды угадывают название природного парка  и составляют туристический буклет. Максимальное количество баллов-10 баллов.

 Защита туристических буклетов.  (Время  выполнения 7 минут)

Рефлексия. Пока жюри подводит итоги нашей игры, я вам предлагаю закончить предложение, с чем у вас ассоциируется природа Волгоградской области

«Волгоградская область –это край ковыльных степей, солёных озёр, …..

Подведение итогов и награждение победителей. Жюри озвучивает окончательные результаты игры. Вручение победителям медалей «Знатоки природы Волгоградской области»  и грамот призёрам.

 

 

Литература

  1. Абалихин Б.С. Историко-краеведческие записки. Нижнее- Волжское книжное издательство. Волгоград, 1989.
  2. География и экология Волгоградской области. Учебное пособие. Авт. кол.; под ред. В.А. Брылёва.- М.:Глобус, 2010.
  3. Долгачёв И.Г. Язык земли родного края. – Волгоград:  Нижне-Волжское  кн. издательство, 1989.
  4. Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области. - М,:, Глобус,2009
  5. Лащилин Б. На родных  просторах.- Волгоград,1968
  6. Крюкова И.В., Супрун В.И. Реки и водоёмы Волгоградской области. Волгоград, «Перемена», 2002.
  7. Сагалаев В.А. Растения “Красной книги” Волгоградской области. Научно-популярные очерки. Москва “Глобус” 2008 г.
  8. Экскурсия в родную природу. Научно-популярные очерки по географии Волгоградской области. ̸ Брылёв В.А..-М.: «Глобус», 2009.