« Гуси- лебеди»

  • docx
  • 01.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала чтение.docx

 

Тема: « Гуси- лебеди»                                                                                                                         Тип урока: Открытие новых знаний                                                                                               ЦельПознакомить учащихся с русской народной сказкой «Гуси-лебеди»                                 Задачи урока:                                                                                                                      Образовательная:                                                                                                                                             - развитие умения определять главную мысль произведений УНТ;                                                         - совершенствование  умения отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;                           - расширение словарного запаса;                                                                                                Развивающая:                                                                                                                                      -развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.                                            -развивать творческие способности детей.                                                                   Воспитательная:                                                                                                                                        - воспитывать любовь к устному народному творчеству.                                                                      -воспитывать умение дружить, милосердие.                                                               Оборудование:                                                                                                                                            Для учителя:                                                                                                                                   Учебник, презентация                                                                                                                       Для учащихся:                                                                                                                                   учебник                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока

1.  Организационный момент                                                                                                                 2.  Актуализация знаний                                                                                                                          3. Подготовка к восприятию темы.                                                                                                         4. Физкультминутка                                                                                                                                 5. Изучение нового материала                                                                                                                    6. Итог урока                                                                                                                                           7. Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.              Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алена Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок чтения.

Дети здороваются. Внимательно слушают учителя. Проверяют готовность к уроку.

2.                 Актуализация знаний

- Ребята, скажите мне что такое сказка?

- Есть научное толкование слова « Сказка».

произведение о вымышленных событиях, чаще с участием волшебных сил, в котором добро всегда побеждает зло.( слайд 1)

- А какие бывают сказки?

 

- В чем их отличие?                     

(слайд 2)

Дети предлагают варианты ответов

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторские и народные

Народные сказки создавались народом, а авторские –писателем.

 

3.     Подготовка к восприятию темы.

 

- Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой      « Гуси-лебеди».

- Ребята, а кто такие Гуси- лебеди?( слайд3), а они положительные или отрицательные герои сказки? Почему?

 

- Ребята, в сказке встретятся незнакомые слова, я их написала на доске, давайте прочитаем их.

причитывала – причитывать: плакать, приговаривать, жалуясь на что-либо;

кудель – пучок льна, приготовленный для пряжи;

веретено – приспособление для получения нити из шерсти;

устьице  – отверстие в печи. (слайд 5)

- Теперь давайте немножко отдохнём, все вставайте.

 

 

 

 

Это помощники Бабы- яги

 

отрицательные

они похитили братца

 

 

 

Дети по выбору учителя  читают слова.

 

 

 

 

 

4.     Физ. минутка

В небе плавает луна. 
В облака она зашла. 
Можем мы луну достать. 
И пониже перевесить.
Чтоб луна светила детям.

Плавательные движения

Ходьба на месте

Тянемся на носочках

Наклон вниз, руки опущены

5.     Изучение нового материала

 

-Теперь мы с вами отдохнули и можем приступать к работе.         -Открываем все учебники на стр.   и следите за моим чтением внимательно.        - В конце урока вы должны ответить мне на вопрос, какая это сказка.  -А вообще какие виды сказок вы знаете?( по содержанию сказок)  

 

- Кто может нам немножко рассказать об этих видах сказок?               

 

-Что такое сказки о животных?

- волшебные, социально- бытовые? ( слайд 6)

 

(Чтение)

 

- Кто действующие лица сказки?

 

 

 

 

 

- Куда ушли отец и мать?

Найдите это в тексте.

- Что они наказали доченьке? Найдите эти слова в тексте

 

- Послушала дочь родителей?

 

- Куда ушла  девочка?

 

- Что случилось с братцем? Найдите это в тексте

 

(Чтение)

 

 

- Что обнаружила девочка, когда вернулась?

 

 

Кто унес братца?

 

( Чтение)

 

- К кому сначала обратилась девочка за помощью? Найдите это в тексте.

 

-Помогла ли печка ей?

Почему?

 

 

 

 

 

-К кому она еще обратилась за помощью?  -Помогла ей яблонька (молочная река)? Почему?

 

 

 

( Чтение)

 

-Куда пришла девочка? Найдите это в тексте

- Что хотела сделать Баба-Яга? Найдите это в тексте

- Какой совет дала девочке мышка?

 

-Кто отправился в погоню за сестрой и братцем?

-Почему в этот раз молочная река, яблонька и печка помогли девочке?

 

-Чем  закончилась сказка?

Итак мы с вами прочитали сказку, кто может мне сказать, какая это сказка?

- А кто может объяснить почему эта сказка волшебная, а не какая- нибудь другая?

-Ребята, давайте прочитаем отрывки встречи девочки с печкой, речкой и молочной рекой по ролям.

-Давайте попробуем разделить героев сказки, на тех, кто помогает девочке и кто ей вредит    ( слайд 7)

- Сразу ли речка, печка и яблоня помогли девочке?

- А почему они не сразу ей помогли?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сказки о животных, волшебные, социально- бытовые.

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

Аленушка, Иванушка, мать, отец, печка, яблоня, речка, гуси- лебеди, баба- яга, мышка

 

 

На работу

 

Береги братца, не ходи со двора.

 

 

нет

 

 

на улицу

 

его унесли гуси- лебеди

 

 

 

 

 

она увидела, что братца нет

 

 

гуси- лебеди

 

 

 

к печке

 

 

 

 

нет

Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…

 

к яблоне и молочной речке

У моего батюшки и садовые не едятся…

У моего батюшки и сливочки не едятся…

 

 

В избушку

 

Она хотела съесть

 

Чтобы она взяла братца и убежала от Баба- яги

Гуси- лебеди

 

В этот раз девочка съела яблоко и поблагодарила яблоню …

Алёнушка и братец прибежали домой

 

Волшебная

Здесь есть Баба- яга…

 

 

 

Баба- яга и гуси- лебеди- вредят, а речка, печка, яблоня, мышка- помогают

Нет

Она отказалась отведать их дары

6.     Итог урока

- С какой сказкой мы сегодня познакомились на уроке?                                Любая сказка нас чему  – то учит. А какой поучительный урок можно вынести из этой сказки?

Со сказкой « Гуси- лебеди»

 

  • надо слушаться старших;
  • быть скромным и вежливым;
  • на добро отвечать добром.

7.     Домашнее задание

 

Теперь открываем дневники и записываем домашнее задание. Домашнее задание- прочитать сказку « Гуси- лебеди» и пересказать. Ребята, спасибо вам за урок, мне было приятно с вами работать, до новых встреч.

 

 

Записывают домашнее задание