Большинство учителей жалуется на высокую загрузку, бумажную работу, а родители обращают внимание на слабую подготовку детей в школе. Проблем очень много, но, к сожалению, они обсуждаются только на уровне разговоров в учительской или в ходе родительских собраний.
Что же вызывает критику учителей и родителей и что необходимо менять в учебном процессе, разбираемся на примере начальной школы.
В начальной школе дети учатся 4 года, однако по сравнению с советской школой количество часов на математику, чтение и русский язык значительно сократилось. Одновременно с этим возросла интенсивность обучения, а повторению материала время практически не уделяется.
Для чего была введена внеурочная деятельность, точно никто не может ответить. Официально – для обеспечения индивидуальных потребностей учеников, однако каких конкретно потребностей никто не уточняет.
Обязанность учителя – собрать учеников класса на занятие, а дальше – уже неважно, чем конкретно будут заниматься дети. В итоге все формальности соблюдены, а дети просто отсиживают установленное время в классе.
Здесь кажется все логичным, так как давать детям домашнее задание после 6-7 часов в школе теоретически не надо. Однако для выработки навыков их требуется тренировать, а для этого и надо выполнять домашнее задание.
Школьный лагерь на каникулах не способствует отдыху детей, так как в рамках современной школы просто невозможно организовать нормальное времяпрепровождение. В лучшем случае им включают мультфильмы и разрешают играть в смартфонах.
В результате дети не отдыхают, а просто выматываются.
В первом классе запретили выставлять отметки, а также использовать различные звездочки и цветочки. В итоге, когда дети приходят во второй класс, они оказываются не подготовленными к тому, что их знания будут оценивать.
Это приводит к стрессу, потере мотивации к учебе, боязни отвечать на уроках. И эта проблема в современной школе не решается, дети вынуждены самостоятельно преодолевать все проблемы.
В первом классе дети еще толком не умеют читать и писать, но они уже должны вести проекты. При этом сделана оговорка, что проекты ведутся совместно с родителями. Однако здесь очевидно, что все работы за детей выполняют их родители, а потом учителя в школе делают вид, что так и должно быть.
Отсюда результат – дети привыкают, что за них огромную часть работы выполняют родители, и просто начинают уклоняться от своих школьных обязанностей.
Активно используемые в школе тестовые проверки по своей природе не соответствуют требованиям ФГОС и развивающей системе образования. Большинство педагогов просто приспосабливаются под требования и делают вид, что соблюдают их.
Конечно, о слабых учениках и детях с ограниченными возможностями здоровья надо заботиться. Однако наличие такого ребенка в классе существенно тормозит изучение программы, так как учитель вынужден подстраиваться под него.
Надо признать, что индивидуальный подход при существующих методиках обучения просто невозможен.
Все гимназии и лицеи обязаны принимать учеников просто по территориальному признаку без проведения какого-либо тестирования. Разумеется, образовательные учреждения потеряли возможность выбирать сильных учеников, а значит, статус гимназии или лицея остался только на бумаге.
Частные школы, где обучение стоит от 70 тыс. рублей в месяц, - это элитарные учебные заведения, где детей по-настоящему учат, так как учителя заинтересованы в результатах своей работы. В обычных же школах преимущественно делают вид, что дети получают образование.
В обычных школах педагоги перегружены, вынуждены заниматься несвойственной им деятельностью, поэтому у них банально не хватает времени для качественной подготовки к урокам.
Итоговый результат всех реформ – падение уровня образования, а также нежелание молодых людей идти в педагоги. Пока еще не поздно, требуется пересмотр всей системы образования, к которому надо привлекать самих педагогов, а не только чиновников из Министерства просвещения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.