Проблемы российского образования: что сможет их решить?
Оценка 4.6

Проблемы российского образования: что сможет их решить?

Оценка 4.6
образование
22.04.2020
Проблемы российского образования: что сможет их решить?

В январе 2020 года Виктор Басюк, заместитель министра просвещения, сделал заявление о старте разработки проекта, направленного на решение проблем неуспеваемости школьников. Анзор Мурзаев, временно исполняющий обязанности главы Рособрнадзора, на совещании, которое прошло в Кабардино-Балкарии 19 февраля, уточнил, что Рособрнадзор и Министерство просвещения занимаются созданием совместного проекта «Школа равных возможностей». Его цель — организация методической помощи школам. Название проекта в процессе изменили на «500+», но суть его остаётся той же.

Для чего всё это делается?

Основанием для начала проекта стала собранная статистическими ведомствами информация об успеваемости учеников школ по всей стране: данные оказались неутешительными. Рекомендации, разработанные в ходе подготовки к запуску программы, возьмут за основу передовые образовательные практики, уже продемонстрировавшие свою эффективность в различных школах России.

Проект должен помочь в выполнении предписаний, которые поставлены в указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», подписанном Владимиром Путиным в 2018 году. Главная цель, на которую направлен проект — это вхождение России в десятку стран мира, показывающих лучшие результаты по качеству общего образования.

Грустная учительница

Данные Всероссийских проверочных работ (ВПР), полученные в 2019 году среди учеников 5-6-х классов, показали, что треть из них не обладает базовыми знаниями по русскому языку, математике или обоим предметам сразу. Эта проблема характерна и для других классов в той же степени.

ВПР не учитывает результаты ЕГЭ и ОГЭ — они рассматривались аналитическими центрами отдельно. Также в оценке состояния образовательной системы учитывались результаты международных исследований PISA; например, в 2018 году Россия входила в топ-40 стран по качеству образования, сильно уступая в показателях государствам из начала списка.

Рособрнадзор и Министерство просвещения принялись за решение сложившейся проблемы и сделали ставку на разработку рекомендаций и оказание адресной методической поддержки школам со слабыми показателями успеваемости. Главная задача — помочь им преодолеть имеющиеся трудности и повысить учебные результаты школьников.

У специалистов и самих педагогов возникает вопрос о том, будет ли методическая поддержка достаточной для изменения ситуации. Ведь иногда причина кроется в другом — например, нехватке времени учителей, слишком большой нагрузке и низкой оплате труда. Мало какой учитель работает только на одну ставку. Тратя много времени на бумажную работу, учитель практически не успевает работать с самими учениками, а хроническая усталость вкупе с загруженностью убивают в педагоге талант и ту самую искру, которая привела его в профессию.

Учитель страдает

Существует и ряд других проблем. Например, эффективность курсов повышения квалификации находится под вопросом. Состояние школ и их техническая обеспеченность также играет свою роль. Немаловажным фактором в успеваемости школьника остаётся психологическая обстановка в семье и её финансовые возможности.

Для решения проблемы нужно принять комплексные меры: хочется надеяться, что на разработке методических материалов помощь государства не закончится.

Читайте также другие статьи по теме:

22.04.2020