Золотое правило этики
Оценка 4.7

Золотое правило этики

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
12.12.2018
Золотое правило этики
Цель: формирование представления о золотом правиле этики, углубление представлений о нравственных православных категориях, неосуждение, как проявление милосердия, активизировать познавательную деятельность учащихся через дискуссию. Задачи: 1. Познакомить с золотым правилом этики; создать условия для понимания ответственности за свои поступки на основе золотого правила этики. 2. Развивать этические чувства, доброжелательность, отзывчивость, честность, преданность и верность, уважительное и заботливое отношение к родителям и близким людям. 3. Развивать навыки смыслового чтения текста различных жанров, умение строить речевое высказывание, слушать собеседника, вести диалог. 4. Прививать любовь к ближнему, к окружающим.
Урок 13 06.docx
Урок 13 06.12  золотое правило этики Цель: формирование представления о золотом правиле этики, углубление представлений о нравственных православных категориях, неосуждение,   как проявление милосердия, активизировать познавательную деятельность учащихся через дискуссию. Задачи:  1. 2. 3. 4. Познакомить с золотым правилом этики; создать условия для понимания ответственности за свои поступки на основе золотого правила этики. Развивать  этические чувства,  доброжелательность,  отзывчивость,        честность,  преданность  и     верность, уважительное  и заботливое                                                                                           отношение к родителям и близким людям. Развивать навыки смыслового чтения текста различных жанров, умение строить     речевое   высказывание, слушать собеседника, вести диалог.  Прививать любовь к  ближнему, к окружающим. Планируемые результаты: Предметные:  – приобретение представлений о нравственности и духовности, о значении понятий:   добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг; – формирование необходимости  в нравственном совершенствовании. Метапредметные : познавательные: овладение умением выражать свои мысли правильно, точно, не обижая чувств близких людей; регулятивные:  ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; самостоятельно искать пути решения проблемы; адекватно воспринимать комментарий результатов деятельности; коммуникативные:  ответы продумывать перед их озвучиванием вслух; формулировать выводы; учиться работать в группе, договариваться, слышать других и приходить к общему решению в совместной деятельности. Личностные:   – осознание для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие; – умение следить за своими поступками, словами, делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы; – настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими. Ход урока I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Прозвенел уже звонок.  Мы скорей начнём урок. Прослушайте. Юлия Друнина. Доброта (отрывок) Как праздник, как счастье, как чудо Идёт доброта по земле. И я про неё не забуду, Как я забываю о зле. ­О чём мы говорим на уроках? ­На уроках мы говорили о добре. Что надо сделать, чтобы в мире было больше доброты, а не зла? Сегодня, мы с вами отправимся в путь. Отправимся  дорогою добра, чтобы не сбиться с жизненного пути. Актуализация знаний и пробное учебное действие.  ­ Прочитайте девиз нашего урока: «Спешите делать добро!» ­ Объясните, как понимаете эти слова. Работа в группе. Предлагаю вам написать или  нарисовать рекламу, которую вы смогли бы разместить в классе, в школе, на улице, в библиотеке. (Выставка работ, защита реклам.) Какие стихи о милосердии и добре, какие пословицы на эту тему вы приготовили? (ответы учащихся) II. 1. 2. III. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. ­О чём сегодня на уроке мы будем говорить? (О добре, о поступках, о правилах поведения.) ­ Мы будем говорить на уроке о правилах поведения. ­Тема  нашего урока  «Добрые поступки, правила поведения ­ …».   ­ Какова наша цель? ­ Узнать о добрых поступках,  какие поступки, для чего их надо совершать. Работа в парах. (Карточка № 1) 1.                                             Выбрать верный ответ. Заповеди даны человеку для того, чтобы: ● ● необходимым для его жизни; ● нравственными.  у человека жизнь стала сложнее, потому что соблюдать правила всегда сложно;  у человека жизнь  стала материально стабильной. Человек заповеди соблюдает – Бог должен обеспечить человека всем   у человека жизнь  стала лучше, потому что, соблюдая правила человек  ближе к Богу и  поступки его делаются более ­ А, теперь самостоятельно выберите поступок и объясните. (Карточка № 2) 2. Выбрать тот поступок, который можно назвать милосердным:                            не обращать внимания на чужие горести и  беды;  необходимо помогать людям, которые нуждаются в этом; ● ● ●  необходимо помогать людям,  чтобы получить награду.                   3.Продолжить предложение: Ближний для меня ­ это… (ответы учащихся) Работа с новыми понятиями. Ваши предположения, как вы  понимаете:  ­Что такое этика  ? Дайте своё определение.(Ответы учащихся) ­Что такое нравственность  ? Дайте своё определение. (Ответы учащихся) Работа со словарём. ­Найдите в словаре и дайте определения данным понятиям.   (Ответы детей.) В переводе с греческого это «обычай». Этика – наука, которая изучает человека, характеры, нравы, мотив и поведение людей. (Ответы детей.) Нравственность ­ это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.   в       ­Что общего       Вывод: Термины «этика» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означают единое понятие – «нрав», «обычай» V. Реализация построенного проекта. понятиях? отличия? Назовите этих     Золотое правило этики.  (По книге «Классическая басня».)               «Мальчик,   выросший   у   кормилицы   в   деревне,   вернулся   в   город   и   очень   удивился,   увидев   зеркало.              Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ. Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии   и   ярости   он   мечется   перед   зеркалом,   плача,   крича   и   колотя   по   стеклу.      Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому –   негоднику,   который   тебя   огорчил?»   Я. – А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так­то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».    ­  Прокомментируете слова матери в этой басне? Д.: Каждому в жизни нужно быть дружелюбным. Д.: Эффект «бумеранга». Чем больше сделаешь добра в жизни, тем больше положительного доброго вернуть тебе люди. Д.: И зло тоже может обернуться к тебе. Д.: Родители  не раз говорили мне, что людей обижать нельзя. Вообще, ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились. ­ Очень хорошая мысль. Эта мысль прекрасна. Как вы думаете, когда и где появилось это высказывание? Деформированное предложение.   Работа в парах. (Карточка № 3) Составьте предложение.  ­это     сообщений.      Сплетня      лживых     передача    или      верных (Ответы учащихся.)                  Сплетня   –   это   передача   верных   или   лживых   сообщений. ­ Передавать лживую или даже верную информацию другим людям, хорошо ли это?  ­ А если  среди ваших друзей стали сплетничать о друге, который в этот момент отсутствовал… От услышанного вам будет польза? А если о вас за глаза будут сплетничать? ­ А теперь проанализируйте выше сказанное и сформулируйте главную мысль, вывод. Д.: – К окружающим надо относиться так, как мы хотели бы, чтобы относились к нам.         Христос сказал…   Прочитайте в тексте. Учебник стр.46. Христос сказал:  «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». ­Это правило.        ­ Модуль, который мы изучаем, называется «Основы православной культуры». А вот как у православных христиан называется, это вы сейчас  узнаете.  Проанализируйте данные словосочетания. ­ Определите какое «лишнее», аргументируйте. Золотое колье, золотой перстень, золотое кольцо, золотое правило. ­ Что значит выражение «золотое правило»? ­ Как вы думаете, выражение  «золотое правило»,  какое имеет отношение к нашему уроку.      «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». ­ Это правило принято называть золотым правилом этики. ­ Значит тему урока «Добрые поступки, правила поведения ­  … »,  мы можем  продолжить   «Золотое правило этики».       ­ В другом виде это правило звучит так: Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них.  Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен. ­ Как выдумаете, это правило касается только православных  христиан? ­  Значит, этого  правила    должны придерживаться  все люди планеты независимо от того,   представителями    какой религиозной или светской культуры они являются. VI. Первичное закрепление.         ­ Память о своих ошибках и недостатках, помогает защитить себя от осуждения окружающих.   Работа   с   репродукцией     1.          Поленова   В.Д.   «Христос   и   грешница». Однажды, к Христу люди привели женщину, которую должны были казнить по законам того времени. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил».  И тогда люди задумались, каждый вспомнил что­то свое. Все тихо разошлись.  (Работа по репродукции Паленова В.Д. «Христос и грешница») ­ Рассмотрите картину. ­Как поступил Христос?  Как он защитил женщину? Слова Христа из Евангелия    :  Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою  мерою мерите, такою   и   вам   будут   мерить.   И   что   ты   смотришь   на   сучок   в   глазе   брата   твоего,   а   бревна   в   твоем   глазе   не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете. 2. Работа по учебнику.  Чтение статьи, комментирование, выборочный пересказ текста.            ­ Осуждение других людей плохо еще и тем, что оно слишком упрощает мир и человека. А человек сложен. У каждого  человека есть сильные стороны и слабые. Неудачник может оказаться добрым гением в дальнейшем. Разве не бывает так в спорте?  Например, спортсмен­биатлонист проигрывает одно соревнование, а другое выигрывает.         Разве человек, совершивший один отрицательный поступок, далее  не может совершать положительные поступки? Даже школьный хулиган может стать героем.        Так как же избежать осуждения человека? Неосуждение ­ это различение оценки поступка и оценки самого человека. Нельзя по одному поступку клеймить человека. Плохой отрицательный поступок исправить можно.  ­ В православии  есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех» ­ Быть грешником. Что это значит?  Найдите ответ в учебнике. ­ Давайте  научимся  прощать друг друга. 3.Самостоятельная работа. ­ Выпишите предложения, которые говорят об осуждении  и неосуждении поступков человека. 4.Слушание рассказа о святом Серафиме Саровском.  ­ Великий пример неосуждения дал нам святой Серафим Саровский.       Однажды подошли к старцу три неизвестных человека, одетые по­крестьянски, и приступили с требованием денег. Они думали, что у него их много: «К тебе ходят мирские люди и носят деньги». Серафим ответил им, что он «ни от кого и ничего не берёт». Они не поверили и напали на него, стали жестоко бить. Преподобный Серафим решил претерпеть всё, чтобы потом не было на нём никакой вины, хотя от природы был сильным. Разбойники, избив его до бесчувствия, стали обыскивать келью старца, в своём упорстве даже разломали печь, разобрали пол, но ничего не нашли, кроме икон да нескольких картофелин. Тогда они поняли, на кого подняли руку, опомнились от злой, убийственной корысти, овладевшей ими, и в страхе побежали прочь. Серафим же, придя в себя от страшных побоев, помолился Богу, чтобы Он простил разбойников, и поблагодарил Его за то, что сам не осудил их. Злодеи же впоследствии просили у него прощения и каялись.   ­ Почему так поступил Серафим Саровский? VII. Закрепление изученного. 1.Работа в группах  . Задание: рассмотрите иллюстрации и сформулируйте свои правила. 3. Пользуясь золотым правилом  этики, нравственности, дополните высказывания.  (Карточка № 4) Не забирать, а… Не кричать, а… Не ломать, а … Не прятать, а ... 4. «Договори пословицу»  (Карточка № 5, каждому ученику)  ­Этика  ­ это понятие добра и зла. Составьте пословицы о добре. Добро любит, зло… Добро красиво, зло… Добро спокойно, зло … Добро помогает, зло… Добро миролюбиво, зло… Добро прощает, зло… Добро радостно, зло… VIII. Рефлексия. 1.   Приём    «Кластер      » (на доске) ­ Предлагаю вам составить кластер. Каким должен быть человек, который придерживается золотого правила этики? 2.Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди?  (Карточки № 6  для каждого) Поставьте знаки + или ­ Я хотел(а)  бы, чтобы меня … любили                             не осуждали                    обзывали  обижали                           понимали                       сплетничали дразнили                           ненавидели                       помогали прощали                            доверяли                           обзывали осуждали                           били                                  унижали           ­ Ну, а чтобы всё было, так как вы  хотели бы, что для этого надо  соблюдать? ­ «Золотые правила этикета». IX. Итог урока.  ­ О чем говорили на уроке? ­ Что вам понравилось? ­ Что удивило вас? ­ Что для вас было открытием? ­ Какие мысли возникли? X. Домашнее задание. Творческое задание.  1. Расспросите родственников (маму, папу, бабушку …) как они выполняют «Золотое правило этики». 2.Прелагаю  вам  индивидуально  или объединиться  в группу  и составить  свои правила  дружбы  на основе  «Золотого правила этики». Карточка № 1 1. Выбрать верный ответ.  у человека жизнь стала сложнее, потому что соблюдать правила всегда сложно;  у человека жизнь  стала материально стабильной. Человек заповеди соблюдает – Бог должен обеспечить человека всем   у человека жизнь  стала лучше, потому что, соблюдая правила человек  ближе к Богу и  поступки его делаются более  Заповеди даны человеку для того, чтобы: ● ● необходимым для его жизни; ● нравственными. Карточка № 2 Выбрать тот поступок, который можно назвать милосердным:                                        ● ● ●  не обращать внимания на чужие горести и  беды;  необходимо помогать людям, которые нуждаются в этом;  необходимо помогать людям,  чтобы получить награду. Карточка № 3 Составьте предложение.  ­это     сообщений.      Сплетня      лживых     передача    или      верных ________________________________________________________________ Карточка № 4 ­Пользуясь золотым правилом  этики, нравственности, дополните высказывания.   Не забирать, а… Не кричать, а… Не ломать, а … Не прятать, а ... Карточка № 5 «Договори пословицу»   Добро красиво, зло… Добро спокойно, зло … Добро помогает, зло… Добро миролюбиво, зло… Добро прощает, зло… Добро радостно, зло Карточки № 6 Поставьте знаки + или ­ Я хотел(а)  бы, чтобы меня … любили                             не осуждали                    обзывали  обижали                           понимали                        сплетничали дразнили                           ненавидели                       помогали прощали                            доверяли                           обзывали осуждали                           били                                  унижали

Золотое правило этики

Золотое правило этики

Золотое правило этики

Золотое правило этики

Золотое правило этики

Золотое правило этики

Золотое правило этики

Золотое правило этики

Золотое правило этики

Золотое правило этики

Золотое правило этики

Золотое правило этики

Золотое правило этики

Золотое правило этики

Золотое правило этики

Золотое правило этики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2018