План:
1. Основные художественные направления и течения.2. Первая половина XIX века. Литература. Архитектура. Живопись. Скульптура. Музыка. Театр.3. Вторая половина XIX века. Литература. Архитектура. Живопись. Скульптура. Музыка. Театр.
1. Основные художественные направления и течения.
XIX в. стал для культуры России периодом ее небывалого подъема. Отечественная война1812 г., всколыхнув всю жизнь российского общества, ускорила складывание национального самосознания. Она, с одной стороны, в очередной раз сблизила Россию с Западом, а с другой – ускорила формирование русской культуры как одной из европейских культур, тесно связанной с западноевропейскими течениями общественной мысли и художественной культуры, и оказывающей на нее собственное влияние.
Начиная с 40-х гг. под влиянием западного утопического социализма в России начинает развиваться революционный демократизм.Все эти явления в общественной мысли страны во многом обусловили развитие художественной культуры России XIX в., и прежде всего, ее пристальное внимание к социальным проблемам, публицистичность.XIX в. по праву называют "золотым веком" российской словесности, эпохой, когда российская литература не только приобретает самобытность, но, в свою очередь, оказывает серьезное влияние и на мировую культуру.
2. Первая половина XIX века. Литература.
Первая половина девятнадцатого века названа по праву «Золотым веком русской поэзии». Именно в это время на смену классицизму пришли романтизм и реализм. Это время известно более всего декабристским течением, а также реформами Александра Первого и Отечественной войной 1812 года. Так, произведения, созданные в этот период, имели очень большую литературную и историческую ценность, поскольку отражали в себе историю русского государства. Романтизм – это направление, главной темой которого является свобода. Неважно чего: свобода слова, выражения мыслей и взглядов, свобода чувств. Главный герой в романтизме всегда идет против общества. Этими предпосылками характеризуется своеобразный конфликт «человек-общество», «человек-окружающая среда».
Наиболее характерные черты романтизма в то время в русской литературе были следующие:
В русском романтизме перед человеком – главным героем какого-либо произведения стоит проблема непонимания его обществом или же борьба с окружающим миром. Такими были герои произведений величайших русских авторов: Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Именно они в начале девятнадцатого века творили в литературном направлении романтизма.
Характерной особенностью русского романтизма также явлется четкое разделение мира на «белое» и «черное»: резко противопоставляются друг другу добро и зло, любовь и ненависть.
Главный герой романтических произведений – это человек, прежде всего, всегда находящийся в состоянии борьбы: внутренней или внешней. Это человек, способный испытывать сильные эмоции и чувства, способный сочувствовать и сопереживать другим людям как самому себе, способный жертвовать чем-либо своим во благо людям или стране.
2. Первая половина XIX века. Литература.
Кто же творил в это время и чьими произведениями мы восхищаемся до сих пор? Кто сделал русскую литературу первой половины века такой, какой мы видим ее сейчас? Список писателей первой половины девятнадцатого века можно продолжать бесконечно. Нам же следует остановиться на некоторых из них. Самый знаменитый, конечно же, Александр Сергеевич Пушкин – величайший поэт и прозаик девятнадцатого века, признанный литературный гений. В его произведениях можно найти любой ответ на самые различные философские вопросы. Он поднимает в своих произведениях следующие темы: тема войны, тема государства, религии, веры, любви, предательства, ненависти, дружбы и так далее. Поэтому произведения Александра Сергеевича Пушкина поистине классические и гениальные.
2. Первая половина XIX века. Литература.
Вторым известнейшим автором того периода можно назвать Михаила Юрьевича Лермонтова. Именно в его произведениях так отчетливо проявляется романтизм. Именно М. Ю. Лермонтов впервые показал читателю мир, полный несовершенства и отчаяния, мир, в котором ничего не значат ни люди, ни государство. Пожалуй, именно Пушкин и Лермонтов являются наиболее известными авторами, творившими в начале девятнадцатого века. Именно благодаря им русская литература сегодня стала такой, какой она есть, приобрела такие черты, какие мы видим в ней и сегодня. Она была и остается актуальной для всех поколений, независимо от их возраста, потому что русская литература – это источник ответов на интересующие философские или какие-либо иные вопросы. Отдельное внимание стоит уделить теме лишнего человека в русской литературе начала девятнадцатого века. «Лишний человек» - потерянный, не нашедший себя в обществе и в каком-либо деле, никому не нужный человек. Он образован и умен, однако, бесконечно одинок. Именно такими качествами и обладал «герой» того времени – лишний человек в русской литературе.
2. Первая половина XIX века. Литература.
2. Первая половина XIX века. Архитектура.
В начале XIX в. русская архитектура продолжает развиваться в стиле классицизма, но в завершающем его этапе – стиле ампир.
Как известно, первая половина XIX в. в России отмечена всеобщим подъёмом, связанным с победой в Отечественной войне 1812 г. Основные задачи архитектуры этого времени – решение градостроительных вопросов: в Петербурге создаются уникальные городские ансамбли, завершается планирование основных площадей (Дворцовой и Сенатской), а Москву интенсивно восстанавливают после пожаров 1812 г.
Во многом русский ампир опирался на античность в греческом варианте. Широко использовался суровый и лаконичный дорический (тосканский) ордер. Основные элементы ордера укрупняются, подчеркивается мощь гладких стен, арок и колоннад.
2. Первая половина XIX века. Архитектура.
Казанский собор
Горный институт
Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814)
2. Первая половина XIX века. Архитектура.
Андреян Дмитриевич Захаров (1761-1811)
Лютеранская церковь св. Петра в Гатчине.
2. Первая половина XIX века. Живопись.
Для изобразительного же искусства начало XIX столетия — это и вовсе золотой век (как называли его уже современники и каковым он непреложно считается по сей день). Именно в это время русские художники, скульпторы и архитекторы достигли высочайшего мастерства, что позволило им встать в один ряд с лучшими мастерами европейского искусства.
2. Первая половина XIX века. Живопись.
ВАСИЛИЙ САЗОНОВ. Первая встреча князя Игоря с Ольгой. Холст, масло. 92,2 х 132,1 см. Государственная Третьяковская галерея
2. Первая половина XIX века. Живопись.
АНДРЕЙ ИВАНОВ. Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году. Около 1810 Холст, масло. 204 х 177,5 см. Государственный Русский музей
2. Первая половина XIX века. Живопись.
АЛЕКСЕЙ ЕГОРОВ. Отдых на пути в Египет. Холст, масло. 66,5 х 49 см. Государственный Русский музей
2. Первая половина XIX века. Живопись.
ВАСИЛИЙ ШЕБУЕВ. Гадание. Автопортрет. 1805. Холст, масло 91,5×73,5 см. Государственная Третьяковская галерея
2. Первая половина XIX века. Скульптура.
Скульптура начала XIX в. исключительно патриотична и посвящена в основном итогам Отечественной войны 1812 г., которая породила высокий патриотизм в обществе и искусстве.
Создавая величественные сооружения и целые ансамбли в Москве, Петербурге и других городах, архитекторы активно сотрудничали со скульпторами, мастерами декоративной пластики. Лучшими скульпторами того времени были Феодосий Щедрин, Василий Демут-Малиновский, Степан Пименов, Иван Теребенёв.
2. Первая половина XIX века. Скульптура.
Феодосий Федорович Щедрин (1751-1825)
Фонтан «Сирены» в Большом каскаде Петергофа
«Диана» (1795). Государственный Русский музей
2. Первая половина XIX века. Скульптура.
Ива́н Петро́вич Ма́ртос (1754-1835)
«Минин и Пожарский» (1818). Красная площадь, Москва
2. Первая половина XIX века. Музыка.
В первой половине XIX века начинается расцвет русской классической музыки. Творчество Глинки и Даргомыжского открывает период стремительного взлета национального музыкального искусства до вершин мировой культуры. Развитие музыки было частью общего процесса — подъема всего русского искусства в знаменательный период исторического развития Российского государства. Отечественная война 1812 года и восстание декабристов в 1825 году вызвали мощный взрыв патриотических чувств, подъем духовных сил нации
2. Первая половина XIX века. Музыка.
Музыкальная жизнь России с начала XIX века начинает приобретать новые черты. Важными музыкальными центрами становятся лицеи, пансионы, университеты, а также литературно-художественные кружки. В этих кружках объединялись любители искусства, писатели, артисты, художники, музыканты. Здесь исполнялись новые произведения, обсуждались оперные спектакли и концерты. Такие собрания устраивались в Петербурге в домах Дельвига, Одоевского, графа Михаила Виельгорского, в Москве — у Грибоедова, княгини Зинаиды Волконской.
Оживляется концертная жизнь: в 1802 году в Петербурге создается первая русская концертная организация — «Филармоническое общество», которое устраивало публичные симфонические концерты. Концерты камерной музыки проходят в частных домах, дворянских и благородных собраниях и различных учебных заведениях, в них участвуют как русские, так и иностранные музыканты. Значительную роль продолжают играть хоры и симфонические оркестры крепостных музыкантов, которые существовали во многих дворянских усадьбах.
2. Первая половина XIX века. Музыка.
Романсовое творчество композиторов первой половины XIX века сложилось на основе народных крестьянских, городских и российских песен. Именно в романсе формировались особенности русского музыкального языка, национального музыкального стиля. Его развитие было тесно связано с расцветом русской поэзии в пушкинскую эпоху и творчеством Жуковского, Вяземского, Баратынского, Дельвига, Батюшкова, Языкова, самого Пушкина и других поэтов. На их стихи писали свои романсы О. Козловский, А. Жилин, братья Титовы, Мих. Виельгорский, А.Верстовский, А. Алябьев, А.Варламов, А.Гурилёв, П. Булахов, М. Глинка, А. Даргомыжский. В их творчестве сложились основные жанры русского романса. Это лирический романс — самый распространенный в это время; «русская песня», возникшая как подражание народной музыке; элегия — лирико-философское размышление; романтическая баллада, создателем которой в России стал Верстовский; застольная песня, родившаяся из маршевых походных песен и воспевавшая свободу, просвещение и патриотизм; лирические романсы о «дальних странах», в которых возникали романтические образы Италии, Испании, Кавказа, Востока, а также романсы в танцевальных ритмах (вальса, польки, мазурки, полонеза, болеро и других).
Одновременно происходит формирование неповторимо своеобразного русского вокального стиля, в котором соединились интонации и традиции народного пения с особенностями итальянской вокальной культуры бельканто, столь популярной в России. Каждый романс создает свой индивидуальный, легко запоминающийся образ, затрагивая самые чувствительные струны в сердце слушателя. Задушевность русского романса — его особая черта, идущая от искренности сопереживания автора своему лирическому герою, от свойств русской души.
2. Первая половина XIX века. Музыка.
А.А. Алябьев
А.Е.Варламов
М.И. Глинка
Полонез
Красный сарафан
Я вижу образ твой
2. Первая половина XIX века. Театр.
Театральное искусство этого времени прощалось «с екатерининской эпохой, с ранним русским классицизмом». XIX век в первую очередь ознаменован годами Великой отечественной воны с армией Наполеона. В театре с огромным успехом идут пьесы, посвященные борьбе за отечество, прославляющие подвиги героев. Наибольшей популярностью пользовались трагедии В. А. Озерова. В его произведениях раскрылось дарование замечательных трагических актеров Алексея Семёновича Яковлева и Екатерины Семёновны Семёновой.
Самой яркой постановкой Озеровских пьес стала премьера «Дмитрия Донского» с Яковлевым и Семёновой в главных ролях в петербургском Большом театре. Премьера состоялась за несколько месяцев до заключения Тильзитского мира, который многие считали унизительным для России. Фразу: «Ах! Лучше смерть в бою, чем мир принять бесчестный!» зрительный зал встретил громом аплодисментов. Героические образы, созданные на сцене Яковлевым и Семёновой, прославляли подвиг, вызывали горячие патриотические чувства. Искусство этих актеров разрушало условность старой манеры игры, прокладывало дорогу театру нового времени.
2. Первая половина XIX века. Театр.
Вторым по значимости историческим событием, оказавшим влияние на становление театра в XIX веке стало восстание декабристов. Декабристы требовали от театра правдивого изображения жизни, обличения крепостничества и самодержавия, пропаганды высоких гражданских идеалов, любви к свободе.
Вопросы театральной эстетики разрабатывал Пушкин. Он отстаивал в русском театре принципы подлинной народности. Гениальными новаторскими произведениями этого периода были комедия Грибоедова «Горе от ума» и трагедия Пушкина «Борис Годунов».
3. Вторая половина XIX века. Литература.
Великолепным мастером русского языка, тонким знатоком и певцом родной среднерусской природы был Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883). Тургенев был чутким и внимательным наблюдателем общественной жизни, сумевшим в своих произведениях
«Рудин»,
«Отцы и дети»,
«Новь»,
«Накануне» и других поднять самые волнующие вопросы современности.
Крупнейшим писателем был Ф. М. Достоевский (1821 -1881), творчество которого оказало огромное влияние на развитие мировой литературы. Глубокое знание человеческой психики, умение раскрыть тонкие душевные переживания человека, симпатии к «униженным и оскорбленным» - все это составляет суть его сочинений
«Бедные люди»,
«Преступление и наказание»,
«Записки из мертвого дома»,
«Братья Карамазовы».
3. Вторая половина XIX века. Литература.
Великий писатель Лев Николаевич Толстой (1828-1910) в своих произведениях
«Война и мир»,
«Анна Каренина»,
«Воскресение»
и многих других с непревзойденной в истории мировой литературы силой сумел отразить жизнь во всей ее сложности и противоречивости, показать все богатство души человека и его мучительные поиски правды и справедливости.
3. Вторая половина XIX века. Литература.
К концу XIX в. расцветает талант замечательного писателя Антона Павловича Чехова (1860-1904). Осмеивая пошлый мещанский быт, узость кругозора обывателя, создавая типические образы самодержавно-полицейского режима
«Унтер Пришибеев»,
«Хамелеон»,
«Человек в футляре»
А. П. Чехов страстно мечтал о счастье народа, о красоте и творческом труде в будущем обществе.
Передовая русская литература оказала огромное влияние на развитие других видов искусства - театра, музыки, живописи.
3. Вторая половина XIX века. Литература.
3. Вторая половина XIX века. Архитектура.
На развитии архитектуры второй половины XIX века отразилось развитие российского капитализма после реформы 1861 года. Появлению новых типов архитектурных сооружений того времени — вокзалов, крытых рынков, доходных домов, больниц, школ - способствовало развитие промышленности, увеличение торговли, рост производительных сил. Вторая половина XIX века в России - время, которое отдано эклектике, а именно смешению исторических стилей. Возведение зданий происходило в ренессансном, готическом или мавританском стиле, путем копирования архитектурных форм или деталей фасадов, сочетая сразу несколько стилей, либо использование только одного из нескольких. Характерным примером постройки в одном «вкусе» является дворец Великого князя Владимира Александровича в Петербурге (А.И. Резанов), построенный в 1867-1871 гг в стиле итальянского палаццо с одновременным использованием в отделке внутреннего убранства тем рококо, классицизма и элементов «русского стиля»
3. Вторая половина XIX века. Архитектура.
Архитекторы материально зависели от частных предпринимателей, что свело практически к нулю осуществление крупномасштабных проектов. Основным заказчиком выступала русская буржуазия. На 30-40 гг XIX века приходится постепенная утрата ясности и простоты архитектурного художественного образа, что привело к неизбежной потере единства стиля, к господству эклектики. Рациональная планировка сооружений того периода активно маскировалась архаичностью. Ограниченность по объему этих форм приводила к применению их в архитектурных сооружениях, в независимости от их прямого назначения. Оформление современных зданий декоративными элементами из русского зодчества обладало эклектическим, поверхностным характером, что усиливало противоречивость. Государственное строительство, грамотно продуманные в архитектурном смысле застройки уступили место сокращению строительства государственных объектов и увеличению числа частных построек. Качество архитектурных ансамблей с точки зрения их эстетичности и плановости оттеснялось на второй план, либо вовсе игнорировалось. В итоге городские территории развитого капитализма выглядели как хаотичные застройки, что несомненно наложило отпечаток на городской облик. Масштабы сооружений характеризовались несогласованностью и диспропорцией, пышный центр резко контрастировал с убожеством окраин. Фабричные и заводские комплексы были своеобразными уродующими конструкциями для городского облика. Стремление архитекторов того времени придать таким сооружениям стиля путем включения в облик случайного орнамента в кирпиче, не давало нужного эффекта. Решения, которые искали архитекторы в декоративных формах прошлого именуется историзмом или, как сказано выше, эклектикой. Исследователи замечали, что данное направление было реакцией на зависимость от традиций классицизма. Период историзма приходится на 1830 - 1900 годы.
3. Вторая половина XIX века. Архитектура.
Дворец Великого князя Владимира Александровича в Петербурге
3. Вторая половина XIX века. Живопись.
Во второй половине XIX века русское изобразительное искусство оказалось во власти общественно-политических идей. Ни в одной европейской стране не было столь долгого бытования в живописи критического реализма – исторической модификации реалистического направления, в котором художники ставили задачу не просто изобразить жизнь «в форме самой жизни», но и показать самые неприглядные стороны действительности. Реформа по отмене крепостного права 1861 года очень сильно запоздала: в стране резко обозначилась пропасть между власть имущими, немногочисленным дворянством и большинством населения – крестьянами. Государственные реформы, проведенные Александром II, не принесли существенного облегчения народу. На арену исторической, и особенно художественной жизни России вышла разночинная интеллигенция, обостренно ощущавшая ответственность за «униженных и оскорбленных». Метод критического реализма – это своеобразный вариант «народнического движения» в живописи, когда в искусстве видят оружие для переустройства жизни.
3. Вторая половина XIX века. Живопись.
На художников демократического направления огромное воздействие оказали идеи, высказанные в 1855 году Н. Чернышевским в его диссертации «Об эстетических отношениях искусства к действительности». «Прекрасное есть жизнь», – утверждал Чернышевский, а «величайшая красота встречается только в мире реальном». Искусство, по Чернышевскому, должно было выполнять идеологическую роль: объяснять явления жизни и выносить им приговор. Идеологом этих эстетических идей стал знаменитый критик В. Стасов.
3. Вторая половина XIX века. Живопись.
Одним из первых на путь критического реализма вступил Василий Григорьевич Перов (1834–1882). В своих произведениях он рисует образ беспросветной жизни, где попраны все святыни («Сельский крестный ход на Пасхе»), а в лучших работах приходит к выразительному обобщению и охвату драмы русской жизни вообще («Утопленница», «Последний кабак у заставы»). Характерно, что в зрелых работах этого мастера исчезает лучезарное свечение красок (как у его предшественника П. Федотова), преобладает серо-коричневая гамма, как нельзя более точно отражающая тягостное настроение уныния и тоски.
3. Вторая половина XIX века. Живопись.
Василий Григорьевич Перов
Сельский крестный ход на Пасхе
Утопленница
3. Вторая половина XIX века. Живопись.
Для становления русской школы живописи второй половины XIX века огромную роль сыграл Павел Михайлович Третьяков (1832–1898) – коллекционер, создатель картинной галереи русского искусства, которую он подарил Москве в 1892 году.
3. Вторая половина XIX века. Скульптура.
Для искусства скульптуры этого периода характерно смешение стилей; модерна, определяемого достижениями научно-технического прогресса, и стилизации под старину. Развитие русской скульптуры второй половины XIX века тесно связано с процессом становления реализма в русском искусстве.
В 1851 году были упразднены должности ректора скульптуры и профессора второй степени «по части ваяния фигур и орнаментов». Происходит утрата монументальности, теряется связь с архитектурой, идёт преимущественное развитие станковой скульптуры. Следует отметить, что монументальная скульптура госзаказа утрачивает прогрессивное значение. В этот период устанавливаются скульптурные памятники личностям, имеющим большое общественное значение: деятелям культуры, науки, полководцам, ученым, писателям. В станковой скульптуре культивируется подчеркнутая будничность сюжетов и образов, обыденность трактовки, что указывает на интенсивное рождение скульптуры реалистического плана.
Многие отечественные скульпторы получили большую известность.
3. Вторая половина XIX века. Скульптура.
Антокольский Марк Матвеевич
Иван Грозный
Христос перед народом
3. Вторая половина XIX века. Музыка.
Камерная и симфоническая музыка вышла за пределы аристократических салонов, где она ранее звучала, и стала достоянием более широкого круга слушателей. Большое значение в этом сыграла организация в 1859 году в Петербурге и год спустя в Москве Русского музыкального общества (РМО).
Антон Григорьевич Рубинштейн много сил и энергии отдал организации РМО. Русское музыкальное общество ставило своей целью «сделать хорошую музыку доступной большим массам публики». В концертах, которые устраивало РМО, получили возможность выступать русские артисты.
3. Вторая половина XIX века. Музыка.
В музыкальном творчестве 60-х годов ведущее место заняли Чайковский и группа композиторов, вошедших в состав балакиревского кружка. Речь идет о "Новой русской школе", или, как её назвал однажды в своей статье Стасов, "Могучей кучке": "… сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов", - писал он по поводу одного из концертов под управлением Балакирева.
В "Могучую кучку", кроме Балакирева, вошли Кюи, Мусоргский, Бородин и Римский-Корсаков. Балакирев стремился направить деятельность молодых композиторов по пути национального развития русской музыки, помогая им практически овладеть основами композиторской техники. Сам отличный пианист и композитор, он пользовался огромным авторитетом у своих молодых друзей. Римский-Корсаков так писал о нём впоследствии в своей книге «Летопись моей музыкальной жизни»
3. Вторая половина XIX века. Театр.
Для театра этого времени были характерны громкие, полные страсти монологи, эффектные положения, подготавливающие театральные уходы, то есть эффектно завершив свою сцену актер подчеркнуто театрально удалялся вызывая рукоплескание зала. За театральными чувствами исчезали сложные жизненные переживания и раздумья. Вместо сложных реалистических характеров накапливались трафаретные сценические роли. Чиновники, управляющие «императорскими» театрами, упорно стремились превратить их в места легкого развлечения.
Два великих события в театральной жизни знаменуют собой конец 19 века – рождение драматургии Антона Павловича Чехова и создание Художественного театра. В первой же пьесе Чехова «Иванов» обнаружились новые черты: отсутствие деления персонажей на героев и злодеев, неспешный ритм действия при огромной внутренней напряженности. В 1895 году Чеховым была написана большая пьеса «Чайка». Однако спектакль, поставленный по этой пьесе Александрийским театром провалился. Драматургия требовала новых сценических принципов: Чехов не мог прозвучать на сцене без режиссуры. Новаторское произведение было оценено драматургом, театральным педагогом Немировичем-Данченко. Который вместе с актером режиссером Станиславским создали новый Художественный театр.
3. Вторая половина XIX века. Театр.
Русский театр конца 19 века стал наполняться разнообразными работниками сцены: молодыми актерами, бутафорами, костюмерами и прочими. На смену малограмотным мещанам (хотя таких оставалось большинство) к актерской профессии стали питать интерес люди из дворянских семей. Гимназисты, чиновники и студенты, пополнившие ряды театральной труппы, значительно повысили образовательный уровень театров (примерами таких культурных театральных деятелей можно назвать критика Потехина, актёров Андреева-Бурлака, Варламова, Савину и Сумбатова-Южина). Постепенно работа актёра стала одной из самых прибыльных профессий для наиболее успешных исполнителей, вслед за этим стал изменяться и общественный статус артистов, которые из уничижительных «комедиантов» превращались в полноправных членов русского общества. Правда, на начальном этапе это большей частью касалось лишь столичных артистов, получивших хорошее образование, в том числе и университетское.
Новые зрители в театре
Новые артисты — новые зрители. На смену представителям дворянства в театр пришёл весь свет интеллигенции: профессора и их студенты, разнообразные сочинители, репортеры, доктора и прочие. Новый репертуар, отпугивавший губернскую аристократию, пришёлся по вкусу именно им. Театр стал местом для молодых «любителей искусства». Российское купечество присоединялось к любителям театра осторожно постепенно. Сначала это были только купеческие дети, но позже, во время спектакля, в нижних рядах можно было увидеть и самих богатых купцов с жёнами в дорогих украшениях (на верхних рядах размещалась аудитория уже не столь обеспеченная, ну а на «галёрке», на самых дешёвых местах, располагались бедные студенты вместе с неграмотными торговцами. В то же время «просвещенное дворянство» стало предпочитать оперу и балет, особенно в исполнении заезжих трупп. В демократизации отечественных подмостков высшие слои общества не устраивало новое содержание репертуара. Позднее популярность драматического театра пошла на спад, из-за кризисной атмосферы в тогдашнем обществе и неблагоприятной политической обстановке в стране.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.