Совсем недавно Федеральным институтом развития образования РАНХиГС был опубликован доклад, анализирующий различные аспекты организации учебного процесса. Документ носит название «Российское образование в контексте международных индикаторов». Один из фактов, который подвергся рассмотрению авторов - влияние размера класса на успеваемость школьников.
Показатель среднего размера класса считается очень важным для учебного процесса. Интуитивно понятно, что чем меньше учеников, тем проще выстроить эффективную коммуникацию с учителем, но вместе с тем и увеличивается стоимость образования. В разных странах этот показатель разный, и интересно то, что он не зависит от уровня экономического развития страны: так, среднее количество учеников в Коста-Рике и Японии превышает 30 человек, хотя по ВВП эти страны очень различаются. Большее влияние оказывает уровень урбанизации в стране. Среднее число для России - 19 человек в классе.
Авторами доклада было установлено, что успеваемость учеников не зависит от количества человек в классе; как пример - высокие результаты учеников в Японии (32 ученика в классе) и Эстонии (18 человек), низкая средняя успеваемость школьников Коста-Рики (33 ученика) и Словакии (19 учеников).
Однако количество учеников точно отражается на одном показателе: то, что учителю не хватает времени на всех учащихся, сказывается на усвоении материала слабыми учениками. Чем больше класс, тем меньше у них шанс усвоить нужные знания.
Результаты, полученные в докладе, могут помочь в корректировке стратегии образования России. Стоит отметить, что существуют некоторые проблемы, которые не видны при анализе усреднённых показателей, например, в нашей стране существуют классы с более чем 30 учениками, а средняя успеваемость в разных регионах отличается.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.