Современные дети сильно отличаются от нас в детстве. Хорошо это или плохо — судить сложно. Важно принять тот факт, что они просто другие. А это значит, что пытаться выстраивать с ними отношения по старым шаблонам абсолютно бесполезно.
Конечно, гораздо проще изо дня в день повторять заученные действия и реакции — это наша естественная психологическая защита перед лицом мира, уходящего из-под ног. Но новое поколение нуждается в наставнике, который может адаптироваться и постоянно учиться новому. Иначе никак.
<Учителя тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо. Иногда даже самый грамотный педагог может в чём-то ошибиться. Казалось бы, очевидные факты, но многие о них забывают.
Признавать свои ошибки не только не стыдно, но и полезно: поверьте, дети не поднимут вас на смех, а, наоборот, зауважают сильнее. А вот упрямый педагог, считающий себя носителем истины в последней инстанции, в лучшем случае будет вызывать недоумение, а в худшем — раздражение и неприязнь всего класса.
Это раньше, много веков тому назад, один единственный полученный навык или заученный паттерн поведения могли использоваться на протяжении всей жизни. Забудьте от этом: современный учитель (да и человек, в целом) лишён подобной роскоши. Даже если мы будем изо всех сил бежать вперёд, то перегнать настоящее не получится — мы максимум сможем идти в ногу со временем. А вот если просто остановиться, то очень скоро можно обнаружить себя на обочине современности.
Для того, чтобы научить чему-то юные умы, нужно постоянно развиваться самому. Знакомиться с последними трендами образования, читать книги и смотреть фильмы, быть в курсе новостей и событий, понимать, кто является кумиром молодёжи. Можно не любить музыку Билли Айлиш и считать Юрия Дудя бесталанным выскочкой, но знать, кто это такие, нужно обязательно хотя бы для того, чтобы быть с учениками на одной волне.
Ребёнок нового поколения — это так называемый «цифровой абориген», digital native. Этим термином обозначают тех людей, которые родились после цифровой революции и не застали мир, не охваченный технологиями. Они сильно отличаются от своих родителей: главный источник информации для них — всемирная сеть, коммуницируют они в основном при помощи гаджетов, у них нет «безусловного» уважения к старшим, они очень быстро получают технические навыки, но имеют ограниченный запас памяти и внимания, способны к многозадачности, но нуждаются в постоянной смене деятельности.
Для того чтобы эффективно обучать таких школьников, учитель должен пересмотреть отношение к детям, обществу и самому себе.
Мудрые люди говорят, что педагог должен любить детей. Но любовь — понятие очень размытое и крайне субъективное. Для кого-то она выражается в послаблениях и закрывании глаз на проступки, для кого-то — в строгости и наказаниях.
Как же выглядит правильная «любовь», которая должна быть между учителем и учениками, — решительно непонятно. А вот с уважением всё гораздо однозначнее: уважать — значит видеть в ребёнке личность со своими потребностями и интересами и не пренебрегать ими.
Мы все в той или иной степени непохожи друг на друга: говорим на разных языках и живём в разных государствах, у нас разный цвет кожи и разный стиль одежды, разные жизненные ценности и разные увлечения.
Современное поколение гораздо лояльнее относится к чужой «инаковости», а вот у старших часто не получается скрыть своё раздражение чьим-нибудь необычным внешним видом или музыкальным вкусом. Но, скажите, действительно ли это должно нас волновать, если оно не нарушает закон и никак не мешает нам жить? У каждого должно быть право на самовыражение.
Если какая-то проблема предполагает несколько подходов и вариантов решения, то не стоит отвергать те, которые непривычны вам. Иногда идеи, на первый взгляд кажущиеся сумасшедшими, оказываются гораздо рациональнее. У юных умов ещё не сложились закостенелые представления о «правильном» и «неправильном», поэтому они мыслят гораздо шире, раскрепощённее.
Позвольте ребятам быть не такими, как все, и поддержите их начинания. Возможно, рано или поздно, именно под вашим чутким руководством вырастет будущий гений.
А это значит, что учитель должен быть ответственным за качество и результат. Стоит попытаться относиться и к ученикам, и к их родителям, как к клиентам: внимательно слушать критику и помогать им получать «положительный опыт». Этот пункт наверняка многих возмутит, но что уж поделать: стремительно меняющийся мир меняет и форму отношений.
Такое уж время: теперь для того, чтобы ученики относились к педагогу серьёзно, недостаточно розги и недовольного окрика. У современного ребёнка множество фобий, но страх перед взрослыми — явно не из их числа. Дети не станут уважать вас просто за то, что вы почётный учитель и дипломированный специалист, если вы не подкрепите всё это делом.
Авторитет придётся завоевать: отличное владение своим предметом, умение доступно объяснять и находить подход к самым разным ученикам подкупают гораздо сильнее, чем грозное топанье ногами.
Здесь всё в рамках правил хорошего тона. Не пытайтесь навязать что-то ученикам, не лезьте к ним в душу без спроса и не кичитесь собственной компетентностью — только тогда ребята к вам потянутся.
В наше время учитель перестал быть единственным доступным источником знаний: нужная информация без труда находится при помощи поисковика, а для освоения каких-нибудь специфических навыков можно посмотреть видео на ютубе.
Спросите себя: для чего вы работаете в школе? Что вы можете дать нынешним школьникам? Являетесь ли вы источником поистине уникального опыта? Если тот материал, который они получают от вас на уроке, можно за один клик отыскать в интернете — вы явно что-то делаете не так.
Ошибаются все, а вот умеют признавать свои ошибки немногие. Не будьте таким!
Пытайтесь посмотреть на то, что вы делаете, со стороны. Найдите минусы, а не только плюсы. Здоровая самокритика — это полезно и для вас, и для детей, которые на вашем примере учатся ответственному подходу и умению преодолевать трудности.
Если вы умеете обратить проблему в шутку, то для вас почти нет преград. Серьёзно. Ведь способность не принимать близко к сердцу и разряжать обстановку, по сути, является важнейшим признаком вашей стрессоустойчивости.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.