Подгрупповое логопедическое занятие с обучающимися 2 класса по коррекции дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза. На основе этого занятия хочется помочь обучающимся осознать практическую и личностную значимость знаний о согласных звуках и способе их обозначения их на письме.
урок.docx
Звуки Ж – Ш. Звукобуквенный анализ слов
(подгрупповое логопедическое занятие с обучающимися 2 класса по коррекции
дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза).
Цель: помочь обучающимся осознать практическую и личностную значимость знаний о
согласных звуках и способе их обозначения их на письме.
Задачи:
коррекционно – образовательные:
учить выделять звуки ЖШ в словах, словосочетаниях и предложениях;
закрепить знания норм орфографии;
ознакомить детей со сравнительной характеристикой звуков ЖШ.
коррекционно – развивающие:
развивать зрительное восприятие;
развивать мелкую моторику и артикуляционную моторику;
развивать фонематическое восприятие;
развивать слуховое внимание;
развивать навыки слогового анализа и синтеза на уровне слога, слова, словосочетания и на
уровне текста;
развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, употребления существительных в
косвенных падежах;
развивать память и внимание;
коррекционно – воспитательные:
воспитывать трудолюбие, аккуратность;
сформировать интерес к занятиям;
воспитывать доброжелательность и дружелюбность.
Планируемые результаты коррекционноразвивающей работы:
совершенствование умения различать на слух согласные звуки [Ж] и [Ш] и учиться
выделять звуки [Ж] и [Ш] в словах, словосочетаниях и предложениях;
совершенствование фонематического слуха; произвольного внимания и
самоконтроля.
Личностные результаты:
представление о русском языке как языке нашей страны;
понимание значимости хорошего владения русским языком;
преодоление психологической инерции и боязни отвечать, высказывать идеи изза боязни
их критики.
Регулятивные:
понимание и сохранение учебной задачи;
постановка (в сотрудничестве с учителемлогопедом) цели и осуществление действий
для реализации замысла;
адекватное оценивание своих достижений, осознание трудностей, поиск причин и
способов их преодоления.
Познавательные:
применение разных способов фиксации информации (словесный, схематичный) и
использование в процессе решения проблемной ситуации; формирование лингвистического мышления;
построение несложных рассуждений, умение делать выводы и формулировать их.
Коммуникативные:
совершенствование умения сотрудничать в коллективе: слушать собеседника и вступать в
диалог, участвовать в обсуждении, выполняя принятые правила речевого поведения;
построение небольших монологических высказываний с учётом ситуации общения;
формирование толерантности в общении, умения ориентироваться на собеседника.
I этап.
Организационный этап (2 мин)
Цель настроить детей в работу с первых минут занятия.
Здравствуйте, ребята!
Поделитесь, пожалуйста, со мной своими мыслями: для чего вы пришли на занятие?
Я желаю Вам удачи. Пожелайте удачи друг другу.
Хлопают соседа по ладони для того, чтобы пожелать удачи.
Ребята, за каждое правильно выполненное задание, вам будет нужно оценить себя на
лесенке успеха. Сейчас вы в начале пути. Если вы справились с заданием, поднимитесь на
одну ступеньку вверх. А если вы посчитаете, что не справились с заданием, то оставайтесь
на той ступени, где вы были ранее. В конце занятия мы должны оказаться на самой высокой
лесенке.
II этап. Воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся, актуализация
знаний
(4 мин)
Актуализация знаний, необходимых для открытия нового знания, их обобщение.
Артикуляционная гимнастика.
Я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте и помогайте мне.
ЖЖЖЖ
запел рогатый жук;
Вот так громко я жужжу!
ЖЖЖЖ…(дети повторяют звук)
Учитель обращает внимание на постановку произношения звука [Ж]. Прикрепляет к
доске картинку с изображением жука.
Какой звук, ребята встретился вам в стихотворении чаще всего?
Какой буквой на письме обозначается этот звук?
Послушайте ещё одно стихотворение.
Мы увидели букашку
шшшш, (дети повторяют звук)
В середине на ромашке.
шшшш. (дети повторяют звук) Что букашка делала?
Может быть обедала?
Учитель обращает внимание на постановку произношения звука [Ш]. Прикрепляет к
доске картинку с изображением букашки.
Какой звук, ребята встретился вам в стихотворении чаще всего?
Какой буквой на письме обозначается этот звук?
Сравнительная характеристика звуков [Ж] и [Ш].
Что вы знаете про звук [Ж]?
Этот звук согласный, твердый, звонкий.
Что вы знаете про звук [Ш]?
Этот звук согласный, твердый, глухой.
Молодцы, ребята! Не забывайте оценивать себя на лесенке успеха.
III. Постановка цели и задач занятия
Как вы думаете, какая тема нашего занятия?
Зачем нам нужны знания о звуках [Ж] и [Ш]?
Что значит правильно говорить, писать и читать?
Цель нашего занятия применение знаний и умений о согласных звуках [Ж] и [Ш];
способе их обозначения на письме в словах, словосочетаниях и в предложениях, в
различных ситуациях (то есть на практике).
IV. Первичное закрепление
4.1 Решение лингвистической задачи «Необычные насекомые»
Учительлогопед создаёт ситуацию интриги, предлагая выполнить необычное
задание:
Ребята, вы уже обратили внимание, что сегодня вместе с нами на занятии жук и букашка.
Как вы думаете, эти насекомые больно кусаются?
Но наши насекомые добрые и хотят с нами подружиться.
Составить имена героев занятия по первым буквам словкартинок. Запишите эти имена и
подчеркните буквы [Ж] и [Ш].
Ряды картинок:
жук, оса, ракушка, аист (Жора);
мак, арбуз, шар, абрикос (Маша).
Вам удалось узнать, как зовут наших героев?
Молодцы, ребята! Не забывайте оценивать себя на лесенке успеха.
4.2 Послушайте сказку и запомните слова со звуками [Ж] и [Ш]. Игра называется
«Хлопни, топни». «Жили – были Жук Жора и букашка Маша. Один раз Жора упал с дерева – ушиб лапку и
повредил крылышко. Маша полетела за доктором – желтокрылой жужелицей. Жужелица
прожужжала, что на крылышко нужно делать примочки из листьев шиповника и жасмина.
Маша выполнила все указания доктора. Она нежно ухаживала за Жорой. Через некоторое
время жуку Жоре стало лучше».
Учительлогопед: Перечислите по памяти 5 слов со звуком Ж для Жоры и со звуком Ш
для Маши.
Учительлогопед вместе с детьми проговаривает слова и обращает внимание на
произношение звуков [Ж] и [Ш], которые запомнили дети.
4.3 Учительлогопед: Вскоре жук почувствовал себя лучше. Но больное крылышко все
ещё напоминало о себе. Букашка решила слетать за новыми листочками. Помогите букашке
добраться до кустов шиповника и жасмина. Пройдите по дорожкам – составьте и запишите
слоги со звуками [Ж] и [Ш].
Дети составляют слоги с гласными А, У, И, О, Е.
ЖАЖУЖИЖОЖЕ,
ШАШУШИШОШЕ.
Мы с ребятами выполняем логоритмические упражнения и повторяем слоги под музыку.
V. Творческое применение знаний в новой ситуации.
5. 5 Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне слова.
А теперь помогите Маше сорвать листочки с кустов. Прочитанные записанные на
листочках слоги. Составьте из них слова. Ребята выкладывают на доске слова в два
столбика.
На листочках по слогам записаны следующие слова: крылышко, букашка, дорожка, лу
жок.
Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне словосочетания.
Маша и Жора захотели навестить своих друзей муравьев. Они побежали по дорожке.
Навстречу им спешат муравьи. Они несут к муравейнику длинные соломинки. Помогите
муравьям: составьте словосочетания из слов левого и правого столбиков. Запишите их,
выделите буквы ЖШ.
шов
карандаши
кожа
штанишки
шорох
змеиная
грубый
цветные
тихий
короткие Физминутка «Далёкий путь» . (15 слайд)
Учительлогопед: после тяжёлой работы насекомые решили немного отдохнуть и
выполнить несколько упражнений.
По дороге мы идём
Путь далёк, далек наш дом
Жаркий день, сядем в тень.
Мы под дубом посидим.
Мы под дубом полежим,
Полежим, отдохнем,
А потом дальше пойдем.
Ну что ребята, отдохнули??? А теперь снова за работу.
Учительлогопед: Маша и Жора побежали дальше и увидели на полянке много красивых
цветов, на лепестках которых были написаны предложения.
Прочитайте предложения. Можно ли назвать прочитанное связным текстом? Почему?
Составьте из данных предложений связанный рассказ.
Жора и Маша.
Ползла Маша на лужок. Она увидела на дороге Жору. Он лежал животом вверх и не
мог улететь. Ей стало жалко жука. Букашка Маша помогла Жоре улететь.
Составляют связанный рассказ. Обнаруживают, что он не закончен. Придумывают
последнее предложение и записывают его в тетради.
Вам нужно снова себя оценить на лесенке успеха.
VI этап. Рефлексивная деятельность (5 мин)
Полученный результат соотносится с поставленной целью и проводится самоанализ и
самооценка собственной деятельности по выполнению заданий в рамках изучаемой темы.
Наш урок подошёл к концу. Ребята, чему мы учились сегодня на занятии?
Как вы думаете, у Вас всё получилось? Посмотрите на лесенку успеха.
Продолжите предложение, выбрав начало словами:
Я научился …
Я узнал…
Мне понравилось…
В конце занятия учительлогопед обращается к обучающимся:
Мы много вспомнили, друзья,
Без этого никак нельзя.
Правила мы повторили,
На практике их применили
Задачи, находя решенье,
Развивают мышленье, Память и внимание,
Закрепляли знания.
А теперь, внимание,
Домашнее задание.
Домашнее задание.
Вставить пропущенные буквы ж и ш в предложениях.
Ребяти…ки побе…али к ма…ине. …еня вя…ет деду…ке …акет. Ко…ка ле…ит на ле…
анке. В …ивом уголке …ивут мыши. …ура …ивёт около …колы. По…арные поту…или
по…ар. Ма…ина бабу…ка …ивёт на втором эта…е. Ребяти…ки бегали по лу…айке.
Я буду благодарна Вам за высказанные мне замечания, так как мне мой личный
профессиональный рост важен.
Спасибо!
Звуки Ж – Ш. Звукобуквенный анализ слов.
Звуки Ж – Ш. Звукобуквенный анализ слов.
Звуки Ж – Ш. Звукобуквенный анализ слов.
Звуки Ж – Ш. Звукобуквенный анализ слов.
Звуки Ж – Ш. Звукобуквенный анализ слов.
Звуки Ж – Ш. Звукобуквенный анализ слов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.