Звуки, которых нет

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 02.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Послушаем кассету с записью духовной музыки — тибетских монахов или григорианское пение. Если вслушаться, то можно услышать, как голоса сливаются, образуя один пульсирующий тон. Это один из самых интересных эффектов, свойственных некоторым музыкальным инструментам и хору людей, поющих примерно в одной тональности — образование биений . Когда голоса или инструменты сходятся в унисон, биения замедляются, а когда расходятся — ускоряются.
Иконка файла материала 1.docx
Звуки, которых нет Послушаем кассету с записью  духовной музыки — тибетских  монахов или григорианское пение.  Если вслушаться, то можно услышать, как голоса сливаются, образуя один  пульсирующий тон. Это один из самых интересных  эффектов, свойственных некоторым  музыкальным инструментам и хору  людей, поющих примерно в одной  тональности — образование биений .  Когда голоса или инструменты  сходятся в  унисон, биения замедляются, а когда  расходятся — ускоряются. Возможно, этот эффект остался бы в  сфере интересов только музыкантов,  если бы не исследователь Роберт  Монро. Он понял, что несмотря на  широкую известность в научном мире  эффекта биений, никто не исследовал воздействие их на состояние человека при прослушивании через  стереонаушники. Монро открыл, что  при прослушивании звуков близкой  частоты по разным каналам (правому  и левому) человек ощущает такназываемые бинауральные биения,  или бинауральные ритмы. Например, когда одно ухо слышит  чистый тон с частотой 330 колебаний  в секунду, а другое — чистый тон с  частотой 335 колебания в секунду,  полушария человеческого мозга  начинают работать вместе, и в  результате он “слышит” биения с  частотой 335 ­ 330 = 5 колебания в  секунду, но это не реальный внешний  звук, а “фантом”. Он рождается в  мозге человека только при сочетании  электромагнитных волн, идущих от  двух синхронно работающих  полушарий мозга. «Мне всегда нравилось спрашивать и узнавать что­то новое. Тем не  менее, вплоть до поступления в  высшую школу я никогда не получал  удовольствия от учебы и не имел в  ней особых успехов. Было время,  когда я находился на грани  академического срыва, когда даже  удовлетворительные оценки  давались с трудом. И это при том,  что в детстве меня называли  смышленым ребенком, который, по  идее, должен учиться на отлично.Причиной моих неудач взрослые, как всегда, считали недостаток  прилежания. Я же, разочаровывая  их, все больше отчаивался сам. Став взрослым, я продолжил учебу  в колледже, где также не блистал. Когда я заваливал экзамен, я  пересдавал его до тех пор, пока не  получал нужной мне отметки.  Поступив же в высшую школу, я  понял, что мне нужна новая  стратегия, поскольку возможности бесконечно пересдавать экзамены  здесь уже не было. Я уже не мог  так много работать ради столь  посредственных результатов,  поэтому со всей силой своего  отчаяния устремился на поиски  этой новой стратегии. К счастью, я ее нашел — мне  удалось преодолеть свою  “неспособность” к обучению с  помощью бинауральных ритмов и  диметиламиноэтанола (ДМАЭ) ­  компонента, содержащегося в  морепродуктах. В результате академический  сизифов труд превратился в  изысканное развлечение, повлекшее  за собой отличные отметки итрансформацию меня как  личности. Я чувствовал себя так,  будто освободился из пожизненного заключения.» Этим вступлением начинает одну из  своих статей Ричард Кеннерли —  американский ученый, исследовавший влияние на умственную  работоспособность человека  прослушивания особых комбинаций  звуковых колебаний, получивших  название бинауральных ритмов. Таким образом, одним из самых  эффективных способов организации  биоэлектрических колебаний мозга (и связанных с ними  психофизиологических состояний),  одновременно обеспечивающих  высокую синхронизацию обоих  полушарий, являются бинауральные  биения. Что же происходит в мозге,  когда человек «слышит» эти звуки. В 50­е годы получил развитие метод  электроэнцефалографии (ЭЭГ),  позволяющий записывать и изучать  биоэлектрические потенциалы мозга.  Тогда же было установлено, что  частота биоэлектрических колебаниймозга способна синхронизироваться,  при определенных условиях, с  различными ритмичными стимулами,  например, импульсами сверх слабого  электрического тока, световыми  вспышками и звуковыми щелчками,  если частота следования стимулов  находится в рамках естественного  диапазона частот биоэлектрических  потенциалов мозга. Легче всего мозг следует за  стимулами в интервале частот 8­25Гц, но при тренировке этот интервал  можно расширить на весь диапазон  естественных частот мозга. В настоящее время принято выделять  четыре основных вида электрических  колебаний в человеческом мозге,  каждому из которых соответствует  свой диапазон частот и состояние  сознания, при котором он  доминирует.