Встречайте ФГОС 4.0
Оценка 5

Встречайте ФГОС 4.0

Оценка 5
образование
25.05.2020
Встречайте ФГОС 4.0

Идея создания новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) появилась уже давно, а её обсуждение началось в феврале этого года. В апреле 2020 г. на сетевой конференции «Эврика-Авангард» состоялось общественное обсуждение будущего стандарта и формирование технического задания на проектирование «Инициативы ФГОС 4.0». Перед тем, как приступить к разработке, необходимо собрать все имеющиеся предложения, провести встречи специалистов и круглые столы для обсуждения основных положений. В рамках этого этапа 13 мая был проведён Общероссийский экспертный онлайн-семинар «Содержание образования. Результаты. ФГОС 4.0».

Почему возникла потребность в создании новых стандартов образования?

Самый первый ФГОС был внедрён в российские школы в 2004 г. Он отличался чёткостью изложения целей, содержания обучения и результатов, которых нужно достичь (а именно формирование у учащихся определённых знаний, умений и навыков).

Дети в школе

Следующий ФГОС, который действует сегодня, введён в 2010 г. Даже если не учитывать тот факт, что в образовании и жизни людей произошли изменения и стандарт необходимо обновить в соответствии с ними, спустя такое долгое время стали видны его недостатки. Так, действующий ФГОС объявлял вариативность и системно-деятельностный подход к обучению, однако на практике выяснилось, что это заявление было формальным и осталось на бумаге.

Главный минус нынешнего ФГОС в том, что он не задает четких норм, а лишь ограничивает рамки. В нём нет требований к содержанию образования и нет его определения. На выходе получается ситуация, при которой каждая школа может разработать собственную уникальную программу обучения, но в реальности она фактически скопирована из примерной ООП (основной образовательной программы). В свою очередь она носит характер рекомендации и предлагает только по одному варианту программы на предмет, что нарушает принцип вариативности, утверждённый законом «Об образовании».

В действующем ФГОС нет чётких требований к результатам образования, есть только указания к общим - предметным, метапредметным и личностным. Это мешает выстроить учебную программу, так как у неё фактически нет цели, которую она должна выполнить.

В 2018-19 гг. были созданы приложения к ФГОС, которые направлены на исправление последней проблемы. Но даже такое дополнение не решило всех недостатков существующих стандартов.

Урок в школе

Ещё одним показателем того, что ФГОС не работает, стало увеличение количества учеников, отказавшихся от посещения школы в пользу семейного обучения. По статистике с 2017 по 2019 год их количество увеличилось с 8,5 тысяч до более чем 100 тысяч.

В новом ФГОС планируется задать не только вектор развития образования, но и чёткие условия, которые оно должно выполнять. Одно из них - равенство в возможности получения качественного образования. Кроме этого рассчитывается постановка конкретных целей (например, развитие определённых качеств у детей), от которых будет зависеть определение действий.

К самому содержанию учебных программ также нужно четко сформулировать требования. Этот вопрос предлагается к обсуждению специалистами.

Вынужденный переход на дистанционное обучение наглядно показал, что действующий ФГОС не достиг заявленных в нём целей. Требуется глобальный пересмотр не только его положений, но также и возможностей школ выполнить поставленные задачи. Новый ФГОС должен учесть все недостатки и не допустить ошибок, которые совершены в прошлом.

Читайте также другие статьи по теме:

25.05.2020