” Какого человека можно назвать красивым?” (Открытая беседа-презентация)
Подготовила: Павина А.В.
Май 2020 г. |
«Какого человека можно назвать красивым?»
Цели:
1. Дать представление об истинной красоте человека.
2. Расширение кругозора учащихся.
3. Развитие коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая).
4. Содействие формированию толерантности и развитию эстетического вкуса.
5. Воспитать доброту, стремление к благородным поступкам,
6. Воспитание культуры общения.
Оборудование:
1. Презентация.
2. запись Чайковского «Времена года», выставка картин русских художников о природе
3. Видеоролик: К. Райкин читает стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка».
Ход беседы
Слайд1.
Воспитатель: Каждый человек открывая глаза видит перед собой что-то красивое: небо, деревья, цветы, картину, одежду список можно продолжить.
-Почему мы их называем красивыми?
- (Потому что, увидев их, на душе становится хорошо, они вызывают приятные ощущения)
-Что же такое красота? Какая она бывает.
- (Заслушиваются ответы детей)
Слайд 2
Воспитатель: Давайте заглянем в толковый словарь. (Чтение толкования слова красота.)
Вот послушайте, какое толкование этому слову дает Сергей Иванович Ожегов.
"Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение".
А слово: «Красивый – 1. Доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью. 2. Полный внутреннего содержания, высоконравственный. 3. Привлекающий внимание, эффектный».
- Да, красота бывает разная. Каждый понимает ее по-своему.
Давайте попробуем разобраться в этом…
Воспитатель: предлагаю послушать музыку великого композитора Чайковского «Времена года»
Слайд 3
Воспитатель: Мы слушаем музыку и понимаем, о чем он хотел рассказать. Он подарил нам красоту в звуках.
Слайд 4-5
Воспитатель: обратите внимание на выставку картин великих русских художников.
- Что вы можете сказать?
- Правильно, на всех полотнах красота русской природы.
- Мы говорили с вами сейчас о красоте окружающего мира. А теперь поговорим о красоте человеческой души.
Воспитатель: Что важнее, красота внешняя или красота души?
Слайд 6
Воспитатель: Послушайте притчу о красоте.
В одной из восточных стран молодой состоятельный человек пошёл на базарную площадь подыскать себе хорошую домохозяйку. Он увидел двух женщин, стоящих в сторонке. Одна из них была молода и очень хороша собой в шёлковых одеждах. Другая была пожилой женщиной простого вида и, вероятно, бедной, так как перекладывала монетку из руки в руку, раздумывая, что можно на неё купить поесть. Молодая красавица заметила господина, который присматривался к ним. И ей очень захотелось, чтобы его выбор пал на неё. Она глянула на свою соседку с презрением и с радостью поняла, что та ей не соперница. В это время исхудалый котёнок подошёл к ноге красавицы и мяукнул, прося пищи. Молодая женщина, не отрывая глаз от молодого господина, ногой отшвырнула котёнка. Тогда пожилая женщина нагнулась и подобрала котёнка, не обращая внимания на господина, который был почти рядом. На единственную монетку она купила пиалу с молоком. Присела и дала котёнку попить молока. Тот с жадностью стал лакать и фырчать от удовольствия. Пожилая женщина допила оставшееся молоко и отдала пиалу лавочнику. Котёнок был у неё на руках и мурлыкал от удовольствия. Господин подошёл к этой женщине и предложил ей работу у себя: «Я нанимаю вас с котёнком», дал денег ей в задаток и объяснил, как найти его дом. Молодая красавица, глядя на это, вся раскраснелась от негодования. Догнав господина, она спросила его, зачем он выбрал бедную старуху, когда она так молода и красива. Господин на это ответил так: «Ты красива от рождения, но этого мало. Надо ещё научиться быть красивой. Я выбрал ту из вас, в которой заключена настоящая красота души». Красавица не поняла мудрости этих слов. А господин, придя домой, записал следующее: «Красивым быть – не значит им родиться, ведь красоте мы можем научиться. Когда красив душою Человек – Какая внешность может с ней сравниться?» Этим учёным господином был Омар Хайям.
Воспитатель: И что же, по-вашему, красота души? Согласны ли вы с автором?
Слайд 7
Воспитатель: В. Тропинин. Кружевница. (Картина русского художника Василия Андреевича Тропинина), Тропинин девушка с горшком роз
Давайте рассмотрим картину. Подумайте, в чем, по-Вашему, выражается красота изображенного художником человека? Про эту девушку можно сказать, что она красива? Почему?
(Добрые глаза, скромная одежда, скромная прическа, трудолюбие. Взгляд выражает смирение, милосердие, кротость, благость, радость, любовь, сострадание. И хоть на этой девушке нет красивой богатой одежды, пышной прически, яркого макияжа, мы про нее можем сказать, что она красива душой.)
Слайд 8
Воспитатель: Перед вами два портрета из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Поэт дает описание внешнего облика двух сестер. Какая девушка, на ваш взгляд, красивее, симпатичнее?
Глаза как небо голубые;
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Всё в Ольге...
Ее сестра звалась Татьяна...
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Воспитатель: Поэт подчеркивает типичность героини, отсутствие в ней оригинальности, «изюминки», обаяния. Что такое обаяние?
Обаяние – это красота живая, адресованная окружающим. Она не отпугивает, а притягивает к себе. Сила обаяния некоторых людей может быть так велика, что даже их внешние недостатки покажутся привлекательными. Представления о красоте могут меняться, но во все времена красота без обаяния мертва. Трудно определить, что такое обаяние. Скорее всего, это внутренняя красота. Давайте подумаем, какие качества человека могут свидетельствовать о наличии или отсутствии в нем внутренней красоты.
- (Доброе, отзывчивое сердце, значительные поступки, полезные дела украшают и озаряют внутренним светом любое лицо.)
Воспитатель :Может ли человек влиять на изменение внутренних качеств?
(Да.)
- Скажите, пожалуйста, а вы могли бы прямо сейчас продолжить галерею красивых людей, из тех, которые вас окружают?
(Да./Нет.)
Воспитатель: По каким признаком внешности вы определили названных людей в этот список? Чего, на ваш взгляд, не хватило окружающим вас людям, чтобы попасть в этот список? Интересно было бы услышать, много ли вообще красивых людей? Какими качествами должен обладать человек, чтобы его можно было назвать красивым?
- (У человека должна быть приятная внешность, правильные черты лица, правильные пропорции фигуры. Он должен быть опрятно и со вкусом одет.)
Слайд 9, 10, 11
Воспитатель: Подумайте, менялись ли с течением времени представления о человеческой красоте?
Посмотрите галерею красивых людей.
Воспитатель: Представление о красоте человека менялось на протяжении веков, оно было неодинаковым и в разных странах. В Древней Греции считалось, что красота — это дар богов. А богиней, олицетворяющей идеал женской красоты, была Афродита. У египетских женщин считалось красивым иметь плоскую стопу, а у китаянок — маленькую. В Европе одно время отдавалось предпочтение женщинам с большими ногами. В Персии красивыми признавались лишь полные женщины, в Греции — лишь те, у кого прямой нос, а в Америке — те, у кого нос вздернутый. Во Франции времен Наполеона III считалось, что особую красоту женщинам придают густая копна волос, пышные бедра и полная грудь. В России среди дворянок всегда ценились и изящные женщины. Достаточно вспомнить восхищенные отзывы современников о жене A. С. Пушкина — Наталье Николаевне Гончаровой и взглянуть на ее портрет работы Брюллова. В XX веке идеал женской красоты изменился. Крупных, пышных женщин мы видим и на картинах Б. Кустодиева и П. Кончаловского. На современных конкурсах красоты, проводимых во всем мире, ценится иной тип. Для участия в них отбираются высокие (170 см и выше), изящные (с тонкой талией, узкими бедрами), скорее худощавые (вес 50—55 кг), с длинными, стройными ногами девушки. Представление о красоте менялось, но во все времена люди, подходившие под общепринятые каноны, останавливали на себе восхищенные взгляды, были окружены поклонниками и поклонницами. А что делать человеку, если его физические данные не соответствуют таким нормам? Век счастья не видать? Может ли человек как-то изменить свои внешние недостатки?
Слайд 12
- Послушайте, пожалуйста, притчу. Какой нравственный вывод мы можем из нее вынести?
Было это в старину. На улице сидел слепой мальчик лет 12 и рисовал портреты прохожих, и люди были удивлены необычайным сходством лиц на портрете с оригиналом.
- Чудо, говорили они, как это слепой с такой точностью может передать характер человека, его внешность?
В это время по улице шел знатный боярин.
- А ну-ка, - сказал он, подбочась, - напиши мне, малец, и мой портрет.
Когда работа была закончена, боярин заметил, что толпа в страхе притихла.
- Я так и думал, – горделиво сказал он, - слепому не под силу передать мою удаль и красоту. Я хочу взглянуть на свой портрет.
Люди молча расступились.
И он увидел страшную картину: на рисунке была изображена свинья с ослиными ушами и лошадиным хвостом. Разгневанный боярин приказал выпороть мальчика. И того забили бы батогами, если бы не появился нищий-странник.
- Остановись, - сказал он, - боярин, - ребенок ни в чем не виноват! Ты не понял: он рисует портрет души.
Обескураженный боярин отпустил юного художника и пошел прочь. Всю ночь он не сомкнул глаз, а на утро пошел по городу искать нищего. И когда нашел, нищий ему сказал:
- Твой портрет изменится, если сумеешь измениться ты сам.
С того времени боярина никто не мог узнать: он стал щедр, не наказывал слуг, и через год он снова нашел слепого художника и обратился к нему с той же просьбой: нарисовать портрет. Но, увы, портрет не изменился. И он снова нашел странника и спросил:
- Почему так случилось? Ведь я стал совсем другим человеком.
- Да, но это только внешне.
Шли годы. Нищий умер. Боярин продолжал жить праведной жизнью. И вот однажды на улице его окликнул мужик, перед которым лежали кисти и краски. Это был тот самый художник, который вырос и возмужал:
- Добрый человек, - сказал он, - позволь мне нарисовать твой портрет. Никогда я не встречал подобной красоты и чистоты.
Боярин низко поклонился и ответил:
- Этим я обязан тебе.
Слайд 13
Воспитатель: Какой нравственный вывод мы можем вынести из этой притчи?
- «Красота человека в его красивых поступках»
Воспитатель: Внутренняя красота – это категория, которая поддается совершенствованию. Не может быть красивым тот, в чьем сердце живет злоба, жестокость, зависть, подлость, жадность или лицемерие. Все эти низкие качества обязательно наложат свой отпечаток даже на самое идеальное и красивое лицо. Не можем мы назвать красивым и лентяя, который целые дни проводит в «ничегонеделании», чья жизнь абсолютно бесцельна и бесполезна. На мой взгляд, не может быть по-настоящему красивым человек равнодушный. На его лице не отражается мысль, в его взгляде нет искорки, в его речах отсутствуют эмоции. Человек с пустым взглядом и отпечатком скуки на лице — непривлекателен.
Слайд 14
Н. Заболоцкий писал:
…А если это так, то, что есть красота,
И почему
её обожествляют люди?
Сосуд
она, в котором пустота,
Или
огонь, мерцающий в сосуде?
Слайд15
Воспитатель: Объясните смысл данных пословиц:
1. Не гляди в лицо, загляни в сердце.
2. Красота сердца дороже красоты лица.
3. Красота лица в красоте характера.
- Какой же вывод мы сделали?
(После обсуждения)
Делается вывод: Красота души –это сочетание добрых качеств и поступков человека.
Воспитатель: Итак, на какие размышления вас натолкнули те вопросы, которые мы затронули сегодня?
Какого же человека можно назвать красивым?
Слайд 16,17.
Воспитатель: А. П. Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...»
Это значит, что должна существовать гармония между телом и душой, мыслями и поступками, стремлениями и образом жизни. Именно такого человека окружающие назовут по-настоящему красивым.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.