ՈՒղեցույց
Оценка 5

ՈՒղեցույց

Оценка 5
Документация +1
docx
биология
1 кл—7 кл
21.02.2022
ՈՒղեցույց
ԲԺԻՇԿ.am
Razvitie.docx


Н.Ю. Кривоносова
Педагог-психолог

 

Омск-2019 г.

Содержание программы

1. Пояснительная записка 3-5
2. Содержание программы 6-11
3. Календарно – тематический план 12-14
4. Список литературы 15
5. Приложение 16-22

Пояснительная записка
Программа составлена на основе книги И.Л. Юрковской «Развитие мышления и внимания»: Минск ООО «Юниперс»; 2003 г., 45 с.
В рамках начального общего образования есть обязательное направление – коррекционно-развивающая работа. Одной из задач коррекционной работы является оптимизация отдельных психологических функций, обеспечивающих поведение и обучение.
Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. В период дошкольного детства формируются предпосылки учебной деятельности детей, происходит перестройка восприятия, внимания, мышления, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные.
7 лет – это уже возраст. Именно в этот период ребенок начинает осмысливать себя, свои способности, свою индивидуальность. Память не должна являться исключением. Свои способности к запоминанию и свои особенности ребенок должен осознавать, а взрослые, должны ему в этом помочь. В начале школьной жизни память является способностью, в значительной степени определяющей успешность обучения, но в дальнейшем ситуация меняется: процесс обучения начинает влиять на то, как, в каком направлении и какими темпами будет развиваться память. Память детей такова, что они могут запоминать произвольно и непроизвольно, могут заучивать материал, но могут и применить какой-либо способ для запоминания информации.
Актуальность темы заключается в том, что в этом возрасте происходит активное развитие всех видов памяти ребенка и задача взрослого, педагогически грамотно помочь этому развитию, поскольку происходящие в дошкольном возрасте преобразования, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития психики ребенка.
Память в детском возрасте, является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. С точки зрения психического развития: не мышление, и в частности не абстрактное мышление, стоит в начале развития, а определяющим моментом в начале развития является память ребенка. При хорошо организованной психолого–педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям.
Уровень развития внимания и памяти во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Обучаясь в школе, ему необходимо будет выполнять задания, требующие сосредоточения внимания волевым усилием и запоминания необходимой информации. Поэтому для учеников большое значение имеет развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно с развитием отдельных его свойств (объема, концентрации, переключения, устойчивости) и произвольной памяти, которая развивается по мере освоения ребёнком приёмов запоминания.
Таким образом, чтобы подготовить ребёнка к полноценной учебной деятельности, необходимо целенаправленно формировать у детей произвольность психических функций.
Данная программа «Волшебный сундучок», направленная на развитие познавательных процессов у детей 7-9 лет, характеризуется наличием различных стратегий и способов запоминания, при этом необходимой остается специально организованная работа, направленная на обучение детей способам запоминания и концентрации внимания.
Цель программы:
развитие познавательных процессов внимания и памяти.
Задачи программы:
1. Развитие зрительной памяти
2. Развитие слуховой памяти
3. Развитие логической памяти
4. Развитие тактильной и двигательной памяти
5. Развитие концентрации внимания
6. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти
7. Развитие переключаемости внимания

I. Планируемые результаты:
ученик научится:
-выделять и осознавать цели запоминания;
-формировать действия и операции запоминания (для этого занятия по смысловой группировке слов, установлению ассоциативных связей между запоминаемым предметом и хорошо знакомыми предметами).
После проведения коррекционной работы у детей 7-9 лет будут наблюдаться улучшения процессов запоминания, хранения и воспроизведения, так же по результатам пройденного курса, ребенок будет иметь опыт:
-наблюдения, внимательности, наблюдательности, ведения диалога, понимать и выполнять инструкцию, анализировать, сопоставлять сравнивать,
делать выводы и главное применять в жизни;
-повысится концентрация, переключаемость, устойчивость внимания;
-увеличится объем вербальной и зрительной памяти;
-сформируются приёмы запоминания;
-повысится уровень развития смысловой памяти;

Программа «Волшебная сундучок» рассчитана на 1,5 месяца. Возраст детей от 7 до 9 лет. В основе программы лежат индивидуальные занятия. Коррекционные занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 мин. Количество занятий -10.
Техники и технологии
Основные методы: диагностика, наблюдение, дидактические игры, рассказы, беседы, упражнения, направленные на развитие познавательных процессов памяти и внимания. В занятиях используются словесный и наглядный материал, соответствующий возрасту детей. При составлении заданий и упражнений учитывались психологические и индивидуальные особенности детей.
Кадровое обеспечение
1. Составитель и непосредственный исполнитель программы – педагог-психолог Кривоносова Наталья Юрьевна;
2. Куратор программы – заместитель директора Минина Ирина Валерьевна;
Условия реализации программы
Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Начальная общеобразовательная школа № 35» располагает необходимыми условиями для реализации настоящей программы:
1) обеспечивает эмоциональное благополучие;
2) поддерживает индивидуальность и инициативу детей;
3) устанавливает правила взаимодействия между детьми и взрослыми.
II. Содержание программы
Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постоянное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой, они закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности.
Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте; необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучении, когда ребенок сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.
Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.
Память – самая долговечная из наших способностей. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Внимание и память в значительной мере определяют ход и результаты учебной работы. Психические процессы могут быть непроизвольными (непреднамеренными) и произвольными (преднамеренными). Непроизвольность не зависит от нашего желания, от нашей воли или намерений. Оно происходит, возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны.
Если классифицировать память по времени, то можно выделить такие ее виды, как кратковременная, оперативная и долговременная.
Кратковременная память хранит информацию не более 20 секунд.
Оперативная память сохраняет текущую информацию, необходимую лишь для выполнения определенного действия.
Долговременная память ориентирована на будущее, на сохранение индивидуального опыта личности в течение дня, месяца, года или всей жизни.
Человек получает информацию благодаря разным органам чувств: зрения, слуху, обонянию, осязанию, вкусу. Следовательно, выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память.
Особое значение имеет деление памяти на непосредственную и опосредованную по критерию развитости процессов запоминания.
Непосредственная память отличается слабой обработкой запоминаемого материала. В таких случаях материал просто заучивается, благодаря многократному повторению, зазубривается.
Опосредованная память – это качественно более высокое запоминание, логическое, когда человек ищет способы запоминания, анализирует, сравнивает материал.
Произвольное запоминание – запоминание по установке на запоминание.
Непроизвольное запоминание – запоминание без намерения запомнить.
Важно осуществить как можно быстрее переход непроизвольной памяти в произвольную. Этот переход осуществляется поэтапно:
Используются наглядные образы для запоминания. Сравнительные исследования непроизвольного и произвольного запоминания показали, что при глубоком проникновении в смысловое содержание материала, при мыслительной переработке воспринятого материал сохраняется в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно, но без активной интеллектуальной деятельности. Поэтому так важно развивать смысловую (словесно – логическую память), которая заключается в запоминании и воспроизведении мыслей.
Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. (Р.С. Немов)
Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности.
Память – психическое отражение прошлого, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого, пережитого или сделанного.
Критерии и механизм отслеживания:
• Первичная диагностика;
• Итоговая диагностика.
Методики:
• «10 слов»,
• «10 предметов»,
• «Опосредованная память»,
• «Корректурная проба»,
• «Да и нет»,
• «Графический диктант».
Структура диагностической работы
Перед проведением развивающей работы проводиться диагностика уровня развития памяти у детей 7-9 лет. Для этого предлагаются два задания, направленных:
• На диагностику природной памяти;
• На диагностику культурной памяти.
Диагностика природной памяти
Сначала определяем продуктивность, или силу, природной (опосредованной) памяти ребенка. Это можно сделать с помощью следующей методики.
А) подготовительный этап.
В приложении содержится карточка, на которой нарисована фигура, состоящая из 3-4-х пересекающихся линий. Необходимо изготовить точно такую же карточку. Для работы потребуются: карандаши или ручки, часы с секундной стрелкой, чистая бумага без клеточек и линеек, 10 на 15 см., совпадающая по размерам с диагностическим материалом.
Б) диагностический этап.
После того, как все необходимое будет подготовлено для работы, можно начинать эксперимент. Ребенка усаживают за стол, напротив себя. Перед ним кладете чистый лист бумаги 10 на 15 см., карандаш или ручку. Инструкция испытуемому: «Сейчас на короткое время я покажу тебе карточку, на которой нарисована фигура. Ты должен постараться ее запомнить и нарисовать. Если сразу не запомнишь, я покажу ее еще раз и буду показывать до тех пор, пока ты не запомнишь и не нарисуешь эту фигуру. О том, что покажу карточку, буду предупреждать тебя словом «Внимание». После того как уберу карточку, ты можешь начинать рисовать». Испытуемый после каждой экспозиции карточки рисует на новом листе бумаги. Карточка показывается по 2 сек до тех пор, пока рисунок испытуемого не будет напоминать оригинал. В правильном рисунке должны быть соблюдены: приблизительные размеры фигуры, наклон фигуры, количество линий и количество их пересечений.
Для того, чтобы сделать вывод о силе природной памяти ребенка, необходимо подсчитать суммарное время запоминания фигуры. Оно будет равняться 2 сек х количество показов карточек.
Оценка результатов: Если ребенок правильно запомнил фигуру менее чем за 18 секунд, то это говорит о хорошей природной памяти; если время правильного запоминания колеблется в пределах от 20 до 30 секунд, то природная память средней продуктивности. В тех случаях, когда, время запоминания более 30 секунд, природная память имеет продуктивность ниже среднего.

 

Диагностика культурной памяти.
А) подготовительный этап.
Для того чтобы осуществить проверку уровня развития опосредованной памяти, необходимо вырезать 30 картинок. Перечень необходимых картинок: диван, гриб, корова, умывальник, стол, ветка, земляника, ручка для перьев, самолет, географическая карта, щетки, лопата и грабли, автомобиль, дерево, лейка, дом, цветок, тетради, телеграфный столб, ключ, хлеб, трамвай, окно, стакан, постель, лодка, настольная электрическая лампа, картинка в раме, поле, кошка.
Б) диагностический этап.
После того, как все 30 картинок будут подготовлены, их необходимо разложить на столе перед ребенком. Далее испытуемого надо ввести в курс дела с помощью следующей инструкции: «Сейчас я буду тебе называть слова. Ты должен постараться их запомнить. Для того, чтобы тебе было легче запоминать, можешь к каждому слову подобрать картинку, которая поможет тебе запомнить это слово».
Перечень (15 слов): дождь, собрание, пожар, день, театр, небо, ошибка, сила, встреча, ответ, горе, праздник, сосед, труд.
После того, как ребенок к каждому слову подберет картинку, можно начать проверку результатов. Воспроизведение должно осуществляться следующим образом. Вы показываете ребенку (по одной) каждую из отложенных им карточек и просите, вспомнить слово, которое он с помощью этой карточки запоминал.
Оценка результатов: Если количество правильно названных слов равняется 12 и более, то это говорит о хорошей культурной памяти. Если количество правильно названных слов 9-11 – продуктивность культурной памяти средняя. Если же ребенок назвал 8 слов и менее, то продуктивность культурной памяти ниже среднего.
Принципы программы:
1. Повышать психологическую грамотность учащихся
2. Укреплять и развивать волевые качества личности
3. Способствовать переходу сформированных методов запоминания в практику жизни – учебную деятельность.
Критерии для оценки эффективности Программы:
Эффективность развивающей программы «Волшебный сундучок», направленная на развитие познавательных процессов у детей 7-9 лет, по результатам пройденного курса, ребенок должен будет иметь опыт наблюдения, внимательности, наблюдательности, ведения диалога, понимать и выполнять инструкцию, анализировать, сопоставлять сравнивать, делать выводы и главное применять в жизни.

III. Календарно – тематический план

№ п.п. Тема занятия Содержание занятия Дата
1 Первичная диагностика 3.09.
2019 г.
2 Развитие и коррекция внимания, восприятия

Развитие и коррекция памяти

 

Работа в тетради Игровые упражнения
“Найди отличия”, “Летает – не летает”, “Да и нет – не говорить”

“Каскад слов”, “Запомни картинки “,
“Слушай всё запоминай – на вопросы отвечай”
“Графический диктант” 6.09.
2019 г.
3 Развитие и коррекция внимания, восприятия

Развитие и коррекция памяти

Работа в тетради Игровые упражнения
“Сравни картинки”

 

“Запомни парочки” “Запомни и нарисуй”, “Весёлые таблицы”

“Графический диктант” 10.09.
2019 г.
4 Развитие и коррекция внимания, восприятия

Развитие и коррекция памяти

Работа в тетради Слушай всё запоминай, на вопросы отвечай”,
“Посмотри на картинку, а запомни слово”

“Пиктограммы”, “Запомни и нарисуй”,
“Весёлые таблицы”
“Нарисуй по образцу” (по клеткам) 13.09.
2019 г.
5 Развитие и коррекция внимания,
восприятия

Развитие и коррекция памяти

 

Работа в тетради “Бывает – не бывает”,
“Цифровая таблица”

 

“Слушай всё запоминай, на вопросы отвечай”,
“Посмотри на картинку, а запомни слово”


 

Н.Ю. Кривоносова Педагог-психолог

Н.Ю. Кривоносова Педагог-психолог

Развитие зрительной памяти 2

Развитие зрительной памяти 2

Внимание и память в значительной мере определяют ход и результаты учебной работы

Внимание и память в значительной мере определяют ход и результаты учебной работы

Б) диагностический этап. После того, как все необходимое будет подготовлено для работы, можно начинать эксперимент

Б) диагностический этап. После того, как все необходимое будет подготовлено для работы, можно начинать эксперимент

III. Календарно – тематический план № п

III. Календарно – тематический план № п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2022