Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.
Портрет ребенка с СДВГ.
«Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответа».
В. Оклендер
С преобладанием гиперактивности-импульсивности:
Чрезмерно выраженная гиперактивность и
импульсивность
Симптомы невнимательности могут быть
выражены незначительно или отсутствовать
Чаще встречается у детей младшего возраста
С преобладанием невнимательности:
Легко отвлекается на внешние раздражители
Проявления чрезмерной гиперактивность и
импульсивности отсутствуют.
Смешанный тип:
Выявляется у большинства пациентов
Присутствуют все три классические
симптомы заболевания: невнимательность,
гиперактивность и импульсивность
СДВГ: подтипы
< 15%
50 - 75%
С преобладанием
невнимательности
20 - 30%
С преобладанием
гиперактивности-импульсивности
Смешанный тип
Признаки СДВГ:
Нарушение концентрации внимания - не способность удерживать внимание на каком- либо объекте.
Гиперактивность - совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью.
Импульсивность - особенность поведения человека , заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций.
Причины гиперактивности:
Генетические факторы;
Особенности строения и функционирования головного мозга;
Родовые травмы;
Инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни;
Алкоголизм родителей;
Асоциальная психопатия;
Аффективные расстройства.
Как выявить ребенка с СДВГ:
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
9. Не может играть тихо, спокойно.
10. Болтливый.
11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
13. Часто теряет вещи, необходимые в школе, дома, на улице.
14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Особенности организации работы с гиперактивными детьми:
Дополнительные занятия по интересам;
Учитывать высокую работоспособность в начале дня и вначале непосредственной образовательной деятельности;
Целесообразно предлагать таким детям сначала легкие задания;
Необходимо учитывать низкую переключаемость внимания;
Особенности организации работы с гиперактивными детьми:
Необходима хорошо организованная внешняя среда;
Четкость и краткость инструкций;
Использование тактильного контакта;
Педагогу необходимо в любой ситуации оставаться спокойным;
В отношениях с ребенком придерживаться «позитивной модели»;
Ограничить участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей.
Работа с родителями гиперактивного ребенка:
Встречать родителей ребенка не жалобами, а позитивной информацией;
Обмен между педагогом и родителями «карточками -переписками»;
Поощрение ребенка со стороны педагога за успехи;
Размещение информации по воспитанию ребенка с СДВГ в уголке для родителей;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.