Для многих учителей свойственно наличие хорошо поставленной, грамотной и четкой речи. Этот навык вырабатывается с опытом, поэтому педагоги знают, как правильно и эффективно удержать внимание учеников, поддерживает дисциплину во время занятий.
При наличии стремления самосовершенствоваться возникает необходимость выступлений на конгрессах, форумах и профильных конференциях. Сделать речь интересной и запоминающейся довольно сложно, а умений, полученных во время занятий с учениками, оказывается недостаточно. Это приводит к тому, что повышение уровня ораторского мастерства становится для педагога важной задачей, которая требует немедленного решения.
В статье представлены техники, использование которых окажет содействие в подготовке к выступлению на публике.
Не так давно считалось, что выступающий педагог обязательно должен быть одет в закрытое платье, брючный комплект либо блузку с юбкой. Не допускались яркие цвета, предпочтение отдавалось темным и пастельным оттенкам. При выступлении очень важно было говорить строго по теме, четко и лаконично.
В современном мире произошли значительные изменения. Например, на конференциях можно встретить молодого педагога, который будет одет в пиджак и обут в кеды. Самое интересное, что аудитория воспримет это с позитивом.
Сейчас отсутствует негативное восприятие отклонения от делового стиля в одежде, однако следует найти баланс между новыми веяниями и устоявшимися традициями. Очень важно соблюдать этические нормы, установленные педагогическим сообществом, при этом необычно подавать себя и свое мнение.
Следует обратить внимание на дресс-код, который может быть неформально установлен на мероприятии. Рекомендуется отдавать предпочтение тому стилю, который распространен в той группе, среди которой будет выступать докладчик.
Наблюдается существенное изменение формата публичных выступлений. Слушателям интересней слушать не сухие и очень лаконичные доклады, а выступления в виде повествования, т.е. сторителлинга (англ. storytelling – рассказывание историй).
При использовании этой методики выступающий рассказывает от своего лица, высказываемые тезисы находят подкрепление в виде собственных историй и жизненных примеров. В речи отсутствуют канцеляризмы, сложные грамматические конструкции и длинные фразы.
Нужно понять, что такой формат не всегда актуален. Например, если вы выступаете с презентацией, где акцент сделан на цифры и графики, то превращение доклада в рассказ из жизни не представляется возможным. Исключение составляют только живые примеры, которые рассказывает спикер.
Может показаться, что многим ораторам не требуется предварительная подготовка к выступлениям, ведь они уже обладают актерским мастерством, умеют импровизировать, являются обладателями отличной памяти. Создается впечатление, что им очень просто отвечать на вопросы слушателей, а затруднений с поддержанием беседы и вовсе не возникает. Как оказывается на практике, это приобретенная, а не врожденная способность.
Если человеку приходится часто выступать, то чаще всего ему оказывают содействие в подготовке к выступлению специалисты, среди которых стилисты, спичрайтеры и пр. При отсутствии возможности нанять штат помощников приходится самостоятельно трудиться над оттачиванием ораторского мастерства.
Для этого требуется тратить время на подготовку речей, отрабатывать техники вовлечения аудитории, учиться грамотно уходить от неудобных вопросов и т.п.
Оптимальным временем для начала подготовки к выступлению является примерно неделя. Сначала следует собрать информацию об аудитории, перед которой будет выступление, особенностях площадки и ее техническом оснащении. Получить информацию можно у организаторов.
Рекомендуется начать с составления плана речи с выделением одного-двух тезисов доклада. Затем стоит продумывать и добавлять живые примеры.
Отличным подспорьем будет презентация, где основная роль будет принадлежать иллюстративному материалу в виде графиков, диаграмм и схем. Посылы и тезисы должны обозначаться словами.
Стоит попросить у коллег почитать вашу речь, ведь они могут подсказать моменты, на которые надо обратить внимание.
Рекомендуется формировать множество вопросов, которые могут быть заданы слушателями. Ответы следует записать и запомнить.
Отличным вариантом станут карточки-шпаргалки с изложением последовательности доклада.
Важно отрепетировать выступление перед зеркалом несколько раз.
И обязательно надо выспаться накануне доклада.
Можно попробовать рассказать о том, что знать необязательно, а вот послушать интересно. Речь идет о фактах из жизни знаменитых учителей, мировых деятелей и пр. Главное, чтобы они были связаны с темой выступления.
Стоит воспользоваться нетривиальными сравнениями. Например, при рассказе о нормативах проведения закупок школьного оборудования на конференции EdCrunch была произнесена фраза: «Если сложить все парты мира друг на друга, то верхняя коснется Луны». Это сразу вызвало интерес у слушателей.
Такие сравнения особенно полезны тогда, когда аудитории стало скучно. Попробуйте заранее подготовить парочку вариантов и использовать их в качестве козырей.
Попробуйте взять в руки поделку ученика, за которую тот получил диплом в конкурсе. Держите ее в руках на протяжении всего выступления, а потом покажите и расскажите о ней аудитории. Слушатели будут следить за предметом в ваших руках постоянно и с интересом.
Есть несколько способов настроить слушателей положительно в отношении оратора:
Овладеть этими приемами довольно просто, главное – постоянно практиковаться, что позволит самосовершенствоваться в ораторском искусстве. Во время доклада не следует использовать все методы, вполне хватит 3-4 штук, которые обязательно должны чередоваться.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.