Профилактика дислексии — актуальная проблема в современных условиях.
Предупреждение нарушения чтения — одна из важнейших задач дошкольного логопеда.
В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. На сегодняшний день очень возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению.
Учительлогопед: Павлова Е.Н.
РЕФЕРАТ
«Звуковой аналитикосинтетический
метод профилактики дислексии у
дошкольников с общим недоразвитием
речи».
План реферата.
1. Профилактика дислексии — актуальная проблема в
современных условиях…………………..стр 34.
2. Обоснование избранной темы, роль и значение
профилактики нарушений чтения………..стр 59.
3. Основные направления и новые аспекты работы в
современных условиях. стр 1012.
4. Раскрытие динамики и состояние практики по данной
проблеме, на основе анализа личного опыта:
а) какие трудности пришлось преодолеть и каким
путём;
б) что было и что изменилось в работе на протяжении
времени опробации;
в) как эти изменения отразились на количественных и
качественных результатах. Чем определились
достижения……………….………...стр 1318.5. Оценка пути совершенствования работы, план
дальнейшей работы по теме…….………стр 1820.
1) Профилактика дислексии — актуальная проблема в
современных условиях.
Предупреждение нарушения чтения — одна из важнейших
задач дошкольного логопеда.
В настоящее время является общепризнанным, что между
недоразвитием речи и нарушением чтения существует
тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи —
это особая категория дошкольников с недостаточными
предпосылками для обучения чтению. На сегодняшний день
очень возросли требования к поступающим в первый класс
детям. Программы обучения усложнены и насыщены
разнообразным материалом, который должен быть усвоен
через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу из
логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие
речи, испытывает большие трудности в обучении чтению. Не
во всех школах города дети могут продолжить занятия у
логопеда,
так как нет широкой сети школьной
логопедической помощи. Поэтому задача профилактики
дислексии чрезвычайна, важна и необходима в наши дни.
Исследования изобразительнографических способностей
детей подготовительной группы с общим недоразвитием
речи (1998/99 уч. год), из методики раннего выявления
дислексии А.Н.
подтвердили
правильность выбора данной темы. Детям предлагался тест
рисунок: «дом,
без какихлибо
дополнительных указаний. После подведения итогов
выяснилось, что 70% детей данной группы составляют
группу риска по дислексии. В рисунках отсутствовало
большинство существенных деталей. 30% детей показали
незрелость изобразительных способностей.
Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи
значительно повышают шансы на успех в дальнейшем
Корнева
(1991г.),
дерево,
человек»,
2обучении чтению. Как показали исследования А.Н. Корнева
(1995 г.), при выявлении дислексии в возрасте 67 лет и
проведении профилактики, чтение может быть доведено до
уровня нормы у 82% детей. При выявлении в 12м классах
— это происходит в 46% случаев.
Понятно, что ни один ребёнок не может научиться сразу,
вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети
проходят стадию первоначального обучения грамоте, на
которой у них бывает большее или меньшее количество
ошибок. Но не о таких ошибках – закономерных,
естественных – идёт речь, когда имеют в виду патологию.
2) Анализ ошибок и трудностей, с которыми сталкиваются
дети с общим недоразвитием речи, при обучении чтению и
показывает роль и значение профилактики дислексии.
Нарушение чтения у детей чаще всего возникает вследствие
фонетико
недоразвития всех компонентов языка:
фонематического и лексикограмматического.
При
глубоких степенях общего недоразвития речи (первый и
второй уровни) дети оказываются не в состоянии овладеть
чтением и письмом в условиях массовой школы. Дети менее
глубоким недоразвитием речи (третий уровень) В первом
классе, как правило, овладевают элементарными навыками
чтения и письма, но при этом делают большое количество
специфических ошибок, обусловленных отклонениями в
развитии фонетической стороны речи, словарного запаса и
грамматического строя. Для таких детей необходимы
систематические, в течение ряда лет, занятия по
формированию их устной речи и по подготовке к обучению
грамоте, а также совершенствование навыков звукового
анализа.
Нарушения чтения у детей распространяются как на
способы овладевания чтением, так и на темы чтения, и на
понимание прочитанного.
Дети с недоразвитием речи вместо плавного слогового
чтения часто пользуются побуквенным угадывающим
3чтением. При этом они делают много самых разнообразных
ошибок.
Нередко, стремясь объединить отдельно названные буквы в
процессе чтения слов, дети произносят бессмысленный
набор звуков, в силу чего слово теряет своё значение.
Бывает и так, что, назвав первые дветри буквы читаемого
слова, дети стараются угадать, что они должны прочесть.
Это приводит к замене читаемого слова другим, сходным по
буквенному составу, но отличающимся по значению. Дети с
недоразвитием речи могут прочесть слово правильно и тут
же, прочитывая его вторично, сделать ошибку, воспринять
его как совершенно новое, неизвестное им.
К числу наиболее специфических ошибок можно отнести
замену одних букв другими. В основном заменяются буквы,
соответствующие звуки которых либо совсем не
произносятся детьми, либо произносятся неправильно.
Однако заменяются и буквы, которые обозначают правильно
произносимые звуки. В этом случае ошибки могут иметь
неустойчивый характер, при одних обстоятельствах буквы
заменяются, при других — читаются правильно. Наряду с
буквами заменяются целые слоги.
Дети с недоразвитием речи делают при чтении и такие
ошибки, которые характерны для детей с нормальным
речевым развитием. Но количество этих ошибок у первых
будет значительно большим, чем у вторых. Сюда можно
отнести ошибки на пропуски или добавления букв,
перестановки, неправильное окончание слов.
Степень сформированности навыка чтения у детей может
быть различной, но во всех случаях наблюдаются указанные
выше характерные ошибки.
Чтение детей с недоразвитием речи характеризуется также
замедленным темпом, так как они часто застревают на
чтении отдельных слов, часто возвращаются к повторному
чтению отдельных букв, отдельных частей слова или целого
слова, для того чтобы правильно соотнести букву с
соответствующим звуком или осмыслить читаемое.
4сходных
акустических
Затруднения и ошибки в первую очередь связаны с
недостаточным овладением звуковым составом слова,
смешением
звуков,
неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт
за собой неумение воссоздать правильную и точную
звуковую форму слова в условиях зрительно
воспринимаемых графических знаков.
Специальные исследования Р.Е. Левиной (1968 г.), Т.Б.
Филичевой, Н.А. Чевелёвой, Г.Н. Чиркиной (1989 г.)
показали, что существует связь между различием звуков и
запоминанием их графического обозначения. Недостаточное
различение акустически сходных звуков приводит к
трудностям при запоминании начертания букв, усвоении их
как график.
Если на первых порах обучения решающую роль играет
узнавание буквы и связанного с ней звука, то в дальнейшем
навык чтения превращается в зрительное узнавание
звукового анализа образа слогов, целых слов, а иногда и
фраз. Ребёнок соотносит буквы с этими образами и
благодаря этому понимает читаемое.
Если у ребёнка нет чётких представлений о том, из каких
звукобуквенных элементов состоит слово, то у него с
трудом формируются обобщённые звукослоговые образцы.
Вследствии этого он не может объединять звуки в слоги по
аналогии с уже усвоенными более лёгкими слогами и
узнавать их.
Чем более бедны представления детей о звуковом составе
слова, тем сильнее обнаруживаются недостатки чтения, так
как проявляется зависимость между узнаванием слога или
слова и различением звуков, входящих в их состав.
Отсутствие чёткого звукового образа слова затрудняет
формирование чёткого зрительного образа этого слова в
процессе чтения,
Для правильного зрительного восприятия и узнавания слога
или слова при чтении необходимо, чтобы звуковой состав их
5был достаточно чёток и чтобы ребёнок умел их правильно
произносить.
Р.Е. Левина подчёркивает, что преодоление трудностей
слияния в значительной мере зависит от развития устной
речи ребёнка; чем лучше владеют дети устной речью, тем
легче произвести слияние звуков читаемого слова. У детей
легко создаются в процессе обучения звуковые образцы
слов в их обобщённом звукобуквенном обозначении. В тех
случаях, когда это по какимлибо причинам не происходит,
ребёнок отстаёт в обучении чтению, задерживаясь долго на
побуквенном чтении, испытывает «муки слияния», не умеет
переходить от букв и их названий к звукам живой речи.
Подобная картина наблюдается у детей с общим
недоразвитием речи.
Несомненно, что у описываемых детей нарушения чтения
связаны с недостаточностью представлений о звуко
буквенном составе слова. Возникший у ребёнка в процессе
такого чтения звуковой образ слога или слова не сразу
узнаётся. Так возникает чтение по догадке с частой заменой
одного слова другим. Этим объясняются и такие ошибки в
чтении, как многократное повторение отдельных букв или
слогов, пропуски, перестановки, замены и т.д., что приводит
нередко к искажению прочитанного, к неправильному
пониманию и обуславливает резко замедленный темп
чтения.
Степень сформированности навыка чтения может быть
выражена различно. Она связана в первую очередь с
проявлениями фонетикофонематического недоразвития
речи у детей, с состоянием анализа звукового состава слова.
Что касается детей с общим недоразвитием речи, то у них
наблюдается неконтекстное восприятие фразы. Сущность
его заключается в том, что дети при чтении воспринимают
слова во фразе изолировано. Они не учитывают характерных
лексикограматических связей слов, а если и учитывают, то
не всегда имеют достаточную речевую подготовленность к
их восприятию. Они часто не могут сгруппировать слова по
6принципу лексической и грамматической сочетаемости. Это
приводит к тому, что чтение нередко превращается в
угадывание,
что способствует замене суффиксов,
окончаний, приставок. Недостатки в овладении техники
чтения влияют на понимание прочитанного. Эти две
стороны процесса чтения неразрывно связаны между собой
и взаимно обуславливают друг друга.
Понимание взаимосвязи между нарушением чтения и общим
недоразвитием речи открывает пути к его предупреждению
до того, как ребёнок поступает в школу.
Как показывают данные ряда авторов А.Н. Корнева (1995
г.), В.И. Гордиловой, М.З. Кудрявцевой (1995 г.), Г.А.
Глинна (1996 г.), Т.А. Ткаченко (1999 г.) в среднем у
дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к
звуковому анализу почти в два раза хуже, чем у нормально
говорящих детей. Общее недоразвитие речи проявляется в
значительном отклонении от нормы в формировании
фонематических представлений, лежащих в основе,
звукового анализа.
Важными условиями предупреждения дислексии являются
— раннее распознавание и единая система коррекционного
воздействия.
3) Преодоление общего недоразвития речи и профилактика
нарушения чтения должны осуществляться комплексно.
Основные направления логопедической работы:
1. Развитие фонематического восприятия.
Узнавание
неречевых звуков, звуков речи. Различные высоты, силы,
тембра голоса на материале звуков, слов и фраз.
Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация
фонем и слогов. Развитие навыков элементарного
звукового анализа.
2. Работа над звукопроизношением.
Прежде всего
необходимо устранить все недостатки в произношении
фонем (искажения, замены, отсутствия звука).
3. Развите навыков звукового анализа и синтеза
7Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов
звуков.
Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так
и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и
мягкие. Выделять любые звуки из состава слова. Уметь
объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять
последовательность звуков в слове и количество слогов.
Придумывать слова на заданный звук или слог.
4. Обогащение словарного запаса и развитие практического
умения пользоваться им. Обучение детей разным способом
словообразования с помощью различных приставок
(например: ушёл, пришёл, зашёл, перешёл) или с помощью
одной приставки от разных глагольных основ (например:
пришёл, прилетел, прибежал). Другой вид работы —
подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по
активизации словарного запаса.
5. Развитие грамматических навыков.
Основными задачами этого этапа являются работа над
пониманием и употреблением предлогов, составление
предложений
сериям картинок,
распространение и сокращение предложений.
по картинкам,
6. Развитие связной речи.
Ведётся работа по обучению составлению описательных
рассказов и совершенствованию навыков пересказа
небольших текстов.
В устной речи детей наиболее заметно выступают
недостатки произношения звуков, неотчётливое, смазанное
произношение слов и искажение их слоговой структуры.
Недостатки словарного запаса и грамматического строя
обычно меньше заметны, так как дети стараются
пользоваться только хорошо знакомыми словами
выражениями.
Естественно, что при обучении чтению возникнет много
ошибок, обусловленных недостатками произношения и
неумение анализировать звуковой состав слова – замены,
8пропуски, перестановки букв и слогов, а иногда и грубое
искажение прочитанного.
Поэтому в первую очередь ставится задача упорядочить
фонетическую сторону речи. Развить произношение и
звуковой анализ и синтез.
Работа ведётся с использованием современных методик:
Т.А. Ткаченко (1997/99 г.), Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина
(1993 г.), Г.А. Глинна (1996 г.), Л.П. Успенской, М.Б.
Успенский (1996 г.), В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева
(1995 г.), Г.А. Ванюжена (1993 г.).
Используя в работе методики данных авторов, устранение
недостатков устной речи и пропедевтика чтения ведётся
аналитикосинтетическим звуковым методом.
В первую очередь специальными логопедическими
приёмами исправляется произношение звуков или
уточняется артикуляция имеющихся звуков.
При
устранении недостатков звукопроизношения следует
соблюдать строгую последовательность в работе над
звуками одной фонетической группы, с тем, чтобы
постепенно выработать у детей прочные дифференцировки
между сходными звуками. Последовательность учитывает
постепенный переход от более лёгких по артикуляции
звуков к более сложным.
Параллельно с постановкой звуков ведётся работа по
развитию звукового анализа и синтеза.
Независимо от того, с детьми какого уровня общего
недоразвития речи (III – II) ведётся работа, возникают
следующие задачи:
а) направить внимание учащихся на звуковую сторону речи;
б) научить различать звуки на слух, развивать слуховое
восприятие;
в) отработать и уточнить артикуляцию сохранных звуков,
т.е. тех звуков, которые изолированно произносящихся
правильно, но в речи обычно звучат недостаточно
отчётливо, смазанно;
г) ввести речь те звуки, которые будут вновь поставлены;
9д) отдифференцировать и закрепить в речи те звуки,
которые сменивались между собой, научить правильно
пользоваться соответствующими буквами;
е) закрепить тот уровень звукового анализа и синтеза, с
которым дети пришли на логопедические занятия, а затем
постепенно подвести их к усвоению более сложных форм
звукового анализа и синтеза.
Сознательное усвоение акустикоартикуляционного образа
каждого звука и развивающиеся навыки звукового анализа и
синтеза позволяет детям не только отчётливо произносить
целые слова, выделять из них число и последовательность
звуков, но и правильно прочитывать их.
4) В группах с общим недоразвитием речи обучение
рассчитано на два года, поэтому звуковой аналитико
синтетический метод профилактики дислексии предлагаю
разделить, исходя из анализа личного опыта, на два этапа:
101. Первый год обучения.
Безбуквенный период.
Проводится звуковой анализ и синтез сочетаний, слогов
и слов.
2. Второй год обучения. Буквенный период. Проводится
звукобуквенный анализ и синтез слогов и слов. Анализ
текстов и предложений.
На безбуквенном этапе обучения необходимо развивать у
дошкольников интерес к занятиям и формировать
осознанное овладение фонетической системой языка.
Пробудить познавательный интерес помогают различные
игры и игровые приёмы.
Дидактическая игра — средство обучения, поэтому она
может быть использована на занятиях учителемлогопедом.
В то же время игра — основной вид деятельности детей.
Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из
них, обучающая, которую преследует взрослый, а другая –
игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, что бы
эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение
программного материала.
Поэтому на безбуквенном этапе обучения дети пользуются
пособием изготовленным для звукового анализа слова.
(Приложение №)
На занятиях по формированию фонетической стороны речи
постепенно вводится следующий наглядноигровой
материал:
Изучая гласные звуки, вводится образ — «девочка»; изучая
согласные звуки, вводится образ — «мальчик». Затем
проводится анализ обратных слогов, которые составляются
из двух картинок: «девочка» и «мальчик». Когда этот
материал будет усвоен, переходим к анализу прямого слога.
Сочетание согласного с гласным (СГ) обозначается одной
картиной: «мальчики девочка стоят парой».
а) Тесная взаимосвязь характеризует сочетание согласного и
гласного (СГ). Так, артикуляция гласного готовится в
самом начале произнесения слога (СГ): МА, ПА, КА т. д.
Артикуляция гласного влияет на артикуляцию согласного.
11Эта взаимообусловленность обеспечивает прочное
сочетание звуков в прямых открытых слогах (типа СГ).
Звуки в таких слогах артикуляторно не отделяются один от
другого, вот почему ребёнку трудно первоначально
отделить согласный в сочетании СГ. Например, разбирая
слово лампа, часто вместо первого звука [м] дети называют
целое сочетание СГ [ма], т.к. воспринимают этот комплекс
звуков как единое целое, ведь артикуляторная пауза между
звуками не возникает,
что обусловлено тесной
взаимосвязью, согласного с гласным. Детей нужно
специально обучать выделению звуков из сочетания СГ.
Сформировать это умение — значит решить одну из
главных задач подготовки детей к обучению грамоте.
Таким образом, в безбуквенный период обучения дети
знакомятся с основными единицами чтения: сочетанием СГ
(карточка с изображением «мальчика и девочки») и звуком
вне сочетания (карточки «мальчик» и «девочка» по
отдельности). Данными единицами чтения они будут
пользоваться на протяжении всего периода обучения. К
концу года дети могут составлять из карточек односложные
слова (типа: дом, мак, дуб) и выполнять полный звуковой
анализ и синтез.
На буквенном этапе обучения, соответственно вводятся
буквы и совершенствуется звуковой анализ и синтез слов.
Изготовленное пособие используется на занятиях, только
дополняется фишками,
которые будут служить
«рубашками» для «девочек» и «мальчиков». Мягкие и
твёрдые согласные будут различаться по цвету. В школах
города используют два цвета для обозначения твёрдости и
мягкости согласных звуков, поэтому и в данном пособии
фишки — «рубашки» двух цветов: Чёрный цвет – твёрдые
согласные, синий цвет – мягкие согласные. Звонкость и
глухость согласного будет обозначаться наличием лил
отсутствием на фишке «рубашке» «колокольчика».
Тактильное ощущение вибрации голосовых связок
переходит в зрительный образ «колокольчик».
12Данное пособие используется на каждом занятии по
обучению грамоте, что позволяет совершенствовать навыки
звукового анализа и синтеза слов. Дети изучают буквы,
составляют слоги и односложные слова. Читают слоги и
слова из пройденных букв. Использование на занятии
данного пособия, позволяет составлять и анализировать
слова любой звукослоговой структуры, что решает задачу
опережающего обучения.
Данный приём позволяет широко раскрыть все возможности
звукового аналитикосинтетического метода профилактики
дислексии.
б) При обучении грамоте в подготовительной группе были
внесены изменения в последовательность изучения букв.
Это повысило эффективность работы по пропедевтике
чтения.
В начале изучаются первые пять гласных букв: А,У,О,Ы,Э.
Затем изучаются согласные буквы: К,Т,П,М,Н,С. При
изучении каждой согласной буквы, сразу же идёт чтение
прямых
КА,КО,КУ,КЫ,КЭ;
МА,МО,МУ,МЫ,МЭ и т.п.
На данном этапе следует использовать методику Н.А.
Зайцева (1998 г.).
дети
воспринимают прямой слог, как единицу чтения, и в тоже
время знают, что прямой слог состоит из двух звуков.
Тренируясь в технике чтения слогов, дети не теряют
способность к звуковому анализу. Перейдя к работе над
словом, необходимо использовать «кубики зайцева» и
читать, осуществляя синтез слова, по единицам чтения.
Составив тоже слово по описанному выше пособию, легко
произвести звуковой анализ.
Затем изучаются другие пять гласных букв (я,ё,ю,и,е) и
остальные согласные. Продолжается работа с таблицами и
кубиками, а так же постоянно ведётся звуковой анализ слов.
Следует отметить, что на буквенном этапе обучения у детей
возникают трудности запоминания и воспроизведения букв.
Данные затруднения легче преодолеть,
если дать
Читая таблицы слогов,
слогов.
Например:
13дошкольнику образ буквы, то есть предмет похожий на
букву. Например: О обруч или колесо, П – перекладина
или ворота, Н – носилки и т. д. (Приложение№). Символы,
наглядные образы помогают детям запомнить начертания и
пространственное расположение буквы. Конечно, наряду с
данным способом запоминания используются и другие,
такие как: конструирование букв, выкладывание из палочек,
печатание, раскрашивание, штрихование букв. Изучая новые
буквы и анализируя звуковой состав слов, проводится
работа и с предложением.
1. Составляется предложение по специально подобранной
картинке или по опорным словам. Даётся правило: Первое
слово в предложении пишется с большой буквы в конце
предложения ставится точка. Чертится схема предложения.
.
2. определяется количество и порядок слов в предложении.
Все слова в предложении пишутся отдельно.
.
.
3. Слова в предложении делятся на слоги.
.
.
.
4. Выполняется полный звуковой анализ слов.
— гласный звук;
— согласный, твёрдый, глухой звук;
14— согласный, твёрдый, звонкий звук;
— согласный, мягкий, глухой звук;
— согласный, мягкий, звонкий звук.
5. Разбирается предложение по вопросам, устанавливаются
связи слов в нём по смыслу и выделяются на слух окончания
некоторых слов
существительного и
прилагательного).
(например,
6. Повторяется,
всё предложения и записывается,
предварительно вспомнив правила правописания уже
знакомые детям.
7. Прочитывается записанное предложение. После знакомства
с предложением, переходим к работе над текстом. На
занятиях по развитию связной речи, дети знакомятся с
рассказом, учатся пересказывать, составляют рассказы по
сюжетным картинкам и знают, что рассказ состоит из
предложений. Этот вид работы включает в себя: чтение в
слух текста из четырёхпяти предложений с паузами после
каждого из них; счет предложений в рассказе. Затем
проводится разбор и чтение доступных текстов,
составленных из пройденных букв.
Например.
Вот кот.
ШАЛУН
Он уронил бидон.
Молоко потекло.
Кот лакал молок
Читаем текст, написанный на плакате. Красным цветом
выделены первые буквы предложений и точки. Указкой
показываем начало и конец предложений. Определяем
количество предложений в рассказе. Читаем текст,
соблюдая паузы после каждого предложения. После, дети
15самостоятельно читают и определяют количество
предложений в тексте.
При таком порядке работы дети многократно повторяют
материал, анализируя в нём то одно, то другое. Это
позволяет закрепить знания не механически, а осознанно, на
основе осмысления различных заданий. Чтобы обеспечить
системный подход к проведению занятий, необходимо
следовать календарнотематическому планированию.
(Приложение№)
в) Звуковой аналитикосинтетический метод обучения
грамоте, является основным в предупреждении дислексии.
Применяя его на практике, значительно улучшаются
результаты коррекции фонетической стороны речи (См.
приложение: Динамика развития фонетической стороны
речи).
Исследуя
звукопроизношения и фонематическое
восприятие, был отмечен значительный рост звукового
анализа и синтеза. Это позволило создать базу для полной и
значительной коррекции речевых дефектов с последующим
выпуском детей в массовую школу.
16На основании выше изложенного, следует отметить,
5)
что в коррекционных группах с общим недоразвитием речи
созданы все условия для преодоления речевых дефектов и
подготовки детей к школьному обучению.
Необходимо продолжить и расширить работу по
совершенствованию звукового аналитикосинтетического
метода обучения грамоте, потому что велика вероятность
проявления дислексии у детей с общим недоразвитием речи.
Массовые школы города продолжают набор детей
шестилетнего возраста в первые классы, и эта тенденция
закрепляется.
Среди детей логопедических групп есть такие, которые
обучались один год, вместо положенных двух лет по
программе коррекции общего недоразвития речи. Исходя из
этого, а так же, учитывая, что ранняя диагностика дает
лучшие результаты, считаю возможным набирать в группы
общего недоразвития речи детей четырехлетнего возраста.
Для того, чтобы к шести годам достичь того уровня
развития, который достигался раньше к семи годам. Такой
подход позволит провести коррекционное обучение в
полном объеме.
У детей будет сформирована полноценная речь, что даст
возможность не только преодолеть речевую патологию, но и
подготовить их к школе. В шесть лет, после полного курса
коррекционного обучения, дети будут лучше подготовлены
к усвоению школьной программы, чем их сверстники.
17В первый год обучения следует особо обратить внимание на
развитие фонематического восприятия.
В процессе логопедической работы у детей должно, прежде
всего, сформироваться умение контролировать своё
произношение, а также умение исправлять ошибки в своей
речи и сравнивать речь окружающих с собой.
Работу по развитию фонематического восприятия, для
первого года обучения в группах с общим недоразвитием
речи, условно можно разделит на шесть этапов:
1) Узнавание неречевых звуков;
2) Различие одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по
высоте, силе и тембру голоса;
3) Различение слов, близких по звуковому составу;
4) Дифференциация слогов;
5) Дифференциация фонем;
6) Развитие навыков элементарного звукового анализа.
На второй год обучения вводится система специальных
упражнений, (описанная выше), и направленная на
пропедевтику чтения. У детей продолжает развиваться
умение не только правильно произносить, но и различать все
фонемы родного языка.
Развитие звукового анализа и синтеза слов, постепенно
формирует навык послогового чтения. Дети осмысленно
читают лёгкие тексты, отвечают на вопросы по
прочитанному, учатся пересказывать.
ЛИТЕРАТУРА
1) Л.С. Волкова Логопедия М.,1989
2) Р.Е. Левина Основы теории и практики логопедии
М., 1968.
183) Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина Основы
логопедии М.,1989
4) Н.С.Жукова,
Е.М.Мастюкова,
Т.Б.
Филичева
Преодоление общего недоразвития речи М., 1990
5) А.Н. Корнев Дислексия и дисграфия у детей С
Петербург 1995
6) Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной
речи учащихся начальных классов М., 1991
7) Т.А. Ткаченко если дошкольник плохо говорит С
Петербург, 1997
8) Т.А. Ткаченко В первый класс без дефектов речи С
Петербург 1999
9) В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева Чтение и письмо
М., 1995
10)
Т.Б. Филичева Г.В. Чиркина Подготовка к школе
детей с общим недоразвитием речи в условиях
специального детского сада М.,1993ю
19