Советскую педагогику и методы воспитания обычно принято хвалить, так как считается, что они позволяли вырастить «настоящего человека». Однако далеко не все принципы советского воспитания сохранили актуальность в наши дни, а многие из них полностью противоречат современным устоям и потребностям самого ребенка.
Это один из самых распространенных принципов. Считалось, что для каждого рода деятельности и занятия есть свое определенное время. Поэтому нужно учить ребенка какому-нибудь делу, когда он до него дорастет, а не когда ему самому хочется это делать.
В современных же условиях, если придерживаться этого принципа, то ребенок вырастет совершенно неприспособленным к текущим реалиям. Вполне вероятно, что ребенок будет всю жизнь нести обиду на своих родителей за то, что они «не давали жить» и никогда не учитывали его желания.
В соответствии с современными психологическими подходами каждого ребенка с самого рождения надо рассматривать как отдельную личность. К нему надо относиться точно также как к самому себе, учиться уважать его взгляды, прислушиваться к его мнению и желаниям.
Самое страшное, что мог сделать школьник – принести домой «двойку» или «тройку». За это ругали, а родителям было искренне стыдно, если их ребенок считался «троечником» или «двоечником».
Однако сейчас подходы изменились и многие поняли, что быть одновременно успешным в различных областях нельзя. У каждого человека есть определенные склонности и интересы, именно их надо развивать.
Задача современных родителей заключается в том, чтобы найти эти таланты. А школьные оценки не являются демонстрацией истинных способностей ребенка, тем более они не способны гарантировать его успех в будущей жизни.
Советский постулат воспитания – беспрекословное уважение взрослых и выполнение всех их наказов. Выражать собственное мнение категорически было нельзя. Этому есть и понятное объяснение – у родителей просто не было времени на продолжительные объяснения и прения.
Сегодня этот подход полностью не соответствует реалиям современной жизни. Сейчас уже есть представление и понимание того, что каждый человек имеет право на ошибку, даже взрослый. Поэтому родители, которые способны признать свою неправоту, способствуют тому, что их ребенок растет более сильным, независимым и успешным.
Большинство советских детей постоянно подвергались физическому наказанию за различные провинности, ведь в основе воспитания лежал страх. Сейчас же наказание ремнем может быть истолковано как жестокое обращение с ребенком, за что предусмотрена уголовная ответственность.
Битье ребенка ни к чему хорошему не приведет, так как люди, которых били родители, обычно всю жизнь живут с психологической травмой. Физическое насилие часто становится причиной того, что ребенок становится агрессивным, у него возникают суицидальные наклонности.
Советские родители предпочитали обходить тему секса стороной, поэтому половое воспитание как таковое отсутствовало. А что такое контрацепция или венерические заболевания, советские дети иногда узнавали слишком поздно.
Отсутствие информации на эту тему приводило к страху, к неуверенности в себе и боязни общаться с противоположным полом.
Сейчас ситуация изменилась, и родители понимают, что именно они должны объяснить ребенку особенности человеческой физиологии и как происходят половые контакты между мужчиной и женщиной.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.