Урок обучения грамоте и письму. 1 класс
Тема урока: Звуки [д, д,]. Буквы Д, д.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
|||
Предмет |
Обучение грамоте |
Класс |
1 |
Тема урока
|
Звук [д], [д’]. Буква Д, д |
||
Дидактическая цель
|
Познакомить учащихся с согласными звуками [д], [д’] и буквами Д, д, обозначающими эти звуки, научиться писать строчную букву д. |
||
Планируемые образовательные результаты |
|||
Личностные умения |
Метапредметные умения |
Предметные умения |
|
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «дружба», «ответственность». 2. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
|
Познавательные 1. Извлекать информацию из иллюстраций, текстов. 2. Устанавливать общие признаки предметов и объединять их в группы.
Регулятивные 1. Под руководством учителя выделять учебную задачу, принимать условия её выполнения. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 3. Высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Коммуникативые 1. Слушать и понимать других. 2. Оформлять свои мысли в устной форме. |
1.Выделять звуки в ленте букв. 2.Выделять звуки [д] и [д’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. 3.Наблюдать за артикуляцией глухих согласных [д], [д’] . 4.Читать тексты. Выполнять задания к текстам. 5.Называть правильно элементы букв Д, д. |
|
Решаемые учебные проблемы (учебная задача) |
Учиться распознавать в словах звуки [д], [д’], правильно обозначать их на письме. |
||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Буква, печатная буква, письменная буква, строчная (заглавная) буква, прописная буква, звук, согласный звук, твёрдый звук, мягкий звук, глухой звук, слог. |
||
Образовательные технологии, используемые на уроке (в т.ч. рефлексивные технологии) |
Здоровьесберегающая технология, диалоговая технология, эмоциональная рефлексия. |
||
Вид используемых на уроке средств |
иллюстрации |
Ход урока
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА |
Организационное начало урока. Мотивация. - Сегодня у нас необычный день, у нас сегодня праздник, потому что к нам пришли гости. Обращение к гостям в начале урока: - Вам, ребята я желаю успехов. Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить. –Итак, урок обучения грамоте и письму. Впереди вас ждет много интересного. Будьте очень внимательны. Актуализация знаний. -Ребята, на доске записаны буквы, назовите их. Т у к О и Е в ы Н п М - На какие группы их можно разделить? (печатные и прописные, гласные и согласные) - Подчеркните красным мелом все гласные буквы. (________) - Подчеркните синим мелом все согласные буквы. (________) - Назовите все печатные буквы.(________) Все прописные. (_____________) - Определите по ленте букв, сколько гласных букв мы уже изучили?(6) А согласных?(11) Сколько еще гласных букв нам предстоит изучить?(4) А согласных?(10) Вот какая трудная и интересная работа нам предстоит. Девиз к сегодняшнему уроку я взяла пословицу - Терпенье и труд всё перетрут. (стр.104) Как вы её понимаете? Если мы каждый урок будем работать под девизом: Терпенье и труд всё перетрут, то совсем скоро мы изучим все буквы, научимся хорошо читать и сможем прочитать большое количество интересных книг и узнать много интересного. Итак, давайте начнём трудиться. |
Приветствуют учителя, настраиваются на урок, организуют своё рабочее место.
Ответы детей
( ответы детей)
НА ДОСКЕ Терпение и труд всё перетрут любые трудности преодолимы, если хорошенько поработать над их разрешением и запастись терпением. |
Целеполагание. Открытие нового знания 1. Выделение звука (Знакомство с новым звуком) Сегодня мы познакомимся с новыми звуками и буквой. -А вот с какими новыми звуками и буквой нам предстоит познакомиться, вы определите сами. Помогите мне закончить предложение. Тут наш… (дом). Из трубы идет … (дым). У дома растет… (дерево). На дереве сидит… (дятел). К дому ведет… (дорожка). У дома сидит… (дед). - Назовите только те слова, которые вы добавляли. - Какие первые звуки услышали в этих словах? |
На доске постепенно появляются картинки.
Тема нашего урока «Звуки [д] и [д’]. Буква Д, д». ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ.
|
Наблюдение над артикуляцией, характеристика звука. 2. Сообщение темы. Постановка УЗ. - Давайте произнесём звук [д], [д'] громко. - Что вы заметили при произношении этих звуков? - Как вы думаете, что можно сказать про эти звуки? - Какая буква обозначает эти звуки? - Как вы думаете какова тема урока? - Давайте вместе сформулируем цели нашего урока. - Сегодня мы познакомимся с новыми звуками, исследуем и охарактеризуем их, узнаем какой буквой обозначаются эти звуки, научимся читать слоги и слова с этой буквой, узнаем о работе водолазов, научимся писать строчную букву д.
- На что похожа буква д?
Д- с высокой крышей дом. В этом доме мы живём.
Применение нового знания Работа по странице азбуки А) Чтение слогов-слияний Давайте откроем учебники на стр.105 и прочитаем слоги.
Б) Чтение слов в Азбуке стр.105 Чтение слов с изученной буквой.
- Ребята, что общего у слов, находящихся в первом столбике? Во втором?
- Произнесите громко и четко второе и третье слова первого столбика и первое слово из второго столбика. Что вы услышали?
Как называются такие согласные? Сколько таких пар мы уже знаем? Назовите их. Молодцы! - Какую часть учебной задачи выполняли?
Физминутка. (+ для рук)
-Какую часть задачи наших уроков мы выполнили? - Следующая задача нашего урока какая? Работа в прописи стр.16. «На рабочей строке выписываем овал, затем рядом с ним от верхней линии рабочей строки пишем вниз петлю до нижней дополнительной строки. Окончание петли в слогах зависит от вида соединения».
Какую часть учебной задачи выполняли?
В) Чтение текста (учебник, с. 105) Вспомните наш сегодняшний девиз. (Терпенье и труд всё перетрут) - А ведь трудятся люди по-разному. В современном мире есть множество разных профессий. И все они важные, нужные. - Кем бы вы хотели стать? - Назовите профессии, которые начинаются с буквы Д. - Найдите слово, которое тоже обозначает профессию. Итак, это слово – ВОДОЛАЗ. Сегодня мы узнаем о работе водолаза. – Прочитайте текст плавно, соединяя слоги в слова. Ответьте на вопросы: – Кем работает папа у Димы и Нади? - Где работают водолазы? - Почему их работа трудна? - Каждый ли человек может стать водолазом? - Что делали на дне реки водолазы? - Для чего нужно следить за состоянием опор мостов через реку? - Для чего через водные пространства строят мосты? - Озаглавьте текст.
Работа с иллюстрацией. - Рассмотрите иллюстрацию на с.104. - Кто плавает под водой? - Как называется вид спорта, когда аквалангисты опускаются на морское дно? - Какое оборудование необходимо аквалангисту, чтобы не погибнуть под водой?
- Что увидели водолазы на дне моря? Каких морских обитателей они встретили? - Как могли сокровища оказаться на морском дне? Профессия аквалангиста очень интересная, но и опасная. Аквалангисты очень дисциплинированные, дружные и ответственные люди, они умеют жить по правилам. Если нарушить правила пользования аквалангом, то под водой можно погибнуть. Это ещё и терпеливые люди. - Чем опасны пираты в море? Может ли деятельность пиратов считаться хорошей, почётной? Только очень нехорошие и жестокие, жадные люди стремятся стать пиратами. - Придумайте название для иллюстрации.
- Какая из пословиц подойдет к нашей теме?
Игра «твёрдый - мягкий» - Если в слове есть звук [д], поднимаете карандаш синего цвета, если есть [д']- зелёного цвета.. Дело, домино, дудочка, Дима, друг, дети, радость, гвоздика, Денис, дом. -Итак, ответили мы на вопросы, которые поставили в начале урока?
|
При произношении звука [д] воздух встречает преграду, препятствие. Значит, он согласный, твёрдый. При его произнесении слышится голос и шум. В ушах есть звон. Значит, он звонкий. Звук [д’] произносится мягко, значит, он мягкий. Дети дают характеристику звукам [д], [д'] с опорой на ленту букв.
Картинку на доску
Работа по учебнику стр.105 Дети читают слоги. (по очереди)
Дети читают слова на стр. 105.(цепочкой)
Слова связаны с водой Слова связаны с трудом
В словах водопад, водолаз и труд согласные звуки в конце слова произносятся не так, как пишутся.
Парные звонкие и глухие согласные 3. (б-п, з-с, д-т)
Называют часть выполненной задачи. Научиться писать строчную букву д. Работа в прописи (1 и 2 строки)
(дрессировщик, дворник, доктор, доярка)
Дисциплинированные, ответственные и и терпеливые люди
Водолаз или аквалангист.
Дайвинг-это подводное плавание со специальным снаряжением · Акваланг (аппарат для дыхания): Маска; Гидрокостюм ;Ласты; Баллон;
Клад, сокровища, медузы, рыбы, осьминога, ракушки.
«Сокровища моря», «Клад»,….
Читают пословицы стр. 104. (вторая: на авось сделанная работа ведёт к авариям)
|
|
|
VΙ. Подведение итогов - С какой буквой познакомились на уроке? - Какие звуки она обозначает? - Где расположилась буква Д на ленте букв? - А этот звук звонкий или глухой?
|
Дают полную характеристику букве Д.
|
VΙΙ. Итог, рефлексия - Оцените свою работу на уроке. - Если вам понравился урок, вам всё удалось и вы довольны собой – нарисуйте солнышку 1 лучик с улыбкой. - Если вам не понравился урок, у вас не всё получалось и вам нужна помощь – нарисуйте 1 лучик у грустного солнышка. Покажите свои солнышки. – А сейчас произнесите про себя своё имя и фамилию. Встаньте те дети, в имени или фамилии которых есть новый звук.
Давайте вернёмся к девизу нашего урока. - Что бы в жизни многого достичь, нужно много работать.
- Урок окончен! До свидания!
-Мы продолжим работу с этими звуками и буквами на следующем уроке.
|
Рисуют.
Демиденков Ярослав, Дарья Васильева, Кузнецова Александра,
|
Образовательные ресурсы:
Для учителя 1. Литература
2. Интернет-ресурсы
Для ученика |
1. Азбука. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. – М.: Просвещение. 2011. – 112 с.: ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-0169264 2. Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению). 1 класс: система уроков по учебнику В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной / авт.-сост.Е. В. Кислякова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 339 с. ISBN 978-5-7057-3000-1
3. http://old.prosv.ru/ebooks/Goreckii_gramota_i_pismo/3.html
Азбука. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. – М.: Просвещение. 2011. – 112 с.: ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-0169264 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.