Рабочая программа
внеурочной деятельности
Кружок «Нестандартное рисование»
Учитель:
Е.В.Зенина
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая (учебная) программа составлена в соответствии с ФГОС Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, на основании приказа МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 14» от 26.05.2019 № 72 «Об утверждении учебного плана МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 14» на 2019 – 2020 учебный год», примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В. А. Горского, программы развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности под редакцией С.К. Кожохиной.
Программа рассчитана на 102 ч. (3 часа в неделю).
Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей через нетрадиционную технику изображения.
Задачи.
Раскрыть значение нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с детьми для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Ознакомить детей с техническими приёмами и способам нетрадиционного рисования с использованием различных материалов.
Учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.
Формировать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков окружающего мира.
Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.
Поощрять и поддерживать детские творческие находки.
Планируемые результаты в сфере УУД
В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:
положительное отношение к учению;
желание приобретать новые знания;
способность оценивать свои действия;
В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:
соблюдать правила по технике безопасности.
соблюдать правила организации рабочего места.
соблюдать правила бережного использования бумаги.
эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.
анализировать информацию, полученную из разных источников.
научатся различным приемам работы с живописными материалами.
научатся следовать устным инструкциям,
В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебную задачу;
работать по плану;
адекватно оценивать свои достижения.
В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся:
вести диалог с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы;
слушать и отвечать на вопросы других;
высказывать свою точку зрения;
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проходят 2 раза в неделю. В течении учебного года предусмотрены самостоятельные работы, развивающие игры, посещение выставок, мастер классы.
Содержание программы
1 |
Техника «Пуантилизм» |
5 часов |
2 |
Рисование пальцами |
4 часа |
3 |
Рисунок тычкованием ватными палочками |
2 часа |
4 |
Техника «Монотипия» |
5 часов |
5 |
Техника «Набрызг» |
4 часа |
6 |
Рисование восковыми мелками |
10 часов |
7 |
Техника «Граттаж» |
8 часов |
8 |
Техника «Кляксография» |
6 часов |
9 |
Рисование нитками |
3 часа |
10 |
Техника «a la prima»(рисование по-мокрому) |
4 часа |
11 |
Клеевая техника. Работа с клеем ПВА |
8 часов |
12 |
Рисование на мятой бумаге |
5 часов |
13 |
Рисование мыльными пузырьками |
6 часов |
14 |
Рисуем животных и птиц |
12 часов |
15 |
Рисование с трафаретом |
2 часа |
16 |
Техника «гризайль»(одноцветная живопись) |
4 часа |
17 |
Соляная техника |
9 часов |
18 |
Оттиск смятой бумагой |
6 часов |
19 |
Рисуем цветы |
3 часа |
20 |
Рисование свечкой |
8 часов |
21 |
Рисуем простые иллюзии Оп Арт |
2 часа |
22 |
Работа с манной крупой |
4 часа |
23 |
Игры |
4 часа |
Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для младших школьников, разнообразно по видам деятельности. При использовании нетрадиционных техник рисования хорошие результаты получаются у всех детей.
Техника «Пуантилизм» (5 часов). Знакомство с техникой. Просмотр работ художников, работающих в данной технике. Введение понятия «композиция» Рисование точками композиций. (Фрукты, овощи, цветы).
Рисование пальцами (4 часа). Знакомство с техникой. Выполнение упражнений для данной техники. Рассматривание репродукций русских художников-пейзажистов. Рисование пальчиками .
Рисунок тычкованием ватными палочками (2 часа). Знакомство с техникой. Сравнение с техникой пуантилизма. Рисование тычкованием. (Ягоды).
Техника «Монотипия» (5 часов). Знакомство с техникой. Введение понятия «симметрия». Просмотр работ, выполненных в данной технике. Выполнение в технике композиций. (Фантазия).
Техника «Набрызг» (4 часа). Знакомство с техникой. Техника «Набрызг» с трафаретом. Выполнение различных вариантов набрызга.
Рисование восковыми мелками (10 часов). Приемы работы с данным материалом. Смешение мелков с другими материалами. Закрепление понятия «композиция».
Техника «Граттаж» (8 часов). Знакомство с техникой. Просмотр работ художников, работающих в данной технике. Последовательность выполнения работы.
Техника «Кляксография» (6 часов). Знакомство с техникой. Особенности работы в данной технике. (Репейник, фантастические цветы, ветки).
Рисование нитками (3часа). Знакомство с техникой. Просмотр работ. Эксперименты с нитками. (Фантазия).
Техника «a la prima». Рисование по – мокрому (4 часа). Знакомство с художниками, работавшими в данной технике. Особенности данной техники. Рисование по-мокрому (Пейзаж, цветы).
Клеевая техника. Работа с клеем ПВА (8 часов). Знакомство с особенностями данной техники. Варианты создания изображения.
Рисование на мятой бумаге (5 часов). Знакомство с техникой.
Рисование мыльными пузырьками (6 часов). Знакомство с особенностями данной техники. Трудности выполнения. Эксперименты с пузырями.
Рисуем животных и птиц (12 часов). Просмотр работ художников. Рисование животных по схемам, по памяти, рисование с учителем. Закрепление умения работать с изученными приёмами рисования.
Техника «гризайль» (4 часа). Одноцветная живопись. Знакомство с техникой. Просмотр работ художников. Выполнение практических заданий. Получение путем смешивания новых оттенков..
Оттиск смятой бумагой (6 часов). Знакомство с техникой. ( Горы, деревья).
Рисование свечкой (8 часов). Знакомство с техникой. Сравнение работы свечой и восковыми мелками.
Рисуем цветы (3 часа). Просмотр работ художников. Рисование цветов по схемам, по памяти, рисование с образца. Закрепление умения работать с изученными приёмами рисования.
Рисуем простые иллюзии Оп Арт (2 часа). Знакомство с искусством Оп Арта. Знакомство с художниками, работавшими в данной технике. Рисование простых оптических иллюзий с образцов.
Работа с манной крупой (4 часа). Знакомство с техникой. Сравнение работы манной крупой и солью. Выполнение работ в данной технике.
Игры (4 часа). Подготовка к новым темам. «Прятки с кляксой», «Дорисуй закорючку», «Я гляжу и нахожу», «Фантастическое животное».
Тематическое планирование
|
Тема занятия |
Кол-во часов |
|
Характеристика деятельности учащихся |
1. |
Вводное занятие. Техника «Пуантилизм». Рисуем точками. |
1 |
|
Знакомятся с техникой пуантилизма, выполняют работу в данной технике |
2. |
Техника «Пуантилизм». Рисуем точками. |
1 |
|
Выполняют предложенное задание |
3. |
Техника «Пуантилизм». Рисуем точками. |
1 |
|
Закрепляют полученные знания. |
4. |
Самостоятельная работа. Пуантилизм |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. Самостоятельно выполняют задание |
5. |
Рисование пальцами. |
1 |
|
Знакомятся с техникой рисования пальцами, узнают о правилах выполнения задания |
6. |
Рисование пальцами. |
1 |
|
Закрепляют полученные знания. выполняют задание на тему |
7. |
Рисование пальцами. |
1 |
|
Закрепляют полученные знания. |
8. |
Рисование отпечатками пальцев. |
1 |
|
Закрепляют полученные знания. |
9. |
Тычкование ватными палочками. |
1 |
|
Знакомятся с техникой тычкования. Последовательно Выполняют предложенное задание |
10. |
Самостоятельная работа. Тычкование ватными палочками |
1 |
|
Закрепляют полученные знания.самостоятельно выполняют задание |
11. |
Монотипия. |
1 |
|
Знакомятся с техникой монотипии и ее разновидностями.Последовательно Выполняют задание в данной технике |
12. |
Монотипия. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
13. |
Монотипия. |
1 |
|
Закрепляют полученные знания. |
14. |
Монотипия. |
1 |
|
Закрепляют полученные знания. |
15. |
Набрызг. |
1 |
|
Знакомятся с техникой набрызка. выполняют задание поэтапно |
16. |
Набрызг с трафаретом. Листик, засушенные листья |
1 |
|
Закрепляют полученные знания. |
17. |
Самостоятельная работа. Набрызг |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
18. |
Рисование восковыми мелками. |
1 |
|
Знакомятся с техникой рисования восковыми мелками |
19. |
Рисование восковыми мелками. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
20. |
Самостоятельная работа. Рисование восковыми мелками |
4 |
|
Закрепляют полученные знания. |
21. |
Граттаж. |
2 |
|
Знакомятся с техникой граттажа и с последовательностями создания работы в данной технике |
22. |
Граттаж. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
23. |
Самостоятельная работа. Граттаж |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
24. |
Знакомство с кляксой. игра «прятки с кляксой» |
1 |
|
Знакомятся с особенностями техники кляксография. |
25. |
Кляксография. |
1 |
|
Знакомятся с особенностями техники кляксография. |
26. |
Кляксография. |
1 |
|
Закрепляют полученные знания. |
27. |
Кляксография. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
28. |
Самостоятельная работа. Кляксография |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. Самостоятельно выполняют работу в технике |
29. |
Игра «Дорисуй закорючку» |
1 |
|
Подготовка к рис0ванию нитками |
30. |
Рисование нитками. Фантазия |
1 |
|
Знакомятся с техникой рисования нитками. Проводят экспериментальные задания |
31. |
Самостоятельная работа. Рисование нитками |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
32. |
Рисование по мокрому. Пейзаж |
1 |
|
Знакомятся с техникой рисования по-мокрому и особенностями создания работ в данной технике |
33. |
Рисование по мокрому. Цветы |
1 |
|
Закрепляют полученные знания. |
34. |
Самостоятельная работа. Алла прима. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
35. |
Клеевая техника. Раб0та с клеем ПВА |
4 |
|
Знакомятся с клеев0й техник0й |
36. |
Рисование на мятой бумаге. |
1 |
|
Знакомятся с техникой рисования на мятой бумаге |
37. |
Рисование на мятой бумаге. |
1 |
|
Закрепляют полученные знания. |
38. |
Рисование на смятой бумаге. |
1 |
|
Закрепляют полученные знания. |
39. |
Самостоятельная работа. Рисование на смятой бумаге |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
40. |
Игра « я гляжу и нахожу» |
1 |
|
Закрепляют полученные знания. |
41. |
Рисование мыльными пузырями. |
1 |
|
Знакомятся с техникой рисования мыльными пузырями и с особенностями работы в данной технике |
42. |
Рисование мыльными пузырями. |
1 |
|
Закрепляют полученные знания. |
43. |
Самостоятельная работа. Рисование мыльными пузырьками |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
44. |
Рисуем жив0тных и птиц |
12 |
|
Учатся рисовать различных животных |
45. |
Игра «фантастическое животное» |
1 |
|
Закрепляют полученные знания. |
46. |
«Соляная техника». Работа с солью |
6 |
|
Знакомятся с техникой рисования солью |
47. |
Рисование свечой. |
2 |
|
Знакомятся с техникой рисования свечой и этапами создания работы |
48. |
Рисование свечой. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
49. |
Рисование свечой. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
50. |
Самостоятельная работа. Рисование свечой. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
51. |
Мастер-класс: смятая бумага |
2 |
|
Знакомятся с техникой рисования смятой бумагой. Последовательно выполняют работу |
52. |
Оттиск смятой бумагой. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
53. |
Самостоятельная работа. Оттиск смятой бумагой. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
54. |
Техника «Гризайль». 0дн0цветная жив0пись |
4 |
|
Знакомятся с техникой гризайль, учатся получать, путем смешивания, новые оттенки |
55. |
Итоговая работа |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. Самостоятельно выполняют работу |
56. |
Подготовка выставочных работ. Подведение итогов |
1 |
|
Учатся оформлять работы к выставке, соблюдая требования |
|
итого |
102 |
|
|
Планирование на каникулах
|
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
Характеристика деятельности учащихся |
1 |
Подводное царство. Работа с солью |
4 |
|
Знакомятся с техникой рисования солью. Учатся рисовать различных животных. Закрепляют полученные знания. |
2 |
Работа с манной крупой |
3 |
|
Знакомятся с техникой рисования манной крупой. Закрепляют полученные знания. |
3 |
Рисуем простые иллюзии Оп Арт |
2 |
|
Знакомятся с техникой рисования простых иллюзий. Закрепляют полученные знания. |
4 |
Рисуем цветы |
3 |
|
Учатся рисовать различные цветы. Закрепляют полученные знания. |
5 |
Рисование восковыми мелками |
3 |
|
Закрепляют полученные знания. |
6 |
Техника « Граттаж» |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
7 |
Рисование мыльными пузырями |
2 |
|
Закрепляют полученные знания |
8 |
Клеевая техника. Работа с клеем ПВА |
4 |
|
Закрепляют полученные знания |
|
Итого |
23 |
|
|
Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить ( или отвергает).
Список используемой литературы
1.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «С рипторий 2003,2013г.
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013г.
3. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml\
4. Н.А. Ветлугина Художественное творчество и ребенок. – М., 1990 г.
5. В.В. Гербова В.В. Занятия по изобразительному искусству. – М., 1986 г.
6. Т.А. Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.
7. К.К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.