Пояснительная записка
Развитие новых технологий определяют мышление всех участников образовательных отношений, их техноментальность. Учебные проекты и задачи в настоящее время дополняются возможностью воплотить их в практике технического решения, что кардинально меняет не только возможности проектно-конструкторской, исследовательской и профориентационной деятельности в школе, но и в целом всю пространственно-предметную среду школы, предлагая совершенно новые инструменты для достижения ключевых задач образования, повышая мотивацию и заинтересованность в конечном результате образования.
Основы информатики, программирования, конструирования, прототипирования лучше всего закладывать в начальной и основной школе, формируя технологическую культуру учащихся и создавая логические и практические предпосылки к активной и творческой проектной работе. При этом решение данных задач невозможно только силами урочной и внеурочной деятельности. В рамках этих видов взаимодействия отсутствует важная составляющая – разновозрастной состав проектной группы. Разновозрастной состав позволяет создавать проекты качественно иного уровня, взаимодействовать в среде, более приближенной к реальному профессиональному миру. Поэтому считаем целесообразным дополнить школьное образовательное пространство курсом дополнительного образования «Лаборатория проектов», ориентированным на изучение современных инженерных технологий (визуальное программирование, использование микроконтроллеров и современной электронной элементной базы) и их применение в проектной деятельности (создание креативных игр, конструкций, межпредметных проектов).
Направленность программы
Техническая
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности и ее технологического воплощения в конечный продукт, в будущем станут основой для профессионального становления специалиста инновационной экономики.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы к образованию.
Особенности программы
Программа ориентирована на комплексное использование различных технологических составляющих в проектной деятельности. Используются современные свободные программно-аппаратные средства, что позволяет продолжать проектную работу и в домашних условиях. В рамках курса ребята учатся использовать доступные микроконтроллеры Arduino в игровых и учебных проектах, при этом на финальной стадии создают собственные проекты, ориентированные на решение учебных задач. Данный курс закладывает основы более общего процесса формирования кросс-возрастного сообщества «Лаборатория проектов», ориентированного на взаимодействие в ходе проектно-исследовательской работы учащихся и педагогов школ, родителей, компаний-разработчиков ПО и оборудования для образования, издательских систем и центров дополнительного образования, кванториумов.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей в возрасте 10-14 лет.
Цель программы – создание условий для приобретения школьниками социальных и технологических знаний, необходимых для проектно-исследовательской деятельности, получение опыта социального взаимодействия через проектную деятельность в кросс-возрастных группах.
Задачи:
Обучающие:
· приобретение и углубление знаний основ программирования, электроники и программирования микроконтроллеров;
· приобретение и углубление знаний в области проектирования и управления проектами по предметным тематикам;
· ознакомление с методами и приемами сбора и анализа информации;
· обучение проведению исследований, презентаций и межпредметной позиционной коммуникации;
· обучение работе на специализированном оборудовании и в программных средах;
· знакомство с хард-компетенциями, позволяющими применять теоретические знания на практике в соответствии с современным уровнем развития технологий.
Развивающие:
· формирование интереса к основам изобретательской деятельности;
· развитие творческих способностей и креативного мышления;
· реализации, заложение основ социальной и экологической ответственности;
· развитие софт-компетенций, необходимых для успешной работы вне зависимости от выбранной профессии.
Воспитательные:
· формирование проектного мировоззрения, технологической культуры и творческого мышления;
· воспитание собственной позиции по отношению к деятельности и умение сопоставлять ее с другими позициями в конструктивном диалоге; воспитание культуры работы в команде.
Условия реализации программы
· Программа рассчитана на 1 год обучения (72 ч.) для детей в возрасте от 10 до 14 лет.
· В кружок принимаются дети по интересу, без предъявления специальных требований.
· Наполняемость групп регулируется нормами СанПин и составляет 8 человек. Форма организации занятий – очная, групповая.
Перечень оборудования и пособий, используемых при реализации программы (в различных условиях МТБ могут использоваться различные комплекты электроники):
1. Компьютер-рабочее место учащегося с выходом в Интернет.
2. Scratch+Arduino. Набор для юных конструкторов. (Можно заменить другим набором с необходимыми электронными компонентами и книгой Scratch и Arduino для юных программистов и конструкторов". Григорьев А.Т., Винницкий Ю.А. 2018 г.. БХВ, ISBN 978-5-9775-3937-1)
3. www-ресурс методической поддержки https://www.lab169.ru/наши-книги-и-наборы/scratch-и-arduino-для-юных-программистов-и-конструкторов-1/
Кадровое обеспечение: занятия, предусмотренные программой, проводит педагог дополнительного образования.
Особенности организации образовательного процесса: занятия проходят во второй половине дня в течение учебного года, включая каникулярное время.
Продолжительность занятий группы 45 минут. В каникулярное время расписание занятий может меняться
Уровень освоения программы
Общекультурный
Планируемые результаты, получаемые учащимися в результате освоения программы:
Универсальные учебные действия:
Познавательные: умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;
Логические учебные действия - умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения, строить алгоритмические конструкции; постановка и решение проблемы - умение сформулировать проблему и найти способ её решения;
Коммуникативные - планирование сотрудничества, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов, умение вступать в диалог и вести его, умение устанавливать различия особенностей общения с различными группами людей;
Регулятивные – целеполагание, планирование, корректировка плана, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Метапредметные результаты:
Выделение оснований для классификации объектов, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы;
Работа с понятиями с применением средств других дисциплин, умение выявлять и строить понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии; схематизация – умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
II УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(2 часа в неделю, 72 часа за год)
№ п/п |
Тема занятий |
Количество часов |
Форма контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|
||
1 |
Вводная беседа. Знакомство с "Лабораторией проектов", кабинетом и оборудованием. Правила техники безопасности на занятиях. |
1 |
1 |
|
|
2 |
Проектная деятельность в современном мире. Представление о роли и месте проектной деятельности в современном мире. Программирование и электроника, как основа проектной деятельности в "Лаборатории проектов" |
2 |
1 |
1 |
Беседа, результаты практической работы. |
3 |
Scratch и mBlock – ваши помощники в мире проектов. Черепашья графика, создание собственных блоков, проекты "Спираль", "Орнамент", справочная система Scratch, сообщество Scratch, проект-игра "Пинг-Понг". Самостоятельные проекты (игры, викторины, анимации) |
22 |
4 |
18 |
Устный опрос, беседа, результаты практической работы. |
4 |
Микроконтроллеры Arduino – электронная основа проектов. Знакомство с микроконтроллерами, соединение Arduino с компьютером, настройка среды mBlock на работу с Arduino Uno, простые проекты с встроенным светодиодом, подключение внешних светодиодов, платы прототипирования, использование кнопок, потенциометров, датчиков. |
15 |
4 |
11 |
Устный опрос, беседа, результаты практической работы. |
5 |
Придумываем, конструируем, играем! Креативные игры, этапы разработки проекта, проекты «Голодная рыбка» и «Умный домик», разработка, создание, представление и защита собственных проектов. |
32 |
6 |
26 |
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
72 |
16 |
56 |
|
Дополнительные материалы:
Электронный архив используемых на занятиях проектов и проекты повышенного уровня сложности (pdf файлы с описанием проекта и пошаговой инструкцией):
https://www.lab169.ru/наши-книги-и-наборы/scratch-и-arduino-для-юных-программистов-и-конструкторов-1/методические-рекомендации/электронный-архив/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.