ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ И ПОЗИТИВНОГО ВЛИЯНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФ.
Оценка 4.7

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ И ПОЗИТИВНОГО ВЛИЯНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФ.

Оценка 4.7
Исследовательские работы +4
doc
Междисциплинарный 4
29.01.2020
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ И ПОЗИТИВНОГО ВЛИЯНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФ.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ И ПОЗИТИВНОГО ВЛИЯНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФЕССИИ
Шуцкая Л.С., Рыбакова Н.В._профессиональное образование.doc

Шуцкая Любовь Сергеевна,

преподаватель,

Рыбакова Надежда Владимировна,

педагог-психолог,

КГБПОУ «АТТ»,

г. Барнаул, Алтайский край

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ И ПОЗИТИВНОГО ВЛИЯНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФЕССИИ

Введение

Введение профильного обучения – процесс закономерный и объективный для сегодняшнего общества. Он продиктован, с одной стороны, проблемами, связанными с необходимостью более полного учёта индивидуальных возможностей и потребностей обучающихся, с другой – социальными проблемами обеспечения подготовки выпускников к трудовой деятельности, продолжению обучения в вузах и других учебных заведениях.

Содержание и сущность профильного обучения ставит перед студентами задачу ранней профилизации, ускоряя процесс профессионального самоопределения и «подталкивая» обучающихся к профессиональному выбору уже в школе в возрасте 14-15 лет и дальше в ПОО. Подросток, оказавшийся под двойным давлением (необходимость совмещения задач подросткового и юношеского возраста), чаще всего не способен найти адекватный выход. Одной из ступеней личностного развития в старшем подростковом возрасте является профессиональное самоопределение. Отсутствие гарантии трудоустройства, многогранность свободного выбора, наличие социального неравенства усложняют процесс профессионального самоопределения и приводят к стихийному, неадекватному выбору специальности у обучающихся. Студент же при поступлении в ПОО попадает в новую для него среду, что приводит к повышению интеллектуальных, физических и эмоциональных нагрузок – стрессу для организма.

Профессиональное самоопределение – это формирование отношения к себе как к субъекту конкретной профессиональной деятельности и профессиональной направленности (этой точки зрения придерживаются Е.А. Климов, Т. В. Кудрявцева, П. А. Шавир). С возрастом не происходит автоматического формирования профессионального самоопределения, оно может только изменяться и обогащаться. Ряд исследователей (Е. А. Климов, О. А. Конопкин, Н. С. Пряжников, Е. А. Федоршина, Д. И. Фельдштейн) одним из первых этапов профессионального развития человека выделяют формирование готовности к самоопределению.

Психологическая готовность к профессиональному самоопределению наиболее часто понимается как динамическое личностное образование, которое имеет следующие составляющие: выраженность профессиональных интересов, самооценка соответствия своих способностей и интересов требованиям интересующей деятельности, наличие профессионального плана, наличие интереса к смыслу жизни, который свидетельствует об активно идущем процессе личностного самоопределения.

Проблема психологического стресса приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий.

Стрессоры учебной, профессиональной, коммуникативной, социальной сфер деятельности человека предъявляют высокие требования к его адаптационным ресурсам. Нехватка таких ресурсов ведет к ухудшению результатов деятельности, нарушениям социальной адаптации, развитию стрессзависимых расстройств, что обусловливает необходимость изучения ресурсов, позволяющих личности сопротивляться негативному влиянию стресса.

Мы считаем, что тема психологической готовности к профессиональному самоопределению у старших подростков с разным уровнем сформированности СЖО и проблема дезадаптации при поступлении в ПОО является актуальной для изучения, т.к. общество в своем развитии не стоит на месте.

Цель исследования - изучение влияния адаптационных мероприятий профессиональной направленности на формирование положительной динамики отношения к учебной деятельности по профессии.

Объект исследования - формирование положительной динамики отношения к учебной деятельности по профессии.

Предмет исследования – психологическая готовность к учебной деятельности по профессии.

Задачи:

- обзор научной литературы по изучаемой теме;

- изучение особенности профессионального самоопределения у старших подростков;

- анализ основных положений о психологической готовности к профессиональному самоопределению;

- проведение адаптационного мероприятия профессиональной направленности на формирование положительной динамики отношения к учебной деятельности по профессии;

- анализ полученных результатов и подведение итогов.

Актуальность работы обусловлена недостаточной разработанностью проблемы особенности профессионального самоопределения у старших подростков; важностью в повышении уровня стрессоустойчивости студентов первого курса направленной на успешную адаптацию к увеличению интеллектуальных и эмоциональных нагрузок в процессе обучения и успешной адаптации к профессиональному образовательному учреждению, а, также, формированием положительной динамики отношения к учебной деятельности.

Практическая значимость: разработанное адаптационное мероприятие профессиональной направленности на мотивацию студентов к учебной деятельности по профессии может применяться в дальнейшей работе образовательных учреждений.

Гипотеза строилась на допущении о том, что существует взаимосвязь профессионального самоопределения у студентов и позитивного влияния адаптационных мероприятий на формирование положительной динамики отношения к учебной деятельности по профессии.

Задачи исследования:

1.   Изучить результативность обучения по профильным предметам студентов ПОО.

2.   Разработать программу адаптационного мероприятия профессиональной направленности на формирование положительной динамики отношения к учебной деятельности по профессии и апробировать ее.

3.   Провести повторное исследование результативности обучения по профильным предметам студентов ПОО.

4.   Сопоставить полученные данные.

Методы исследования:

1.   Теоретические: анализ, обобщение.

2.   Эмпирические: анализ результатов обучения.

3.   Методы количественной, качественной и статистической обработки данных

База исследования: Исследование проводилось на базе КГБПОУ «Алтайский транспортный техникум» г. Барнаул., МБОУ «Лицей №101» г. Барнаул.

Характеристика выборки: В исследовании принимали участие студенты первого курса групп, обучающихся по профессиям «Автомеханик», «Машинист крана (крановщик)», «Машинист дорожных и строительных машин», «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей», «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» в КГБПОУ «Алтайский транспортный техникум». Возраст испытуемых находится в диапазоне от 15 до 18 лет, общее количество испытуемых – 425 человек: 2017 г. – 175 человек; 2018 г. – 250 человек. А, также, учащиеся 2 «В» класса МБОУ «Лицей №101». Возраст испытуемых находится в диапазоне от 8 до 9 лет, общее количество – 30 чел.

 

1.            Особенности профессионального самоопределения у старших подростков

Научные публикации психологов, педагогов, социологов дают основание рассматривать проблему профессионального самоопределения как актуальную в целом и как проблему особой значимости для обучающихся.

Сложившиеся понимание профессионального самоопределения как составляющей общего процесса развития личности предполагает взаимодействие двух систем. С одной стороны – это, личность как сложнейшая саморегулирующаяся система, с другой – система педагогических условий, способствующая профессиональному самоопределению обучающегося. Профессиональное самоопределение в отечественной науке понимается и как компонент личностного новообразования старшего подростка, и как длительный процесс самореализации личности в профессиональной деятельности [13, стр.20]. Профессиональное самоопределение можно рассматривать как процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и процессу самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.

В процессе профессионального самоопределения обучающихся встречаются определенные препятствия, возникающие в связи с решением задач выбора профессии. Наиболее распространенными трудностями и ошибками молодых людей при выборе профессии оказываются: использование неадекватных и даже предвзятых источников информации о профессии и, как следствие, выработка искаженных представлений о ней. Неумение систематизировать имеющуюся информацию; выделить в ней главное и второстепенное; переоценка или недооценка роли отдельных индивидуально-психологических качеств при выборе профессии; неумение соотнести свои возможности с требованиями профессии, неадекватная самооценка; неправильное понимание способностей, подмена их морально-нравственными качествами; неверные представления о возможности развития профессионально важных качеств, о путях и способах освоения профессии, выработки индивидуального стиля деятельности; преобладание эмоциональных компонентов в процессе принятия решения; неумение изменить решение при получении новых данных; подчинение «давлению» со стороны окружающих; выбор профессии на основе симпатии к тем или иным личностным, непрофессиональным качествам представителей определенной профессии [15, стр. 102-106].

Чтобы лучше понять особенности профессионального самоопределения у старших подростков, мы должны рассмотреть стадии становления профессионального самоопределения.

Первая - дошкольное детство. В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно-ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированный характер. Результатом профессионально-ролевых игр, выполнения простейших видов труда, наблюдения за трудом взрослых становится «самоопределение» дошкольников на основе различения видов труда и сравнения разных профессий.

Вторая - младший школьный возраст. Ориентации на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких знакомых семьи. Наблюдается своего рода профессиональная индукция. Осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности приводит к формированию представления о желаемой профессии.

Учебная и трудовая деятельность способствует развитию воображения детей как воссоздающего, так и продуктивного (творческого). На основе этой способности происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение понимать условность отдельных событий, воображать себя в определенной профессии. У ребенка появляются профессионально окрашенные фантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение личности.

Третья – это подростковый возраст, период первичной, амбивалентной оптации, подражание внешним формам поведения взрослых.

Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения [18, стр. 50-55].

Студенческая жизнь для одних студентов ассоциируется со студенческими обществами, общением с интересными людьми, различными мероприятиями и весельем. Для других это серьезное испытание, изменение в жизни, трудная жизненная ситуация к которой необходимо приспосабливаться. Студенты молоды и сталкиваются с разными проблемами, новые условия обучения требуют от них больше самостоятельности, ответственности, самоорганизации, и не все студенты готовы к решению многочисленных проблем и задач, которые предоставляет жизнь.

Для борьбы со стрессом студенты прибегают к использованию табачных изделий, причем для многих из них это является постоянным способом купирования стресса, алкогольные напитки, лекарственные препараты. Однако многие их них все же предпочитают занятие спортом, отдых на природе, сон и общение с друзьями.

 

2. Организация и анализ результатов первого этапа исследования и программа адаптационного мероприятия на формирование положительной динамики отношения к учебной деятельности по профессии

Исследование проводилось на базе КГБПОУ «Алтайский транспортный техникум» г. Барнаул. В исследовании принимали участие студенты первого курса групп, обучающихся по профессиям «Автомеханик», «Машинист крана (крановщик)», «Машинист дорожных и строительных машин», «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей», «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей». Возраст испытуемых находится в диапазоне от 15 до 18 лет, количество студентов первого курса задействованных в исследовании 2017 г.: были охвачены 10 групп первого курса, что в общей сложности составило 175 человек.

Анализ результатов исследования:

1)  Были собраны результаты успеваемости за первый месяц учебы студентов первого курса и проведен анализ успеваемости по предметам профцикла.

2)  Проведен анализ результатов успеваемости и составлена таблица.

Таблица 1.

Результаты успеваемости за первый месяц учебы студентов первого курса КГБПОУ «АТТ»

Показатель

Низкий

Средний

Высокий

Количество, %

34

47

19

 

Как видно из таблицы 1 у 34% студентов наблюдается низкий уровень успеваемости. Эти студенты, скорее всего, находятся в состоянии дезадаптации. 

У 47% студентов имеется средний уровень успеваемости, что может означать, что они находятся в довольно благоприятных условиях для здоровья и вероятность возникновения соматических и психических заболеваний низка, но при усилении стрессовой нагрузки возможна. 

19% студентов имеют высокую успеваемость и, соответственно, низкую степень подверженности стрессам. Возможно, это связано с тем, что они в силу личностных качеств не допускают учебных стрессовых факторов, например, готовятся к занятиям, работают над рефератами, различными социальными проектами и т.п. А также живут в благополучных семьях, в которых родители не подвергают их семейным неурядицам и оберегают от внешних воздействий.

Таким образом, 34 % обследованных студентов находятся в состоянии дезадаптации, для 47 % студентов существует риск подверженности стрессам, а 19% испытывают низкую степень подверженности стрессам.

Поэтому имеет смысл предпринять действия для того, чтобы адаптировать ребят к нашему образовательному учреждению и их профильным предметам, в частности.

В данной ситуации в качестве средства решения проблемы дезадаптации путем развития у студентов стрессоустойчивости была разработана программа адаптационного мероприятия профессиональной направленности на формирование положительной динамики отношения к учебной деятельности по профессии приведенная ниже.

Адаптационное мероприятие

«Автоквест» для студентов техникума.

Модернизация системы профессионального образования России направлена на осуществление подготовки конкурентоспособных рабочих и служащих, важными профессиональными характеристиками которых являются позитивное отношение к деятельности, эмоциональная стабильность и развитие личностных качеств будущего профессионала. У современных студентов, испытывающих высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в процессе обучения и адаптации к профессиональному образовательному учреждению, на сегодняшний день часто наблюдается отрицательная динамика отношения к учебной деятельности. Одной из причин такого положения является снижение уровня их стрессоустойчивости. Студент попадает в новую для него среду, в которой существуют свои установки, правила, что приводит к повышению интеллектуальных, физических и эмоциональных нагрузок – стрессу для организма.

Повышая способность студентов к продуктивному взаимодействию, мы тем самым помогаем человеку занять свое место в социуме без попыток унизить или устранить другого человека. Таким образом, повышая психологическую устойчивость человека, мы осуществляем профилактику стресса и дезадаптации.

Данное мероприятие рассчитано на студентов ПОО.

 Цели мероприятия:

1.   Формирование положительной динамики отношения к учебной деятельности по профессии;

2.   Развитие позитивной системы социальных установок, самоуважения и уважительного и терпимого отношения к другим.

 Задачи курса:

1.   Сформировать представление об учебе и общении как гибком и многостороннем процессе, который нуждается в сознательном контроле и управлении, с одной стороны, и в естественности психологического переживания, с другой.

2.   Раскрыть значение взаимопонимания для развития конструктивного взаимодействия.

3.   Показать взаимосвязь агрессивного, манипулирующего и неискреннего поведения, с низким самоуважением, низкой стрессоустойчивостью и высоким уровнем тревожности и неуверенности в себе.

4.   Сформировать навыки самовосстановления, способность самостоятельно поддерживать эмоциональное равновесие и контролировать собственное поведение.

 Предполагаемые результаты:

1.   Повышение уровня успеваемости по предметам профцикла среди студентов ПОО.

2.   Снижение уровня скрытой и проявленной агрессии.

3.   Формирование позитивных социальных установок.

4.   Улучшение навыков бесконфликтного и продуктивного общения.

Сценарий мероприятия

«Автоквест» для студентов техникума.

Звучит музыка (композиция «Автомобили, автомобили буквально все заполонили….», презентация    «Вступление»)

Чтец:(Антон Т)

Они безумно влюблены в свою машину, 
Что в ней не так и где стучит, узнают сразу, 
Исправят быстро и легко найдут причину, 
И снова двинут в путь, прибавив газу. 

Когда невзгоды удручают, досаждают, 
И кажется, что выход не найти так просто, 
Они садятся и на трассу выезжают, 
И мчат со скоростью сто девяносто. 

Ну, а в пути, от всякой суеты отвлёкшись, 
Выслушивают пассажиров откровенья, 
И часто бедами чужих людей увлёкшись, 
Сочувствуют, чтобы поднять им настроенье. 

Любое дело, интересное занятие 
Заменит им их верная подруга. 
Они верны автомобильной братии. 
Всегда готовы оказать «своим» услугу. 

Колёса, дворники, запчасти и регистры 
Они всегда с восторгом бурно обсуждают. 
Недаром в песнях пишут: автомобилисты 
Друзей своих в беде не оставляют. 

1-й ведущий (Алексей/Егор.):

Сегодня между командами сраженье,
Но пусть обид не будет среди вас.
И победители, и побежденные
Сегодня могут быть у нас.

2-й ведущий (Данил.):

Мы будем рады, если вы в сраженьях
Покажете находчивость свою.
Уменье, знанья и веселье
Позволят вам сыграть игру.

1-й ведущий (Алексей/Егор.):

Не в театре телевизионном,
А среди наших техникумовских стен,
Начнем сейчас традиционный
Наш Автоквест.

На пульте включают марш. Звучит марш

1-й ведущий (Алексей/Егор.):

И так, мы начинаем АВТОКВЕСТ и представляем вам команды участников.

(На пульте включают марш. Звучит марш встают команды)

2-й ведущий (Данил.):

Наш квест – это маршрут с 6-ю станциями, на каждой станции командам предстоит выполнить задание.

1 станция: конкурс «Дорожная азбука»

2 станция: конкурс «Настоящий водитель»

3 станция: конкурс «Нарисуй с завязанными глазами»

4 станция: конкурс «Лучший водитель»

5 станция: конкурс «Угадай фильм по автомобилю»

6 станция: конкурс «Попади в цель»

 

1-й ведущий (Алексей/Егор.): Команды, на старт!

Команды под марш усаживаются за столы.

1.     Конкурс «Дорожная азбука»

2-й ведущий (Данил .): А вы знаете, зачем на перекрестке стоит регулировщик?

Выходит регулировщик (Никита К.)

Читает стихотворение и показывает движения регулировщика:

Палка верх устремлена – всем стоять велит она.

Если палка смотрит вправо, ехать не имеешь права.

Если палка смотрит в рот, делай правый поворот.

Если палка смотрит влево, поезжай как королева.

«Голые» грудь и спина — для водителя стена!

 

1-й ведущий (Алексей/Егор.): У нас здесь собрались знатоки правил дорожного движения и всего, что связано с дорогой и транспортными средствами, движущимися по ней.

2-й ведущий (Данил.): Наш следующий конкурс «Дорожная азбука».

2.Конкурс «Настоящий водитель»

1-й ведущий (Алексей/Егор.): Людям свойственно соревноваться. Соревнуемся мы в разных ситуациях:

2-й ведущий (Данил.): например – кто быстрее дозвонится на радио, чтобы дать верный ответ на вопрос диджея;

1-й ведущий (Алексей/Егор.): кто съест больше гамбургеров;

2-й ведущий (Данил.): кто громче крикнет. В общем, соревнование – неотъемлемая часть нашей с вами жизни.

1-й ведущий (Алексей/Егор.): Мы предлагаем посоревноваться в вождении автомобиля и представителю команд показать свои навыки вождения. Водители - на сцену.

Конкурс заключается в том, чтобы под соответствующую музыку сесть в авто и прокатить на нём с ветерком. Как правило, участники включают всё своё актёрское мастерство – открывают виртуальную дверь, рулят, прыгают по ямкам на дороге, заводят или забывают завести автомобиль. Участники в это время тоже стараются как можно смешнее изобразить своё поведение во время поездки на авто: говорят по телефону, красят губы, толкают водителя в бок и тому подобное. Выиграет тот, у кого выйдет смешнее.

3.Конкурс «Нарисуй с завязанными глазами»

1-й ведущий (Алексей/Егор.): Участникам предстоит с завязанными глазами нарисовать любой грузовой автомобиль. У какой команды изображенные автомобили наиболее похожи на реальные, той присуждаются баллы.

2-й ведущий (Данил.): Наш следующий конкурс «Нарисуй с завязанными глазами».

4. Конкурс «Лучший водитель»

1-й ведущий (Алексей/Егор.): По автомобильным дорогам нам встречаются разные водители. А знаете ли Вы, насколько умело и ловко они управляют своими автомобилями?! Предлагаем нашим участникам продемонстрировать свои навыки.

2-й ведущий (Данил.): Наш следующий конкурс «Лучший водитель».

На дистанции в 4-5 метров устанавливаются кегли, расстояние между которыми 20 сантиметров. Участники должны провести свой автомобиль, привязанный на веревочке, мимо этих кеглей. Главное - быстро, но в то же время, не уронив ни одного ограждения!

5. Конкурс «Угадай фильм по автомобилю»

1-й ведущий (Алексей/Егор.): По разным причинам люди могут запоминать те или иные фильмы – кто-то восхищается игрой актеров, восхитительной музыкой или блестящими спецэффектами. А иногда после просмотра фильма в голову приходит такая, например, мысль – «Здорово было бы иметь такую же машину, как у главного героя…».

2-й ведущий (Данил.): Наш следующий конкурс «Угадай фильм по автомобилю»

6.Конкурс «Попади в цель»

1-й ведущий (Алексей/Егор.): Водитель должен умело управлять автомобилем. Устанавливаются ворота длиной 20 сантиметров. Участники, в руках которых игрушечные авто, становятся на расстоянии двух метров от ворот. Нужно пустить автомобиль по полу так, чтобы он проехал через установленные ворота. У каждой команды по 5 попыток. Кто лучше справится с заданием?

 2-й ведущий (Данил.): Наш следующий конкурс «Попади в цель»

1-й ведущий (Алексей/Егор.): Автотранспортники – эти профессии и специальности одна из самых престижных и востребованных. Наличие в эксплуатации автомобилей различных моделей и модификаций, в том числе и зарубежного производства, требует от специалистов автотранспорта, а таковыми являются выпускники нашего техникума знаний, как конструктивных особенностей этих автомобилей, так и основных приемов работы на них, их ремонта и обслуживания.

2-й ведущий (Данил.): Ну вот и подошел к концу наш праздник. Просим жюри подвести итоги. А в это время мы покажем для вас музыкальный сюрприз.

Заключение

Объявление итогов «Автоквеста». Награждение победителей призами

 

3. Анализ результатов второго этапа исследования

Второй этап исследования проводился через месяц после проведения мероприятия, которое было приурочено ко Дню работника автомобильного транспорта 30 октября 2017 года. «Автоквест» прошел с большим накалом страстей, студенты выкладывались на этапах соревнования и еще раз доказали, что недаром выбрали профессии, связанные с автомобилями.

Результаты исследования по методике выявления степени подверженности стрессам Тарасова Е.А. приведены в таблице 4 и на графике 1.

Таблица 2.

Результаты успеваемости студентов первого курса КГБПОУ «АТТ» через месяц учебы после проведения адаптационного мероприятия

Показатель

Низкий

Средний

Высокий

Количество, %

12

49

39

 

Как видно из таблицы 2 у 12 % студентов наблюдается низкая успеваемость. Эти студентам, скорее всего, сложно справляться со стрессом и они находятся в состоянии стресса всегда, и последствия стресса будут определяться их способностью противостоять стрессовым нагрузкам. 

У 49 % студентов имеется средний уровень успеваемости, что может означать, что они находятся в довольно благоприятных условиях для здоровья и вероятность возникновения соматических и психических заболеваний низка, но при усилении стрессовой нагрузки возможна. 

39 % студентов имеют высокую успеваемость и, соответственно, низкую степень подверженности стрессам.

Таким образом, большинство обследованных студентов на момент повторной диагностики имеют среднюю и высокую успеваемость, а 19 % имеют низкую успеваемость.

Поскольку из данных таблиц следует, что за 3 месяца наблюдения у испытуемых произошли статистически значимые изменения в результатах успеваемости, то можно заключить, что адаптационное мероприятие «Автоквест» имело позитивное воздействие на студентов первого курса.

 

4. Общие результаты работы по мероприятию «АВТОКВЕСТ».

Студенты группы К–71/72 через год сами вышли с инициативой проведения «Автоквеста», и в 2018 г. уже выступили организаторами данного мероприятия для студентов первого курса. В 2018 г. мероприятием «Автоквест» были охвачены 10 групп первого курса, что в общей сложности составило 250 человек.

Успешно проведя «Автоквест», ребята на Конвенте студенческих самоуправлений Алтайского края представили свой опыт. Проект ребят был отмечен дипломом, как наиболее удачный опыт работы студенческого самоуправления. По итогам Конвента лучшие практики рекомендованы к включению в федеральный сборник методических материалов «Помощник студактива», а самые успешные докладчики приглашены к участию в городских и региональных грантовых конкурсах.

С целью создания условий, способствующих самореализации студентов в творческой и профессиональной сфере и решению вопросов в различных областях жизни студентов, 15 марта на базе КГБПОУ «Алтайский архитектурно-строительный колледж» состоялся краевой совет лидеров органов студенческого самоуправления профессиональных образовательных организаций.

Студенческие лидеры прибыли из сорока одного профессионального образовательного учреждения края. После пленарной части работа была продолжена по четырём секциям «Студенческое самоуправление», «Добровольческая (волонтёрская) деятельность», «Финансовая грамотность», «Гражданско-патриотическое воспитание». Кульчаков Егор, Лобастов Даниил и Хворов Алексей, студенты 2 курса профессия «Машинист крана (крановщик)» представили свои проекты в секциях «Студенческое самоуправление» и «Гражданско-патриотическое воспитание. Ребята с удовольствием рассказывали о своей работе, представляли социально значимые проекты, делились наработанным опытом, говорили о результатах и достижениях.

Затем студенты группы К–71/72 предложили провести подобное мероприятие для школьников.

Хорошо обдумав данное предложение, было решено провести мероприятие не в выпускных классах, учащиеся которых могут как коллективно, так и самостоятельно посещать Дни открытых дверей в ВУЗах и ПОО, а в среде младших школьников, поскольку именно в этом возрастном периоде у ребенка появляются профессионально окрашенные фантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение личности.

13 марта 2019 г. преподаватели и студенты второго курса профессии «Машинист крана (крановщик)» подготовили (проведи адаптацию для возрастной группы младшей школы) и провели «Автоквест» для учащихся 2 «В» класса МБОУ «Лицей №101».

Младшие школьники с большим позитивом отозвались на мероприятие: команды соревновались в знании ПДД, автомобилей и смекалке, попадании «точно в цель» инерционными автомобилями, рисовали автомобили будущего с завязанными глазами. Болельщики команд тоже не сидели без дела, они с азартом приняли участие в викторине. Соревнования проходили с большим накалом страстей, команды были великолепно подготовлены и собраны! Школьники показали отличное мастерство в управлении автомобилями и знание Правил дорожного движения!

Проведенное для младших школьников мероприятие показало, что профориентационную работу  (популяризацию водительских профессий в среде школьников) подобного рода имеет смысл проводить, поскольку дети откликаются на нее с большей непосредственностью, чем учащиеся старших классов, не стесняются задавать различные вопросы и с большим интересом прислушиваются к нашим студентам, нежели к взрослым людям.

 

Заключение

В данной работе были представлены и рассмотрены особенности профессионального самоопределения старших подростков.

Целью исследования стала проблема влияния адаптационных мероприятий профессиональной направленности на формирование положительной динамики отношения к учебной деятельности по профессии и обусловила выбор гипотезы.

Выдвинутая нами гипотеза, построенная на допущении о том, что существует взаимосвязь особенности профессионального самоопределения у студентов и позитивного влияния адаптационных мероприятий на формирование положительной динамики отношения к учебной деятельности по профессии подтвердилась.

В результате проведения исследования и обработки полученных данных можно сделать следующие выводы:

1.                     большинство обследованных студентов на момент повторной диагностики имеют среднюю и высокую успеваемость, а 19 % имеют низкую успеваемость, т.е. за 3 месяца наблюдения у испытуемых произошли статистически значимые изменения в результатах успеваемости, то можно заключить, что адаптационное мероприятие «Автоквест» имело позитивное воздействие на студентов первого курса.

2.                     мероприятие послужило толчком для дальнейшего формирования ответственного отношения к своему будущему и будущему других людей: студенты группы К–71/72 через год сами вышли с инициативой проведения «Автоквеста», и в 2018 г. уже сами выступили организаторами данного мероприятия для студентов первого курса, вышли с презентацией идеи «Автоквеста» на Конвенте студенческих самоуправлений Алтайского края и далее,

3.                     мероприятие имеет профориентационную направленность (популяризацию водительских профессий в среде школьников) и может проводиться для детей разных возрастных групп после соответствующей адаптации.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.     Богданова М.В.,  Доценко  Е.Л. Саморегуляция личности: от защит к созиданию: Монография. / М.В. Богданова,  Е.Л. Доценко – Тюмень: Мандр и Ка, 2010. – 204 с.

2.     Богданова М.В., Дудин В.А. Разработка методики локуса жизнеобеспечения личности // Вестник ТюмГУ,  2012. - №9. – С. 184–193.

3.     Божович Л.И. Проблемы формирования личности. //Под ред. Д.И. Фельдштейна./ Л.И. Божович. - М. : изд-во “Институт практической психологии”, - Воронеж, 1995г. – 352 с.

4.     Боранукова Н. О. Творческое саморазвитие личности в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования [Текст] / Н. О. Боранукова // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 258-259.

5.     Бусыгина И.С., Распопин, Е.В. Внутриличностные ресурсы  стрессоустойчивости личности / И.С. Бусыгина, Е.В. Распопин // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2013. – № 2. – С. 93 – 97.

6.     Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика / под  науч. ред. проф. Л.И. Вассермана. – СПб.: Изд-во «Речь», 2010. – 192с.

7.     Голомшток А. Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. - Москва, 2002.- 159 с.

8.     Гребенюк А.А. Актуальные проблемы возрастной психологии. (С использованием примеров из дипломных и курсовых работ). Учебное пособие.- Симферополь: Издательство «Таврия-плюс», 2001. – 180 с.

9.     Гусев А.В. Проявление стресса и личностных характеристик у студентов / А.В. Гусев // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 1. - С.262-264.

10. Дарвиш О.Б. Психологические особенности проявления  стрессоустойчивости личности в  экстремальных ситуациях / О.Б. Дарвиш // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» – 2012. – № 1.

11. Доценко Е. Л.  Психоиммунная «цена» копингов./ Е. Л. Доценко   // Психология стресса и совладающего поведения: Материалы III Междунар. науч.- практ. конф. Кострома, 26–28 сент. 2013 г.: в 2 т. / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк,  М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. – т. 1. – С. 93 – 95.

12. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.- 4-е изд., перераб., дол.- М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2016.- 336 с.

13. Карпинский К.В. Стратегия жизни как структурная организация индивидуальной жизнедеятельности // Психология жизненного пути личности: методологические, теоретические, методические и прикладные проблемы / Под ред. Н.А. Логиновой, К.В. Карпинского. – Гродно: ИЦ ГрГУ, 2012. - С. 248–271.

14. Карпинский К.В. Смысл жизни и ресурсы его реализации: к пониманию механизмов личностного кризиса // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. – т. 9. - №4. – С. 3–33.

15. Карпинский К. В.   Совладание: поведение или деятельность?/ К. В. Карпинский // Психология стресса и совладающего поведения: Материалы III Междунар. науч.- практ. конф. Кострома, 26–28 сент. 2013 г. : в 2 т. / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк,  М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. – т. 1. – С. 20 – 22.

16. Кашеварова  А. Н.  Здоровьесберегающий потенциал мотивации достижения успеха школьников./ А. Н. Кашеварова   // Психология стресса и совладающего поведения: Материалы III Междунар. науч.- практ. конф. Кострома, 26–28 сент. 2013 г.: в 2 т. / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк,  М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. – т. 1. – С. 100 – 102.

17. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса / Л. А. Китаев-Смык. – М.:  Наука, 1983. – 367 с.

18. Коломеец Л.А. Особенности копинг - поведения старшеклассников как стратегия преодоления жизненных трудностей / Л.А. Коломеец // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 8. – С. 138 – 140.

19. Кон И.С. Психология ранней юности/ И.С. Кон. – М.: АСТ, 2008. – 255 с.

20. Крюкова Т.Л., Гущина Т.В. О социокультурной контекстуализации в исследованиях стресса и совладания // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, - 2012. – т. 18. - № 3. – С. 194–198.

21. Крюкова Т. Л.  Культурная специфика совладания со стрессом у россиян в контексте коллективизма / индивидуализма./ Т. Л. Крюкова // Психология стресса и совладающего поведения: Материалы III Междунар. науч.- практ. конф. Кострома, 26–28 сент. 2013 г. : в 2 т. / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк,  М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. – т. 1. – С. 30 – 33.

22. Лафи С. Г. Психология стресса: учеб. пособие / С. Г. Лафи. - Минобрнауки России, ОмГТУ. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2014. – 144 с.

23.Михайлов И. В. Психология в системе работ по профориетации.//Вопросы психологии. - 1975. - № 1.

24. Мозголина  А. А.,  Тихомирова, Е. В. Участие во внеучебной деятельности ВУЗа как способ совладания с адаптационными трудностями у первокурсников./ А. А. Мозголина, Е. В. Тихомирова  // Психология стресса и совладающего поведения: Материалы III Междунар. науч.- практ. конф. Кострома, 26–28 сент. 2013 г. : в 2 т. / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк,  М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. – т. 1. – С. 45 – 48.

25. Молодежь: от самоопределения до трудоустройства. (Методы, методики, технологии). Методическое пособие для специалистов службы занятости и различных категорий безработной молодежи. Под общ. ред. к.эк.н. А. С. Потапова; М. : ДФГСЗН по г. Москве, МЦТЗМ «Перспектива», 2012. – 289 с.

26. Немов Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования. / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2003. – 496 с

27. Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в  образовании [Текст]: методическое пособие. / Составители: Борисенко О.В., Матерова Т.А., Ховалкина О.А., Шамардина М.В. – Барнаул, 2014. – 184 с. 

28. Парамзин В. Н. Профессиональная направленность личности и ее формирование в школьные годы. - Новосибирск, 2005. -39 с.

29. Почекаева И.С. Воспитание конфликтологической культуры старшеклассников : диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Почекаева И.С.; [Место защиты: Удмурт. гос. ун-т].- Пермь, 2010.- 215 с.

30. Психология стресса: учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс] / сост.  К.С. Карташова. – Электрон. дан. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 35 с.

31. Светлакова В. П. Выбор когнитивно обусловленных механизмов совладания со стрессом // Психопедагогика в правоохранительных органах, – 2009. – № 3. – С. 43 – 46.

32. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой,  Е. А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,  2008. – 474 с.

33. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / Под. ред. А. Л. Журавлева, Е. А  Сергиенко. – М.: Изд-во « Институт психологии РАН», 2011. – 512 с.

34. Табурова Т. С.  Воспринимаемая социальная поддержка в контексте культурно-исторической теории./ Т. С. Табурова // Психология стресса и совладающего поведения: Материалы III Междунар. науч.- практ. конф. Кострома, 26–28 сент. 2013 г. : в 2 т. / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк,  М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. – т. 1. – С. 64 – 66.

35. Терехова О. И.  Совладающее поведение и конструктивное разрешение межличностного конфликта./ О. И. Терехова // Психология стресса и совладающего поведения: Материалы III Междунар. науч.- практ. конф. Кострома, 26–28 сент. 2013 г. : в 2 т. / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк,  М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. – т. 1. – С. 66 – 68.

36. Циринг Д. А. Психология личностной беспомощности: дис. доктора психол. наук: 19.00.01/ [Место защиты: Томский государственный университет] – Томск, 2010. – 456 с.

37. Щербакова О.И. Психология конфликтологической культуры личности специалиста: формирование в контекстной образовательной среде: дис. доктора психол. наук: 19.00.07/ [Место защиты: Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова] - М.,- 2011. – 392 с.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Шуцкая Любовь Сергеевна , преподаватель,

Шуцкая Любовь Сергеевна , преподаватель,

ПОО попадает в новую для него среду, что приводит к повышению интеллектуальных, физических и эмоциональных нагрузок – стрессу для организма

ПОО попадает в новую для него среду, что приводит к повышению интеллектуальных, физических и эмоциональных нагрузок – стрессу для организма

Мы считаем, что тема психологической готовности к профессиональному самоопределению у старших подростков с разным уровнем сформированности

Мы считаем, что тема психологической готовности к профессиональному самоопределению у старших подростков с разным уровнем сформированности

Практическая значимость: разработанное адаптационное мероприятие профессиональной направленности на мотивацию студентов к учебной деятельности по профессии может применяться в дальнейшей работе образовательных учреждений

Практическая значимость: разработанное адаптационное мероприятие профессиональной направленности на мотивацию студентов к учебной деятельности по профессии может применяться в дальнейшей работе образовательных учреждений

Возраст испытуемых находится в диапазоне от 15 до 18 лет, общее количество испытуемых – 425 человек: 2017 г

Возраст испытуемых находится в диапазоне от 15 до 18 лет, общее количество испытуемых – 425 человек: 2017 г

Неумение систематизировать имеющуюся информацию; выделить в ней главное и второстепенное; переоценка или недооценка роли отдельных индивидуально-психологических качеств при выборе профессии; неумение соотнести свои возможности с…

Неумение систематизировать имеющуюся информацию; выделить в ней главное и второстепенное; переоценка или недооценка роли отдельных индивидуально-психологических качеств при выборе профессии; неумение соотнести свои возможности с…

Учебная и трудовая деятельность способствует развитию воображения детей как воссоздающего, так и продуктивного (творческого)

Учебная и трудовая деятельность способствует развитию воображения детей как воссоздающего, так и продуктивного (творческого)

Организация и анализ результатов первого этапа исследования и программа адаптационного мероприятия на формирование положительной динамики отношения к учебной деятельности по профессии

Организация и анализ результатов первого этапа исследования и программа адаптационного мероприятия на формирование положительной динамики отношения к учебной деятельности по профессии

Возможно, это связано с тем, что они в силу личностных качеств не допускают учебных стрессовых факторов, например, готовятся к занятиям, работают над рефератами, различными социальными…

Возможно, это связано с тем, что они в силу личностных качеств не допускают учебных стрессовых факторов, например, готовятся к занятиям, работают над рефератами, различными социальными…

Одной из причин такого положения является снижение уровня их стрессоустойчивости

Одной из причин такого положения является снижение уровня их стрессоустойчивости

Повышение уровня успеваемости по предметам профцикла среди студентов

Повышение уровня успеваемости по предметам профцикла среди студентов

Алексей/Егор.) : Сегодня между командами сраженье,

Алексей/Егор.) : Сегодня между командами сраженье,

Команды под марш усаживаются за столы

Команды под марш усаживаются за столы

Участники в это время тоже стараются как можно смешнее изобразить своё поведение во время поездки на авто: говорят по телефону, красят губы, толкают водителя в…

Участники в это время тоже стараются как можно смешнее изобразить своё поведение во время поездки на авто: говорят по телефону, красят губы, толкают водителя в…

Алексей/Егор.): Водитель должен умело управлять автомобилем

Алексей/Егор.): Водитель должен умело управлять автомобилем

Количество, % 12 49 39

Количество, % 12 49 39

Помощник студактива», а самые успешные докладчики приглашены к участию в городских и региональных грантовых конкурсах

Помощник студактива», а самые успешные докладчики приглашены к участию в городских и региональных грантовых конкурсах

Автоквест» для учащихся 2 «В» класса

Автоквест» для учащихся 2 «В» класса

В результате проведения исследования и обработки полученных данных можно сделать следующие выводы: 1

В результате проведения исследования и обработки полученных данных можно сделать следующие выводы: 1

Боранукова Н. О. Творческое саморазвитие личности в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования [Текст] /

Боранукова Н. О. Творческое саморазвитие личности в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования [Текст] /

Психология жизненного пути личности: методологические, теоретические, методические и прикладные проблемы /

Психология жизненного пути личности: методологические, теоретические, методические и прикладные проблемы /

Материалы III Междунар. науч.- практ

Материалы III Междунар. науч.- практ

Почекаева И.С.; [Место защиты:

Почекаева И.С.; [Место защиты:

Щербакова О.И. Психология конфликтологической культуры личности специалиста: формирование в контекстной образовательной среде: дис

Щербакова О.И. Психология конфликтологической культуры личности специалиста: формирование в контекстной образовательной среде: дис
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2020