ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«ЛАБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ПРОГРАММА
Тренинга «Пути обретения жизнестойкости»
Составитель:
Кириченко Е.С., педагог-психолог ГБПОУ КК «Лабинский социально-технический техникум»
Лабинск, 2022
Тема: «Пути обретения жизнестойкости».
Цель: повышение уровня жизнестойкости подростков, профилактика антивитального поведения.
Задачи:
1. Сформировать отношение к жизни как ценности.
2. Развивать и поддерживать позитивное самосознание и самооценку.
3. Способствовать формированию адекватной оценки своей деятельности.
4. Обучить подростков навыкам конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе).
Оборудование: проектор, компьютер, бумага формата А4, цветные карандаши, МАК
План тренинга:
I. Вводная часть.
1. Приветствие. Представленgeие цели и задач тренинга, организационные вопросы.
Психолог: Здравствуйте! Я рада приветствовать вас всех на тренинге «Пути обретения жизнестойкости». Сегодня мы будем говорить о личности и насколько для нас всех важно личностной развитие.
Правила тренинга:
1. Будь активным, действуй, говори!
2. Думай и говори только о том, что происходит «здесь и теперь».
3. Действуй и говори только от своего имени.
4. Предлагай, пробуй, экспериментируй, не критикуй.
5. Каждый достоин уважения, уважай других – будут уважать тебя.
6. Постарайся понять себя и других. Расскажи что понял и почувствовал.
Упражнение: «3 слова о себе»
Цель: знакомство с участниками, конкретизация ожиданий от занятий.
Инструкция: Сейчас ваша задача будет состоять в том, чтобы каждый участник описал себя тремя словами. Имя за слово не считается.
Обсуждение: Как вы чувствовали себя во время упражнения? Что по вашему мнению к этому привело?
Время: 10 минут.
II. Основная часть.
Психолог: наверное каждый из вас когда-нибудь задумывался над вопросами: кто Я, какой Я, а есть ли во мне силы чтобы чего-нибудь достичь, а на сколько я значим как для себя так и для других, совпадают или не совпадают представления обо мне других людей с моими, какие у меня цели в жизни и чего я могу достичь и т. д….
И самый главный вопрос: «Что делает нас уникальными и неповторимыми?» (ответы участников)
Психолог: делает нас уникальными и неповторимыми личность каждого из нас.
- Как вы думаете, что обозначает слово ЛИЧНОСТЬ? (ответы участников)
Психолог: Так как феномен личности предмет изучения не только психологии, но и других гуманитарных наук однозначного определения у термина нет.
Личность – это психологическое отличие одного индивида от другого.
Личность – это набор индивидуальных качеств человека (мышление, воля, характер, эмоции, темперамент, мотивация и т. д., определяющих его поведение в обществе, говорящих о его ценностях, жизненном опыте, стремлениях.
Личность - субъект социума с набором социальных ролей, определенными привычками и опытом.
Психолог: Как вы думаете, что отличает положительную личность от отрицательной? (беседа подводится к тому, что положительная личность всегда стремиться к самопознанию и саморазвитию).
1. Упражнение «Ассоциации»
Цель: формирование представления о понятии «Жизнестойкость».
Инструкция: Предлагается запустить цепочку ассоциаций. Ведущий называет слово, понятие, а участники быстро, практически не задумываясь называют слова (существительные, прилагательные, глаголы, образы, животных, людей, героев), которые ассоциируются с этим словом. Пример: «зима» ...., «человек»...., «жизнестойкость». Подведение итога и формулировка ответа на вопрос: «Что такое жизнестойкость»?
Время: 10 минут
Обсуждение: Легко ли было выполнять упражнение? Что Вы взяли для себя выполняя его?
2. Упражнение «Девиз жизни»
Цель: формирование адекватной оценочной деятельности.
Инструкция: Каждый член группы пишет на листочке свой девиз жизни, а потом все перемешиваются и зачитываются, группа должна угадать, чей этот девиз.
Время: 5 минут
Обсуждение: Чей жизненный девиз созвучен вашему мироощущению? Какой Вы бы взяли себе? Хотели бы Вы , что бы Ваш девиз стал кому-то полезен?
3. Упражнение «Чемодан»
Цель: оценка дальнейших жизненных перспектив, ресурсов, целей.
Ведущий:
собираясь в дальнюю дорогу, человек берет с собой необходимые вещи, собирает чемодан. На пути к успеху каждому может потребоваться что-то свое. На листочках напишите, что бы вы взяли с собой в жизненный путь к успеху, и прикрепите на наш чемодан. (Чемодан нарисован на листе ватмана и прикреплен к доске.)
Время: 10 минут
4. Упражнение: «Мой личный герб»
Цель: осознание и структурирование собственных ресурсов.
Инструкция: Каждый участник получает лист формата А4 с основой герба. Герб разделен на 5 частей.
1 часть - Изобразите то, что умеете делать лучше всего.
2 часть - Изобразите место, где вы чувствуете себя хорошо: уютно и безопасно.
3 часть – Самое большое свое достижение.
4 часть –3 человека, которым вы можете доверять.
5 часть –3 слова, которые вы бы хотели услышать о себе.
Все выше перечисленное можно изобразить при помощи слов, картин, символов, рисунков. Участникам дается время на создание собственного герба. По желанию обсуждение личных гербов.
Обсуждение: Каждому из нас надо помнить, что герб, который вы изготовили, поможет вам:
-когда вам скучно, вспомнить те дела, которыми можно заняться;
-когда одиноко, подумать о тех людях, к которым вы можете прийти и поделиться своими мыслями;
-стать более уверенными, вспомнив свои достижения, и задуматься о том, чего еще вы можете достигнуть;
-мысленно представить, то место, в котором вам уютно и хорошо, отдохнуть и успокоиться;
-когда же бывает горько, обидно, страшно, тревожно, для поддержания духа вспомнить и произнести вслух три слова, которые вам хотелось бы услышать о себе.
Время: 15 минут
III. Рефлексия:
1)Что нового для себя узнали на нашем занятии?
2)Что вам понравилось и что не понравилось?
1. Упражнение для прощания «Упакуем чемодан для отъезда с тренинга»
Инструкция: группа в круге. Один участник передает своему соседу вымышленный «чемодан» для «отъезда группы с этого тренинга». При этом участник, передающий «чемодан», говорит соседу, принимающему «чемодан», слова благодарности, что тот был с ним на тренинге. Тем самым передающий «чемодан» символически «кладёт» в него эту благодарность, передает чемодан другому. И так по кругу до последнего участника. Последний участник выносит «чемодан» в центр круга, и все, глядя друг на друга, говорят громко «Спасибо».
Психолог в произвольной форме завершает процедуру благодарности за работу и прощания, раздает всем участникам памятки «Пути развития жизнестойкости».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.