Интерактивные методы обучения
С развитием научно-технического прогресса, увеличивается объем информации, обязательной для усвоения. Следовательно, нужны новые методы и подходы в обучении, которые могут научить учиться, самостоятельно находить и усваивать нужную информацию. Современный процесс обучения предполагает значительное расширение форм учебной деятельности. Именно так строится учебно-воспитательный процесс при использовании групповых, интерактивных методов обучения – исполнения ролей, имитационной игры.
Интеракция – способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, решают проблемы совместно, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем [1].
В настоящий момент в современной педагогической науке формируется и уточняется понятие «интерактивное обучение» как:
· обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта;
· обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий;
· обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог [2].
Формы и методы интерактивного обучения можно разделить на:
· дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.;
· игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры;
· тренинговые формы проведения занятий (коммуникативные тренинги), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения [3].
Интерактивное обучение предполагает освоение не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения. Интерактивная модель обучения наиболее эффективна в дополнительном профессиональном образовании, неформальном образовании взрослых, поскольку взрослые имеют большой жизненный и профессиональный опыт [1].
Интерактивное обучение постепенно завоевывает все больше сторонников в практике как общего, так и профессионального образования, поскольку делает процесс обучения более мотивированным, продуктивным, эмоционально насыщенным, личностноразвивающим, а значит, более качественным. Интерактивное обучение имеет большой образовательный и развивающий потенциал и обеспечивает максимальную активность обучающихся в учебном процессе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Кимберг, А.Н. Интерактивные методы обучения как способы освоения живого знания / А.Н. Кимберг. – Москва : Издательский центр «Наука», 2013. – 27 с.
2. Кларин, М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта [Электронный ресурс]./ М.В. Кларин. – Москва : Издательский центр «Академия». – Режим доступа: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1191928437&archive=&start_from=&ucat=&
3. Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: пособие / С.Б. Ступина. – Саратов : Издательский центр «Наука», 2009. – 52 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.