ЧТО ТАКОЕ «ВОСПИТАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

  • doc
  • 22.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ЧТО ТАКОЕ «ВОСПИТАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.doc

МЕТОДИКА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ РОДИТЕЛЕЙИ ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГА

 

ЧТО ТАКОЕ «ВОСПИТАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ»?

 

«Воспитание родителей» - международный термин, которым понимается помощь родителям в исполнении функций воспитателей собственных детей, родительс          функций. Исследования проблем семьи и семейного воспитания показывают, что родители все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации и рекомендации нужны не только родителям детей «группы риска или проблемным семьям. Они необходимы каждой семье на определенном этапе ее развития в силу внyтpенних потребностеи растущих требований общества к семье как социальному институту.

Анализ содержания «воспитания родителей» позволяет делать вывод о том, что оно учитывает тесную связь в развитии ребенка с благополучием, внутренней атмосферой и образом жизни семьи, а не только с определенными методом воспитания детей и формирования их поведения. В понятие «воспитание родителей» входят вопросы влияния семьи на формирование личности ребенка и его развитие в целом также вопросы отношения семьи к обществу и культуре. В  конечном итоге речь идет о воспитании и развитие ребенка у  таких родителей, которые способны обеспечить ему разностороннее развитие и благополучие. В таком виде воспитание PQ составляет часть социальной политики современного государства. Понятие семейное воспитание- шире термина воспитание родителей, так как оно означает накопление и объединение необходимых знаний и навыков всеми членами, а не только родителями. Объектом семейного воспитания помимо родителей могут быть дети и молодожены. Следовательно, воспитание родителей - это прежде всего накопление знаний и навыков по выполнению родительских  функций и воспитанию детей. Воспитание родителеи следует рассматривать отдельно от семейной психотерапии и семейной консультации по вопросам семьи и брака, которые яв­ляются специфическими формами работы, ориентированны­ми на личность и взаимодействия между людьми (табл. 14). воспитание poдитeлей в большей степени - просветительс­кая работа, обращенная к сознанию человека* .

Общим для всех программ по воспитанию родителей выделяется стремление расширить самостоятельность при решении ими разных задач во взаимоотношениях с разным людьми, при выборе поведения в разных ситуациях.

Задачи воспитания родителей можно классифицировать исходя из особенностей каждого из периодов развития ребенка и круга тех проблем, которые он должен решать каждом этапе самостоятельно.

 

Необходимость работы по воспитанию родителей основывается,

во-первых, на потребности родителей в поддерж­ке,

во-вторых, на потребности самого ребенка в образованных родителях,

в-третьих, на существовании бесспорной связи между качеством домашнего воспитания и социальны­ми проблемами общества.

Следовательно, необходимость воспитания родителей можно обосновать либо ссылкой на благополучие ребенка и семьи в целом, либо подчеркивая общественную значимость, данной проблемы. Воспитание родителей в границах прав се­мьи на самоопределение и на основе соблюдения принципа добровольности является здоровой социальной функцией.

 

1.2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Воспитание родителей всегда опирается на систему цен­ностей (религиозные, социальные, эстетические, нравствен­ные и др.). В нем всегда проявляются образ мышления и уровень культуры данного общества и учитываются потреб­ности самих родителей. Эти положения находят отражения в разнообразных концепциях и модели воспитания родителей, наиболее распространенными из которых являются следую­щие: с упором на терминологию и теорию - индивидуали­стические и общественно направленные, с упором на терминологию и теорию и с акцентом на проблемы родителей и практику семейного воспитания. Рассмотрим некоторые из этих теорий.

Адлеровекая модель (А. Адлер).

Это направление воспита­ния родителей основывается на сознательном и целенаправ­ленном изменении поведения родителей, которое определяется ведущим принципом взаимоуважения членов семьи. Чувство единения, возникающее при этом, делает человека способным к сотрудничеству с другими людьми, Т.е. фор­мирует социальный характер. Поскольку развитие личности и определяется социальными мотивами, а человек - суще­ство социальное по своей природе, для него важно чувство принадлежности к определенной группе. По теории А. Адле­ра, семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоот­ношения в семье являются главным фактором развития лич­ности. Дети учатся нормам общежития и воспринимают куль­туру через своих родителей. Поэтому семья и есть та первичная группа, в которой ребенок формирует свои Иде­алы, цели жизни, систему ценностей и учится жить.

Основными понятиями алфёровского воспитания роди­телей являются «равенство», «сотрудничество» И «естествен­ные результаты». С ними связаны и ведущие принципы вос­питания: отказ борьбы за власть и учет потребностей ребен­ка. По данной модели помощь родителям должна носить воспитательный характер. Нужно научить их уважать уни­кальность, индивидуальность и неприкосновенность лич­ности ребенка с самого раннего детства. Необходимо ПОМ0ЧЬ каждому из родителей понять детей, войти в их образ мыш­ления, научиться разбираться в мотивах их поступков, раз­вивать свои методы воспитания и развития личности. Есте­ственные логические рассуждения, используемые в ходе воспитания, позволяют ребенку на практике осознать свое поведение или прочувствовать на деле результаты своих действий. Это способствует гармонизации отношений в семье и быстрому осознанию ребенком недостатков собственного поведения.

Учебно-теоретическая модель (Б. Скиннер).

В основе мо­дели лежат результаты экспериментальных исследований, с помощью которых была сделана попытка определить, ка­ким образом установки на поведение родителей влияют на ребенка. Это направление основано на общей теории бихе­виоризма. В рассматриваемой модели подчеркивается, что поведение родителей и их детей можно изменить методом переучивания или научения. Воспитание родителей состоит в их обучении быстрым техникам поведения. Поведение ро­дителей меняется по мере осмысления ими своих и детских поступков, их мотивов. Они постепенно овладевают умени­ями регулирования поведения.

Способами формирования поведения являются положи­тельное подкрепление (поощрение), отрицательное подкреп­ление (наказание) и отсутствие подкрепления (нулевое внимание). Родители играют роль «агентов» социального окружения, которые регулируют поведение ребенка с помощью указанных выше средств. В ходе обучения родители обеспечиваются научными сведениями о регуляции поведения;~ знакомятся со специальной терминологией, помогающее описывать эти процессы. Родителей учат разбираться в peакциях ребенка и формировать их раздражители. Навыки" диагностики поведения входят во все программы учебно-теоретического направления. Целью программы данного направления является обучение родителей наблюдению и измерению поведения и практическое применение принципов; теории социального научения в изменении поведения в домашних условиях.

Модель чувственной коммуникации (Т. Гордон).

Модель базируется на феноменологической теории личности Карла Роджерса и практике клиент центрированной терапии, це­лью которой является создание условий для самовыраже­ния личности. Это достигается сглаживанием разницы меж­ду «Я-идеальным» и «Я-реальным» при определенных пси­хологических обстоятельствах. Если каждому человеку свойственны две главные потребности: позитивного отно­шения других и самоуважения, то условием здорового раз­вития ребенка является отсутствие противоречия между пред­ставлением о том, как к нему относятся другие «Я-идеаль­ное» и действительным уровнем любви «Я-реальным». Изменить поведение человека можно, лишь поняв и при­няв его чувства. Тем самым психотерапевт помогает клиенту освободить свои чувства и осознать свое поведение и пред­принять конкретные шаги по его изменению.

В семейном воспитании модель чувственной коммуника­ции означает диалогичность общения, его открытость, закрепощенность чувств, их искренность. Развитие его чувственных коммуникаций, к самовыражению каждого члена семьи стремится данная модель воспитания родителей. Родители, овладевающие данной моделью, должны установить три основных умения: 1) активного слушания; 2) доступного для ребенка выражения собственных чувств; 3) практического использования npинципа равноправия в семеном общении. 

С названными навыками связано и умение поставить правильно сформулировать проблему и найти ее адресата. Гордон считал, чтo родители должны дифференцировать проблемы родителя и ребенка, обучать детей самостоятельному решению проблем, постепенно перенося всю ответ­ственность за поиск их решения на самого ребенка.

Модель, основанная на транзактном анализе (М. Джеймс, Д. Джонгард). Согласно теории транзакного анализа Э. Бер­на личность каждого индивидуума определяется фактора­ми которые можно назвать состояниями «Я» это способ восприятия действительности, анализе получаемой инфор­мации и реагирования индивидуума на действительность. Человек может это делать по-разному: по-детски, по-взрос­лому, по-родительски.

«Ребенок» в личности - это спонтанность, творчество, интуиция. С этим началом связаны биологические потреб­ности и основные ощущения человека. Это наиболее чистая часть личности, поскольку в ней представлено все самое естественное в человеке.

«Взрослый» В личности действует последовательно. Свой­ствами этого начала, этой части человеческой личности яв­ляются систематические наБJlЮдения, объективность, следо­вание законам логики, рациональность. В развитии личности с областью «взрослого» связано все сознательное. Оно начи­нается с развития сенсорно-моторного уровня восприятия и достигает формального, a6cтракно-логического мышления.

Положение «родителя» В личности включает в себя при­обретенные нормы поведения, привычки и ценности. Пове­дение авторитетных людей в социальном окружении учит личность определенным нормам и способам поведения че­рез родительскую часть. Родительское программирование во многом предопределяет, согласно Берну, судьбу ребенка. Оно осуществляется прежде всего через трансакции - еди­ницы общения, которые могут быть дополнительными, т.е. способствующими взаимопониманию, пересекающимися, вызывающими конфликты и напряжение, и скрытые, при которых информация в ходе общения искажается.

Основная задача воспитания родителей - научить чле­нов семьи взаимным компромиссам и умению их использо­вать в других социальных сферах. Для этого они должны овладеть терминологией транзакного анализа при рассмот­рении своего поведения и взаимоотношений в семье, на­учиться определять характер потребностей и запросов ре­бенка и устанавливать с ним адекватные коммуникации. Это необходимо потому, что КЛЮЧ к изменению поведения ребенка лежит в изменении отношений между родителями и ребенком.

Модель rpупповой терапии (Х. Джинот). В основе модели лежит стремление научить родителей переориентации своих установок в зависимости от потребностей ребенка. Модель носит сугубо практический характер и сосредоточена на рассмотрении проблемных ситуаций. Воспитание родителей, по Джиноту, осуществляется в форме групповых консультаций, терапии и инструктажа. Целью групповой терапии является ДОстижение позитив­ных изменений в СТРуктуре ЛИЧности родителей (для людей с эмоциональными нарушениями, не умеющими справлять­ся с проблемами отношений детей и родителей). Групповые консультации должны помочь родителям справиться с про­блемами, возникающими при воспитании детей. Во время консультации родителям помогают избавиться от чувства вины, показывая аналогичные переживания в других семь­ях, родители делятся переживаниями, опытом, рассказыва­ют друг другу о трудностях. Постепенно они начинают бо­лее объективно смотреть на проблемы своей семьи. Инст­руктаж родителей также происходит в группе и напоминает групповую консультацию.

 

Модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни

(И.В. Гребенников). В 70-80-е годы под руководством И.В. Гребенникова была разработана и мето­дически оснащена программа педагогического просвещения родителей, которая исходила из предположения о том, что значительная часть недостатков и просчетов в семейном вос­питании и семейных отношениях связана с психолого-педагогической неграмотностью родителей. Разработка программ такого просвещения, ориентированных на особенности вос­питания детей разного возраста, специфику семей и семей­ных проблем, а также деятельная подголовка педагогов школ и дошкольных учреждений к их реализации, выпуск спе­циальных справочников, Энциклопедий семейной подготовки и семейного воспитания значительно активизировал внима­ние к проблеме родительства. Вторым, в большей степени профилактическим аспектом работы является подготовка молодежи к семейной жизни, проводимая через специаль­ный школьный предмет «Этика и психология семейной жизни», подготовка  кадров к его преподаванию. Главной проблемой реализации модели в ее психологических аспек­тах было отсутствие в учреждениях образования практичес­ких психологов и неспособности педагогов разрешать психологические проблемы семьи и семейного воспитания.

 

Практикум по диагностике потребностей родителей в психолого-пeдaгогиеской подготовке

 

Ц е л е в а я  у с т а н о в к а: выяснить, какие имеются  до­стижения в семейном воспитании; выяснить, в какой по­мощи нуждаются  родители.

План проведения: 1 Сообщение целевой установки.

2. Деление родителей-участников на микрогруппах.

3. Консультации по заполнению диагностических анкет.

 4. Заполнение анкет каждым игравшим, работа аналитиков. Ознакомление групп с итогами диагностирования.

После игровая деятельность: составление общей диагностики системы психотической службы школы

2. Планирование работы психолога на основании результатов диагностики.

 

Анкета родителя

    Ф И О ученика ______ класс

 

1. Что в характере вашего ребенка вас радует, вызывает удовлетворённость (подчеркните соответствующее).

А. 1) Хорошие способности к учению,

2)  Хорошая работоспособность на уроке,

3)  хорошие память, внимание,

      Б. 4) Сильная воля, уверенность в себе,         

5) дисциплинированность, вежливость, послушании

6) уныние быть всегда в хорошем настроении, 

7) доброта, чуткость, внимательность к людям,

8) умение находить общий язык с учителями, своим  

стниками, родителями.

В. 9) умение вести себя в обществе,

10)отсутствие мстительности, злопамятности,

11)умение трудиться, трудолюбие.

12)скромность.

 

2. Что в характере вашего ребенка вас огорчает, в чем необходима помощь

 (Подчеркните соответствующее):

А. 1) слабые способности к учению,

2) низкая работоспособность на уроке

3) плохие память, внимание,  

Б. 4) недисциплиниpoвaность, грубость, непослушание

5)слабая воля, неуверенность. в себе,

6) неумение держать хорошее настроение,

7) озлобленность,жестокость, невнимание к людям,

8) неумение находиrь общий язык с учителями, сверстниками, родителями

В. 9) неумение вести себя в обществе

10) злопамятность, мстительность,

11) неумение трудиться,

12) излишняя скромность.