«Золотая осень»
Конспект образовательной деятельности по экологии
Цель:
Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении.
Задачи:
- Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.
- Упражнять в умении распознавать листья различных деревьев;
- Воспитывать интерес к природе, её сезонным явлениям;
- Закрепить умение пользоваться техникой «печатанье листьями»;
- Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать, чуткое и бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
Рассматривание репродукций с осенними пейзажами, наблюдение за осенней природой, чтение рассказов, сказок, стихов и загадок про деревья и осень, беседы.
Материал:
Иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень". Проектор. Запись музыки П. И. Чайковского «Времена года».
Гуашь, кисти, палитра для смешивания красок, баночка с водой, клеенка, салфетка, лист формата А-4 цвета, листья настоящие
Ход занятия:
Организационный момент.
- Здравствуйте, дети! Ребята, вы сегодня такие славные, как красиво
улыбаетесь, такие все веселые и красивые.
Покажем всем, какие вы веселые?
Солнышко проснулось и потянуло лучики.
Покажите, как солнышко просыпается? (мимикой, жестами дети изображают солнце, улыбаются).
Теплые лучики ласковое солнышко посылает к нам.
Поднимем руки, они лучики – ласковые, добрые, нежные.
Прикоснемся осторожно ручками-лучиками друг к другу, погладим и улыбнемся. От прикосновения солнечного лучика мы стали добрее, радостнее.
Чтение стихотворений (под музыку Прокофьева «Времена года»)
Дети рассматривают три иллюстрации с изображением сентября, октября и ноября.
На проекторе мультимедия.
Стихотворение «Приметы осени»:
Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорожку упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая – куст малины
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень.
Станет пасмурной река –
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны
Лягут белые туманы,
А потом, уж жди, не жди,
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь – Значит, наступила ОСЕНЬ.
Воспитатель: Да, действительно, осень бывает такая разная, только осенью бывает такое буйство красок! Ранней осенью природа разукрашивается разноцветным нарядом. Каких только цветов и оттенков не увидишь! А поздней осенью льют дожди, листья уже опали. А вот и снежок – вестник зимы. Все эти переодевания бывают осенью.
Игра "Погода осенью"
У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:
· Когда идет дождь – дождливая,
· Когда дует ветер - ветреная
· Холодно - холодная
· Пасмурно - пасмурная
· Сыро - сырая
· Хмуро - хмурая
· Ясно - ясная
Воспитатель: Отлично! Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.
Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?
Дети: (Ранняя, поздняя).
Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени на проекторе.
Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)
Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре?
Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, воздух чист, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.
Воспитатель: Какая погода в октябре
Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.
Воспитатель: Что вы можете сказать о ноябрьской природе?
Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.
Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.
У нас в группе есть копилка народных мудростей, складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да).
В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.
Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.
Пословицы
· Коли ясно, то и осень прекрасна.
· Осень идет, и дождь за собой ведет.
· Красна весна цветами, а осень пирогами.
· От осени к лету, поворота, нету.
· Лето со снопами, осень с пирогами.
· Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.
Приметы
· Осенью паутина на ясную погоду.
· Гром в сентябре - теплая осень.
· Много желудя на дубе - к лютой зиме.
· Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
· Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
· Если снег выпадает днем, то стает, если ночью - будет лежать прочно.
· Когда гусь улетает, снег выпадает.
Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.
(Дети садятся на стульчики)
А сейчас послушайте стихотворение "Осень".
Плакали ночью желтые клены,
Вспомнили клены, что были зелены.
С желтой березы тоже капало,
Значит, береза тоже плакала.
Воспитатель: Как вы думаете, почему плакала береза?
Дети: (Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки).
Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?
Дети: (Мало солнца, стало холодно)
Воспитатель: Дети, а можно ли что - либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?
Дети: (Приклеить, пришить).
Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?
Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут).
Воспитатель: А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву?
Дети: (Чтобы не замерзнуть, сохранить свою жизненную силу, дать почве полезные вещества, укрыть насекомых, чтоб ветки не сломались от снега).
Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).
Физкультминутка: "Листочки".
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели,
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели,
И на землю сели.
Воспитатель:
- А вот и осенняя мастерская. Проходите, ребята, располагайтесь. У меня есть корзинка!
Смотрю я в корзинку, ну и дела!
Смотрите, ребята, листья цветные.
Листья цветные, да не простые!
Воспитатель: Давайте угадаем, с каких деревьев эти листья.
Игра «Угадай, с какого дерева листок»
Дети по одному выходят к корзинке, берут по листу, и говорят с какого он дерева.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Ну, а теперь за работу, сейчас мы с вами будем делать осенний ковер.
Рисование в технике «Печатанье листьями».
Воспитатель: - Эта корзинка с листьями. Мы с вами поиграли в игру, и рисовать будем с помощью этих листьев.
- Кто догадался, каким способом мы будем рисовать?
-«Печатать листьями»
- Что нам для этого нужно?
- Листья, кисточка, лист бумаги, краски.
- Нам нужны не все краски, а только краски Осени. Какие это краски?
- Жёлтый, красный, зеленый, оранжевый, коричневый.
Ребята, давайте вспомним сам процесс печатанья листьями. Что мы будем делать вначале?
- Нам нужно выбрать лист, на него кисточкой нанести краску, а потом лист приложить к бумаге. Тоненькой кисточкой прорисовать прожилки на листочке.
- Правильно. Не забывайте, что листья располагаются по всему свободному пространству.
Итак, ребята можно начинать.
Я тоже буду рисовать с вами осенний ковер. (Дети выполняют работу под музыку)
Подведение итогов занятия:
- Давайте посмотрим, что у нас получилось? Какие у нас ковры,
нарядные, весёлые, а веселые они от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это
маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому мы с вами
будем чаще улыбаться друг другу и дарить свою радость
окружающим.
- Вы славно поработали сегодня. Скажите, дети, у вас получились ковры? А какая же она? Осень золотая. Понравилось вам создание осенней композиции? С каким, настроением вы уходите? Спасибо вам за творчество.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.