Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Апшеронский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
|
Утверждена приказом ГКУ СО КК «Апшеронский СРЦН» от 27.08.2019г. № 163
|
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
по военно-патриотическому воспитанию
«Патриот»
Составитель: Сидорова Е.В.,
социальный педагог
г.Апшеронск
2019г.
2
Пояснительная записка
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашего приюта одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.
Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру.
3
Разве не укрепляют силу воли, не вырабатывают у молодых людей терпение походы, состязания, военизированные игры.
Военно-патриотическая работа с детьми и подростками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России.
Цель: организация комплексных мер, направленных на формирование у несовершеннолетних гражданской ответственности и высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Задачи:
1. Воспитать гражданскую позицию и социальную ответственность.
2. Формировать нравственное отношение к историческому, героическому прошлому России, культуре ее народов, ее природе.
3. Формировать чувство гражданской ответственности за судьбу страны, народа, готовность защищать интересы государства.
4. Развивать чувство уважения к старшему поколению, его героическому прошлому.
5. Через изучение и принятие народных традиций и культуры развивать творческие способности учащихся.
6. Вовлекать воспитанников в социально значимую деятельность, направленную на милосердие, благотворительность, развивать у них общественную активность
7. Развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России, не допускать проявлений национального экстремизма в молодежной среде.
8. Воспитывать у детей и молодежи непринятие агрессии, насилия и войны.
4
9. Способствовать физическому развитию воспитанников, развивать чувство ответственности за свое здоровье и образ жизни, создавать условия для возможности занятий спортом и физической культурой.
10. Физическое развитие детей и подростков, формирование у них потребности в здоровом образе жизни.
Методика и технология реализации:
Для повышения эффективности восприятия материала общеразвивающая программа разделена на 5 блоков – 39 часов:
· Память – 15 часов;
· Великая Победа – 2 часа;
· Мой край, моя семья, моя Родина – 8 часов;
· Защитники Отечества – 8 часов.
· «Мы против экстремизма и терроризма» - 6 часов.
Каждый из блоков представляет собой цикл занятий. Общий объем занятий по 5 блокам – 39 часов, из них 33 - теоретических занятий, 6 – практических занятий. Программа носит циклических характер, рассчитана для реализации в условиях центра на 10 месяцев. Состав воспитанников постоянно обновляется.
Режим занятий: 1 раз в неделю по одному занятию в день.
Целевая группа: воспитанники социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в возрасте от 3-х до 18-ти лет.
Состав исполнителей: социальный педагог социально-реабилитационного центра Сидорова Е.В. и педагогические работники учреждения, имеющие высшее и среднее профессиональное образование.
Материальное обеспечение занятий: специализированные помещения центра, персональный компьютер, мультимедийный проектор и экран для проектора, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, анкет, буклетов и прочего, канцелярские принадлежности
5
(бумага, ватман, плотные листы бумаги, фломастеры, маркеры, ручки, карандаши, краски для рисования, ножницы, клей, скотч, кнопки, скрепки).
Формы реализации программы: работа в малых группах; дискуссия; конкурсы и соревнования; интерактивные и подвижные игры; волонтерская деятельность; выездные мероприятия.
Ожидаемые результаты:
· Сформировать у несовершеннолетних гражданской ответственности и патриотическое сознание;
· воспитать верности к Отечеству;
· сформировать готовность к выполнению конституционных обязанностей;
· вовлечь воспитанников в социально значимую деятельность, направленную на милосердие, благотворительность, развить у них общественную активность.
6
Содержание программы
1. Блок «Память» - акции, мероприятия, коллективные творческие дела направлены на изучение героического прошлого, воспитание глубокого уважения к ветеранам всех войн, к истории России, мужеству ее народа. Особое внимание – истории и событиям Великой отечественной войны (1941 – 1945 гг.).
1.1. День воинской славы России. Снятие блокады г. Ленинграда
Теоретическое занятие. Цель занятия: дать представления учащимся о героической обороне Ленинграда; способствовать развитию чувства сопереживания людям, выстоявшим в тяжёлые годы войны, рассказать о том, что значит «блокада»; развивать чувства патриотизма и гражданственности.
1.2. Беседа, посвящённая дню освобождения Апшеронского района от немецко-фашистских захватчиков
Теоретическое занятие. Знакомство воспитанников с историческими подвигами, воинов советской армии, защитников Апшеронского района. Формирование благодарного отношения к погибшим героям военных действий.
1.3. Разгром фашистских войск, в Сталинградской битве
Теоретическое занятие. Цель занятия: глубже ознакомить несовершеннолетних с началом и ходом Сталинградской битвы, героизмом советских воинов. Привить чувство уважения к памяти павших советских воинов и чувство ненависти к фашизму.
1.4. Лекция на тему: «Сталинград – город герой!»
Теоретическое занятие. Знакомство воспитанников с ходом Сталинградской битвы, военным подвигом советских солдат. Обсуждение значения Сталинградской битвы на общий ход военных действий ВОВ.
1.5. Владимир Мономах и битва при Сальнице
7
Теоретическое занятие. Знакомство воспитанников с биографией Владимира Мономаха и историческими событиями произошедшими при Сальнице. Показать доблесть русских солдат и полководческое искусство Владимира Мономаха.
1.6. «Великие полководцы России.»
Теоретическое занятие. Познакомить воспитанников с выдающимися полководцами нашей Родины.
1.7. «Смоленское оборонительное сражение»
Теоретическое занятие. Рассказать о Смоленском оборонительном сражении 1941г. проследить ход Смоленского сражения; определить значение Смоленского сражения в истории Великой Отечественной войны.
1.8. «Битва за Москву 1941-1942гг.»
Теоретическое занятие. Знакомство в доступной форме со страницами истории нашей страны, с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны, особенно в битве за Москву 1941 г.
1.9. Битва на Курской дуге
Теоретическое занятие. Познакомить с основными событиями Курской битвы. Сформировать знания о завершении коренного перелома в Великой Отечественной войне. Рассказать о событиях «Курской Дуги», показать военное искусство советского командования, героизм солдат.
1.10. Отечественная война 1812 года
Теоретическое занятие. Познакомить несовершеннолетних с событиями Отечественной войны 1812г. Рассказать о ходе Отечественной войны 1812г., героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключается ее народный характер.
1.11. «Крымская война»
8
Теоретическое занятие. Изучить причины, ход и последствия Крымской войны. Рассказать о роле Крымской войны, показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений.
1.12. «Русско-турецкая война 1877-1878гг.»
Теоретическое занятие. Рассказать о событиях Русско-турецкой войны 1877-1878гг. Изучение причин, хода и последствий Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
1.13. Первая мировая война и ее причины
Теоретическое занятие. Познакомить несовершеннолетних с событиями «Первой мировой войны».
1.14. Лекция на тему: «22 июня - День памяти и скорби».
Теоретическое занятие. Закрепление и углубление исторических знаний, развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы, развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа. Воспитывать у детей чувство личного сопереживания тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков, каждой советской семьи, семей учащихся.
1.15. Лекция на тему: «Кубань в годы войны»
Теоретическое занятие. Цель занятия: воспитывать истинных патриотов, граждан России на примерах жизни героев боевых и трудовых подвигов жителей нашей малой родины – Кубани.
2. Блок «Великая Победа» - акции, мероприятия направлены на празднование Дня победы над немецко-фашистскими захватчиками, уважения к памяти всех жертв фашистского террора.
2.1. Конкурс рисунков на тему: «Спасибо деду за победу»
Практическое занятие. Формирование у воспитанников центра благодарного отношения к войнам ВОВ. Развитие творческих способностей, формирование правильных патриотических идеалов у несовершеннолетних.
9
2.2. «9 мая – День победы в ВОВ»
Теоретическое занятие. Формирование уважения к героям ВОв. Рассказать несовершеннолетним о событиях связанным с знаменательной датой 9 мая, и окончание ВОВ.
3. Блок «Мой край, моя семья, моя Родина» - коллективное, творческое дело, мероприятия, акции отвечают задачам изучения, сохранения народных традиций, культуры родного края и страны в целом, биографий великих соотечественников, особенностям природы и ее охраны. Особое внимание следует уделить укреплению семейных традиций, воспитанию уважения к старшему поколению, изучению истории семьи. Сюда же относятся и акции, направленные на воспитание гражданской ответственности и развитие социальной активности воспитанников.
3.1. Воспитательный час на тему: «У истоков казачества»
Теоретическое занятие. Патриотическое воспитание несовершеннолетних, знакомство воспитанников центра с историей и традициями казачества.
3.2. Воспитательный час на тему: «Моя малая родина - Кубань»
Теоретическое занятие. Воспитание любви и уважительного отношения к родному краю. Привить чувства гордости и любви к своей малой Родине – Кубани и бережного отношения к её природе.
3.3. Конкурс сочинений на тему: «Страна, в которой мне хотелось бы жить»
Практическое занятие. Формирование гражданственности и ответственности, желание быть полезным своей стране. Вызвать интерес к осознанию себя частью своей страны. Сформировать культуру отношения к своей стране и желание сделать ее лучше.
3.4. Конкурс рисунков «Сказки Пушкина» ко дню рождения А.С. Пушкина
Практическое занятие. Воспитание любви к классикам литературы своей Родины, читательского интереса к произведениям знаменитых писателей России.
3.5. Воспитательный час на тему: «День России»
10
Теоретическое занятие. Воспитание патриотизма и гражданственности учащихся. Популяризация государственных символов Российской Федерации
3.6. Воспитательный час на тему: «Основание станицы Апшеронской»
Теоретическое занятие. Привитие любви к малой Родине, сопричастности к истории Краснодарского края. Воспитание гражданской позиции и патриотизма, чувства гордости за героев своей страны, своего края. Расширение кругозора, пополнение словарного запаса. Развитие познавательной активности.
3.7. Воспитательный час на тему: «Конституция РФ»
Практическое занятие. Познакомить несовершеннолетних с Конституцией России, с историей ее появления и развития, основными положениями. Развивать творческое воображение, кругозор, умение сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации.
3.8. Мероприятие, посвященное «Дню матери казачки и казачьей семьи».
Теоретическое занятие. Расширять кругозор детей. Прививать любовь к малой Родине. Развивать слухо-зрительное восприятие, устную речь, внимание, память. Обогащать словарный запас детей. Воспитывать любовь к матери, женщине, девушке, девочке.
4. Блок «Защитники Отечества» - содержание мероприятий направлено на знакомство с жизнью и деятельностью великих соотечественников, воспитание готовности к защите Отечества, физическое развитие подрастающего поколения, воспитание уважения к военной профессии.
4.1. Лекция на тему: «День гражданской авиации России»
Теоретическое занятие. Познакомить воспитанников с историей развития гражданской авиации России. Знакомство с героями гражданской авиации и их подвигами. Формирование уважения к летчикам гражданской авиации России.
4.2. Конкурс рисунков посвященный «Дню защитника Отечества»
11
Практическое занятие. Развитие творческих способностей у несовершеннолетних. Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине. Повышение социальной активности и гражданской ответственности.
4.3. Лекция на тему: «Афганская война и войны-интернационалисты».
Теоретическое занятие. Познакомить несовершеннолетних с историческими фактами афганской войны. Знакомство с подвигами героев интернационалистов, историей их боевых сражений. Формировать чувство патриотизма, уважения к героям отечества защищающих интересы России, и чувства гордости за свою страну, готовность к её защите.
4.4. Лекция на тему: «Всемирный день гражданской обороны»
Теоретическое занятие. Формирование гражданской ответственности за собственные действия, приобщение несовершеннолетних к соблюдению норм безопасной жизнедеятельности, знакомство с основными задачами защиты граждан и условиям противодействия чрезвычайным ситуациям.
4.5. Викторина: «Доблесть русского солдата»
Практическое занятие. Познакомить воспитанников с героическими страницами истории Отечества; вспомнить наиболее выдающиеся события военной истории, которые вошли в календарь Воинской славы России; формировать патриотизм, гражданственность, любовь к родному краю, гордость за свою страну, готовность к её защите.
4.6. Мероприятие, посвященное всемирному дню авиации и космонавтики.
Теоретическое занятие. Расширить знания детей о космосе, авиации и космонавтике. Познакомить с героями авиации и космонавтики.
4.7. Воспитательный час на тему: «День образования Кубанского казачьего войска»
Теоретическое занятие. Познакомить воспитанников с историей Кубани и историей образования Кубанского казачьего войска. Формировать чувство патриотизма, уважения к героям Кубани, и любви к Кубанской земле.
12
4.8. Конкурс сочинений на тему: «В мирной жизни есть место подвигу» ко дню «Героев Отечества России»
Практическое занятие. Расширить кругозор несовершеннолетних об историческом прошлом родной страны; познакомить с основными этапами Отечественной войны 1812 года. Развивать умение рассуждать, анализировать, сопоставлять, развивать познавательный интерес к истории своей страны, развивать мышление и речь, пополнять словарный запас воспитанников. Воспитывать чувство гордости за свой народ, за историческое прошлое Родины; формировать чувство благодарности за дела своих предков, служивших России.
5. Блок «Мы против экстремизма и терроризма» - содержание мероприятий направлено на формирование представления об экстремизме и формах его проявления, формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме.
5.1. Беседа на тему: «День народного единства»
Теоретическое занятие. Воспитывать патриотические чувства. Познакомить воспитанников с историей праздника «День народного единства»; сформировать представление о значении единства в жизни человека.
5.2. Лекция на тему: «Уроки истории России — путь к толерантности»
Теоретическое занятие. Повысить общую культуру несовершеннолетних, формирование установок и навыков толерантного поведения.
5.3. Беседа на тему: «Дети инвалиды – или просто дети?»
Теоретическое занятие. Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни. Сформировать представление об «особом ребенке». Развивать чувство эмпатии к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
5.4. «Я гражданин своей страны»
Теоретическое занятие. Цель занятия: познакомить воспитанников с понятиями: гражданин, родина, малая родина, символами государства и
13
малой родины. Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну. Выяснить, что значит быть гражданином.
5.5. «Мир без насилия».
Теоретическое занятие. Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру. Развивать чувство милосердия и сострадания.
5.6. «Экстремизм и терроризм - угроза человечеству».
Теоретическое занятие. Беседа направлена на формирование устойчивой жизненной позиции подростков, не допускающей в поведении экстремистских настроений. В ходе беседы раскрываются понятия "экстремизма" и "терроризма". У воспитанников развиваются навыки ведения дискуссии, умение делать выводы.
14
Работа по военно-патриотическому воспитанию в приюте идет по пяти системообразующим направлениям, включает в себя следующие мероприятия:
1. Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство над братским захоронением; возложение цветов; проведение митингов и других патриотических мероприятий на братском захоронении и в других памятных местах).
2. Проведение экскурсий, уроков Мужества, посещение историко-краеведческого музея, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда.
3. Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
4. Проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам.
5. Проведение военно-спортивные игры, прежде всего, это «Зарница», которая в комплексе решают задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания . Опыт проведения игры «Зарница» показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания детей и подростков. «Зарница» оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины. Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества.
Программа по военно-патриотическому воспитанию детей и подростков представляет собой комплекс проектов, акций, творческих дел и разовых мероприятий, направленных на реализацию задач патриотического воспитания подрастающего поколения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.