Послушаем кассету с записью духовной музыки — тибетских монахов или григорианское пение. Если вслушаться, то можно услышать, как голоса сливаются, образуя один пульсирующий тон.
Это один из самых интересных эффектов, свойственных некоторым музыкальным инструментам и хору людей, поющих примерно в одной тональности — образование биений . Когда голоса или инструменты сходятся в унисон, биения замедляются, а когда расходятся — ускоряются.
Звуки, которых нет
Послушаем кассету с записью
духовной музыки — тибетских
монахов или григорианское пение.
Если вслушаться, то можно услышать,
как голоса сливаются, образуя один
пульсирующий тон.
Это один из самых интересных
эффектов, свойственных некоторым
музыкальным инструментам и хору
людей, поющих примерно в одной
тональности — образование биений .
Когда голоса или инструменты
сходятся в
унисон, биения замедляются, а когда
расходятся — ускоряются.
Возможно, этот эффект остался бы в
сфере интересов только музыкантов,
если бы не исследователь Роберт
Монро. Он понял, что несмотря на
широкую известность в научном мире
эффекта биений, никто не исследовал
воздействие их на состояние человека
при прослушивании через
стереонаушники. Монро открыл, что
при прослушивании звуков близкой
частоты по разным каналам (правому
и левому) человек ощущает такназываемые бинауральные биения,
или бинауральные ритмы.
Например, когда одно ухо слышит
чистый тон с частотой 330 колебаний
в секунду, а другое — чистый тон с
частотой 335 колебания в секунду,
полушария человеческого мозга
начинают работать вместе, и в
результате он “слышит” биения с
частотой 335 330 = 5 колебания в
секунду, но это не реальный внешний
звук, а “фантом”. Он рождается в
мозге человека только при сочетании
электромагнитных волн, идущих от
двух синхронно работающих
полушарий мозга.
«Мне всегда нравилось спрашивать и
узнавать чтото новое. Тем не
менее, вплоть до поступления в
высшую школу я никогда не получал
удовольствия от учебы и не имел в
ней особых успехов. Было время,
когда я находился на грани
академического срыва, когда даже
удовлетворительные оценки
давались с трудом. И это при том,
что в детстве меня называли
смышленым ребенком, который, по
идее, должен учиться на отлично.Причиной моих неудач взрослые, как
всегда, считали недостаток
прилежания. Я же, разочаровывая
их, все больше отчаивался сам.
Став взрослым, я продолжил учебу
в колледже, где также не блистал.
Когда я заваливал экзамен, я
пересдавал его до тех пор, пока не
получал нужной мне отметки.
Поступив же в высшую школу, я
понял, что мне нужна новая
стратегия, поскольку возможности
бесконечно пересдавать экзамены
здесь уже не было. Я уже не мог
так много работать ради столь
посредственных результатов,
поэтому со всей силой своего
отчаяния устремился на поиски
этой новой стратегии.
К счастью, я ее нашел — мне
удалось преодолеть свою
“неспособность” к обучению с
помощью бинауральных ритмов и
диметиламиноэтанола (ДМАЭ)
компонента, содержащегося в
морепродуктах.
В результате академический
сизифов труд превратился в
изысканное развлечение, повлекшее
за собой отличные отметки итрансформацию меня как
личности. Я чувствовал себя так,
будто освободился из пожизненного
заключения.»
Этим вступлением начинает одну из
своих статей Ричард Кеннерли —
американский ученый, исследовавший
влияние на умственную
работоспособность человека
прослушивания особых комбинаций
звуковых колебаний, получивших
название бинауральных ритмов.
Таким образом, одним из самых
эффективных способов организации
биоэлектрических колебаний мозга (и
связанных с ними
психофизиологических состояний),
одновременно обеспечивающих
высокую синхронизацию обоих
полушарий, являются бинауральные
биения. Что же происходит в мозге,
когда человек «слышит» эти звуки.
В 50е годы получил развитие метод
электроэнцефалографии (ЭЭГ),
позволяющий записывать и изучать
биоэлектрические потенциалы мозга.
Тогда же было установлено, что
частота биоэлектрических колебаниймозга способна синхронизироваться,
при определенных условиях, с
различными ритмичными стимулами,
например, импульсами сверх слабого
электрического тока, световыми
вспышками и звуковыми щелчками,
если частота следования стимулов
находится в рамках естественного
диапазона частот биоэлектрических
потенциалов мозга.
Легче всего мозг следует за
стимулами в интервале частот 825Гц,
но при тренировке этот интервал
можно расширить на весь диапазон
естественных частот мозга.
В настоящее время принято выделять
четыре основных вида электрических
колебаний в человеческом мозге,
каждому из которых соответствует
свой диапазон частот и состояние
сознания, при котором он
доминирует.