Алгоритм написания рецензии к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
1) Рецензия на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу (название программы) в МБУ ДО (название) города, поселка, области;
2) Ф.И.О. педагога, методиста;
Введение (общая характеристика программы) рассматриваемая образовательная область;
краткая характеристика детского творческого объединения, в рамках которого реализуется рецензируемая образовательная программа:
- разновозрастной состав, одновозрастной состав, морально-психологический климат в детском коллективе, диагностические данные по интеллектуальному развитию детей и т. д.;
- кому адресована программа (адресат) - возрастные особенности детей, социальный состав;
- срок реализации программы (краткосрочные программы - это программы со сроком реализации в полгода; со сроком реализации от года и более - долгосрочные программы);
3) Обоснование актуальности, новизны, оригинальности концептуальных
идей автора, в том случае, если программа носит авторской характер;
если программа модифицированная, эксперту надлежит определить, в чем заключаются изменения прежней программы, например - типовой (в структуре, в обновлении содержания, во введении новых дисциплин и т. д.);
4) Определить наличие межпредметных связей в программе;
5) Краткая характеристика структурных компонентов программы
(введение, пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, условия эффективного обеспечения образовательной деятельности, характеристика применяемых методик и технологий педагога дополнительного образования, система поэтапного, итогового контроля образовательной деятельности и фиксации достигнутых результатов, библиография);
6) Рецензентам следует учитывать, в какой степени учебно-методические
материалы соответствуют специфике системы МБУ ДО;
7) Анализ учебно-методического комплекса, сопровождающего
программу (схематическая и прикладная методическая продукция, методические рекомендации и разработки и т. д.);
8) Рецензенты должны дать объективную оценку профессиональным
умениям педагога дополнительного образования как автора или разработчика программы;
9) В рецензии делается вывод о качестве программы и предлагаются
рекомендации по ее использованию в системе ДО или рекомендации по ее усовершенствованию;
10) Рецензенты заверяют содержание рецензий личной подписью,
указывая Ф. И. О., место работы, занимаемую должность, наличие научной степени, высшей квалификационной категории и др. Документ скрепляется печатью учреждения, удостоверившей подпись рецензента (см. приложение)
ОБРАЗЕЦ внутренней рецензии
Рецензия на авторскую дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Ступени к творчеству»
1. Педагог: Артюшина Наталья Николаевна
2. Общая характеристика программы:
* образовательная область: театральное искусство
* детское объединение: «Весёлая маска» МБУ ДО ДПШ им. Н.И.Филоненко г. Сальска
* адресат: обучающиеся 11 – 17 лет;
* срок реализации программы: 3 года;
* степень новизны программного курса в системе дополнительного образования детей: расширении возможностей учащихся для творческой самореализации через их включение как в театрально-концертную, так и в проектную деятельность — одного из эффективных способов социализации личности.
* оригинальность рецензируемой программы и ее соответствие учреждению дополнительного образования: авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ступени к творчеству» полностью соответствует требованиям авторских программ для учреждений дополнительного образования, носит инновационный характер, раскрывает своеобразие методики обучения и воспитания, авторскую позицию по ряду организационно-педагогических вопросов, реализуется через педагогическую проектную деятельность, в рамках которой строится весь образовательный процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и включает в себя два основных этапа обучения:
· 1- 2-й год обучения - освоение основ театрального мастерства;
· 3-й год обучения - анализ учащимися социальной среды, окружающего мира, моделирование жизненных ситуаций, поиск путей решения конфликтных ситуаций через действенный анализ в сценическом этюде.
· качество подачи материала с точки зрения профессионализма и грамотности: с точки зрения профессионализма и грамотности, программный материал изложен в соответствие с критериями оценки дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ.
3. Характеристика структуры программы :
* Пояснительная записка включает цель программы, которая направленна на создание условий для гармоничного развития личности средствами эстетического образования, способной реализовывать творческий потенциал в динамических социально-экономических условиях. Цель, задачи и способы их достижения в программе согласованны. Автор достаточно широко обосновывает актуальность программы, указывает сроки реализации и адресат.
* Содержательная часть программы раскрывает основные темы занятий, их содержание и обоснование;
* Методическая часть программы содержит характеристики педагогических, психологических, организационных условий, необходимых для получения эффективного образовательного результата; раскрывает методику работы над содержанием учебного материала, технологии, формы и методы учебно – воспитательного процесса, систему отслеживания и фиксации результатов, методику оценки компетентностей учащихся;
* Представленный список литературы достаточно полный, соответствует содержанию программы, а также имеет два варианта: для педагога и для детей.
* Язык и стиль изложения отличается четкостью, ясностью, убедительностью и логикой.
4. Соответствие материала специфике дополнительного образования:
* Представленный материал программы соответствуют специфике дополнительного образования. Программа опирается на законодательную и нормативную базу, регулирующую деятельность системы дополнительного образования в Российской Федерации: Закон РФ «Об образовании в РФ», Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (от 20.06.2003 № 27 Д, СанПин 2.4.4.3172-14, утвержденный постановлением от 4.07.2014 г. № 41), «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (от 11.12.2006 № 06—1844) .
* Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ступени к творчеству» направленна на решение проблемы, сутью которой является необходимость поддержки учащихся в постижении своих творческих возможностей, социализации личности подростков средствами театральной педагогики.
5. Характеристика приложений к программе:
* В программе предложено большое количество приложений, богатых по содержанию (мониторинг образовательной деятельности, методические разработки, конспекты занятий, диагностические тесты, психологические тесты, сценарии, репертуар, материалы по работе с родителями, результаты творческих достижений учащихся педагога).
6. Оценка профессиональных умений и знаний педагога:
*Педагог грамотно отбирает содержание образования, т.е. опирается в отборе содержания на нормативные документы по дополнительному образованию; владеет вариативным арсеналом воспитательных подходов и технологий; реализует личностно-ориентированный подход в работе с учащимися, т.е. владеет и может применить диагностические методики, направленные на изучение личности учащихся; использует современные образовательные и воспитательные технологии; способствует социализации и формированию общей культуры личности обучающихся; имеет опыт конструирования различных форм психолого-педагогической деятельности; обладает способностями к рефлексии и саморефлексии деятельности; активно участвует и организовывает деятельность методических объединений и другие виды методической работы по пропаганде театрального искусства в городе.
7. Общий вывод о качестве программы и рекомендации по ее использованию:
Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ступени к творчеству» направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно - образовательной работы с учащимися, основана на психологических особенностях развития средних - старших школьников, а также обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ступени к творчеству» может быть рекомендована для реализации в учебном процессе дополнительного образования.
Рецензенты:
Члены экспертной комиссии МБУ ДО ДПШ:
Председатель экспертной комиссии, методист (Ф.И.О.)
Председатель методического совета,
методист высшей категории (Ф.И.О.)
Председатель художественного совета,
методист 1 категории (Ф.И.О.)
«____»___________20___г.
ОБРАЗЕЦ внешней рецензии
Рецензия на авторскую дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «История родного края»
1. Педагог: ________________________________(Ф,И.О.)
2. Общая характеристика программы:
* образовательная область: туристско - краеведческая
* детское объединение МБУ ДО ДПШ им. Н.И.Филоненко на базе МБОУ СОШ № 4 г. Сальска
* адресат: обучающиеся 12 – 17 лет;
* срок реализации программы: 5 лет;
* степень новизны программного курса в системе дополнительного образования детей: Осуществление синтеза личностно – ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов через блочно – модульное построение и реализацию образовательной программы.
* в чем оригинальность рецензируемой программы и ее соответствие учреждению дополнительного образования: Программа полностью соответствует требованиям авторских программ для учреждений дополнительного образования. Ее реализация проводится через поисково – исследовательскую и музейную деятельность, что в воспитательном аспекте способствует социализации, самореализации обучающихся детского объединения и базового образовательного учреждения в рамках интеграции дополнительного и общего образования.
* качество подачи материала с точки зрения профессионализма и грамотности: с точки зрения профессионализма и грамотности, программный материал изложен в соответствие с критериями оценки авторских образовательных программ.
3. Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ):
* пояснительная записка включает цель, задачи и принципы построения образовательной программы; обоснованы актуальность и новизна работы; указаны сроки реализации и адресат.
* содержательная часть программы раскрывает основные темы занятий, их содержание и обоснование;
* методическая часть программы содержит характеристики педагогических, психологических, организационных условий, необходимых для получения эффективного образовательного результата; раскрывает методику работы над содержанием учебного материала, технологии, формы и методы учебно – воспитательного процесса, систему отслеживания и фиксации результатов, методику оценки компетентностей обучающихся;
*Представленный список литературы достаточно полный, соответствует содержанию программы, а также имеет два варианта: для педагога и для детей.
4. Язык и стиль изложения отличается четкостью, ясностью, убедительностью и логикой.
5. Все представленные материалы программы соответствуют специфике дополнительного образования, т.е.: Уставу МБОУ ДОД ДПШ, Концепции и программе развития образовательного учреждения:
* стимулируют познавательную деятельность ребенка;
* развивают коммуникативные умения;
* создают социокультурную среду общения;
* способствуют развитию творческих способностей личности;
* стимулируют стремление к самостоятельной деятельности и самообразованию;
* помогают творчески использовать жизненный опыт ребенка;
* способствуют профессиональному самоопределению.
6. Характеристика приложений к программе, их содержания (методические разработки школьных краеведческих конференций, городских семинаров в рамках интеграции; дидактический материал: кроссворды, викторины, схемы, паспорт внеклассных мероприятий и др.).
7. Педагог грамотно отбирает содержание образования, т.е. опирается в отборе содержания на нормативные документы по дополнительному образованию; владеет вариативным арсеналом воспитательных подходов и технологий; реализует личностно-ориентированный подход в работе с обучающимися, т.е. владеет и может применить диагностические методики, направленные на изучение личности обучающихся; использует современные образовательные и воспитательные технологии; способствует социализации и формированию общей культуры личности обучающихся; имеет опыт конструирования различных форм психолого-педагогической деятельности; обладает способностями к рефлексии и саморефлексии деятельности; активно участвует и организовывает деятельность методических объединений и другие виды методической работы по пропаганде краеведения в городе и районе.
8. Общий вывод о качестве программы и рекомендации по ее использованию:
Авторская образовательная программа «История родного края» сориентирована на сочетание системы краеведческой и музееведческой работы, которая служит приобретению нравственных ценностей, опыта эмоционально – чувственного восприятия мира обучающимися; призвана обеспечить ценностно – смысловую определенность системы гражданско – патриотического воспитания.
Рекомендации по совершенствованию программы: ввести фольклорный и этнографический аспекты в каждый год содержания программы.
Данная программа может быть адресована как методистам и педагогам дополнительного образования, так и учителям истории, обществознания, литературы и краеведения в освоении и реализации музейной педагогики.
Начальник научно – экспозиционного
отдела художественного музея
им. В.К.Нечитайло г. Сальска (Ф.И.О.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.