Идея создания новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) появилась уже давно, а её обсуждение началось в феврале этого года. В апреле 2020 г. на сетевой конференции «Эврика-Авангард» состоялось общественное обсуждение будущего стандарта и формирование технического задания на проектирование «Инициативы ФГОС 4.0». Перед тем, как приступить к разработке, необходимо собрать все имеющиеся предложения, провести встречи специалистов и круглые столы для обсуждения основных положений. В рамках этого этапа 13 мая был проведён Общероссийский экспертный онлайн-семинар «Содержание образования. Результаты. ФГОС 4.0».
Почему возникла потребность в создании новых стандартов образования?
Самый первый ФГОС был внедрён в российские школы в 2004 г. Он отличался чёткостью изложения целей, содержания обучения и результатов, которых нужно достичь (а именно формирование у учащихся определённых знаний, умений и навыков).
Следующий ФГОС, который действует сегодня, введён в 2010 г. Даже если не учитывать тот факт, что в образовании и жизни людей произошли изменения и стандарт необходимо обновить в соответствии с ними, спустя такое долгое время стали видны его недостатки. Так, действующий ФГОС объявлял вариативность и системно-деятельностный подход к обучению, однако на практике выяснилось, что это заявление было формальным и осталось на бумаге.
Главный минус нынешнего ФГОС в том, что он не задает четких норм, а лишь ограничивает рамки. В нём нет требований к содержанию образования и нет его определения. На выходе получается ситуация, при которой каждая школа может разработать собственную уникальную программу обучения, но в реальности она фактически скопирована из примерной ООП (основной образовательной программы). В свою очередь она носит характер рекомендации и предлагает только по одному варианту программы на предмет, что нарушает принцип вариативности, утверждённый законом «Об образовании».
В действующем ФГОС нет чётких требований к результатам образования, есть только указания к общим - предметным, метапредметным и личностным. Это мешает выстроить учебную программу, так как у неё фактически нет цели, которую она должна выполнить.
В 2018-19 гг. были созданы приложения к ФГОС, которые направлены на исправление последней проблемы. Но даже такое дополнение не решило всех недостатков существующих стандартов.
Ещё одним показателем того, что ФГОС не работает, стало увеличение количества учеников, отказавшихся от посещения школы в пользу семейного обучения. По статистике с 2017 по 2019 год их количество увеличилось с 8,5 тысяч до более чем 100 тысяч.
В новом ФГОС планируется задать не только вектор развития образования, но и чёткие условия, которые оно должно выполнять. Одно из них - равенство в возможности получения качественного образования. Кроме этого рассчитывается постановка конкретных целей (например, развитие определённых качеств у детей), от которых будет зависеть определение действий.
К самому содержанию учебных программ также нужно четко сформулировать требования. Этот вопрос предлагается к обсуждению специалистами.
Вынужденный переход на дистанционное обучение наглядно показал, что действующий ФГОС не достиг заявленных в нём целей. Требуется глобальный пересмотр не только его положений, но также и возможностей школ выполнить поставленные задачи. Новый ФГОС должен учесть все недостатки и не допустить ошибок, которые совершены в прошлом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.