МЕТОДИКА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ
ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ РОДИТЕЛЕЙИ ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГА
ЧТО ТАКОЕ «ВОСПИТАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ»?
«Воспитание родителей» - международный термин, которым понимается помощь родителям в исполнении функций воспитателей собственных детей, родительс функций. Исследования проблем семьи и семейного воспитания показывают, что родители все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации и рекомендации нужны не только родителям детей «группы риска или проблемным семьям. Они необходимы каждой семье на определенном этапе ее развития в силу внyтpенних потребностеи растущих требований общества к семье как социальному институту.
Анализ содержания «воспитания родителей» позволяет делать вывод о том, что оно учитывает тесную связь в развитии ребенка с благополучием, внутренней атмосферой и образом жизни семьи, а не только с определенными методом воспитания детей и формирования их поведения. В понятие «воспитание родителей» входят вопросы влияния семьи на формирование личности ребенка и его развитие в целом также вопросы отношения семьи к обществу и культуре. В конечном итоге речь идет о воспитании и развитие ребенка у таких родителей, которые способны обеспечить ему разностороннее развитие и благополучие. В таком виде воспитание PQ составляет часть социальной политики современного государства. Понятие семейное воспитание- шире термина воспитание родителей, так как оно означает накопление и объединение необходимых знаний и навыков всеми членами, а не только родителями. Объектом семейного воспитания помимо родителей могут быть дети и молодожены. Следовательно, воспитание родителей - это прежде всего накопление знаний и навыков по выполнению родительских функций и воспитанию детей. Воспитание родителеи следует рассматривать отдельно от семейной психотерапии и семейной консультации по вопросам семьи и брака, которые являются специфическими формами работы, ориентированными на личность и взаимодействия между людьми (табл. 14). воспитание poдитeлей в большей степени - просветительская работа, обращенная к сознанию человека* .
Общим для всех программ по воспитанию родителей выделяется стремление расширить самостоятельность при решении ими разных задач во взаимоотношениях с разным людьми, при выборе поведения в разных ситуациях.
Задачи воспитания родителей можно классифицировать исходя из особенностей каждого из периодов развития ребенка и круга тех проблем, которые он должен решать каждом этапе самостоятельно.
Необходимость работы по воспитанию родителей основывается,
во-первых, на потребности родителей в поддержке,
во-вторых, на потребности самого ребенка в образованных родителях,
в-третьих, на существовании бесспорной связи между качеством домашнего воспитания и социальными проблемами общества.
Следовательно, необходимость воспитания родителей можно обосновать либо ссылкой на благополучие ребенка и семьи в целом, либо подчеркивая общественную значимость, данной проблемы. Воспитание родителей в границах прав семьи на самоопределение и на основе соблюдения принципа добровольности является здоровой социальной функцией.
1.2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Воспитание родителей всегда опирается на систему ценностей (религиозные, социальные, эстетические, нравственные и др.). В нем всегда проявляются образ мышления и уровень культуры данного общества и учитываются потребности самих родителей. Эти положения находят отражения в разнообразных концепциях и модели воспитания родителей, наиболее распространенными из которых являются следующие: с упором на терминологию и теорию - индивидуалистические и общественно направленные, с упором на терминологию и теорию и с акцентом на проблемы родителей и практику семейного воспитания. Рассмотрим некоторые из этих теорий.
Адлеровекая модель (А. Адлер).
Это направление воспитания родителей основывается на сознательном и целенаправленном изменении поведения родителей, которое определяется ведущим принципом взаимоуважения членов семьи. Чувство единения, возникающее при этом, делает человека способным к сотрудничеству с другими людьми, Т.е. формирует социальный характер. Поскольку развитие личности и определяется социальными мотивами, а человек - существо социальное по своей природе, для него важно чувство принадлежности к определенной группе. По теории А. Адлера, семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются главным фактором развития личности. Дети учатся нормам общежития и воспринимают культуру через своих родителей. Поэтому семья и есть та первичная группа, в которой ребенок формирует свои Идеалы, цели жизни, систему ценностей и учится жить.
Основными понятиями алфёровского воспитания родителей являются «равенство», «сотрудничество» И «естественные результаты». С ними связаны и ведущие принципы воспитания: отказ борьбы за власть и учет потребностей ребенка. По данной модели помощь родителям должна носить воспитательный характер. Нужно научить их уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность личности ребенка с самого раннего детства. Необходимо ПОМ0ЧЬ каждому из родителей понять детей, войти в их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их поступков, развивать свои методы воспитания и развития личности. Естественные логические рассуждения, используемые в ходе воспитания, позволяют ребенку на практике осознать свое поведение или прочувствовать на деле результаты своих действий. Это способствует гармонизации отношений в семье и быстрому осознанию ребенком недостатков собственного поведения.
Учебно-теоретическая модель (Б. Скиннер).
В основе модели лежат результаты экспериментальных исследований, с помощью которых была сделана попытка определить, каким образом установки на поведение родителей влияют на ребенка. Это направление основано на общей теории бихевиоризма. В рассматриваемой модели подчеркивается, что поведение родителей и их детей можно изменить методом переучивания или научения. Воспитание родителей состоит в их обучении быстрым техникам поведения. Поведение родителей меняется по мере осмысления ими своих и детских поступков, их мотивов. Они постепенно овладевают умениями регулирования поведения.
Способами формирования поведения являются положительное подкрепление (поощрение), отрицательное подкрепление (наказание) и отсутствие подкрепления (нулевое внимание). Родители играют роль «агентов» социального окружения, которые регулируют поведение ребенка с помощью указанных выше средств. В ходе обучения родители обеспечиваются научными сведениями о регуляции поведения;~ знакомятся со специальной терминологией, помогающее описывать эти процессы. Родителей учат разбираться в peакциях ребенка и формировать их раздражители. Навыки" диагностики поведения входят во все программы учебно-теоретического направления. Целью программы данного направления является обучение родителей наблюдению и измерению поведения и практическое применение принципов; теории социального научения в изменении поведения в домашних условиях.
Модель чувственной коммуникации (Т. Гордон).
Модель базируется на феноменологической теории личности Карла Роджерса и практике клиент центрированной терапии, целью которой является создание условий для самовыражения личности. Это достигается сглаживанием разницы между «Я-идеальным» и «Я-реальным» при определенных психологических обстоятельствах. Если каждому человеку свойственны две главные потребности: позитивного отношения других и самоуважения, то условием здорового развития ребенка является отсутствие противоречия между представлением о том, как к нему относятся другие «Я-идеальное» и действительным уровнем любви «Я-реальным». Изменить поведение человека можно, лишь поняв и приняв его чувства. Тем самым психотерапевт помогает клиенту освободить свои чувства и осознать свое поведение и предпринять конкретные шаги по его изменению.
В семейном воспитании модель чувственной коммуникации означает диалогичность общения, его открытость, закрепощенность чувств, их искренность. Развитие его чувственных коммуникаций, к самовыражению каждого члена семьи стремится данная модель воспитания родителей. Родители, овладевающие данной моделью, должны установить три основных умения: 1) активного слушания; 2) доступного для ребенка выражения собственных чувств; 3) практического использования npинципа равноправия в семеном общении.
С названными навыками связано и умение поставить правильно сформулировать проблему и найти ее адресата. Гордон считал, чтo родители должны дифференцировать проблемы родителя и ребенка, обучать детей самостоятельному решению проблем, постепенно перенося всю ответственность за поиск их решения на самого ребенка.
Модель, основанная на транзактном анализе (М. Джеймс, Д. Джонгард). Согласно теории транзакного анализа Э. Берна личность каждого индивидуума определяется факторами которые можно назвать состояниями «Я» это способ восприятия действительности, анализе получаемой информации и реагирования индивидуума на действительность. Человек может это делать по-разному: по-детски, по-взрослому, по-родительски.
«Ребенок» в личности - это спонтанность, творчество, интуиция. С этим началом связаны биологические потребности и основные ощущения человека. Это наиболее чистая часть личности, поскольку в ней представлено все самое естественное в человеке.
«Взрослый» В личности действует последовательно. Свойствами этого начала, этой части человеческой личности являются систематические наБJlЮдения, объективность, следование законам логики, рациональность. В развитии личности с областью «взрослого» связано все сознательное. Оно начинается с развития сенсорно-моторного уровня восприятия и достигает формального, a6cтракно-логического мышления.
Положение «родителя» В личности включает в себя приобретенные нормы поведения, привычки и ценности. Поведение авторитетных людей в социальном окружении учит личность определенным нормам и способам поведения через родительскую часть. Родительское программирование во многом предопределяет, согласно Берну, судьбу ребенка. Оно осуществляется прежде всего через трансакции - единицы общения, которые могут быть дополнительными, т.е. способствующими взаимопониманию, пересекающимися, вызывающими конфликты и напряжение, и скрытые, при которых информация в ходе общения искажается.
Основная задача воспитания родителей - научить членов семьи взаимным компромиссам и умению их использовать в других социальных сферах. Для этого они должны овладеть терминологией транзакного анализа при рассмотрении своего поведения и взаимоотношений в семье, научиться определять характер потребностей и запросов ребенка и устанавливать с ним адекватные коммуникации. Это необходимо потому, что КЛЮЧ к изменению поведения ребенка лежит в изменении отношений между родителями и ребенком.
Модель rpупповой терапии (Х. Джинот). В основе модели лежит стремление научить родителей переориентации своих установок в зависимости от потребностей ребенка. Модель носит сугубо практический характер и сосредоточена на рассмотрении проблемных ситуаций. Воспитание родителей, по Джиноту, осуществляется в форме групповых консультаций, терапии и инструктажа. Целью групповой терапии является ДОстижение позитивных изменений в СТРуктуре ЛИЧности родителей (для людей с эмоциональными нарушениями, не умеющими справляться с проблемами отношений детей и родителей). Групповые консультации должны помочь родителям справиться с проблемами, возникающими при воспитании детей. Во время консультации родителям помогают избавиться от чувства вины, показывая аналогичные переживания в других семьях, родители делятся переживаниями, опытом, рассказывают друг другу о трудностях. Постепенно они начинают более объективно смотреть на проблемы своей семьи. Инструктаж родителей также происходит в группе и напоминает групповую консультацию.
Модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни
(И.В. Гребенников). В 70-80-е годы под руководством И.В. Гребенникова была разработана и методически оснащена программа педагогического просвещения родителей, которая исходила из предположения о том, что значительная часть недостатков и просчетов в семейном воспитании и семейных отношениях связана с психолого-педагогической неграмотностью родителей. Разработка программ такого просвещения, ориентированных на особенности воспитания детей разного возраста, специфику семей и семейных проблем, а также деятельная подголовка педагогов школ и дошкольных учреждений к их реализации, выпуск специальных справочников, Энциклопедий семейной подготовки и семейного воспитания значительно активизировал внимание к проблеме родительства. Вторым, в большей степени профилактическим аспектом работы является подготовка молодежи к семейной жизни, проводимая через специальный школьный предмет «Этика и психология семейной жизни», подготовка кадров к его преподаванию. Главной проблемой реализации модели в ее психологических аспектах было отсутствие в учреждениях образования практических психологов и неспособности педагогов разрешать психологические проблемы семьи и семейного воспитания.
Практикум по диагностике потребностей родителей в психолого-пeдaгогиеской подготовке
Ц е л е в а я у с т а н о в к а: выяснить, какие имеются достижения в семейном воспитании; выяснить, в какой помощи нуждаются родители.
План проведения: 1 Сообщение целевой установки.
2. Деление родителей-участников на микрогруппах.
3. Консультации по заполнению диагностических анкет.
4. Заполнение анкет каждым игравшим, работа аналитиков. Ознакомление групп с итогами диагностирования.
После игровая деятельность: составление общей диагностики системы психотической службы школы
2. Планирование работы психолога на основании результатов диагностики.
Анкета родителя
Ф И О ученика ______ класс
1. Что в характере вашего ребенка вас радует, вызывает удовлетворённость (подчеркните соответствующее).
А. 1) Хорошие способности к учению,
2) Хорошая работоспособность на уроке,
3) хорошие память, внимание,
Б. 4) Сильная воля, уверенность в себе,
5) дисциплинированность, вежливость, послушании
6) уныние быть всегда в хорошем настроении,
7) доброта, чуткость, внимательность к людям,
8) умение находить общий язык с учителями, своим
стниками, родителями.
В. 9) умение вести себя в обществе,
10)отсутствие мстительности, злопамятности,
11)умение трудиться, трудолюбие.
12)скромность.
2. Что в характере вашего ребенка вас огорчает, в чем необходима помощь
(Подчеркните соответствующее):
А. 1) слабые способности к учению,
2) низкая работоспособность на уроке
3) плохие память, внимание,
Б. 4) недисциплиниpoвaность, грубость, непослушание
5)слабая воля, неуверенность. в себе,
6) неумение держать хорошее настроение,
7) озлобленность,жестокость, невнимание к людям,
8) неумение находиrь общий язык с учителями, сверстниками, родителями
В. 9) неумение вести себя в обществе
10) злопамятность, мстительность,
11) неумение трудиться,
12) излишняя скромность.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.